Педагогический менеджмент: четыре управленческие функции
методическая разработка на тему

Ермакова Татьяна Александровна

В статье идёт речь о новой форме, применяемой директором на совещаниях: использование рабочих тетрадей. Заполнение рабочих тетрадей педагогами во время совещания при директоре позволяет эффективно реализовывать не только организационно-контролирующую функцию, но и образовательно-просветительскую. Рабочая тетрадь – это инструмент, который позволяет получить объективную обратную связь с каждым педагогом, общаться в одном «понятийном поле».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический менеджмент: четыре управленческие функции

Т.А. Ермакова,

директор, педагог-психолог  МУ ДО «КЦ ДОД»

Красноселькуп, ЯНАО

Аннотация: В статье идёт речь о новой форме, применяемой директором на совещаниях: использование рабочих тетрадей. Заполнение рабочих тетрадей педагогами во время совещания при директоре позволяет эффективно реализовывать не только организационно-контролирующую функцию, но и образовательно-просветительскую. Рабочая тетрадь – это инструмент, который позволяет получить объективную обратную связь с каждым педагогом, общаться в одном «понятийном поле». 

«Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее — законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Другими словами, функция (от лат. function — исполнение) — это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления образовательными организациями выделяют следующие основные функции педагогического менеджмента:

Функция планирования, или принятия решения;

Планирование остается формальным актом, если на этапе планирования отсутствует элемент прогнозирования.

Функция организации выполнения принятых решений;

Функция мотивации;

Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля»1.

Администрацией МУ ДО «КЦ ДОД» используются элементы коуч-менеджмента, т.е. технологии управления организацией, ориентированной на развитие и направленную на достижение конкретного результата и на успех, где каждый ребёнок, педагог, администратор, родитель является ключевым звеном образовательного процесса.

В 2016/17 учебном году основное внимание администрации учреждения уделялось качеству образования в образовательном процессе, а именно:

  • Внедрение профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования», «Педагог профессионального обучения», «Педагог – психолог»;
  • Педагогические советы: «Повышение качества образования в контексте реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ» (05.12.2016);
  • «Оценка качества освоения дополнительных общеразвивающих программ» (20.03.2017г.);
  • Дистанционные курсы повышения квалификации;
  • Совещание при директоре с использованием новой формы (рабочие тетради).

Использование рабочих тетрадей на совещаниях при директоре, как одна из новых форм для активного слушания. Заполнение рабочих тетрадей педагогами во время совещания при директоре позволяет эффективно реализовывать не только организационно-контролирующую функцию, но и образовательно-просветительскую. Рабочая тетрадь – это инструмент, который позволяет получить объективную обратную связь с каждым педагогом, общаться в одном «понятийном поле».

1 М.А. Гончаров «Основы менеджмента в образовании» Рекомендовано учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений 3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 476 с.

Создавая рабочую тетрадь для совещания, руководитель тщательно и досконально продумывает ход всего мероприятия, в связи, с чем появляется чёткая регламентация деятельности, содержательная наполненность совещания, активная включенность в процесс каждого педагога.

Восьмого мая 2017 года на совещании при директоре педагогам были предложены 16 вопросов; отвечали на них 12 педагогов из 14.

Первые семь вопросов направлены на знание нормативно-правовой документации и своей дополнительной общеразвивающей программы;

Восьмой вопрос о маркетинге;

9,10,11,13 вопросы об обновлении программного содержания и методики преподавания, и новых форм работы с родителями воспитанников;

12,15 вопросы о результативности; качестве работы;

14 вопрос о сохранности контингента;

16 вопрос о качествах личности.

        Анализ полученных ответов позволил определить проблемное поле и поставить векторы методической работы на следующий учебный год:

  • Внедрение профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования», «Педагог профессионального обучения», «Педагог – психолог»;
  • Обновление содержания дополнительных общеразвивающих программ с учётом уникальности, востребованности, актуальности; (Модель выпускника);
  • Использование новых и эффективных методов и приёмов в образовательном процессе;
  • Маркетинг детских творческих объединений и курсов профессиональной подготовки.

Приложение № 1

Рабочая тетрадь для совещания при директоре

 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Ф.И.О. педагога ____________________________________________________

С кем бы из сотрудников нашего учреждения Вы пошли в разведку?

  1. ___________________________;
  2. ___________________________;
  3. ___________________________.

Придумайте название ниже приведённой схеме:________________________

_______________________________________________________________

Вопрос

Ответ

1.

Сформулируйте Миссию Вашей дополнительной общеразвивающей программы для отдельно взятого ребёнка:

2.

Чему научится ребёнок, который пройдёт полный курс обучения по Вашей программе (самые основные навыки)?

3.

Какие навыки, из перечисленных Вами выше, помогут ребёнку в дальнейшей жизни?

4.

Помогут ли эти навыки при обучении в школе? Если да, то в чём?

5.

Какую воспитательную направленность «несёт» Ваша программа?

6.

В чём Ваша программа соответствует Миссии, которая указана в Концепции развития дополнительного образования РФ? (Актуальность)

7.

В чём уникальность Вашей программы? Почему именно к Вам родители должны привести своего ребёнка, а не в другое образовательное учреждение?

8.

Как Вы рекламируете (транслируете) свою программу, где дети и родители могут узнать о Вашей программе?

9.

Какие методы, приёмы, формы используете для «удержания» интереса к Вашей программе? Что применяете для сохранности контингента?

10.

Какие новые формы занятий использовали в этом учебном году?

11.

Что НОВОГО Вы стали применять в своей работе, что позволило привлечь большее количество детей в Ваше ДТО?

12.

Какие успехи, победы детей в этом учебном году позволяют считать Вашу работу эффективной?

13.

Какие новые формы работы с родителями воспитанников Вы проводили в этом учебном году?

14.

Сколько детей в ДТО у Вас было на начало года и на сегодняшний день?

15.

Чего Вы не будете делать в следующем учебном году, чтобы улучшить свою работу?

16.

Какие качества личности, характера, манера поведения, мешают Вам в работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...

Презентация "Контроль как управленческая функция"

Презентация к открытому уроку по теме "Контроль как управленческая функция"...

Инновационный педагогический менеджмент

В данной статье обобщается современное понимание о менеджменте в образовании и тенденции развития педагогического менеджмента. Кроме того, в статье рассматриваются характерные особенности инновационно...

Педагогический менеджмент и конкурентоспособность педагогических кадров

Управление образовательной деятельностью учебного учреждения есть управление совместной деятельностью педагогов, других работников и учащихся. Этот процесс включает в себя создание необходимых условий...

Педагогическое обследование состояния слуховой функции без использования электроакустической аппаратуры.

В  начале  2016-2017 учебного  года  проводилось  комплексное  обследование  нарушенной  слуховой  функции,  восприятия  и  воспроизведения...

«Формирование управленческой функции педагога»

 Учитель учится всю жизнь. Уровень профессиональной компетентности учителя - это его знания, умения, личный опыт. Быть компетентным означает быть способным мобилизовать в определенной ситу...

Приказ ДО и МП « О реализации проекта по созданию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Приказ ДО и МП « О реализации проекта по созданию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного ...