Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"
материал по психологии

Волгина Евгения Михайловна

Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-trening_emots_ust.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа

(МБУ ДО ДЮСШ)

Семинар – тренинг

с тренерами-преподавателями  по теме:

« Формирование эмоциональной

устойчивости педагога»

Составитель:       педагог-психолог

Волгина Е.М.

п. Зимовники

Семинар – тренинг с тренерами-преподавателями  по теме:

« Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагога

Задачи:

  • Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  • Проанализировать  проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
  • Создать участникам условия для полноценного общения.
  • Снятие напряжения и получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

Бумага, цветные карандаши

ХОД СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

1. Разминка (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) .

 свое имя и какое-либо свое  качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя – кроткая, красивая, креативная). Например, Ирина — изобретательная и т.д. У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с  учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.

  • снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
  • бессонница;
  • постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • переживание негативных эмоций, для которых нет причин
  • чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
  • эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;

 Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.

Почему же это происходит?

Происходит накапливание отрицательных эмоций. (это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения,  волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога  относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.

Вполне естественно встает вопрос: что делать?

Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.

Основная часть: Психотехнические упражнения, задания, направленные на формирование эмоциональной устойчивости педагога

  1. Упражнение «Комплименты».

Оборудование: мяч. Форма работы: коллективная, в кругу. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия, эмоциональной поддержки. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное – комплимент.

2. Упражнение «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

  • Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты. Ищите во всем позитив. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, стараться найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
  • Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше. Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко. Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
  • Окружите себя людьми, которые вас поддерживают и разделяют ваши идеи. Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.

3.Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

  1. Самодиагностика: Тест « Как вы заботитесь о себе?»

Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса. (Приложение 2.)

5. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Проанализировать:

  • похожие черты,
  • противоположные черты,
  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
  • отсутствие общих черт.

Какой список было составлять легче; Какой получился объемнее?

Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

6.Упражнение «Моечная машина» 

Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

7.Упражнение «Мои лучшие качества»

Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества»  

Форма работы: индивидуальная, в кругу.

Подготовка. Раздаются готовые бланки «Мои лучшие качества»

Мои лучшие качества

Мои способности и таланты

Мои достижения

 

 

 

 

 

 

 

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим  достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

Задание. Заполнить таблицу самостоятельно  следующим образом: 

«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои  достижения  в любой области.

Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)

8.Упражнение «Чувство»

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Вопросы для обсуждения:

  • Воспринимали ли вас адекватно?
  • Возникали ли затруднения в определении чувства?
  • Расскажите о своих впечатлениях.

9. Упражнение «Промежуточная рефлексия» 

Представьте себя каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

Участники по кругу описывают свои предметы.

10. Упражнение « Самоанализ»

Раздаются всем участникам по шоколадке « Аленка». Попросить участников описать Аленку, представив, что она живая:

  • Какой у нее образ жизни?
  • О чем она думает?
  • В чем нуждается?
  • Какой у нее характер?

Прочитайте написанный текст. Вы увидите, что большая часть описаний совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Каждый из нас описывая другого, говорит на самом деле о себе.

11. Заключительная часть. Восточная притча «Всё в твоих руках»

Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых  ладонях и был готов влюбое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Всё в твоих руках.

Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мыс ли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.  

В заключении провести упражнение « Пирог « Счастье мое»

Упражнение проводится в мини-группах. Участникам  даются

 « ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов; озвучить каждый из вариантов.

Пример: « Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях  добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому.»

Будьте здоровы!

Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания? (Приложение1)

Подведение итогов занятия.

Литература:

  1. Нина Рубштейн « Полный тренинг по развитию уверенности в себе» М, 2011
  2. Методическая разработка «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/trening-dlya-pedagogov-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniya
  3. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

Приложение №1

Анкета для участника семинара-тренинга по проблеме

« Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

1.Оцените степень Вашей удовлетворенности содержанием семинара:

- Очень удовлетворена

- Удовлетворена

- В целом удовлетворена

- Не удовлетворена

2. Определите уровень организации семинара:

-высокий

- Средний

- Низкий

3.Степень вашей активности в процессе занятий:
01234567   (подчеркнуть  соответствующий балл)

Ваши замечания и пожелания организаторам семинара (по содержанию, по форме занятий и т.д.)__________________________________________

Приложение №2

Тест « Как вы заботитесь о себе?»

Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса.

Условные обозначения:

4 – верно ( высказывание относится к вам и к вашим поступкам и действиям)

3 – скорее верно, чем неверно

2 – скорее неверно, чем верно

1 – неверно ( т.есть вы так не поступаете никогда)

Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в

колонке « балл».

Номер

вопроса

Вопрос

балл

1.

Временами я покупаю что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку

2.

Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться

3.

Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной

4.

Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне

5.

Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан

6.

Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное

7.

Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

8.

Я могу сказать « нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать

9.

Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее

10.

Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

11.

Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье

12.

Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны

13.

Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки

14.

У меня есть время для занятий увлекательным хобби

15.

Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если кому-то может не понравиться

16.

Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем

17.

Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18.

Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих

19.

 Я избегаю употребления  табака

20.

Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства

Итого:

Интерпретация теста: «Как вы заботитесь о себе?»

Более 54 баллов результат выше среднего.

Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40 - 45 баллов – средний результат.

Те, кто имеет данный балл, как правило стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

Ниже 40 баллов – результат ниже среднего.

Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой, окружающими или низкий уровень ассертивности (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ на тему: «Психологическое здоровье коллектива. Эмоциональное выгорание педагога»

По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной де...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

Семинар-тренинг для педагогов Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Данный материал можно использовать для проведения тренингов с педагогами....

Эмоциональная устойчивость педагога

Эмоциональная устойчивость педагога...

ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»

ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ        «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...

Психологический мини- тренинг, направленный на развитие эмоциональной устойчивости педагогов в ДОУ

Работа  педагога - психолога направлена на обеспечение психологической безопасности  всех участников образовательного процесса, поэтому психолог проводит различные психодиагностические иссле...