«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»
учебно-методический материал

Ольга Михайловна Лазарева

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несовершеннолетних.  Рост числа населения, оказавшегося  социально незащищенным, провоцировал увеличение числа семей, находящихся в социально опасном положении. Среди таких социальных явлений – массовое обнищание, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и, как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа детей, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирующих девиантное поведение, остающихся без надзора взрослых. Это, в свою очередь, ведет к постоянному  увеличению  числа правонарушений и более тяжких преступлений  среди подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

«Деятельность социального педагога

 по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»  

 

Введение

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несовершеннолетних.  Рост числа населения, оказавшегося  социально незащищенным, провоцировал увеличение числа семей, находящихся в социально опасном положении. Среди таких социальных явлений – массовое обнищание, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и, как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа детей, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирующих девиантное поведение, остающихся без надзора взрослых. Это, в свою очередь, ведет к постоянному  увеличению  числа правонарушений и более тяжких преступлений  среди подростков. В прокуратуре Алтайского края проанализированы состояние и динамика преступности.

За январь 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в Алтайском крае количество зарегистрированных преступлений увеличилось с 3452 до 3880 (+ 12,4 %). При этом отмечается значительный рост числа фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (с 54 до 66, + 22,2 %), грабежей (с 78 до 109, + 39,7 %), мошенничества (со 194 до 355, +83,0 %), угонов транспортных средств (с 21 до 38, + 81 %).  Чаще, чем в 2015 г. преступления совершались в состоянии алкогольного опьянения (+ 27, 7 %), в общественных местах, в том числе на улице, (+ 11,7 %), несовершеннолетними (+ 29, 6 %).    Таким образом, проблема нарушений поведения данной категории детей является актуальной. Объектом данной работы является процесс профилактики девиантного поведения подростков. 
Предметом 
данной работы будут  выступать методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения школьников.
Цель работы
:  поиск эффективных путей и способов, деятельность  оказания педагогической поддержки подросткам  с  девиантным  поведением  в условиях специальной общеобразовательной школы закрытого типа.

  • Задачи:
    Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально–педагогическую проблему.
  • Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
  • Проанализировать специфику учебного заведения закрытого типа для обучающихся с девиантным поведением.
  • Проанализировать  пути и способы деятельности  социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
  • Описать опыт работы социального педагога КГКОСУВУДОСДООП «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»  по профилактике девиантного поведения подростков.

Новизна  работы заключается в том, что в данной работе социальный педагог,  используя свой опыт,  предлагает  комплекс  направлений по  профилактической  работе  с  подростками  с девиантным  поведением в условиях  специальной школы закрытого типа.

Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях специального образовательного учреждения закрытого типа.

Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (законными представителями) путем переписки, личных бесед, проведения родительских собраний. Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для адаптации и жизнеустройства воспитанников, их саморазвитие и социализация личности. В своей работе социальный педагог руководствуется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года № 120-ФЗ, Уставом Учреждения, Положением о порядке   приема,  перевода и выпуска обучающихся, Положением о посещении родителями (законными представителями)  детей в специальном учебно-воспитательном учреждении и другими нормативными документами. Должность социального педагога  в Алтайской краевой специальной общеобразовательной школе закрытого типа  была введена в ноябре 2002 года. В этой  должности я работаю в спецшколе непрерывно пятнадцать лет. Для реализации профилактической деятельности девиантного поведения подростков социальным  педагогом закрытого учреждения   выбрано несколько  направлений:  диагностическое,  организационное, правовое, охранно-защитное, профориентационное,  дополнительное образование, аналитическое. Отдельным и основным направлением в работе является взаимодействие  с законными представителями, взаимодействие с родителями и родственниками детей. Деятельность социального педагога  осуществляется в тесной взаимосвязи  со всеми службами учреждения,  а также  со специалистами за пределами учреждения.

Диагностическое направление

За  последние пять лет  в среднем  за  учебный год в школе обучается  31 человек.   Количество детей  меняется  в связи с поступлением  и выпуском по окончании срока. В течение года в школу  поступает 9-10 человек, выпускается  8-9 человек.

