«Формирование управленческой функции педагога»
статья на тему
Учитель учится всю жизнь. Уровень профессиональной компетентности учителя - это его знания, умения, личный опыт. Быть компетентным означает быть способным мобилизовать в определенной ситуации полученные знания и опыт. Но профессиональная компетентность учителя требует постоянного развития и совершенствования.
Мобильность, предприимчивость, организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием – данные качества являются важными для любого человека в современном обществе.
Идеальный учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Формирование управленческой функции педагога»
Учитель учится всю жизнь. Уровень профессиональной компетентности учителя - это его знания, умения, личный опыт. Быть компетентным означает быть способным мобилизовать в определенной ситуации полученные знания и опыт. Но профессиональная компетентность учителя требует постоянного развития и совершенствования.
Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения отводилась учителю, от его управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения, управлять учебным процессом зависели благополучие и успехи учеников. Роль управленческой и профессиональной компетентности велика не только в жизни педагога и его учеников, но и в жизни любого человека.
Мобильность, предприимчивость, организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием – данные качества являются важными для любого человека в современном обществе.
Учитель, который призван содействовать формированию вышеназванных качеств в обучающихся, сам должен обладать ими.
Деятельность учителя современного учебного заведения требует использования профессиональных знаний и умений не только по базовым предметам и педагогики, но и по экономике, менеджменту, социологии и тому подобное. Поэтому необходимой профессионально значимой составляющей компетентности современного учителя является управленческая компетентность.
Изменения в обществе способствовали повышению уровня требований к управленческой деятельности учителя, сделали ее более сложной и ответственной.
Важную роль в обеспечении положительных изменений в системе образования имеет усовершенствование управленческой компетентности учителей и повышение их профессионального уровня. Сущностными характеристиками образования управленца является гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве. Важнейшей задачей самообучения учителей должно стать не только усвоение профессиональных знаний и углубление профессиональной компетентности, но и постоянное развитие управленческих качеств.
Существующий опыт свидетельствует о том, что нельзя владеть этими
качествами сразу, углубление их может происходить в течение достаточно
длительного времени, при чередовании периодов обучения и практической
деятельности.
Учитель - одна из важных фигур всего образовательного процесса. Он должен уметь решать разнообразные управленческие проблемы, уметь не только управлять ученическим коллективом, но и переводить его на качественно новый уровень, что требует специальных знаний теории и практики управления, определенных личностных качеств. Очень важны также личностные качества учителя-управленца, которые обеспечивают мотивационное управление. Быть учителем управленцем - это не простая и довольно длительная работа над собой.
Понятие "управленческая компетентность" в научной литературе может рассматриваться как системное образование; определяется совокупностью следующих компонентов:
- знания, необходимые для данной специальности или должности;
- умения и навыки, необходимые для успешного выполнения функционально должностных обязанностей;
- профессиональные, деловые и личностно значимые качества для более
полной реализации собственных сил, способностей и возможностей в процессе
деятельности;
- культура, необходимая для формирования гуманистического мировоззрения, духовно-ценностных ориентиров, нравственных и этических принципов личности;
- мотивационная сфера профессиональной деятельности.
При таких подходах рост управленческой компетентности предполагает:
- вхождения в специальность;
- овладение нормами и способами управленческой деятельности и общения;
- повышение квалификации;
- творчество как индивидуальный вклад в профессиональный опыт;
-формирование мотивационной сферы деятельности руководителя.
Следовательно, для эффективного управления в учебном процессе выявления и оценка общего уровня управленческой компетентности учителя является актуальным как в теоретическом, так и практическом аспектах.
В настоящее время специфика профессиональной подготовки будущего учителя к педагогической деятельности состоит в том, что начинающий педагог, с первых дней своей практической деятельности становится не просто учителем–предметником, а непосредственно организатором, менеджером учебно-воспитательного процесса: он должен не только качественно обучать, воспитывать и развивать личность ребёнка, но и осуществлять эффективное управление учебно-познавательной деятельности учащегося. В конечном счете, профессиональный успех будущего учителя зависит от его педагогического мастерства.
Исходя из того, что идеальный объект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя.
Идеальный учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.
Развитие и совершенствование профессиональной компетентности учителя осуществляем через внутришкольное управления, ориентированное на человека и его потребности, согласно сформулированных целей и задач школьного коллектива, создавая условия для обеспечения всестороннего развития личности каждого школьника и учителя, и через мотивацию их на эффективную, самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность.
Реализация управленческих технологий в работе с педагогическими кадрами происходит в процессе проведения различных мероприятий и реализации различных форм образовательной деятельности.
