«Формирование управленческой функции педагога»
статья на тему

   Учитель учится всю жизнь. Уровень профессиональной компетентности учителя - это его знания, умения, личный опыт. Быть компетентным означает быть способным мобилизовать в определенной ситуации полученные знания и опыт. Но профессиональная компетентность учителя требует постоянного развития и совершенствования.

    Мобильность, предприимчивость, организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием – данные качества являются важными для любого человека в современном обществе.

   Идеальный учитель  это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формирование управленческой функции педагога»

   Учитель учится всю жизнь. Уровень профессиональной компетентности учителя - это его знания, умения, личный опыт. Быть компетентным означает быть способным мобилизовать в определенной ситуации полученные знания и опыт. Но профессиональная компетентность учителя требует постоянного развития и совершенствования.

     Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения  отводилась учителю, от его управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения, управлять учебным процессом зависели благополучие и успехи учеников. Роль управленческой и профессиональной компетентности велика не только в жизни педагога и его учеников, но и в жизни любого человека.
    Мобильность, предприимчивость, организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием – данные качества являются важными для любого человека в современном обществе.
    Учитель, который призван содействовать формированию вышеназванных качеств в обучающихся, сам должен обладать ими. 

   Деятельность учителя современного учебного заведения требует использования профессиональных знаний и умений не только по базовым предметам и педагогики, но и по экономике, менеджменту, социологии и тому подобное. Поэтому необходимой профессионально значимой составляющей компетентности современного учителя является управленческая компетентность.

   Изменения в обществе способствовали повышению уровня требований к управленческой деятельности учителя, сделали ее более сложной и ответственной.

   Важную роль в обеспечении положительных изменений в системе образования имеет усовершенствование управленческой компетентности учителей и повышение их профессионального уровня. Сущностными характеристиками образования управленца является гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Важнейшей задачей самообучения учителей должно стать не только усвоение профессиональных знаний и углубление профессиональной компетентности, но и постоянное развитие управленческих качеств.

    Существующий опыт свидетельствует о том, что нельзя владеть этими

качествами сразу, углубление их может происходить в течение достаточно

длительного времени, при чередовании периодов обучения и практической

деятельности.

   Учитель - одна из важных фигур всего образовательного процесса. Он должен уметь решать разнообразные управленческие проблемы, уметь не только управлять ученическим коллективом, но и переводить его на качественно новый уровень, что требует специальных знаний теории и практики управления, определенных личностных качеств. Очень важны также личностные качества учителя-управленца, которые обеспечивают мотивационное управление. Быть учителем управленцем - это не простая  и довольно длительная работа над собой.

   Понятие "управленческая компетентность" в научной литературе может рассматриваться как системное образование; определяется совокупностью следующих компонентов:

- знания, необходимые для данной специальности или должности;

- умения и навыки, необходимые для успешного выполнения функционально должностных обязанностей;

- профессиональные, деловые и личностно значимые качества для более

полной реализации собственных сил, способностей и возможностей в процессе

деятельности;

- культура, необходимая для формирования гуманистического мировоззрения, духовно-ценностных ориентиров, нравственных и этических принципов личности;

- мотивационная сфера профессиональной деятельности.

   При таких подходах рост управленческой компетентности предполагает:

- вхождения в специальность;

- овладение нормами и способами управленческой деятельности и общения;

- повышение квалификации;

- творчество как индивидуальный вклад в профессиональный опыт;

-формирование мотивационной сферы деятельности руководителя.

   Следовательно, для эффективного управления в учебном процессе выявления и оценка общего уровня управленческой компетентности учителя является актуальным как в теоретическом, так и практическом аспектах.   

    В настоящее время специфика профессиональной подготовки будущего учителя к педагогической деятельности состоит в том, что начинающий педагог, с первых дней своей практической деятельности становится не просто учителем–предметником, а непосредственно организатором, менеджером учебно-воспитательного процесса: он должен не только качественно обучать, воспитывать и развивать личность ребёнка, но и осуществлять эффективное управление учебно-познавательной деятельности учащегося. В конечном счете, профессиональный успех будущего учителя зависит от его педагогического мастерства.
         Исходя из того, что идеальный объект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя.
   Идеальный учитель  это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников. 

    Развитие и совершенствование профессиональной компетентности учителя осуществляем через внутришкольное управления, ориентированное на человека и его потребности, согласно сформулированных целей и задач школьного коллектива, создавая условия для обеспечения всестороннего развития личности каждого школьника и учителя, и через мотивацию их на эффективную, самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность.

     Реализация управленческих технологий в работе с педагогическими кадрами происходит в процессе проведения различных мероприятий и реализации различных форм образовательной деятельности.