Несовершеннолетние   поступают в спецшколу по постановлению суда для реабилитации и коррекции противоправного поведения, так как  ранее совершили преступления, бродяжничали и уклонялись от учебы. Социальный педагог принимает  ребенка в учреждение, ведет «Журнал учета поступлений  обучающихся». Первым  знакомится  с новичком, с документами личного дела, изучает его материалы, составляет «Социальную карту  подростка». В ней отражены все сведения о подростке, его семье,  определен социальный статус, индивидуальные особенности личности. Социальный педагог  диагностирует  социальную  и педагогическую запущенность  подростка, совместно с психологом рассматривает причины и источники правонарушений ребенка.

      Проанализировав причины направления подростков в учреждение закрытого типа, можно отметить, что    несовершеннолетние до поступления в школу совершали преступления различных классификаций.  В основном это: кражи - 94%, бродяжничество - 84%, избиение - 32%,  хищение - 58%,  угон транспортных средств - 10%, умышленное повреждение имущества - 19%, попытка сексуального насилия - 3%, развратные действия сексуального характера - 10%. Употребляли табачные изделия - 81%, алкоголь - 74%,  токсические вещества – 16%. Вызывающее общественное поведение подростков, нарушающее нормы и правила поведения, отклоняющиеся от нормы поведенческие симптомы чаще всего являются следствием или отражением семейного воспитания. Причины кроются в семье.

Сведения о семье учащихся за учебный год следующие: полная семья – 29% (из них у 16 % - отчим),  неполная материнская семья – 61%, неполная отцовская -3%,  без попечения родителей – 7%.  Материальное положение:     малообеспеченная – 87%, среднеобеспеченная – 6%,  на гособеспечении  - 7%, обеспеченная семья - 0%.   Большая половина детей  из многодетной семьи – 55%. Один из родителей умер -13%, родители или близкие родственники имеют судимость -26%,  один из родителей находится в МЛС – 3%.

      Как правило, в таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Условия жизни в таких семьях превышают предел адаптационных возможностей ребенка и  вызывают хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, потере мотивации к обучению, создает питательную среду для прямых асоциальных  влияний, к совершению подростками преступлений и правонарушений, так как  многие семейные нарушения делают подростков более склонными к делинквентному поведению, что подтверждается вышеприведенными статистическими данными: в нашей школе содержатся дети именно из таких семей.

По заключению школьной ЦПМПКа  подросток  зачисляется в соответствующий класс по  указанной программе обучения.  За прошлый учебный год  в спецшколе обучались по основной общеобразовательной программе 48% детей, по адаптированной программе с задержкой психического развития – 29%,  по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью – 23%. Труд педагогов направлен на развитие личности растущего человека, что предполагает процесс его постепенного успешного вхождения во взрослую социальную среду и адаптацию в ней — иными словами, успешную социализацию. Это, в конечном счете,  и является целью деятельности учреждений закрытого типа. Педагогическое воздействие должно изменить приоритеты личности девиантного подростка с негативных на позитивные.

Организационное направление

Социальный  педагог знакомит подростка с  нормативно-правовыми положениями, регламинтирующими  воспитательный процесс, это следующие положения:

  • О школьном самоуправлении;
  • О каникулярном отпуске;
  • О посещении родителями (законными представителями);
  • О  соревновании между классами;

 Правилами внутреннего распорядка для воспитанников учреждения,  режимом в учебное  и внеурочное время, с системой  поощрений, чтобы заработать баллы и получить разрешение на выход в город,  быть отпущенным  на каникулы. Метод поощрения можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, социальный педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

Социальный педагог регулярно проводит профилактические беседы на тему  «Последствия самовольных уходов»  по предупреждению «побегов» с территории спецшколы.  Вся работа направлена на устранение имеющихся отклонений в поведении подростка. Самоопределение начинается  при адаптации, когда подросток активно усваивает действующие в данной общности нормы, соответствующие им формы поведения и средства деятельности.

В качестве меры поощрения воспитанников за добросовестное отношение к труду и учебе, за хорошее поведение, возможен краткосрочный  отпуск  по месту жительства родителей в соответствии с «Порядком направления воспитанников на каникулы». Подросток обращается к социальному педагогу с заявлением. Вопрос обсуждается вначале с психологом школы, воспитателем ребенка, затем - на педсовете школы, решение  педсовета  доводится до  ПДН,  КДН и ЗП  по месту жительства. С учетом  положительных заключений  всех сторон,  издается приказ по школе   о  возможности  пребывания воспитанника на каникулах. (13,с.2)  Получить такую возможность – это очень весомый для подростка стимул, чтобы  его заработать, нужно очень постараться.  Каникулы  дадут возможность  социальному педагогу проверить  эффективность  пребывания подростка в спецшколе, сделать выводы, наметить новые перспективы.

