ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»
проект по психологии на тему
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, не имеющих возможность продолжать образование (по разным причинам: нежелание ходить в школу, нежелание уезжать из поселка и поступать в техникумы и колледжи и др.). Основные интересы подростков этой категории – это общение в компании, на улице, т.е. чаще это асоциальная среда). Отсутствие материальных и моральных стимулов подростков приводит к росту преступности и правонарушений. Однако, по опросам подростков, состоящих на профилактических учетах, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, у них есть желание заниматься взрослой и полезной деятельностью: получить первую (именно рабочую) профессию, работать и зарабатывать деньги. На базе МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский на протяжении пяти лет предоставляются платные образовательные услуги, имеется опыт дальнейшего трудоустройства подростков, получивших профессиональное образование. Налажено сотрудничество по трудоустройству подростков с ООО «Пойковские электрические сети», ООО «Мегацентр» (комбинат питания), ЧП «Энжель» (салон красоты).
Проект «ШАНС» предлагает:
1. получение первой рабочей профессии;
2. работу на предприятиях поселка (неполный рабочий день, материальная поддержка, дополнительная социальная практика: бесплатное оказание профессиональной помощи (по оказанию услуг маникюра, электрических работ и т.д.) пенсионерам и инвалидам;
3. организацию отдыха в спортивных сооружениях посёлка.
В результате реализации у подростков с трудностями в социальной адаптации: повысится уверенность детей в завтрашнем дне, а полученные профессиональные навыки и дополнительная социальная практика будут стимулировать поиск постоянного места работы или дальнейшее обучение.
Взаимодействие с социальными учреждениями и предприятиями привлечёт внимание к детям этой категории неблагополучия и покажет положительный эффект от проекта для дальнейшего сотрудничества.
В ходе реализации проекта 15 детей получат первую профессию, будет организовано не менее 15 рабочих мест. Общий охват детей – 20-40 человек. Созданный банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, даст возможность своевременного выявления таких детей и вовлечение их в учебную и профессиональную деятельность. Главный результат - в занятости свободного времени полезной деятельностью, а следовательно снижение количества подростков, совершающих преступления и правонарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shans.docx | 156.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодёжной политики Нефтеюганского района
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Пойковский
ПРОЕКТ
психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
«ШАНС»
Автор:
Чашкова Наталья Михайловна, заместитель директора, педагог-психолог;
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Пойковский
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«ШАНС» - проект психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Приоритетное направление проекта | социальная реабилитация подростков, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения), профилактика безнадзорности и беспризорности, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной. |
Цель проекта | Создание условий для социальной адаптации подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. |
Задачи проекта | 1. Создать консультационный пункт по психологическому, профориентационному и правовому сопровождению подростков. 2. Обучить рабочей профессии 15 подростков (14-18 лет), состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. 3. Организовать не менее 15 рабочих мест по полученной специальности. 4. Обобщить и распространить опыт работы в регионе. |
Адресная направленность проекта | Подростки 14 – 18 лет, состоящие на профилактических учетах (комиссии по делам несовершеннолетних, полиции), находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2014 – июнь 2015 I этап – организационный – сентябрь – октябрь 2014г. II этап – практический – ноябрь 2014г. – май 2015г. III этап – обобщающий – июнь 2015г. |
Краткое описание проекта | Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, не имеющих возможность продолжать образование (по разным причинам: нежелание ходить в школу, нежелание уезжать из поселка и поступать в техникумы и колледжи и др.). Основные интересы подростков этой категории – это общение в компании, на улице, т.е. чаще это асоциальная среда). Отсутствие материальных и моральных стимулов подростков приводит к росту преступности и правонарушений. Однако, по опросам подростков, состоящих на профилактических учетах, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, у них есть желание заниматься взрослой и полезной деятельностью: получить первую (именно рабочую) профессию, работать и зарабатывать деньги. На базе МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский на протяжении пяти лет предоставляются платные образовательные услуги, имеется опыт дальнейшего трудоустройства подростков, получивших профессиональное образование. Налажено сотрудничество по трудоустройству подростков с ООО «Пойковские электрические сети», ООО «Мегацентр» (комбинат питания), ЧП «Энжель» (салон красоты). Проект «ШАНС» предлагает:
