Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа
опыты и эксперименты на тему

Филиппова Любовь Анатольевна

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективность намеченных преобразований может быть достигнута, с одной стороны, совершенствованием законодательства и государственного управления, а с другой, – формированием более высокого уровня правовой культуры граждан. Обновление общества, изменения в экономической, политической, общественной сферах, становление демократического правового государства выдвигают на одно из первых мест проблему развития правовой культуры человека как сознательного субъекта правовой деятельности. В связи с этим возрастает роль и значение правовой культуры как одной из важнейших характеристик гражданина нашей страны.

Поскольку право – это продукт деятельности человека, следовательно, правовая культура также является частью культуры вообще. По мнению М.Б. Смоленского, правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, которая характеризуется созданием и утверждением правовых ценностей.

Под формированием правовой культуры будущих выпускников учреждений закрытого типа мы понимаем, прежде всего, становление их правовой активности и умение эффективно использовать правовые знания в практической деятельности, что должно стать неотъемлемой частью процесса подготовки наших выпускников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_orel.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективность намеченных преобразований может быть достигнута, с одной стороны, совершенствованием законодательства и государственного управления, а с другой, – формированием более высокого уровня правовой культуры граждан. Обновление общества, изменения в экономической, политической, общественной сферах, становление демократического правового государства выдвигают на одно из первых мест проблему развития правовой культуры человека как сознательного субъекта правовой деятельности. В связи с этим возрастает роль и значение правовой культуры как одной из важнейших характеристик гражданина нашей страны.

Поскольку право – это продукт деятельности человека, следовательно, правовая культура также является частью культуры вообще. По мнению М.Б. Смоленского, правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, которая характеризуется созданием и утверждением правовых ценностей.

Под формированием правовой культуры будущих выпускников учреждений закрытого типа мы понимаем, прежде всего, становление их правовой активности и умение эффективно использовать правовые знания в практической деятельности, что должно стать неотъемлемой частью процесса подготовки наших выпускников.

Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, правомерно активного и законопослушного общества. В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой культуры граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Внедрение передового опыта организации работы по вопросам повышения правовой культуры воспитанников является важнейшей составляющей по повышению правовой культуры, в том числе и правовому обучению.

Формирование правовой культуры и правового воспитания личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Процесс правового воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что достигается посредством изучения истории, права, иных форм познания места и роли права в развитии цивилизации, его значения для минимизации социальных конфликтов, обеспечения свободы личности, так как в основе формирования правовой культуры лежит глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности. Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм и уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

Исследования показали, что у детей, попадающих в трудные жизненные ситуации или детские дома, появляются проблемы, связанные с появлением у них ощущения «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает либо внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).

Повышение социальной компетентности наших воспитанников, помощь в овладении ими различными областями знаний способствуют формированию жизненных навыков и впоследствии, будут способствовать успешной адаптации в обществе. Данное направление осуществляется с помощью серии практических тренингов, социальных презентаций, подготовленных сотрудниками социально-психологической службы, педагогов и мастеров ПО и воспитателей школы им Н.А. Галлямова,  которые позволяют детям расширять представления о себе, своих особенностях, формировать способность понимать себя и других.

- Дать представление о мире внутренних переживаний, ориентировать на исследование своего внутреннего мира

-  Дать представление о личностных ценностях, об уникальности каждого человека.

Формированию правовой культуры у воспитанников в школе помогают ряд мероприятий:

Основы правовой грамотности

В школе на уроках, мы формируем:

- представление о необходимости законов в современном обществе,

- знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан.

-  помогаем осознать, что знание своих прав и умение их реализовывать дает возможность стать человеку более успешным в жизни.

- воспитываем ответственное поведение.

- знакомим с организацией ОВД: с деятельностью, услугами; со специалистами, которые работают в различных отделах организации.

- учим  обращаться по интересующим вопросам в разные отделы организации, научить получать информацию со стендов, дать практический опыт общения с специалистами. Гражданственность, система государства. Дать новую информацию о системе взаимоотношений между государством и гражданином. Способствовать формированию гражданской позиции. Проведения курса для детей и подростков (младшего и среднего возраста). Познание основ правовой грамотности на дороге через форму познавательной игры.

На занятиях с социальными педагогами:

  1. Даем представление об основных правах и обязанностях собственников жилья.
  2. Знакомим с понятиями  «собственник», ответственное отношение к своему жилью, с правилами безопасного проживания, формировать навык бесконфликтного общения с соседями. Научим взаимодействовать с жилищными организациями.

В сфере системы социального обеспечения мы знакомим воспитанников с видами государственной помощи и системы льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, знакомим  с понятиями «социальное обеспечение», «категории населения», «налоги», «пенсионное страхование», письменное и устное обращение в эти организации, навыками взаимодействия со специалистами этих организаций, получения нужной информации в этих организациях.

3. Сотрудничество с РосСельХоз банком дало возможность воспитанникам нашего учреждения познакомиться с работой крупного российского банка, узнать о перспективах роста и продвижения разных видов профессий набирающих популярность в настоящее время ( IT-менеджер, программист и др.)

Правовая культура и правовое воспитание обобщаются и анализируются на заседаниях педагогических советов, ПМПК, МО и родительских собраниях. При этом обозначается основное направление правового воспитания, которое направлено на стратегическую задачу, заключающуюся в формировании высокого уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой активности личности.

Исходя из того, что существует тесная взаимосвязь воспитательного воздействия и процесса обучения, изучения вопросов, позволяющих осмыслить ценность права, его роль и функции в жизни общества и формировании уважительного отношения к праву у воспитанников школы, оно определяется как совокупность воспитания и обучения.

Таким образом, педагоги нашего учреждения стремятся к поддержанию отношения молодежи к изучение норм права, которое сводится к тому, что нужно знать всю ценность и важность правовой культуры, поскольку именно она является идеологией системы общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в России, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых состав...

Формирование экологического сознания воспитанников в условиях образовательного учреждения пансионного типа.

Работая по данному направлению мы стараемся раскрыть весь потанцеал воспитанников. Показать сверстникам, что защита экологии это наша основная задача, которая беспокоит нас уже в возврасте 14-15 лет....

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...

Подростковая агрессия: как воспитать отрицательное отношение к жестокости в условиях учреждения закрытого типа.

Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, ...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...

"Социальное сопровождение воспитанников учреждения закрытого типа, защита их прав и интересов"

Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная р...