Правовое направление

Основным направлением работы является информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых  государством и обществом для  данной возрастной группы. Оно основывается  на том, что подросток  их просто не знает или игнорирует. Проводятся беседы по теме «Ты не прав, если не знаешь своих прав»   с целью  формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения. Беседа «Моя ответственность перед законом»  имеет целью  профилактику преступлений  среди несовершеннолетних, воспитанию правового сознания учащихся,  ознакомления  с  Законом Алтайского края «Об ограничении  пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края».

В холле учреждения мною оформлен стенд  «Уголок правовых знаний» по правовому  воспитанию  школьников, лист «Информационная и консультативная помощь»  для подростков, где указаны   телефоны  специалистов в учреждении, в городе, в крае. Подростки, достигшие  возраста 16-ти лет, обязаны пройти призывную комиссию в военкомате,  встать  на учет, получить   «Удостоверение призывника». Ежегодно социальный педагог  проводит урок правовых знаний  «Что должен знать призывник» для  старшеклассников, готовит документы для военкомата на   несовершеннолетних, сопровождает  их на комиссию. (Приложение 8)

Взаимодействие с родителями (законными представителями)  и родственниками детей.

С первого дня поступления подростка в учреждение, устанавливается связь с родителями (законными представителями) сначала по телефону, в присутствии прибывшего ребенка. Затем социальный педагог в письменном виде отправляет «Извещение о прибытии» подростка и дате  его выпуска родителям (законными представителями), в комиссию по делам несовершеннолетних, в ПДН, в школу. Связь поддерживается на протяжении всего срока содержания подростка в учреждении.

  Основной причиной асоциального поведения подростков является семейное воспитание, поэтому педагогами  составлен план взаимодействия с родителями, родственниками и законными представителями. Главной целью  взаимодействия с родителями  является установление   доверительных отношений между детьми, их семьями и педагогами,  воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, налаживание детско-родительских отношений для того, чтобы социализация несовершеннолетних после выпуска была успешной.            

Один раз в год,  в марте месяце, в последнее воскресенье, в актовом зале  учреждения проводится общешкольное родительское собрание, где   присутствуют все, включая детей.  Подготовку и проведение  проводят заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог.  Дети ждут родителей, готовят  номера художественной  самодеятельности, выставку свих поделок. Родители могут посмотреть  школу,  пообщаться с педагогами,   обратиться за консультативной помощью, за справками, копиями документов детей. Польза обоюдная! (Приложение 9)

Все учащиеся учреждения имеют право на общение с родителями. Две трети родителей (родственников) посещают детей. Условия для посещения созданы хорошие, имеется благоустроенная гостевая комната. Для родителей оформлен информационный стенд. Свидание воспитанников с близкими людьми и родителями имеет  положительное влияние на успешное прохождение реабилитационного курса по коррекции противоправного поведения.  Снижается количество самовольных уходов воспитанников с территории школы, повышается возможность   успешной  ресоциализации подростков.

                     Охранно-защитное направление

Одна из важных задач, которую выполняет социальный педагог в учреждении закрытого типа – представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника.

По прибытии подростка в учреждение, социальный педагог оформляет временную регистрацию по месту его нахождения, изучает документы, оформляет гражданство РФ, подросткам в 14 лет оформляет  паспорт, открывает  счет в сбербанке  для перечисления  пенсии по потере кормильца, алиментов, занимается жилищными проблемами ребенка. У 30 %  детей жилье куплено под материнский капитал, находится в долевой собственности, некоторые  снимают жилье или живут у родственников.  Детям, оставшимся без попечения родителей, уделяется особое внимание:

  • своевременно вносятся изменения и дополнения в «Анкету ребенка», поддерживается связь с родителями;
  • приватизировано муниципальное жилье у одного ребенка.   Его жилье сдается квартирантам,  с ними заключен договор,  арендная плата поступает на личный счет  подопечного  регулярно. Один ребенок включен в список  на получение льготного жилья.  Своевременно    составлены и переданы в опеку  «Реестры по жилью»  за текущий год;
  • ведется работа со службой судебных приставов по взысканию алиментов с родителей-должников,  поступление денежных средств воспитанникам контролируется  один раз в квартал;
  • в январе  каждого года на детей, родители которых лишены родительских прав,  составляется  «Отчет  опекуна»  за  предыдущий год о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом по форме №423, утвержденной Постановлением Правительства РФ.