В результате реализации у подростков с трудностями в социальной адаптации: повысится уверенность детей в завтрашнем дне, а полученные профессиональные навыки и дополнительная социальная практика будут стимулировать поиск постоянного места работы или дальнейшее обучение. Взаимодействие с социальными учреждениями и предприятиями привлечёт внимание к детям этой категории неблагополучия и покажет положительный эффект от проекта для дальнейшего сотрудничества. В ходе реализации проекта 15 детей получат первую профессию, будет организовано не менее 15 рабочих мест. Общий охват детей – 20-40 человек. Созданный банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, даст возможность своевременного выявления таких детей и вовлечение их в учебную и профессиональную деятельность. Главный результат - в занятости свободного времени полезной деятельностью, а следовательно снижение количества подростков, совершающих преступления и правонарушения. |
Соисполнители проекта | - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав гп. Пойковский. - Отдел по делам несовершеннолетних полиции дислокация гп. Пойковский ОМВД Нефтеюганского района. - КЦ СОН «Забота». - Ювенальная служба Нефтеюганского района. - Предприятия г.п. Пойковский. - Образовательные учреждения г.п. Пойковский. |
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Подростковый возраст – особенный период, со своими трудностями и закономерностями, зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. «Каким быть?» и «Кем быть?» - активный поиск себя, стремление к взрослости, приводит как к положительным образцам поведения, так и к отрицательным. Попадая в ассоциальню группу или по влияние ассоциальных образцов поведения подросток невольно копирует отрицательное или «неправильное» поведение, вызывая тем самым конфликт с обществом. Подросток начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации, увеличивая шанс попасть в конфликт с законом.
Индифферентность семьи и общества в воспитании детей; общественное осуждение промахов подростков без опоры на глубокое знание причин тех или иных отклонений от норм, часто связанных с особенностями психофизиологического развития каждого, с условиями, складывающимися в семье, в кругу друзей, одноклассников, в неформальных объединениях по месту жительства, в сфере досуговой деятельности; - отчуждает порой ребенка от школы, формирует неуверенность в себе, страх, постоянное чувство вины, безразличие к оценкам и суждениям взрослых, одним словом формирует дополнительные комплексы, мешающие полноценному общению с учителями, родителями, сверстниками.
Ежегодное проведение профилактических операций «Подросток», «Всеобуч», подворовых обходов помогают выявлять подростков, окончивших 9 классов (основную школу) и нежелающих продолжать дальнейшее обучение по разным причинам: нежелание ходить в школу, не готовность уезжать из поселка (покидать семью) и поступать в техникумы и колледжи и др. Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, не имеющих возможность продолжать образование. Основные интересы подростков этой категории – это общение в компании, на улице, т.е. чаще это асоциальная среда. Отсутствие материальных и моральных стимулов подростков приводит к росту преступности и правонарушений. По опросам подростков, состоящих на профилактических учетах, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, у них есть желание заниматься взрослой и полезной деятельностью: получить первую (именно рабочую) профессию, работать и зарабатывать деньги, однако у них нет средств получить профессию и нет знаний как можно это сделать.
Анализ информации о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории пгт. Пойковский за 2014 год показал рост преступлений (в два раза, по сравнению с 2013г.), совершённых несовершеннолетними, в том числе рост групповой и повторной преступности. Имеют место самовольные уходы детей из семей.
Причинами правонарушений отмечаются:
- низкая социальная адаптация несовершеннолетних;
- низкая учебная мотивация;
- затруднения в общении со сверстниками и самоутверждение в их среде;
- низкое материальное положение семьи;
- низкий нравственный потенциал семьи;
- отсутствие устойчивого интереса к какой – либо деятельности.
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в поселке позволил выделить характерную проблему и определить основное противоречие: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы сталкиваемся с неопределенностью личностных и профессиональных планов наших подростков. Основными их интересами и желаниями являются свободное время, двор, улица, компания. Как показали исследования, большинство подростков находятся в состоянии неопределенности по поводу будущей профессии.