К ним относятся:
1. Педсовет - их тематика соотносится с целями деятельности школы и предполагаемых результатов. В основе подготовки и проведения педсоветов лежит разработка программ деятельности педагогического коллектива по решению проблем, сдерживающих развитие школы, учителей, учеников. С этой целью формируется творческая группа учителей.
2. Динамические творческие группы. Это небольшие группы людей, которые при поддержке администрации добровольно встречаются для решения проблем, связанных с реализацией научно-методической проблемы школы.
3. Школа молодого учителя. Программа работы этой небольшой структуры основана на комплексном подходе к формированию в учителя профессионально-педагогических функций в учебно-воспитательном процессе.
4. Взаимообучение (наставничество). Это доверительный процесс, с помощью которого не менее двух учителей совместно консультируют друг друга, формируют и развивают свое педагогическое мастерство, проводят исследования в классах, решают проблемы на своих рабочих местах.
5. Проведение научно-практических, психолого-педагогических и теоретических семинаров. Это деятельность, содержанием которой является: оказание помощи учителям в изучении и внедрении инновационных технологий обучения; обеспечение теоретико-методологической помощи в решении практических задач; соблюдение единой психолого-педагогической деятельности; связь теоретических знаний с анализом фактов повседневной жизни.
6. Повышение уровня профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, аттестация. Эта работа осуществляется в пределах предметных методических кафедр. Проведение на заседаниях кафедр самоаттестации в конце учебного года позволяет подвести итоги, наметить пути ликвидации пробелов и творчего поиска.
7. Постоянное стимулирование педагогической деятельности. Это признание заслуг коллектива, успех в глазах учеников, доверие администрации, повысить квалификацию и продвижения по службе.
Самообразовательная компетентность учителя - один из путей повышения профессионального мастерства. Перед учителем поставлена важная задача - осуществлять развитие гармоничной компетентности личности. Меняются ориентиры образования - меняется и учитель, цели и задачи его образовательной деятельности.
Нет сомнения, что проблема эффективности, результативности педагогического процесса может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.
На каком бы этапе жизненного опыта и о профессиональную пути не находился учитель, он никогда не может считать собственное образование завершенной, а свою профессиональную компетентность полностью сформированной. Сегодня каждый педагог самостоятельно изучает важнейшие аспекты своего мастерства, этому в значительной мере способствует диагностика профессиональных трудностей и успехов учителя. Такая диагностика направлена на:
• формирование мотивации познавательной активности школьников;
• отслеживание рефлексии учащихся;
• отслеживание развития ценностной сферы учащихся;
• контроль взаимоотношений учителя с учащимися;
• адекватное оценивание результатов деятельности учащихся;
• осуществление дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
• структурирование учебного материала по теме.
У американцев есть одно уже полезное понятие «Селфмейдмен» -человек, который сделал сам себя. Так называют людей, которые благодаря своим усилиям добились значительных успехов. Каждый педагог в определенной степени является «Селфмейдмен». Но наша беда в том, что в большинстве случаев мы точно не знаем, чего хотим достичь, как это сделать.
Поэтому работа с педагогическими кадрами строится на субъект-субъектных отношениях, когда специалисты-практики выступают в роли активных участников учебной деятельности. Этому способствует поэтапное осуществление управления процессом достижения профессионального мастерства через:
• руководство методиста;
• участие в городских методических мероприятиях;
• работу в школьных методических объединениях и предметных кафедрах;
• курсы повышения квалификации;
• самообразование педагогов.
В основе эффективной педагогической деятельности лежит положительная «Я-концепция» учителя поскольку принятие и понимание себя, оптимистическое жизнерадостное мировосприятие-это ли не главный принцип обеспечения социально-
психологических условий для укрепления и сохранения главных тенденций в самосовершенствовании и самореализации личности педагога.
Положительную «Я-концепцию» следует рассматривать через взаимосвязь, взаимообусловленность эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов.
Самообразование - постоянная деятельность учителя, направленная на расширение и углубление знаний и умений, повышение уровня предметной подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»
Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...
Мотивация как управляющая функция педагога
С самого начала своей работы в школе я задумывалась над тем, как разрушить представление детей о математике, как о сухой науке, связанной лишь с вычислениями, бесконечными формулами, многочисленными т...
Презентация "Контроль как управленческая функция"
Презентация к открытому уроку по теме "Контроль как управленческая функция"...
Педагогический менеджмент: четыре управленческие функции
В статье идёт речь о новой форме, применяемой директором на совещаниях: использование рабочих тетрадей. Заполнение рабочих тетрадей педагогами во время совещания при директоре позволяет эффективно реа...
Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"
Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста....
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...