Условия жизни  детей, оставшихся без попечения родителей, в закрытом учреждении, контролируются органами опеки администрации Каменского района  не менее двух раз  в год.  Составляются «Акты проверки условий жизни подопечных соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также  выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав,  исполнению своих обязанностей».

Не оставлены без внимания выпускники из малообеспеченных семей. Начиная с 2010 года, мною налажена связь  с  Территориальным центром  социальной помощи  семье и детям Железнодорожного района города Барнаула, а с 2015 года - с Территориальным центром  социальной помощи  семье и детям города Бийска. Оказывается адресная материальная помощь нашим выпускникам, у которых малообеспеченные семьи. Им выдается «Социальный рюкзак выпускника» стоимостью 32 тысячи  рублей, в котором собраны все необходимые вещи. Это очень хороший набор, он состоит из одежды, обуви,  предметов гигиены, сотового телефона. Всё это необходимо для  дальнейшей социализации выпускника в обществе.  (Приложение 10)

Подростки  обращаются с заявлением о продлении срока  до конца учебного года, либо  для  завершения учебного процесса в спецшколе до окончания 9 классов,  некоторые продлевают срок, потому что знают о  неблагополучной  обстановке дома, чувствуют   неуверенность за свои поступки после выпуска.    По продлению/сокращению срока пребывания,  по переводу в специальное училище закрытого типа  социальный педагог ежегодно  готовит документы и обращается с ходатайством  в КДН и ЗП  администрации города Камень-на-Оби,  по совместному заключению - в суд города Камень-на-Оби. За последние  7 лет  воспитанниками было подано 35 подобных обращений. Данная работа является одним из  самых эффективных методов работы по формированию ответственного отношения подростка к планированию своей дальнейшей жизни.

За 2 месяца до выпуска учащегося из школы  разрабатывается маршрут постинтернатной адаптации выпускников закрытого учреждения.  В КДН и ЗП  по месту жительства социальный педагог  отправляет  «Уведомление о выпуске» и «Выпускную характеристику» учащегося с целью уточнения места жительства родителей и учебного заведения, в котором продолжит обучение выпускник. Специалисты  по месту жительства  должны собрать и предоставить  в учреждение информацию  по следующим позициям:

  • где будет жить выпускник (варианты проживания, если психологический климат в семье будет оказывать  деструктивное воздействие);
  • где будет учиться выпускник;
  • где будет работать выпускник, если не будет учиться;
  • варианты конструктивного проведения досуга  (15,  с. 81).

В  отдел полиции для инспекторов  ПДН  социальный педагог отправляет характеристику выпускника по  особой форме   с фотографией, сведениями, рекомендациями  для дальнейшей  профилактической работы  не позднее дня выпуска из учреждения. Маршрут постинтернатной адаптации (МПА) – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия, и направленных на успешную социальную адаптацию  выпускника вне стен специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних. Цель их – психологическая подготовка членов семьи, школы к возвращению подростка из закрытого учреждения, создание комфортных условий для проживания ребенка, улучшение морально-нравственного климата в семье. Таким образом, и семья,  и    государственные учреждения привлекаются к процессу реабилитации.

Дополнительное образование

Учреждение закрытого типа   в целях профилактики девиантного поведения осуществляет  следующий вид деятельности: реализация  дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ различной направленности (16, с.3). Во второй половине дня  все  обучающиеся  занимаются  с педагогами дополнительного образования  в обязательном порядке,  выбирают по 2-3 кружка  по своему  усмотрению. Ведутся спортивные кружки и секции «Теннис», «Легкая атлетика».  Для мальчиков занятия спортом – одна из основной  альтернативы вредным привычкам,  их искоренение,  пропаганда здорового образа жизни.  Подростки участвуют  в проведении  «Веселых стартов», конкурса «А ну-ка, парни», игры «Зарница», школьных и городских соревнований.   Победители получают заслуженные грамоты, дипломы, призы. Ежегодно  в школе проводится Осенний кросс, Месячник  мероприятий по здоровому образу жизни. (Приложение 11)

