Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.
статья на тему
Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva-statya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.
Е.Н. Медведева
Воронежская область,
МКОУ СОШ № 1г. Россошь, учитель иностранного языка
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьников, ориентации на результат образования.
В первую очередь школа и образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия таким образом, чтобы учебный процесс шел в соответствии с требованиями нового стандарта.[2]
Цель нового «современного» образования - подготовить учащихся к дальнейшему успешному обучению в основной школе. Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый стандарт направлен на личностные и метапредметные результаты, которые заключаются в умении самостоятельно и успешно учиться в основной школе. Актуально использование школьниками приобретенных знаний и умений в социальной и практической деятельности.
В свою очередь изменяется и деятельность учителя, реализующего новый стандарт. Теперь учитель - это «менеджер» образовательного процесса, задача которого: научить детей учиться.[3]
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. [1]
Весь учебный процесс должен строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности, созидательности, творческой активности.
Поэтому, задача школы, образовательных организаций в целом состоит в организации условий, развивающих детскую активность.
В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.[4]
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Учитель, его отношение к работе, учебному процессу, его профессионализм, и желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главные составляющие, без которых новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.[2]
Научить детей учиться – такому девизу следует придерживаться современному учителю в рамках новых тенденций образовательного процесса.
Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
3.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
4.http://cdtor.ru/obrazovatelnye-standarty/item/3671-o-fgos-i-ob-obrazovatelnykh-standartakh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas» Пед. технолог...
Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....
«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».
«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...
Современный урок в аспекте реализации требований ФГОС: успехи и тружности
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса материалы моей статьи из сборника тезисов Областног...
Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования
Рассмотрены этапы урока, деятельность педагога и обучающихся....
«Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»
Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.Главное отличие современного урока от традиционного состоит: - в уровне активности обучающихся; - в роли учителя на уроке; -...