Использование звукотерапии в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
статья на тему

Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздействовать на сердце, лёгкие, сосуды - на любые органы нашего тела. Звуки - это целый мир, знать и понимать который должен каждый. И если человек находится с этим миром в контакте, это его и обогащает, и лечит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование звукотерапии в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

        Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

         Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр, находятся в трудной жизненной ситуации и попадают в группу риска. У многих детей наблюдается мышечная зажатость, психоэмоциональные  нарушения. Для коррекции асоциального поведения, проработке психологических травм у несовершеннолетних используются преимущественно когнитивно-поведенческие методы, рассчитанные на осознание детьми существующих проблем  и направленные на выработку у них новых привычек и форм поведения.  Такой подход часто оставляет вне поля внимания глубинные причины нарушений поведения.

        Работая с подростками, я пришла к выводу, звукотерапия – это метод, который благотворно действуют на здоровье ребёнка на подсознательном уровне. Еще Гиппократ показывал на то, что слово оказывает лечебное действие на человеческий организм. Утверждение ветхого врачевателя имеет под собой полностью научную базу. Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука на неорганическую материю, в том числе и на воду Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды. В основе звукотерапии лежит утверждение, что все внутренние органы имеют определенную частоту колебаний. И если по какой-то причине (например, заболевание) происходит ослабление их деятельности, то частота меняется, и возникает разлад в работе всего организма. Но природный ритм можно восстановить с помощью определенных звуков.

        Мы можем создавать «положительно заряженные» звуки, используя возможности собственного голоса.  Дети находятся в центре на протяжении трех или шести месяцев, что позволяет выработать определенные ритуалы пробуждения и засыпания.  У каждого подростка есть памятка о звуках, чтобы знать какой звук на что влияет.

        Дети знают, чтобы звук был лечебным его нужно произносить не более трех-четырех раз, при этом его высота должна быть все время одинаковой. Другими словами, не начинаем мощно, а заканчиваем тогда, когда в легких практически не остаётся воздуха.  

        Звуки можно с успехом использовать, чтобы умерить сильную боль. Сядьте или лягте так, чтобы шея и горло находились в расслабленном состоянии. Закрыв глаза, последовательно произносите звуки «а - а – а», «и - и – и» или «о - о – о» с разными тоновыми модуляциями. Через несколько минут боль начнет уходить. В данном случае звуки способствуют повышению выделения эндорфинов, которые и снимут болевой приступ. Если боль имеет эмоциональное происхождение, её можно снять полностью.

Тонирование, то есть произнесение или напевание длинных гласных и наиболее мягких согласных звуков в разных (высоких и низких) звуковых диапазонах, - один из самых простых способов успокоить возбужденный мозг, стабилизировать ритмы организма (частоту сердечных сокращений, ритм и качество дыхания).

        Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздействовать на сердце, лёгкие, сосуды - на любые органы нашего тела. Звуки - это целый мир, знать и понимать который должен каждый. И если человек находится с этим миром в контакте, это его и обогащает, и лечит.

ПРИЛОЖЕНИЕ

        Если вы будете делать эти простые упражнения хотя бы по пять минут каждый день, вы вскоре обязательно ощутите их положительный эффект.

Упражнение первое.

Звук «а - а – а».

Он вызывает почти немедленное расслабление. Этот звук получается естественнее всего, когда мы стонем. Если вы испытываете сильный стресс, расслабьте мышцы челюсти и произнесите негромкое «а - а – а». Дайте возможность звуку мягко сливаться с вашим дыханием. Уже спустя минуту вы заметите, что выдох стал более длинным, и почувствуете себя спокойнее. Если вы не один, можно просто закрыть глаза, сделать глубокий вдох и подумать о звуке «а - а – а». Хотя это не столь эффективно, но тоже может оказаться полезным.

Упражнение второе.

Звук «о - о – о».

Этот звук считается самым богатым у людей, которые тонируют или напевают. Произносите его на разные лады пять минут. Произнесение звука о меняет температуру тела, мышечный тонус, волны мозга, ритм дыхания и сердечных сокращений. Это очень мощное средство быстрой настройки организма.

Упражнение третье.

Звук «и - и – и».

Его можно назвать звуковой кофеин. Звук и наиболее стимулирующий из всех гласных звуков. Если вы устали, чувствуете сильное утомление, произносите его три - пять минут. Это простимулирует ваш мозг и повысит активность организма.

Упражнение четвёртое.

Начните тонирование с самого низкого диапазона своего голоса, постепенно повышая высоту звучания. Тонируйте гласные звуки, которые лучше всего расслабляют вас и выходят из гортани без напряжения. Пусть произносимые вами звуки вызовут резонанс всего организма. Теперь постарайтесь звуками массировать отдельные участки головы, горла, груди. Произнося длинные гласные звуки, медленно водите руками по верхней части тела над расположенными в ней органами, и вскоре вы почувствуете, какой именно звук для вас будет исцеляющим.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации

Описание опыта работы по решению данной проблемы....

Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некото...

«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

«Использование метода создания положительного образа, как примера в воспитании подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Каждый из нас вкладывает в это понятие свой смысл. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего...

Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Данная статья написана в рамках проведения Х ежегодной региональной конференции "Организация профилактической деятельности в детской и подростковой среде в практике консультирования на Телефоне д...

Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Материал будет полезен педагогам-психологам при организации работы с подростками, находящимися в кризисной или трудной жизненной ситуации. Описанный алгоритм работы ориентирован на оффлайн формат конс...