        Кружок  спортивно-патриотического воспитания «Отечество»  ведет  бывший участник боевых действий в Афганистане.  Ребята  на торжественных мероприятиях  выступают в камуфляжной форме,  принимают участие в возложении цветов к мемориалу Славы. Для них организованы встречи с ветеранами  боевых действий,  экскурсии в воинскую часть города Камень-на-Оби.  Работа направлена на воспитание  патриотических  качеств, подготовке к службе в армии. (Приложение 12,12а)

Кружок  по духовно-нравственному воспитанию «Пробуждение» ведет педагог-библиотекарь высшей категории. Целью его работы является формирование  у подростков гуманного отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим  ценностям.

Кружки творческого направления «Очумелые ручки»,  «Столярный» и «Творческая студия»  нацелены  научить подростка элементарным трудовым навыкам, развить  самосознание и  самостоятельность, помочь найти увлечение, приобрести мастерство,  открыть двери в мир творчества.

Кружок «Творческая студия»  я веду столько же лет, сколько  работаю социальным педагогом. Программа  кружка является  одним из вариантов творческой  самореализации  подростков, у которых  узкий круг интересов, поверхностное  представление  об окружающем мире, комфортных  бытовых условиях,  тяга к вредным привычкам. (Приложение 13)

Обучение  воспитанников по дополнительной программе создает  благоприятные  условия для  интеллектуального  и духовного  воспитания  личности  ребенка,  социально-культурного  и профессионального  самоопределения, социализации личности, профилактики  девиантного поведения. Умение использовать  руки и пальцы жизненно важно  для формирования  мышления. Ребятам  нравится больше  что-то делать своими руками, чем слушать.  Они изучают мир действиями.  Сам процесс ручного труда  приносит радость, дает возможность  выразить себя в творчестве,  проявить  свою фантазию, вкус, мастерство и смекалку.

 Занятия по данной программе позволяют пронести  во времени  один из древнейших  видов народного  художественного творчества, искусство  изготовления различных поделок. Наиболее  ценные черты поделок – яркая образность,  добродушный юмор, практичное использование  остатков  материала и фурнитуры. Практическое значение работы в «Творческой студии»  прежде всего в том,  чтобы помочь учащимся  выполнить  подарок  к празднику своими собственными  руками, самостоятельно изготовить  игрушку,  сувенир,  панно, вышивку, а также получить  навыки самообслуживающего труда  при выполнении  мелкого ремонта своей одежды. В школе оборудован кабинет  творческих работ  учащихся, где выставляются лучшие работы школьников – призеров различных конкурсов. (Приложение 14)

Профориентационное направление

При поступлении в спецшколу подростки  не владеют навыками  самообслуживающего труда,  не мотивированы  на трудовую деятельность, имеют  слабое представление о  мире профессий. Однако на стадии индивидуализации  у 30% повышается интерес к трудовой, а у 40% - к учебно-трудовой деятельности.  Трудовое воспитание строится на основе  последовательного соединения  обучения с общественно-полезным трудом. (Приложение15)

Подростки  должны уметь   обслуживать себя самостоятельно: следить за внешним видом, опрятно одеваться, уметь погладить  одежду, навести порядок  в учебном классе  и спальной комнате, заниматься  благоустройством  школьной  территории, чистить снег зимой, убирать листву осенью,  летом поливать цветы.

 По учебной программе  ребята 4-8 класса занимаются  на предметах «Технология» два раза в неделю, 9 класс  проходит уроки «Начального профессионального обучения». Воспитанники, обучающиеся  по  адаптированной  образовательной программе  с умственной отсталостью,  занимаются по 12 часов в неделю на предмете «Профильное  трудовое обучение», по окончании 9 класса сдают  теоретический и практический экзамен только по этому предмету.  

             Высокая степень трудовой и учебной дисциплины напрямую влияет на стабилизацию и изменение поведения подростка в сторону социального одобрения. В школе оформлены стенды «Лучшие  спортсмены», «Лучшие учащиеся», «Занятия в кружках», «Наши достижения» (награды учащихся), кабинет «Поделки кружковцев». Все достижения детей поощряются, у них культивируются положительные качества,  которые помогут воспитанникам  успешно самореализоваться в дальнейшей жизни.

