«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».
статья ( класс) на тему

«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС».

Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых является системно-деятельностный подход, ставит перед учителем задачу использования таких средств и способов организации образовательного процесса, которые позволили бы обеспечить мотивацию учащихся к учению, сотрудничество и эффективную обратную связь учитель - ученик. Обучение химии в школе с целью достижения планируемых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов, должно быть направлено на развитие и саморазвитие ученика, выявление и использование его индивидуальных способностей и возможностей в учебной деятельности.

Что главное в работе учителя? Каждый из нас ответит на этот вопрос по-своему. Для меня это, прежде всего, создать условия, в которых человек не потерял бы то, что изначально заложено в нем природой. Каждый человек рождается с аналитическим умом - это своего рода технически безукоризненный компьютер, и нам, учителям, важно сохранить его первозданность, чтобы нас окружали талантливые маляры и художники, каменщики и архитекторы, учителя и врачи. Сколько бы лет учитель не работал в школе, на каждом этапе его работы возникает целый комплекс проблем и всегда главное – выбор таких форм и методов обучения, которые дадут наилучший результат в каждом конкретном случае. Умственная работа – очень тяжелый вид труда и чем понятнее ученику то, чем он занимается на уроке, тем легче заинтересовать его работой. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – значит актуальный, т.е. это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, ориентирующий на результаты освоения основных образовательных программ.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 7»

ПРЕДГОРНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА                                                                  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».                                                                                        

АВТОР:                                                                                                                                                            УЧИТЕЛЬ ХИМИИ  

ПАНАЭТОВА  СОФЬЯ  ИЛЬИНИЧНА,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2013

«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся  на уроках химии – условие реализации требований ФГОС».                                                                                        

Введение  в современную школу ФГОС   нового поколения,  основой которых является системно-деятельностный  подход, ставит перед   учителем задачу использования таких   средств и способов организации образовательного процесса, которые позволили бы  обеспечить   мотивацию учащихся к учению,   сотрудничество и эффективную обратную связь учитель - ученик.  Обучение химии в школе с целью достижения планируемых  ФГОС  личностных, метапредметных и предметных результатов, должно быть направлено на развитие и саморазвитие ученика, выявление  и использование его индивидуальных способностей  и возможностей в учебной деятельности.  

Что  главное  в  работе  учителя?  Каждый  из  нас  ответит  на  этот  вопрос  по-своему.  Для  меня   это,  прежде  всего,  создать  условия,  в  которых  человек  не  потерял  бы  то,  что  изначально  заложено  в  нем  природой.  Каждый  человек  рождается  с  аналитическим  умом  -  это  своего  рода  технически  безукоризненный  компьютер,  и  нам,  учителям,  важно  сохранить  его  первозданность,  чтобы  нас  окружали  талантливые  маляры  и  художники,  каменщики  и  архитекторы,  учителя  и  врачи. Сколько  бы  лет  учитель  не  работал  в  школе,  на  каждом  этапе  его  работы  возникает  целый  комплекс  проблем  и  всегда  главное  – выбор  таких  форм  и  методов  обучения,  которые  дадут  наилучший  результат  в  каждом  конкретном  случае. Умственная  работа – очень  тяжелый  вид  труда  и  чем  понятнее  ученику  то,  чем  он  занимается  на  уроке,  тем  легче  заинтересовать  его  работой. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.  Современный  – значит актуальный, т.е. это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, ориентирующий   на результаты освоения основных образовательных программ.    

   Проанализировав  требования нового стандарта, современные тенденции школьного химического образования и свой педагогический опыт считаю, что для создания максимально благоприятных условий развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности эффективным является личностно ориентированное обучение. Эта  тема  дает  возможность  учитывать  интеллектуальные  способности  ученика,  уровень  мотивации  его  обучения,  создает  необходимые  условия  для  развития  индивидуальных  способностей. На основе изучения современных подходов по внедрению методик личностно ориентированного обучения можно выделить общие принципы личностной ориентации:

  • природосообразность (учет закономерностей физического, психического здоровья учащихся),
  • сотрудничество (учитель – ученик),
  • индивидуально - творческий подход (удовлетворение интересов и потребностей каждой личности в разнообразных видах творческой деятельности),
  • принцип учета  личностных  целей ученика.    

Это позволяет выделить   следующие направления работы:

  • создание максимально благоприятных условий  для развития и саморазвития  личностных качеств  учащегося, раскрытие и активное использование его способностей в учебной деятельности;
  • формирование целостной,  ценностно - ориентированной картины представлений и знаний о мире, осознания собственного места в этом мире.  