Социум и школы посёлка не могут предложить деятельность, способную удовлетворить потребности возрастной группы от 14 до 18 лет. Проведённый опрос этой группы показал, что 85% желают получить рабочую профессию; 57% подростков хотят работать по полученной специальности в свободное от учёбы время; 32% помогать пенсионерам и инвалидам, используя профессиональные и непрофессиональные умения и навыки; 78% хотят получать за свою деятельность материальное вознаграждение. Проанализировав ситуацию, мы сделали следующие выводы: подростки посёлка хотят получить первую (именно рабочую) профессию, заниматься действительно взрослой и полезной деятельностью. Мы предлагаем бесплатное обучение на профессиональных курсах, психологическую и правовую помощь, помощь в трудоустройстве после получения курсовой подготовки, дополнительную социальную практику: бесплатное оказание профессиональной помощи пенсионерам и инвалидам. Ребята хотят быть востребованными, ощущая потребность в реальных делах.
- Цели и задачи проекта
Цель: создание условий для социальной адаптации подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Задачи:
1. Создать консультационный пункт по психологическому, профориентационному и правовому сопровождению детей.
2. Обучить рабочей профессии 15 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
3. Привлечь 14-18-летних подростков в социально-значимую деятельность с учётом их профессиональной подготовки.
4. Организовать 15 рабочих мест по полученной специальности.
5. Обобщить и распространить опыт работы в регионе.
- Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 – июнь 2015
этап | сроки | основная деятельность |
Организационный | сентябрь – октябрь 2014г. | Создание банка данных подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Организация работы консультационного пункта. Выход на предприятия поселка с целью привлечения финансовых средств на оплату обучения 15 подросткам. Формирование групп профессионального обучения. |
Практический | ноябрь 2014г. – май 2015г. | Учебная деятельность по выбранным специальностям. Проведение индивидуальной профилактической работы структурами системы профилактики. Привлечение предприятий поселка для трудоустройства подростков по полученным специальностям. Проведение добровольческих акций и социальных практик. |
Обобщающий | июнь 2015г. | Пресс-конференция участников и партнёров проекта. Подготовка и оформление результатов проекта. Выпуск сборника методик, инструкций, памяток и рекомендаций по организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. |
Место реализации проекта
Основное место реализации проекта – Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» пгт. Пойковский. Здесь будет осуществляться работа консультационного пункта, профессиональной подготовки, психологического консультирования. В школе созданы следующие условия:
- кабинеты психологической помощи подросткам – консультирования, тренинговый зал, сенсорная комната;
- оборудован кабинет социального педагога для правового консультирования, организована работа кабинета школьного инспектора (один раз в неделю);
- созданы материально-технические условия для проведения профессиональной подготовки по профессиям: повар, парикмахер, маникюрша, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь по ремонту автомобилей. Оборудованы: парикмахерская, маникюрный кабинет, учебные кабинеты получения теоретических знаний;
- заключены договоры с предприятиями (ООО «Пойковские электрические сети», ООО «Мегацентр» (комбинат питания), ЧП «Энжель» салон красоты) на прохождение учащимися практики, приобретены расходные материалы.
Таким образом, в школе созданы условия, как для личностного роста учащихся, так и для профессиональной подготовки. Это даёт возможность получить первую рабочую профессию и определить свои профессиональные способности.
- ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
- Формы и методы работы:
- информационно-справочные;
- диагностические;
- тренинговые.
Информационно-справочные, просветительские формы: справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии подростков на предприятия, встречи со специалистами по профессиям, ювенальной службы; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой информации; конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.
Используются для организации просвещения подростков в правовом, профессиональном направлении. Профессиональная информация представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии.
Организация правового просвещения направлена на формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность; воздействие на поведение подростков в соответствии с нормами правовой культуры.
Методы профессиональной и личностной психодиагностики: опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; «личностные» опросники; методы наблюдения; «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе; использование различных игровых ситуаций.