     Социальный педагог  занимается дальнейшим устройством  выпускников, оказывает помощь в выборе  профессии и учебного заведения, рассказывает о том, что должен знать абитуриент при поступлении. Ежегодно организует экскурсию в Каменский агротехнический техникум. (Приложение 16)

Детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождает в учебное заведение для подачи документов на поступление,  заботится о том, чтобы  было предоставлено общежитие и соблюдались все социальные гарантии  для этой категории детей.

                                    Аналитическое направление

Социальный педагог  первым  принимает  ребенка в учреждение и последним провожает при выпуске. (Приложение 17)

После выпуска подростков администрацией спецшколы регулярно отслеживается  их адаптация в социуме через взаимодействие с КДН и ЗП, ПДН, образовательными учреждениями по месту проживания путем анкетирования. «Анкета о результатах  наблюдения за несовершеннолетними, возвратившимися из специальной школы»  доработана  мною на основе  шаблона,  состоит из трех разделов. Первый  заполняется  спецшколой и содержит сведения о выпускнике,  сколько  времени он содержался  в школе, когда и куда выбыл. Второй раздел заполняется  в комиссии по делам несовершеннолетних при администрации  по месту жительства несовершеннолетнего и   содержит  следующие пункты:

  • по какому адресу проживает  в настоящее время;
  • чем занимается в настоящее время (где учится, где работает, или не учится и не работает);
  • как проводит свободное от учебы время;
  • осуществляется ли над проверяемым ребенком шефство;
  • наказан ли он за правонарушение в административном порядке  (как и когда);
  • привлечен ли он к уголовной ответственности или находится под следствием (когда/ по какой статье/ за что);
  • осужден (дата суда/статья/мера наказания);
  • причины совершения повторного правонарушения;
  • другие характерные сведения о проверяемом подростке.

Третий раздел заполняется самим выпускником специальной школы - отзыв бывшего воспитанника о специальной школе:

а) отношение к учебному процессу, дисциплине

б) отношение к бытовым условиям, досугу

в) взаимоотношения в коллективе (со сверстниками/взрослыми)

г) что понравилось в спецшколе

д) что не понравилось в спецшколе

е) получил (не получил)  «социальный рюкзак».

Социальный педагог  анализирует  полученные данные,  составляет  отчет,  подводит  

  итоги анкетных наблюдений за выпускниками  специальной школы:

За календарный год

выбыло:

2012г.-

20 ч.

АК -  6

КК.- 1

2013г.-

8  чел.

АК -  7

КК- 1

2014г.-

10 чел.

АК -  7

КК.- 2

р.Алтай-1

2015г.-

9 чел.

Алт.кр

2016г.-

9 чел.

Алт.кр

2017г-

7чел.

Алт.кр

Учатся      в           школе

4

---

4

3

4

4

Учатся в вечерней школе

1

---

---

2

---

---

Учатся на дому

---

---

1

---

--

1

Учатся    в  ПУ, колледже

---

5

3

2

2

1

Работают

---

---

1

---

---

Не учатся, не работают

---

---

---

---

---

--

Выбыли в  д/дом, интернат

2

2

---

1

1

--

Переведены в др. спецшколу

13

---

---

---

--

--

Переведены в СПУ закрытого типа

---

---

2

---

--

1

Повторно в спецшколе закрытого типа

----

1

----

1

 

 --

---

 Нет ответа на Анкету                        

---

---

--

1

--

--

За календарный год привлечены к уголовной ответственности                            

АК-1

КК-1

 

АК-2

 КК-1

 

АК-1

 КК-2

 

АК-2

 КК-2

 

АК-2

КК -2

АК-3

КК-1

Всего:

2

3

3

4

4

4

Результаты работы за 6 лет: по окончании срока пребывания в учреждении  все выпускники  продолжили обучение в школе, либо на дому, закончившие 9 классов поступили в ПУ, колледж. Три обучающихся, закончивших 9 классов, переведены в специальное училище закрытого типа до окончания срока, установленного судом до направления в спецшколу.  Спецшкола не  предоставляет  профессиональное образование.  В детский дом, интернат  выбыли шесть детей, оставшихся без попечения родителей.  У одного из них мать восстановилась в родительских правах, забрала сына в кровную семью.

Отзывы выпускников о школе в большинстве положительные: «хорошие бытовые условия, интересные мероприятия, спортивные занятия, кружки и конкурсы, отзывчивые и понимающие педагоги, хорошее питание.  Не нравились утренние пробежки, далеко от родителей, скучали по дому».