     К ним относятся:

1. Педсовет - их тематика соотносится с целями деятельности школы и предполагаемых результатов. В основе подготовки и проведения педсоветов лежит разработка программ деятельности педагогического коллектива по решению проблем, сдерживающих развитие школы, учителей, учеников. С этой целью формируется творческая группа учителей.

2. Динамические творческие группы. Это небольшие группы людей, которые при поддержке администрации добровольно встречаются для решения проблем, связанных с реализацией научно-методической проблемы школы.

3. Школа молодого учителя. Программа работы этой небольшой структуры основана на комплексном подходе к формированию в учителя профессионально-педагогических функций  в учебно-воспитательном процессе.

4. Взаимообучение (наставничество). Это доверительный процесс, с помощью которого не менее двух учителей совместно консультируют друг друга, формируют и развивают свое педагогическое мастерство, проводят исследования в классах, решают проблемы на своих рабочих местах.

5. Проведение научно-практических, психолого-педагогических и теоретических семинаров. Это деятельность, содержанием которой является: оказание помощи учителям в изучении и внедрении инновационных технологий обучения; обеспечение теоретико-методологической  помощи в решении практических задач; соблюдение единой психолого-педагогической деятельности; связь теоретических знаний с анализом фактов повседневной жизни.

6. Повышение уровня профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, аттестация. Эта работа осуществляется  в пределах предметных методических кафедр. Проведение на заседаниях кафедр самоаттестации в конце учебного года позволяет подвести итоги, наметить пути ликвидации пробелов и творчего поиска.

7. Постоянное стимулирование педагогической деятельности. Это признание заслуг коллектива, успех в глазах учеников, доверие администрации, повысить квалификацию и продвижения по службе.

    Самообразовательная компетентность учителя - один из путей повышения профессионального мастерства. Перед учителем поставлена ​​важная задача - осуществлять развитие гармоничной компетентности  личности. Меняются ориентиры образования - меняется и учитель, цели и задачи его образовательной деятельности.

    Нет сомнения, что проблема эффективности, результативности педагогического процесса может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и профессионального мастерства  каждого педагога.

    На каком бы этапе жизненного опыта и о профессиональную пути не находился учитель, он никогда не может считать собственное образование завершенной, а свою профессиональную компетентность полностью сформированной. Сегодня каждый педагог самостоятельно изучает важнейшие аспекты своего мастерства, этому в значительной мере способствует диагностика профессиональных трудностей и успехов учителя. Такая диагностика направлена ​​на:

• формирование мотивации познавательной активности школьников;

• отслеживание рефлексии учащихся;

• отслеживание развития ценностной сферы учащихся;

• контроль взаимоотношений учителя с учащимися;

• адекватное оценивание результатов деятельности учащихся;

• осуществление дифференциации и индивидуализации учебного процесса;

• структурирование учебного материала по теме.

    У американцев есть одно уже полезное понятие «Селфмейдмен» -человек, который сделал сам себя. Так называют людей, которые благодаря своим усилиям добились значительных успехов. Каждый педагог в определенной степени является «Селфмейдмен». Но наша беда в том, что в большинстве случаев мы точно не знаем, чего хотим достичь, как это сделать.

   Поэтому работа с педагогическими кадрами строится на субъект-субъектных отношениях, когда специалисты-практики выступают в роли активных участников учебной деятельности. Этому способствует поэтапное осуществление управления процессом достижения профессионального мастерства через:

• руководство методиста;

• участие в городских методических мероприятиях;

• работу в школьных методических объединениях и предметных кафедрах;

• курсы повышения квалификации;

• самообразование педагогов.

   В основе эффективной педагогической деятельности лежит положительная «Я-концепция» учителя поскольку принятие и понимание себя, оптимистическое жизнерадостное мировосприятие-это ли не главный принцип обеспечения социально-

психологических условий для укрепления и сохранения главных тенденций в самосовершенствовании и самореализации  личности педагога.

   Положительную «Я-концепцию» следует рассматривать через взаимосвязь, взаимообусловленность эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов.    

   Самообразование - постоянная деятельность учителя, направленная на расширение и углубление знаний и умений, повышение уровня предметной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...

Мотивация как управляющая функция педагога

С самого начала своей работы в школе я задумывалась над тем, как разрушить представление детей о математике, как о сухой науке, связанной лишь с вычислениями, бесконечными формулами, многочисленными т...

Презентация "Контроль как управленческая функция"

Презентация к открытому уроку по теме "Контроль как управленческая функция"...

Педагогический менеджмент: четыре управленческие функции

В статье идёт речь о новой форме, применяемой директором на совещаниях: использование рабочих тетрадей. Заполнение рабочих тетрадей педагогами во время совещания при директоре позволяет эффективно реа...

Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"

Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста....

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...