Важнейшим ресурсом для реализации всех направлений работы является информация об ученике, его мотивах, намерениях, предпочтениях, а также о некоторых психологических свойствах его личности (направленности, склонностях, способностях, уровне интеллектуального развития и т.п.). Для сбора и обработки такого рода информации используется психодиагностический инструментарий, который состоит из «Опросника профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация), методики «Карта интересов» А. Голомштока для выявляются интересов и склонностей учащихся, для диагностики особенностей мышления используется Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан) и опросник типа мышления, итоговое анкетирование по методике А.П.Чернявской «Профессиональная готовность» (Приложение 1).
После обработки диагностики, с результатами знакомятся подростки и проводится профессиональная консультация.
Тренинговые (активные) формы: тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей, формирование уверенности и т.п.); профориентационные и профконсультационные активизирующие игры (Приложение 2). Тренинговые занятия наиболее эффективны при групповой форме работы:
1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Работая в группе подросток обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. И как ответная реакция - избегание непродуктивного замыкания подростка в самом себе со своими трудностями.
2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношении и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. А поэтому является хорошей жизненной школой.
3. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям.
4. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то.
5. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все людей имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, которые отлично понимают сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.
- Механизм реализации
В реализации проекта участвуют структуры системы профилактики, предприятия поселка.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ведет банк данных подростков 14-18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Организует совместную с отделом полиции № 1 (дислокация гп. Пойковский) ОМВД Нефтеюганского района и отделом опеки и попечительства (гп. Пойковский) деятельность по выявлению и контролю за обучением подростков, совершивших правонарушения, осуществляют консультативную и индивидуальную работу с подростками и их родителями по защите прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
КЦ СОН «Забота» осуществляет организацию и контроль проведения индивидуально-профилактической работы с подростками, состоящими на профилактических учетах КДН и ЗП, полиции.
Специалист Ювенальной службы Нефтеюганского района проводит правовое просвещение подростков, выступает защитником прав подростков.
Социально-психологическая служба школы осуществляет психологическое сопровождение, организует профилактику и преодоление отклонений в личностном развитии, участвует в социально – педагогической адаптации и реабилитации подростка. Составляет программы компенсации, коррекции дальнейшего развития с учетом механизмов проявления индивидуальности.
Исполнителями мероприятий проекта могут выступать учреждения дополнительного образования, здравоохранения, комитет по физической культуре и спорту, правоохранительные органы, а также общественные и иные организации различных форм собственности.
Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют специалисты и руководитель профориентационного центра школы № 1 пгт. Пойковский путем ежемесячного согласования планов мероприятий и отчетов об их исполнении.
- План-график мероприятий
Наименование мероприятия | Срок исполнения | Исполнители | Ожидаемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 |
Создание банка данных подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. | Сентябрь 2014г. | Социальный педагог, секретарь КДН, инспектор ОДН | Своевременное выявление подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Создание банка данных. |
Подготовка материально-технической базы. | Сентябрь 2014 г. | Заместитель директора по хозяйственной работе, бухгалтер | Приобретение и установка нового оборудования. Оформление помещения для консультационного пункта. Закупка расходных материалов. |
Организация работы и деятельность консультационного пункта. | Сентябрь – октябрь 2014г. | Профконсультант, психолог, специалист ювенальной службы, социальный педагог | Создание постоянно действующего консультационного пункта. Получение подростками квалифицированной психологической и юридической помощи. |
Привлечение финансовых средств для оплаты обучения подростков по специальностям. | Сентябрь 2014г. | Руководитель районного ресурсного профориентационного центра | Оплата обучения. |
Формирование групп профессионального обучения. | Сентябрь 2014г. | Социальный педагог и специалист профориентационного центра | Группы для обучения по специальностям. |