Ежегодно приходят запросы из правоохранительных органов на бывших выпускников различного года выпуска, привлеченных к уголовной ответственности  в текущем календарном году, поэтому  установить процентное соотношение  «выпущенных»   и  «привлеченных»  невозможно, это всегда печальная статистика. Делаем для себя выводы: в работе с воспитанниками  необходимо  делать упор на воспитание законопослушного гражданина, на воспитание правовой культуры с приглашением специалистов правоохранительных органов; продолжить работу по взаимодействию педагогов с родителями. Итоги наблюдений используются для статистических отчетов,  обсуждаются на педсовете,  родительском собрании, в беседах  с учащимися.  

Заключение


      Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения  в условиях учреждения закрытого типа  является многоплановой  и  включает в себя обширный комплекс   направлений по решению социальных проблем участников образовательного учреждения  в целях достижения   качественных показателей успешной социализации в обществе.  В работе было рассмотрено понятие «девиантное поведение», обсуждены факторы, определяющие склонность подростков к девиантному и делинквентному поведению, проанализированы  теоретические пути  предупреждения и устранения девиантного поведения трудных подростков,  изучены факторы риска, способствующие употреблению подростками наркотиков, токсических веществ и алкоголя, совершения противоправных поступков. Дана характеристика учреждения закрытого типа, конкретная деятельность  социального педагога  в названном учреждении, имеющая свою специфику.

        Применение разноплановых методик для исследования личности девиантных подростков показало, что многостороннее исследование личности «трудных»    школьников и их семей позволяет выявить психологические причины их девиантного поведения, отсутствие учебной мотивации. 
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; чтобы его форма поведения не была детской; «героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен к мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения. Социальный педагог оказывает помощь таким подросткам и решает их проблемы. При этом реализуются следующие функции:

• диагностическая — специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности подростка, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия   жизни его семьи, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

• организаторская — специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

• охранно-защитная — специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов детей, защищает имущественные и  жилищные права,  оформляет  гражданство, прописку и выписку детей, отвечает за получение паспорта; выступает законным представителем в суде по продлению (сокращению) срока пребывания в спецшколе, при необходимости – по переводу в специальное училище закрытого типа; вступает в контакт с органами  опеки  для решения вопросов о лишении родителей родительских прав либо для восстановления в родительских правах и передаче ребенка в кровную семью;

•образовательно-воспитательная — специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния,  вовлекает в творческую деятельность, создает условия для реализации прав ребенка,  находит альтернативные способы профилактики девиантного поведения. Работа педагога организована так, что воспитанникам нет свободного времени для негативных проявлений в поведении.

Эффективность   предупреждения правонарушений  достигается  не столько  временным подавлением  девиантного поведения, сколько его постоянным вытеснением, социально одобряемым и полезным поведением.

Пребывание подростка в учреждении закрытого типа  способствует  устранению негативного влияния на него окружающих  факторов - семьи, улицы, а также предупреждению повторных правонарушений. Помещение   несовершеннолетнего  с девиантным поведением в спецшколу  закрытого типа дает возможность остальным  законопослушным детям  и педагогам спокойно  учиться и работать. Подростку  в спецшколе  дается   шанс пересмотреть свое  неадекватное поведение, поработать  над своими ошибками, забыть о вредных привычках, встать на путь исправления. Если  он это осознает, то успех обеспечен.

В специальной школе  вся работа по профилактике девиантного поведения  направлена на позитивные изменения  личности  воспитанника, основана на сочетании принципов убеждения и добровольности  с принципами принуждения  и обязанности с использованием  методов поощрения и наказания. Таким образом, деятельность  педагогов  с трудными детьми  направлена на социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для их адаптации и жизнеустройства, саморазвития и социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».

Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...

Методические рекомендации по социально-педагогической помощи педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации

Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков. Исходя из сложности феноменологии девиантного пове...

"Социальное сопровождение профилактической работы в образовательном учреждении закрытого типа"

Профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ  обучающимися образовательных  организаций, проблема  сохранения здоровья  обучающихся, привитие навыков здорового обр...

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются формы профилактики девиантного поведения среди подростков. Предлагаются различные способы профилактической работы с участием всех участников образовательного и восп...