Основы проектой деятельности
рабочая программа (6 класс) на тему

Соломина Анна Михайловна

Рабочая программа по Основы проектной деятельности для 6 классов разработана в соответствии с  нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего (приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12. 2010 года № 1897);
  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №143 на 2015-2020гг.;
  • Положение о  рабочей программе;
  • Учебный план МАОУ СОШ №143.  

 

Цели курса:

- создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей;

- привитие интереса учащимися к математике;

- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

- формировать ключевые компетенции учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

- углубить  и расширить знаний по математике;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;

- формирование ценностных ориентаций и смыслов;

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;

- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;

- развитие творческого мышления и технологической культуры;

 - развитие речи.

 

Планируемые предметные результаты

1)  В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

 2)  В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

3)  На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников; 

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;         

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах. 

 

Содержание программы курса

 

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (4ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом. 

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. 

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.   

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (3ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. 

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. 

Написание эссе «Ступенька к проекту».

Тема 4. Работа с каталогами (3 ч)

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу

Тема 5. Работа со справочной литературой (3 ч)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации. 

Тема 6. Способы первичной обработки информации (5 часов)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе. 

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему. 

Тема 7. Наблюдение и эксперимент (3 часа)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 8. Как работать вместе (2часа)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия. 

Тема 9. Реализация плана проекта (4ч.)

Работа над основной частью  проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна,  рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 10. Структура проекта. Письменная часть проекта  (4ч.)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.  

Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 11. Оценивание проекта (2ч.)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 12. Защита проекта. Презентация (4ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации». Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 13. Анализ проекта (4ч.)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.   Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_proektnoy_deyatelnosti_fgos_6_klass.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования МБОУ СОШ №143,

(приказ №107/1-О от 31.08.2015г.),

изменения (дополнения) (приказ № 34/2 от 01.03.2016 г.

Рабочая программа по курсу «Основы проектной деятельности»

6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по Основы проектной деятельности для 6 классов разработана в соответствии с  нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего (приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12. 2010 года № 1897);
  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №143 на 2015-2020гг.;
  • Положение о  рабочей программе;
  • Учебный план МАОУ СОШ №143.  

Цели курса:

- создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей;

- привитие интереса учащимися к математике;

- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

- формировать ключевые компетенции учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

- углубить  и расширить знаний по математике;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;

- формирование ценностных ориентаций и смыслов;

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;

- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;

- развитие творческого мышления и технологической культуры;

 - развитие речи.

Планируемые предметные результаты

1)  В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

 2)  В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

3)  На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;  

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;          

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.  

Содержание программы курса

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (4ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.  

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.  

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.    

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (3ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.  

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.  

Написание эссе «Ступенька к проекту».

Тема 4. Работа с каталогами (3 ч)

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу

Тема 5. Работа со справочной литературой (3 ч)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.  

Тема 6. Способы первичной обработки информации (5 часов)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.  

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.  

Тема 7. Наблюдение и эксперимент (3 часа)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 8. Как работать вместе (2часа)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.  

Тема 9. Реализация плана проекта (4ч.)

Работа над основной частью  проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна,  рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 10. Структура проекта. Письменная часть проекта  (4ч.)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.  

Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 11. Оценивание проекта (2ч.)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 12. Защита проекта. Презентация (4ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации». Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 13. Анализ проекта (4ч.)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.   Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Тема 1. Понятие «Учебный проект»

4 ч

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

4 ч

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы

3 ч

Тема 4. Работа с каталогами

3 ч

Тема 5. Работа со справочной литературой

3 ч

Тема 6. Способы первичной обработки информации

5 ч

Тема 7. Наблюдение и эксперимент

3 ч

Тема 8. Как работать вместе

2 ч

Тема 9. Реализация плана проекта

4 ч

Тема 10. Структура проекта. Письменная часть проекта  

4 ч

Тема 11. Оценивание проекта

2 ч

Тема 12. Защита проекта. Презентация

4 ч

Тема 13. Анализ проекта

4 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"

Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

ПРОЕКТ по предмету «Основы проектной деятельности» «Древние образы в народном искусстве»

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к с...

Классификация проектов (Основы проектной деятельности 5 классс)

Классификация проектов (Основы проектной деятельности 5 классс)...