«Использование метода создания положительного образа, как примера в воспитании подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации»
статья на тему
Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Каждый из нас вкладывает в это понятие свой смысл. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-нибудь, и действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-либо.
Нас воспитывали на примерах и мы, в свою очередь, продолжаем воспитывать других так же, пользуясь этим методом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Каждый из нас вкладывает в это понятие свой смысл. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-нибудь, и действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-либо.
Нас воспитывали на примерах и мы, в свою очередь, продолжаем воспитывать других так же, пользуясь этим методом.
Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей.
Особенно важен положительный пример в воспитании детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Психологической основой примера служит подражательность. В поведении детей многое основано на подражании.
Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгляды и суждения.
В процессе подражательности педагоги выделяют три этапа:
- первый – непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;
- второй – формирование желания действовать по образцу;
-третий – исследование самостоятельных и подражательных действий, проявляющееся в приспособлении поведения к поведению кумира.
Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание воспитанников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы просто необходимо. Вовремя и к месту приведенный отрицательный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Александр Васильевич Суворов сказал: «Для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры». Вот почему в процессе формирования личностных качеств воспитанников широкое применение находит метод создание положительных образов, как основы для примера.
Работая социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, считаю, что сущность работы педагога состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей как примера для подражания у подрастающего поколения, стимула к стремлению вызвать у воспитанников желание активно работать над собой, развиваться и совершенствовать свои личностные качества, преодолевать имеющиеся недостатки.
Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у воспитанников духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.
В рамках программы «Счастливый мир» разработаны и реализуются циклы занятий по 6 направлениям: духовно-нравственное, гражданско-правовое, трудовое, семейное, патриотическое, спортивно-оздоровительное. В содержание духовно-нравственного и патриотического воспитания включено ознакомление воспитанников с выдающимися людьми, прославившими нашу страну, создание в сознании воспитанников галереи положительных образов, достойных подражания.
В процессе работы используются самые разнообразные формы работы: тематические и познавательные часы, видео-экскурсы, просмотр презентаций, литературно-музыкальные гостиные, просмотр кино и видеофильмов, составление фотогалереи знаменитых людей, посещение музеев, выставок.
В ходе мероприятий воспитанники знакомятся с лучшими эпизодами из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Подростков увлекают и вызывают у них глубокое уважение научные свершения Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова и других ученых. Они восхищаются жизнью и необыкновенным мужеством летчика-космонавта Юрия Гагарина, летчицы Марины Попович. Интересуются творчеством знаменитых поэтов, среди них Анна Ахматова, Марина Цветаева, прозаиков - Бунина, Тургенева, Васильева и других. Примером огромного трудолюбия являются знаменитые балерины Майя Плисецкая, Анна Павлова, Ульяна Лопаткина. Люди, вся жизнь которых подвиг: Юрий Смирнов, Александр Матросов, Алексей Мересьев. Примером для подражания всегда были спортсмены: Ирина Роднина, Татьяна Тарасова, Ирина Винер –Усманова и многие другие.
Один из способов использования положительных примеров – это заимствование. Оно предполагает воспроизведение тех качеств личности, которые наиболее близки и интересны ребятам. Могут заимствоваться манеры поведения и ведения беседы, элементы одежды, жесты. Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к человеку, который служит примером, на которого желают быть похожи воспитанники.
Очень важно использовать способ усвоения примеров поведения других людей. Для этого организуются встречи воспитанников с тружениками различных профессий, например пожарными, работниками МЧС, врачами, писателями и другими. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некото...
Использование звукотерапии в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздейс...
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...
ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...
Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Данная статья написана в рамках проведения Х ежегодной региональной конференции "Организация профилактической деятельности в детской и подростковой среде в практике консультирования на Телефоне д...
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....
Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Материал будет полезен педагогам-психологам при организации работы с подростками, находящимися в кризисной или трудной жизненной ситуации. Описанный алгоритм работы ориентирован на оффлайн формат конс...