Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"
статья по психологии

Материал будет полезен педагогам-психологам при организации работы с подростками, находящимися в кризисной или трудной жизненной ситуации. Описанный алгоритм работы ориентирован на оффлайн формат консультирования, но может быть адаптирован для онлайн разговора или телефонной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ.

Михновец Ирина Борисовна, педагог-психолог

ГБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга

Трудные жизненные ситуации, стрессы, интенсивные эмоциональные переживания – все это подстерегает на жизненном пути не только взрослых, но и детей. Ошибочно полагать, что только лишь взрослый человек глубоко переживает происходящее с ним. Подростковый возраст со всеми его особенностями, противоречиями, «буйством» красок и палитрой сменяющих друг друга эмоций также подвержен кризисам.

Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и эти возрастные кризисы называются «нормативными».

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

- любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая;

 - несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

- ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

- травля (буллинг);

 - тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

- разочарование в своих успехах в школе;

неприятности в семье, неблагоприятная семейная ситуация (например, развод родителей).

Ребенок, находящийся в состоянии кризиса выведен из равновесия, пребывает в состоянии безысходности и безнадежности, слабо представляет свое будущее. В это время возрастает количество конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Но стоит отметить важнейший момент, который нельзя упустить – именно в этот период подросток максимально открыт новому опыту.

Пришел ли ребенок сам к психологу или его направили родители, друзья, учителя – во всех случаях первое, что нужно сделать – создать качественное терапевтическое поле  для того, чтобы он мог раскрыться и снизить имеющееся эмоциональное напряжение.

Этого можно достигнуть, соблюдая следующие правила:

  1. Безоценочное отношение к ребенку и его словам. Показывая, что мы не осуждаем его действия, чувства и эмоции, выражая принятие всего того опыта, который ребенок излагает, мы даем «зеленый» свет ребенку. Он понимает, что его эмоции нормальны, и самое главное, что его понимают. 
  2. Ориентация на нормы и ценности ребенка. Психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, которых придерживается подросток.
  3. Не давать советы и готовые решения. Советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности подростка.
  4. Обеспечение конфиденциальности. Подросткам особенно важно понимать, что все то «сокровенное», что он рассказывает в кабинете психолога, останется их тайной. Раскрыться малознакомому взрослому – это серьезный шаг, на который готов пойти далеко не каждый. Важно уважительно относиться к детским тайнам, не подрывая доверие к себе.

Для выстраивания взаимодействия следует определить, на какой стадии развития кризиса находится ребенок:

  1. Нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем. Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с ней справиться, человек использует прошлый опыт. Следует отметить, что на этой стадии вероятность того, что подросток придет за помощью, слишком мала;
  2. Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения: растет ощущение неуверенности и страха, еще больше возрастает напряжение. Здесь ребенок уже нуждается в помощи, но по определенным причинам еще может не обратиться за ней
  3. Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности: проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, ощущение хаоса. Как правило, именно в этот период нарастают конфликты с родителями и близкими друзьями, семья уже не воспринимается как источник поддержки. Возможны суицидальны мысли и намерения. Наиболее вероятно, что на этой стадии подросток обратится за помощью.

Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение.

Прежде чем перейти к решению проблемы, важно обратиться к ресурсам, имеющимся у подростка. Находясь в состоянии истощения и беспомощности, он не готов сразу переходить к решительным действиям. Обнаружив ресурсы и проведя работу с ними, можно переходить к проработке проблемы.

Весь процесс консультирования строится в соответствии с тремя стадиями работы с кризисом:

  1. Сбор информации. Следует заметить, что важно получить информацию не только из уст подростка, но и услышать мнение педагога, родителей о происходящих с ним изменениях. Необходимо спросить у ребенка, не против ли он, чтобы состоялся разговор с родителями. Быть может именно с ними он сейчас находится в натянутых отношениях и не хочет, чтобы они знали о его походе к психологу. При этом мы помним о том, в каких случаях следует нарушить конфиденциальность и обязательно сообщить состояние ребенка взрослым;
  2. Формулирование и переформулирование проблемы;
  3. Альтернативы и решения. Для скорейшего выхода из состояния кризиса человеку важно принять свое поведение как  «нормальное». Находясь еще на пороге взрослой жизни, не все ребята готовы брать ответственность за свою жизнь. Важно дать понять подростку, что психолог не может решить за него, как поступить в той или иной ситуации, а лишь направляет его к принятию собственного решения.

При групповой и индивидуальной консультативной работе, направленной на разрешение подросткового кризиса, психолог-консультант должен сосредоточить свое внимание на следующих аспектах:

  • помощь в позитивном разрешении кризиса идентификации Я;
  • формирование адекватного представления о себе, своих ролях,;
  • формирование новых взглядов на вещи, нового подхода к жизни; 
  • решение задачи по объединению всего, что подросток теперь знает о самом себе, своих новых ролях в единое целое, осмыслить его и связать с прошлым и проецировать в будущее.

Описанные стадии работы применимы в том случае, если у ребенка не наблюдается суицидальных тенденций.

Если же в процессе сбора информации и проведения дополнительной диагностики, мы убеждаемся, что наличие суицидальных намерений есть, важно оповестить администрацию школы и родителей о необходимости реабилитации ребенка.

В нашем учреждении родители получают расписку о необходимости реабилитации, соглашаясь или отказываясь от нее, а также контакты учреждений, оказывающих специализированную помощь.

Подводя итог, следует сказать о том, что консультирование занимает важное место в работе педагогов-психологов. Несмотря на обширный спектр задач, стоящих перед специалистом, необходимо уделять особое внимание оказанию индивидуальной помощи, предотвращая критические ситуации и способствуя гармоничному развитию личности детей.

Литература:

Книги, монографии:

Бадхен А. А. Мастерство психологического консультирования . СПб.: Речь, 2007. 240 с.

Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка. Учебно-методическое пособие для учителей, родителей и школьных психологов. М.: МПСИ, 2009. 72 с.

Пантелеева, В.В. Психология кризисных состояний личности : учеб. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2011. 194 с.

Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 2004.288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некото...

Использование звукотерапии в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздейс...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

«Использование метода создания положительного образа, как примера в воспитании подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Каждый из нас вкладывает в это понятие свой смысл. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего...

Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Данная статья написана в рамках проведения Х ежегодной региональной конференции "Организация профилактической деятельности в детской и подростковой среде в практике консультирования на Телефоне д...