Формирование экологического сознания воспитанников в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
статья по экологии (8 класс) на тему
Работая по данному направлению мы стараемся раскрыть весь потанцеал воспитанников. Показать сверстникам, что защита экологии это наша основная задача, которая беспокоит нас уже в возврасте 14-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologiya_zherlitsa_s._a.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологического сознания воспитанников в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
С.А. Жерлица – воспитатель 8 «Б» ФГКУ «СПКУ»
г. Ставрополь 2014 год.
В условиях реформирования экономики и наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в Ставропольском крае и непосредственно в городе Ставрополе за последние годы кардинально изменилась, а уровень загрязнения окружающей среды стал более высоким. Все это связанно с резкими темпами роста города Ставрополя, увеличением машинопотока, со стихийно застройкой, которая уже вышла далеко за пределы установленной городской черты.
В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с воспитанниками Ставропольского президентского кадетского училища (далее СПКУ).
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры воспитанников СПКУ важнейшая задача, которая ставится перед нами Российским государством. Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. При организации учебно-воспитательной работы часто возникают следующие противоречия:
-между стремлением воспитанников к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-воспитательную деятельность;
-между потребностью воспитанников СПКУ быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями кадет - преподаватель;
- между несоответствием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и учебным возможностям и потребностям учащихся;
- между возрастающим объемом полученной информации, которая отражена в учебных предметах, и перегрузкой учащихся.
Поиск решения данных проблем заставил нас изменить подход к своей воспитательной и педагогической деятельности. Позитивные изменения, происходящие в образовании, ставят перед СПКУ воспитать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, транспортирующую образы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с окружающим миром, природой. Это предполагает построение такого образовательного пространства в воспитательной работе, в котором каждый кадет сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить в училище «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.
Поиски способов совершенствования образовательных моделей велись в различных направлениях и для достижения новых целей поставили перед собой решение следующих задач:
- изучение и внедрение современных педагогических технологий в проведении внеклассных мероприятий направленных на сохранение окружающей среды и развитие экологического воспитания;
- создание условий для развития творческой деятельности воспитанника и формирование устойчивого интереса к поставленной проблеме;
- формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
-создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки.
Реализации этих задач способствует и введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебно-образовательную деятельность образовательных учреждений. На основании общего положения ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки воспитанников.
В связи с этим на нашем учебном курсе выбрана основная цель воспитательной работы в экологическом направлении: воспитание у кадет ценностного отношения к природе, окружающей среде, развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни. Понимание активной роли человека в природе, а так же осознание активной роли человека в природе. Воспитание элементарного опыта природоохранной деятельности и бережного отношения к природе.
Для решения достижения поставленной цели, мы старались решить следующие поставленные:
- изучение экологии региона по средством спортивно туристических выходов;
- привитие активной роли человека на влияние и развитие природы по средствам экологических акций и высадке лиственных деревьев;
- создание традиционных акций и мероприятий направленных на защиту окружающей среды.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания кадет СПКУ. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
В сущности экологического воспитания две стороны:
первая - экологическое сознание,
вторая - экологическое поведение.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
В учреждении закрытого типа, такого как СПКУ, нам удалось выделить следующие элементы экологического воспитания:
1) ступенчатый характер;
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) активность;
Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
На основании выше сказанного мы делаем вывод что, формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
При достижении успеха в привитии экологической активности воспитанников СПКУ можно выделить следующие этапы:
образовательный – который включает в себя: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательный – в состав которого входит формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающий: - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
- развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:
интеллектуальный (способности к анализу экологических ситуаций),
эмоциональный (отношение к природе как к универсальной ценности),
нравственный (воли и настойчивости, ответственности).
Основываясь на опыте работы в училище. Проведя ряд традиционных экологических мероприятий и уже на протяжении двух лет, реализуя проект «Кадет эколог» мы разработали ряд методов по формированию экологического воспитания кадет.
Содержание экологического воспитания усваивается воспитаниками в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
- прямой контакт с природой позволяет увидеть мелкие локальные экологические проблемы и осознать что их решение необходимо.
Так же мы выделяем несколько этапов работы воспитателя направленных на выявление уже сложившихся интересов воспитанников в области экологической грамотности.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у учащихся экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность кадет. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
Познавательная деятельность во внеурочное время стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности воспитанников.
В настоящее время необходимость экологического образования учащихся большинством педагогов не подвергается сомнению. В нашем училище ведется активная работа по созданию системы экологического образования как основы устойчивого развития общества, не только на занятиях, но и в системе дополнительного образования. А так же поставлена задача воспитания экологически активной жизненной позиции воспитанников по средствам спортивно массовых мероприятий.
Работая по данному направлению мы стареемся раскрыть весь потанцевал воспитанников. показать сверстникам что защита экологии это наша основная задача которая беспокоит нас уже в возврате 14-15 лет. Мы стараемся сформировать систему ценностей кадета вызванную необходимостью смены взаимоотношений «человек – природа – культура».
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
2. Адриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы \\ География в школе, №3, 2009.
3. Ашиков В.И., Ашикова С.Г.“Семицветик” – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2008 год.
4. Педагогика. / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...
Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...
"Ценностные ориентации современной молодежи в условиях образовательного учреждения пансионного типа".
Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изм...
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....
«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»
Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню материальной обеспеченности обострили подростковые проблемы и привели к росту преступности несо...
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях
Данная статья раскрывает способы и методы формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях посредством художественных произведений и учебного материала...