ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
статья (6 класс) на тему

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным является компетентностный подход. В идеальной модели компетентностного подхода результат образования зависит не только от предложенного содержания, но и от личностных особенностей, заинтересованности и способности в обучении воспитанника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Орлова И.В.

Севастопольское президентское кадетское училище, Севастополь, Россия

E-mail: ira.orlova67@mail.ru

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным является компетентностный подход. В идеальной модели компетентностного подхода результат образования зависит не только от предложенного содержания, но и от личностных особенностей, заинтересованности и способности в обучении воспитанника.

Большое внимание в училище уделяется успешности обучения. В деятельности учебного заведения при становлении целостной системы воспитания важную роль играет самоуправление. Самоуправление – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива. Оно реализуется на основе самоанализа, самооценки, самокритики и самоустановкам, сделанным обучающимся по отношению к своей деятельности и коллективу. Его использование дает возможность попробовать себя в различных социальных ролях, нарабатывать опыт общения, преодоления трудностей, испытывать ответственность за свои поступки, воспитывать самодисциплину.

Системный подход к пониманию роли самоуправления в учебном коллективе нашел свое отражение в трудах Л.И. Новиковой [3]. Большое значение автор придает вопросам внедрения самоуправления в познавательную деятельность, т.е. в учебный процесс.

 Система кадетского самоуправления класса выполняет следующие задачи:

– развитие детского коллектива;

– формирование социально - активной личности;

– вовлечение воспитанников в управление делами класса;

– организация шефской помощи;

– консультативная деятельность по учебным предметам;

– вовлечение каждого воспитанника в трудовую деятельность класса.

Благодаря четкой и строго выстроенной учебно-воспитательной системе в училище, у воспитанников закладываются основы морально- мировоззренческой и эмоциональной направленности, стиля поведения и деятельности. Для решения поставленных задач по учебной работе в начале учебного года была проанализирована успеваемость каждого кадета.Встал вопрос: как практически и качественно организовать самоподготовку, чтобы помочь адаптироваться кадетам на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрыть возможности каждого из них? От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков воспитанников. В ее основе лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника взвода и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке преподавателем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу преподавателя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

– закрепить навыки самообразовательной работы;

– воспитать у кадет организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;

– сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;

– научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

 По окончанию первой четверти проанализировав результаты обучения кадет,  классный руководитель, пришла к выводу, что повысить качество знаний необходимо при помощи хорошо успевающих и активных кадет. На собрании класса был создан актив консультантов воспитанников по основным предметам (русский язык, математика, английский язык, история, литература), которые с желанием оказывали взаимопомощь своим одноклассникам. Распространенная и эффективная форма работы – индивидуальное шефство над слабоуспевающими кадетами по отдельным предметам. Одна из главных форм работы самоуправления - контрольный лист (журнал) на самоподготовке, который систематически «ведет» и делает отметку о выполнении домашнего задания кадет в классе ответственный за учебу. Для повышения качества знаний на протяжении учебного года была создана следующая форма работы с воспитанниками, которая определенно играла положительную роль на протяжение учебного года - это взятые обязательства по предметам в начале четверти по результатам предыдущей, индивидуально каждым кадетом, в которых кадеты ставят перед собой задачи по улучшению успеваемости. Созданный документ, (обязательства кадет) при партнерском взаимодействии, преемственности с преподавателями по предметам, «работал» на результат повышения качества знаний воспитанников. При выполнении любого задания, кадет должен понимать цель, задачи, знать объем работы и способы ее выполнения, предвидеть результат, который имеет для воспитанников огромную мотивирующую силу. Следующая форма работы- это час общения «Учись учиться» где обязательным является подведение итогов - как результат всей деятельности воспитанников за неделю.

 Часы общения – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного воздействия на личность кадета, это возможность формировать у каждого воспитанника активную жизненную позицию. Существуют требования и методика к подготовке и проведению часов общения:

1. Организационный этап, который включает:

– подбор воспитателем и воспитанниками необходимой нравственной темы, информационный минимум, который зависит от ситуации сложившейся в классе (равнодушное отношение к друг другу, ложное представление о нормах морали, или содержательная новость по телевидению, события в мире);  

– информация воспитанника раскрывающей содержание темы, привлечение всех кадет к ее обсуждению. При информации возможен живой диалог, обмен мнениями, обсуждение.

2. Основной этап, который включает:

– подведение итогов деятельности за неделю по всем направлениям работы самоуправления: успеваемость (отслеживание динамики) выполнения правил и норм поведения кадета, дежурство по жилому корпусу и т.д.

На часах общения идет практическая учеба анализу всего положительного и негативного в деятельности коллектива. Анализ мероприятий, экскурсий, посещения театров, проведенных дней рождений, конкурсов по самоуправлению «Мой шеф - лучше всех» «Самое активное отделение» «Лучший консультант недели» «Мой кубрик - образец чистоты..» и др…Соревновательный характер стимулирует активность и опирается на их стремление к победе, при этом необходимо преодолеть нежелательные последствия. При правильной организации соревнований у воспитанников вырабатываются коллективистские черты, товарищеская взаимопомощь.

Кадеты критически оценивают с позиции норм, морали и права свои поступки и поступки своих товарищей. Анализ должен быть четким, оперативным, не растянутым по времени в противном случае ослабляется интерес к деятельности. Во время анализа деятельности и выполнения поручений кадету нужна педагогическая помощь в виде одобрения, совета. указания. Это создает уверенность в своих силах, осознание сопричастности общему делу.

3. Заключительный этап, включает в себя:

– оценку педагога, выводы, задачи на следующую неделю, творческие планы.

Как итог прожитой недели, в заключение «минута радости», которая особенно нравиться кадетам. Это обязательная благодарность воспитанников и педагогов за оказанную помощь в уроках, быту. На данном этапе можно проследить положительные дела каждого воспитанника, а также пассивных кадет. Ребята могут просить прощение за содеянный проступок, приносить извинение за поведение не соответствующее принятым в училище нормам. Именно на часах общения члены самоуправления анализируют деятельность ответственных за направления – учебу, выявляя лучшего консультанта недели, месяца, лучшего шефа недели, идет подробный анализ взятых обязательств по предметам каждым кадетом индивидуально.

Итоги 2015-2016 учебного года.

Аттестовано - 20 человек, не аттестовано человек – нет

Результаты обучения

четверть

год

I

I I

I I I

IV

2016

На «5»

-

4

4

7

6

С одной оценкой «4»

3

2

4

1

1

С двумя оценками «4», остальные «5»

2

4

-

1

2

На «4» и «5»

16

14

13

11

12

С одной оценкой «3»

2

-

2

1

С двумя оценками «3»

-

1

-

-

1

С тремя и более оценками «3»

2

1

1

1

1

Неуспевающие

-

-

-

-

-

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

Качество знаний

80%

90%

85%

90%

90

Такая система работы приносит определенные результаты в обучении и воспитании. Способствует выработке у воспитанников таких социально-значимых качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание, сознательное и ответственное отношение к учебе. Правильная организация классного самоуправления способствует самореализации, становлению и развитию личности кадет.

Использованные источники информации

  1. Гилёва Г. Д. Методика планирования воспитательной работы с классом. Папка классного руководителя [Текст]: метод. материал / Г. Д. Гилёва // Всё для классного руководителя! - 2016. - № 9. - С. 2 - 8.
  2. Гура Л. М. Методика воспитательной работы классного руководителя [Текст] / Л. М. Гура, С. М. Тищенко. – Севастополь : Мир, 2011. – 203 с.
  3. Новикова Л. И. Воспитательная система школы: сущность, функции, структура, этапы развития [Электронный ресурс] / Л. И. Новикова. – Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/1622292/
  4. Педагогические советы [Текст]: актуальные проблемы шк., соврем. пед. технологии. Вып. 2 / сост.: Л. А. Вагина, Е. Ю. Дорошенко. - Волгоград : Учитель, 2008. - 250 с.: ил., табл. - (В помощь администрации школы).  
  5. Собченко Е. В. Модель воспитательной работы [Текст]: метод. материал / Е. В. Собченко // Всё для классного руководителя! - 2016. - № 7. - С. 2 - 13.
  6. Стародубцева И. В. Методическое обеспечение воспитательного процесса в образовательном учреждении [Текст] / И. В. Стародубцева, С. М. Тищенко. - Севастополь : Мир, 2003. - 294 с.
  7. ФГОС и внеурочная деятельность [Текст] // Воспитательная работа в школе. - 2015. - № 7. - С. 27 - 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа.

Речь в статье пойдет о трудностях в организации занятий с участием животных. О мерах предосторожности в работе с животными и детьми....

Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективно...

Исследовательская деятельность и метод проектов в подготовке научных конференций по русско-английской филологии в учреждении закрытого типа

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. О инновационных тех...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...

Подростковая агрессия: как воспитать отрицательное отношение к жестокости в условиях учреждения закрытого типа.

Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, ...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...