«Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»
статья
Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.
Главное отличие современного урока от традиционного состоит:
- в уровне активности обучающихся;
- в роли учителя на уроке;
- в целях урока;
- в методах, применяемых учителем;
- в способах оценивания;
- в структуре урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»
Сообщение на тему:
«Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»
Подготовила: учитель Ярославцева Г.И.
В соответствии с ведомственным приказом Минобрнауки от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)» вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Обучающиеся, зачисленные до 01 сентября 2016г., продолжат обучение по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.
ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации, адаптированной основной образовательной программы.
ФГОС – это совокупность трех систем требований.
-Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
-Требования к организации образовательного процесса.
-Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Главная цель ФГОС раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основа стандарта:
Деятельностный и дифференцированный подходы
Деятельностный подход - служит основой реализации образовательной программы и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
Дифференцированный подход. Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).
Стандарт направлен на обеспечение:
-равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- государственных гарантий качества образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-формирование основ их гражданской идентичности;
-учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также их особых образовательных потребностей;
-вариативность общеобразовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование базовых учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися базовыми учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что базовые учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку.
Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.
Главное отличие современного урока от традиционного состоит:
- в уровне активности обучающихся;
- в роли учителя на уроке;
- в целях урока;
- в методах, применяемых учителем;
- в способах оценивания;
- в структуре урока.
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру.
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
С чего надо начать подготовку к уроку:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Спланировать учебный материал- подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли Интернет-ресурсы, энциклопедические издания и .т.д
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить набор заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся.
Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
Подготовить оборудование для урока.
Подбор презентаций, учебных видеофильмов, указать при необходимости ссылки на Интернет-ресурсы и т.д.
Продумать задания на дом: его содержательную часть и необходимые рекомендации для его выполнения.
Рассмотрим
Требования ФГОС к современному уроку
1. Целеполагание.
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если обучающиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Обучающиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока.
2. Мотивация.
Мотивация предполагает, что ученик с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации обучающегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности
4. Отбор содержания.
Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и БУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.
Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:
-она актуальна для обучающегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика;
-согласуется с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;
- затрагивает чувства конкретного ученика;
- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;
- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения (передача какой – либо информации при помощи речи), что актуально при работе в парах, группах.
5. Построение каждого этапа урока по схеме:
- постановка учебного задания;
- деятельность обучающихся по его выполнению;
- подведение итога деятельности;
- контроль процесса и степени выполнения;
- рефлексия.
6. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:
-узнавание нового материала;
-воспроизведение;
-применение знаний в новой ситуации;
-применение знаний в незнакомой ситуации;
-творческий подход к знаниям
7.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.
8.Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися (самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами сети Интернет)
9. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции обучающихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм).
10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации
12. Дифференцированность и вариативность домашнего задания.
Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе. Дается домашнее задание дифференцированно, причем не только по объему, но и по сложности с учетом индивидуальных особенностей.
13. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.
- требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;
- обучающиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение обучающимися каждого требования;
-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;
-не должно быть однообразия в учебной работе;
- должно быть чередование слушания с практическими работами;
- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.
Проследим суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Отличие традиционного урока от урока по ФГОС
Требование к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная сравнительная характеристика позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС:
- обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок должен быть направлен на развитие базовых учебных действий (БУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.
Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...
«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».
«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...
Современный урок в аспекте реализации требований ФГОС: успехи и тружности
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса материалы моей статьи из сборника тезисов Областног...
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.
Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов....
Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО
Учебно - методические материалы...