Выстраивать общение на уроках мне помогает интерактивное обучение, которое способствует вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний.  В 8- 9 классах  для наилучшего восприятия и усвоения учебного материала учащимися использую  парную и   коллективную организационные  формы учебного процесса, учебную  дискуссию, деловые и ролевые игры. Именно они  являются основными в личностно ориентированном обучении. На этом этапе разрешаются проблемы, посильные для их возраста и опыта, полученного в начальной и, частично, в средней школе. Это активизирует познавательную деятельность учащихся, так как позволяет включить в обсуждение и решение проблемы каждого ученика, дает возможность выслушать другие точки зрения. Убеждена, что такая форма обучения позволяет учащимся правильно воспринимать и усваивать до 90% информации. Для старшеклассников, интересующихся химией, использую проектную и исследовательскую работу. Так,  в  11  классе,  по  программе  О.С.Габриеляна,  последний  раздел  учебника  «Химия – 11»  посвящен  роли  химии  в  жизни  общества.  Он  включает  такие  темы:  «Химия  и  производство»,  «Химия  и  сельское  хозяйство»,  «Химия  и  охрана  окружающей  среды»,  «Химия  и  повседневная  жизнь  человека»  и  рассчитан  на  8  уроков.  Уже  несколько  лет  уроки  по  изучению  тем  этого  раздела  провожу  в  форме подготовки  и  защиты  учебных  проектов на общешкольной научно – практической конференции.  Ребята в группах заняты различными конкретными темами, выбор которых зависит от актуальности, желания ребят работать над данной темой и в данной группе. Это  очень  интересная  работа,  обязательно  включающая  исследовательскую   работу  теоретического  и  практического  характера.  Ребята  согласовывают  с  учителем  построение  работы,  начиная  с  плана  исследования,  объектов  исследования  и  заканчивая  оформлением  презентации.  В  работе  можно  выделить  несколько  моментов:  

  • сбор  информации  из  различных источников:  учебников,  периодической  печати,  научно-популярной  литературы;
  • исследовательская  работа;
  • оформление  результатов и защита работы  с электронной презентацией.

Используя  ранее  различное  оформление  конечного  результата  (доклады,  рефераты  и т.д.),  мы  пришли  к  выводу,  что  защита  проектов  исследовательских  работ  в  форме электронных  презентации  в  настоящее  время  является  наиболее наглядной и  эффективной формой,  и  привлечение  компьютерной  технологии  помогает  получению  более  глубоких  знаний  по  предмету. В  приложениях  к  сценарию  урока  в  виде  презентации  представлены  тезисы  выступлений  учащихся.                                                                        В  целях  повышения  мотивации  обучения  на  уроке,  повышения  уровня  индивидуализации  обучения  и  возможности  организации  оперативного  контроля   усвоения  знаний я использую  информационно-коммуникативные  технологии. Мною разработана  система  уроков  на  электронных  носителях:                                                                                                                            - как  компьютерная  поддержка  процесса  изложения  учебного  материала:  «Периодический  закон  и  периодическая  система  химических  элементов  Д.И. Менделеева»,  «Виды  химической  связи»,   «Типы  химических  реакций»,  «Витамины»,  «Ферменты»,  «Гормоны»,  «Лекарства»,    «Строение  атома»,  «Электролитическая  диссоциация»,  «Металлы»,  «Неметаллы»;                                                                                                                     - в  качестве  моделирования  химических  явлений  и  процессов  на  компьютере:                                                                                                                        «Производство  серной  кислоты»,  «Производство  аммиака»,  «Производство   азотной  кислоты»,  «Металлургия»,  «Силикатная промышленность»;                                                                                                             - для  контроля  и осуществления  тренировки  усвоения  учебного  материала:  различные  тестовые  задания;                                                                                                                  - для  наглядности:   демонстрационные опыты,  лабораторные работы,  практические  занятия,  решение  экспериментальных  задач;                                                      - во  внеурочной  деятельности: шоу  «Веселая  химия»,   химическая  викторина  «Что?  Где?  Когда?».

Вся исследовательская деятельность ребят строится по определенному плану с выделением  3 основных этапов.

Первый - теоретический. Это - постановка проблемы,  выдвижение гипотезы исследования, сбор возможных сведений из различных источников. На данном этапе направляю поиск ребят по правильному пути, поддерживаю интерес детей к работе, добиваюсь, чтобы их идеи приняли реальные  очертания и применения.

Второй этап - практический. Все исследовательские работы обязательно содержат  экспериментальную часть, которую вместе с учащимися провожу в школьной химической лаборатории. На этом этапе руковожу действиями ребят, чтобы  опытная работа была выполнена  точно, аккуратно, методически правильно.

Третий этап - обобщающий. Полученные результаты работы ребята оформляют в виде докладов, рефератов, творческих работ, сопровождаемых выставками, электронными презентациями.

Исследовательская деятельность обладает большими образовательными возможностями, служит мощным средством становления конкурентно- способного выпускника старшей школы. В процессе исследовательской работы  у многих учеников появляется интерес  к данной работе, предмету, что впоследствии влияет на выбор профессии. Многие мои воспитанники успешно сдают экзамены  в медицинские и фармакологические  академии Москвы и Ставрополя, Пятигорска, Саратова, Самары, Ярославля  и Новосибирска.

   Личностно - ориентированное обучение - сложное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных и объективных. Следовательно, учителю для создания учебно-познавательной атмосферы в классе необходимо понимание самого процесса активации умственной деятельности, знание условий, которые стимулируют познание,   осуществляют процесс обобщения теоретических и практических знаний, умений и навыков, владение приемами интенсификации обучения и осмысления собственной роли в процессе приобщения школьников к опыту человечества. Личностно ориентированное обучение на уроках - одно из основных условий реализации требований федерального государственного стандарта нового поколения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся

Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного...

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики...

Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".

Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.

Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов....