Особенности профориентационной деятельности педагога-психолога в школе-интернате IV вида.
статья по психологии (9 класс) на тему
В статье рассмотрена актуальность проблемы профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением зрения, а также обоснованы особенности психологической работы по данному вопросу (проанализированы основные моменты, на которые необходимо обратить повышенное внимание при составлении или создании рабочих программ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности
профориентационной деятельности педагога-психолога
в школе-интернате IV вида.
Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
Эзоп.
Профессии кажутся нам самыми возвышенными,
если они пустили в нашем сердце глубокие корни,
если идеям, господствующим в них,
мы готовы принести в жертву нашу жизнь
и все наши стремления. Они могут осчастливить того,
кто имеет к ним призвание,
но они обрекают на гибель того, кто принялся за них
поспешно, необдуманно, поддавшись моменту.
К. Маркс.
Проведение профориентационной деятельности со старшеклассниками является одним из важнейших разделов работы любого школьного психолога, тем более – психолога работающего в школе для детей с ОВЗ. Необходимо учитывать, что профессиональная ориентация слабовидящих старшеклассников является необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. Только активное участие в трудовой деятельности даёт им возможность стать полноценными членами общества, создаёт условия для формирования разносторонне развитой личности.
От эффективного самоопределения зависит многое в жизни человека, который заканчивает школу и обретает самостоятельность. Пока подросток учится в школе, практически на каждом уроке ему объясняют что делать и как. Он редко оказывается в ситуации необходимости делать выбор, касающийся обучения, его главная задача – прийти и слушать учителя, который в свою очередь работает по программе. Жизнь чётко регламентирована, вокруг него постоянно находятся люди, которые готовы помочь – обычно это и родители, и педагоги. В случае серьёзных проблем в школьной жизни ученика обязательно приглашаются родители, и им предлагается как-то повлиять на ребёнка, что-то изменить… В основном главная ответственность возлагается на родителей.
Окончание же школы довольно резко обрывает сложившуюся на протяжении многих лет традицию. Мало того, что выпускник должен осуществить самостоятельный выбор, как ему жить дальше – ему ещё приходится выполнять выбранную деятельность как минимум несколько лет. В учреждениях профессионального образования уже нет такой жёсткой регламентации жизни, родителей уже никто не вызывает, и в случае проблем повлиять может только учащийся сам на себя. А уж если деятельность выбрана не по душе, выполнять все эти функции тем труднее. Как показывает практика, многие выпускники школы этого не понимают. И, соответственно, не уделяют профориентации должного внимания. Сниженная мотивация к деятельности по самоопределению у большинства учащихся старших классов – первый момент, который требует внимания психолога.
Рассуждать о причинах такого состояния дел можно довольно долго. Очевидно, тут играет роль и то, что у большого количества учащихся школы-интерната для слабовидящих имеется инвалидность (этот факт у некоторых ребят создаёт мнение, что, в крайнем случае, можно вообще не работать), и то, что многие виды работы сложны для них и вызывают неуверенность (что в свою очередь приводит в действие защитные механизмы психики), и то, что, проводя основную массу времени в интернате, ученики привыкают к тому, что многое решается без их участия.
Что касается особенностей профессионального самоопределения детей с нарушением зрения, важно учитывать, что врождённые и приобретённые дефекты зрения неизбежно сказываются на развитии всех основных психических функций человека. Дети с нарушениями зрения обладают рядом особенностей в психическом развитии, которые обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля. А при выборе профессии необходимо иметь в виду, что требования в отношении производительности и качества работы будут такими же, как и к сотрудникам с нормальным зрением. Нужно работать полноценно, наравне со зрячим.
Соответственно необходимо обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство учащихся плохо представляет себе ограничения, связанные с состоянием как зрения, так и здоровья в целом (многие слабовидящие имеют дополнительные сложности). Можно встретить, например, случаи, когда подросток с серьёзным нарушением зрения собирается стать дальнобойщиком. Поэтому без консультаций с врачом по состоянию здоровья каждого из детей психологу не обойтись, т.к. необходимо выяснить ограничения (чего ученик не может делать и что ему делать противопоказано) в профессиональной деятельности.
В то же время хотелось бы отметить: многие авторы (например, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак, А.М. Кондратов и др.) указывают, что одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.
И третье, что необходимо учитывать при проведении профориентации со слабовидящими школьниками, являются особенности их представлений о себе. В наибольшей степени это касается учащихся, проживающих в интернате. Подростки склонны завышать или занижать свои возможности в решении возникающих проблем, их представления о себе часто не соответствуют реальным возможностям, что приводит к формированию неадекватной самооценки. Если говорить конкретно о ребятах с нарушением зрения (особенно проживающих в интернате), то можно отметить, что у них чаще всего наблюдается завышенная самооценка, что вызвано их постоянным нахождением в довольно замкнутом коллективе и невозможностью сравнить свои достижения с достижениями сверстников, а также затруднением понимания реакции окружающих на собственные поступки, т.к. нюансы мимики окружающих остаются для многих слабовидящих незаметными.
Таким образом, при составлении/создании программы по профессиональному самоопределению учащихся с тяжёлыми нарушениями зрения, необходимо обращать повышенное внимание на:
- Повышение мотивации к труду и профессиональному самоопределению;
- Формирование адекватных представлений о себе и адекватной самооценки;
- Осознание ограничений в профессиональной деятельности, связанных с состоянием зрения и здоровья в целом.
И в заключение хотелось бы сказать, что какими бы особенностями ни обладали наши школьники, при должной помощи, поддержке и воспитании они способны к высоким достижениям (примером могут служить многие известные люди с нарушениями зрения и незрячие). А должный уровень профессионального образования делает слабовидящего человека конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы со здоровыми людьми в плане трудоустройства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-инте...
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида" к выступлению на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида
Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».к выступлению на семинаре...
" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Экологическое воспитание воспитанников школы - интерната в различных видах деятельности».
Экологическое воспитание - это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информированности. Средства экологического воспитания способствуют непреры...