Семинар-тренинг с педагогами "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"
материал по психологии
Тренинг направлен на анализ источников негативных переживаний педагогов, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_emots_ust.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа
(МБУ ДО ДЮСШ)
Семинар – тренинг
с тренерами-преподавателями по теме:
« Формирование эмоциональной
устойчивости педагога»
Составитель: педагог-психолог
Волгина Е.М.
п. Зимовники
Семинар – тренинг с тренерами-преподавателями по теме:
« Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагога
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
- Проанализировать проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
- Создать участникам условия для полноценного общения.
- Снятие напряжения и получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
Бумага, цветные карандаши
ХОД СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
1. Разминка (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) .
свое имя и какое-либо свое качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя – кроткая, красивая, креативная). Например, Ирина — изобретательная и т.д. У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.
- снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
- бессонница;
- постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- переживание негативных эмоций, для которых нет причин
- чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
- эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;
Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит?
Происходит накапливание отрицательных эмоций. (это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.
Основная часть: Психотехнические упражнения, задания, направленные на формирование эмоциональной устойчивости педагога
- Упражнение «Комплименты».
Оборудование: мяч. Форма работы: коллективная, в кругу. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия, эмоциональной поддержки. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное – комплимент.
2. Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
- Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты. Ищите во всем позитив. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, стараться найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
- Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше. Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко. Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
- Окружите себя людьми, которые вас поддерживают и разделяют ваши идеи. Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.
3.Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
- Самодиагностика: Тест « Как вы заботитесь о себе?»
Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса. (Приложение 2.)
5. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты,
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт.
Какой список было составлять легче; Какой получился объемнее?
Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
6.Упражнение «Моечная машина»
Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
7.Упражнение «Мои лучшие качества»
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества»
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Раздаются готовые бланки «Мои лучшие качества»
Мои лучшие качества | Мои способности и таланты | Мои достижения |
|
|
|
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Заполнить таблицу самостоятельно следующим образом:
«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.
Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
8.Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Вопросы для обсуждения:
- Воспринимали ли вас адекватно?
- Возникали ли затруднения в определении чувства?
- Расскажите о своих впечатлениях.
9. Упражнение «Промежуточная рефлексия»
Представьте себя каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.
Участники по кругу описывают свои предметы.
10. Упражнение « Самоанализ»
Раздаются всем участникам по шоколадке « Аленка». Попросить участников описать Аленку, представив, что она живая:
- Какой у нее образ жизни?
- О чем она думает?
- В чем нуждается?
- Какой у нее характер?
Прочитайте написанный текст. Вы увидите, что большая часть описаний совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Каждый из нас описывая другого, говорит на самом деле о себе.
11. Заключительная часть. Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов влюбое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
-Всё в твоих руках.
Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мыс ли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.
В заключении провести упражнение « Пирог « Счастье мое»
Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются
« ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.
Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов; озвучить каждый из вариантов.
Пример: « Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому.»
Будьте здоровы!
Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания? (Приложение1)
Подведение итогов занятия.
Литература:
- Нина Рубштейн « Полный тренинг по развитию уверенности в себе» М, 2011
- Методическая разработка «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/trening-dlya-pedagogov-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniya
- Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
Приложение №1
Анкета для участника семинара-тренинга по проблеме
« Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
1.Оцените степень Вашей удовлетворенности содержанием семинара:
- Очень удовлетворена
- Удовлетворена
- В целом удовлетворена
- Не удовлетворена
2. Определите уровень организации семинара:
-высокий
- Средний
- Низкий
3.Степень вашей активности в процессе занятий:
01234567 (подчеркнуть соответствующий балл)
Ваши замечания и пожелания организаторам семинара (по содержанию, по форме занятий и т.д.)__________________________________________
Приложение №2
Тест « Как вы заботитесь о себе?»
Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
4 – верно ( высказывание относится к вам и к вашим поступкам и действиям)
3 – скорее верно, чем неверно
2 – скорее неверно, чем верно
1 – неверно ( т.есть вы так не поступаете никогда)
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в
колонке « балл».
Номер вопроса | Вопрос | балл |
1. | Временами я покупаю что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку | |
2. | Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться | |
3. | Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной | |
4. | Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне | |
5. | Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан | |
6. | Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное | |
7. | Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем | |
8. | Я могу сказать « нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать | |
9. | Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее | |
10. | Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве | |
11. | Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье | |
12. | Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны | |
13. | Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки | |
14. | У меня есть время для занятий увлекательным хобби | |
15. | Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если кому-то может не понравиться | |
16. | Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем | |
17. | Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100% | |
18. | Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих | |
19. | Я избегаю употребления табака | |
20. | Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства | |
Итого: |
Интерпретация теста: «Как вы заботитесь о себе?»
Более 54 баллов – результат выше среднего.
Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
40 - 45 баллов – средний результат.
Те, кто имеет данный балл, как правило стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов – результат ниже среднего.
Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой, окружающими или низкий уровень ассертивности (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ на тему: «Психологическое здоровье коллектива. Эмоциональное выгорание педагога»
По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной де...
Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.
В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....
Семинар-тренинг для педагогов Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.
Данный материал можно использовать для проведения тренингов с педагогами....
Эмоциональная устойчивость педагога
Эмоциональная устойчивость педагога...
ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»
ПРОГРАММА ГРУIШОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ПЕДАГОГАМИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ»...
Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...
Психологический мини- тренинг, направленный на развитие эмоциональной устойчивости педагогов в ДОУ
Работа педагога - психолога направлена на обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса, поэтому психолог проводит различные психодиагностические иссле...
- Мне нравится (1)