Учебная деятельность по выбранным специальностям. | Ноябрь 2014- апрель, май 2015г. | Преподаватели профессионального образования. | Получение профессии. Профессиональная практика. |
Тренинговые занятия по программе психологического сопровождения. | Ноябрь 2014- апрель 2015г. | Педагог – психолог, социальный педагог | Сформированность позитивных навыков поведения в социуме, повышение самооценки подростков. |
Конкурс «Лучший в профессии». | Май 2015 г. | Педагог-организатор | Выявление и чествование лучших учащихся. |
Проведение добровольческих акций: «Красота в подарок» (маникюр); «Социальная мастерская» (замена ламп в доме); «Лакомка» (изготовление тортов к праздникам). | Апрель - май 2015 г. | Специалисты ресурсного профоринтационного центра, педагог-организатор, социальный педагог. | Получение (безвозмездно) услуг пенсионерами и инвалидами. Дополнительная социальная практика. |
Трудовая деятельность. | Май - июнь 2015 г. | Руководители предприятий. | Дополнительная социальная практика. Получение заработной платы и материального вознаграждения. |
Спортивно-оздоровительная деятельность | Октябрь 2014-июнь 2015г. | Педагог-организатор | Организация свободного времени детей, отвлечение их от негативных проявлений асоциальной среды. |
Пресс-конференция участников и партнёров проекта. | Май 2015г. | Руководители проекта | Подведение итогов проекта. Обмен мнениями. Обратная связь. |
Подготовка и оформление результатов проекта. Финансовый и содержательный отчёт. | Июнь 2015г. | Руководители проекта. Специалист ресурсного профориентационного центра. Бухгалтер. | Обобщение и распространение опыта работы. Выпуск сборника методик, инструкций, памяток и рекомендаций по организации работы с подростками, состоящими на профилактических учетах и находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. |
V. Схема управления проектом
№ | Партнеры | Назначение партнерства |
1. | Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района | Методическая и консультационная помощь |
2. | КЦ СОН «Забота» | Организация индивидуально профилактической работы с подростками, состоящими на профилактических учетах КДН и ЗП, полиции. |
3. | Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в гп. Пойковский. Отдел полиции № 1 (дислокация гп. Пойковский) ОМВД Нефтеюганского района. Отдел опеки и попечительства. | Создание банка данных подростков 14-18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Совместная деятельность по выявлению и контролю за обучением учащихся, совершивших правонарушение. |
4. | Предприятия посёлка Индивидуальные предприниматели | Организация рабочих мест Спонсорская помощь для оплаты труда несовершеннолетних |
5. | Газета «Югорское обозрение», ТВ «7канал» | Освещение результатов по реализуемой программе |
6. | Общественные организации | Организация совместных благотворительных акций, оказание безвозмездной помощи незащищённым слоям населения |
7. | ДЮСШ «Нептун», СОК «Ермак» | Занятия в спортивных секциях |
8. | Ювенальная служба | Консультирование по вопросам защиты прав подростков. |
VI. Кадровое обеспечение
№ | Участники | Роль в проекте |
1 | Руководитель проекта | 1.Финансовая деятельность (заключение договоров, составление смет, отчетность). 2. Координирует деятельность по проекту, осуществляет внешние связи с партнерами и другими сторонними организациями. 3. Анализирует и обобщает результаты реализации программы. |
2 | Руководитель районного ресурсного профориентационного центра | 1. Комплектует группы профессионального дополнительного образования. 2. Отвечает за соблюдение техники безопасности. 3. Организует социальную практику. 4.Оказывает помощь в трудоустройстве старшеклассников |
3 | Профконсультант | 1. Осуществляют консультирование во время прохождения профессиональных проб и социальной практики. 2. Даёт рекомендации детям по овладению профессией. 3.Корректирует деятельность детей в период освоения профессии. |
4 | Преподаватели профессионального дополнительного образования | 1. Осуществляют профессиональное дополнительное образование по выбранным профессиям. |
5 | Специалист Ювенальной службы | Проводит консультирование по вопросам защиты прав детей, представления их интересов в суде. |
6 | Психолог | 1. Проводит консультирование, диагностику, тренинги. 2. Создает благоприятный психологический климат в учебных коллективах. |
7 | Социальный педагог | 1. Создает банк данных о социальном статусе семей. 2. Оказывает помощь в трудоустройстве. 3. Проводит социальные акции. |
8 | Педагог-организатор | 1.Организует свободное время воспитательными мероприятиями. 2. Организует спортивные мероприятия и социальные акции. |
9 | Бухгалтер | 1.Начисляет заработную плату, ведет отчисления налогов. 2.Следит за расходованием целевых средств согласно сметы проекта. 3.Составляет финансовый отчёт. |
VIII. Предполагаемые конечные результаты, их социальная эффективность.
№ п/п | Ожидаемый результат | Показатели |
1. | Создание банка данных подростков, состоящих на профилактических учетах и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. | Количество подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. |
2. | Динамика снижения количества подростков, совершающих преступления и правонарушения | Снижение количества подростков, совершающих преступления и правонарушения |
3. | Отвлечение подростков от негативных проявлений асоциальной среды. | Количество детей, охваченных проектом (обучающихся в профгруппах, работающих в трудовой бригаде, посещающих спортивные секции) |
4. | Получение подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, первой рабочей профессии и возможности трудоустроиться. | Количество детей (не менее 15), зачисленных в группы профессионального дополнительного образования. |
5. | Изменение ценностных ориентиров подростков, находящихся в конфликте с законом. | Количество подростков всего посёлка, привлечённых к реализации социальных проектов и участвовавших в добровольческих акциях. Количество пенсионеров и инвалидов, которым оказана помощь добровольцами. Количество отзывов пенсионеров и инвалидов о качестве, предоставляемых услуг. |
6. | Получение детьми квалифицированной психологической и юридической помощи. | Постоянно действующий консультационный пункт. |
7. | Обобщение и распространение опыта работы в регионе. | Сборник памяток и рекомендаций по организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. |
Эффект проекта:
- Повысится уверенность детей в завтрашнем дне.
- Полученные профессиональные навыки и дополнительная социальная практика будут стимулировать поиск постоянного места работы или дальнейшее обучение.
Устойчивость проекта:
- В дальнейшем проект будет финансироваться из средств гранта конкурса, из спонсорских средств частных предпринимателей пгт.Пойковский и предприятий Нефтеюганского района.
- Подготовленная материальная база и приобретённое по проекту оборудование дадут возможность продолжить реализацию проекта.
- Проект устойчив потому, что детям нужна наша помощь, а мы готовы помочь!
Приложение 1
Психодиагностический инструментарий
- Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация).
- Методика «Карта интересов» А. Голомштока.
- Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).
- Опросник типа мышления.
- Методика А.П.Чернявской «Профессиональная готовность».
- Маркова Т. «Мотивационный опросник».
- Филипс «Тревожность».
Приложение 2
Профориентационные игры и упражнения
Игры:
- "Профессия - специальность". Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.
- "Самая - самая". Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
- "Сотворение мира". Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
- "Спящий город". Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.
- "Суд над безработным". Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки.
- "Твои капиталы". Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал".
- "Угадай профессию". Знакомство участников со схемой анализа профессий.
- "Холодно или горячо?" Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии.
- "Цепочка профессий". Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
- "Человек - профессия". Цель игры — на ассоциативном, образном уровне нау¬читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Упражнения:
- "Работа или деятельность". Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность.
- "Обозначение сферы принадлежности событий". Определение к какой сфере жизни принадлежат события "неуспешной", "успешной" и "реальной" карьеры.
- "Особенности карьеры". Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере.
- "Оценка субъективной важности событий "неуспешной", "успешной" и "моей реальной карьеры". Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры».
- "5 шагов". Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
- "А вот и Я". Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.
- "Если бы..., я стал бы...". Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.
- "Звездный час". Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.
- "Знаешь ли ты свою будущую профессию?". Проверка сформированности личного профессионального плана.
- "Кто есть кто?". Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
- "Лучший мотив". Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
- "Мои жизненные и профессиональные планы". Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
- "Общее панно". Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы.
- "Отгадай профессию". Пробуждение интереса к различным профессиям.
- "План моего будущего". Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца.
- "Поступь профессионала". Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.
- "Профессия на букву". Расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
- "Советчик". Специально организованная упрощенная процедура группового экспертирования с элементами игры. Получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
- "Три судьбы". Помощь участникам в анализе основных смыслов трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей.
- "Человек - профессия". Побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В статье описан опыт социально-педагогической поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации....
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении...
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...
Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...