Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
методическая разработка (9 класс) по теме
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некоторые дети педагогически запущенные, с девиантным поведением, у некоторых очень сложная домашняя обстановка. У таких подростков не сформированы минимальные знания, не развито логическое мышление, во внеклассных мероприятиях не проявляют активность, не высказывают своё мнение, нет навыков общения, низкий культурный кругозор, некоторые из них состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Но работать с такими детьми необходимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vozrozhdenie.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Возрождение". Внеклассная работа классного руководителя с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях. Работая с подростками, встречаешься со многими трудностями, как в обучении, так и в воспитании, потому что некоторые дети педагогически запущенные, с девиантным поведением, у некоторых очень сложная домашняя обстановка. У таких подростков не сформированы минимальные знания, не развито логическое мышление, во внеклассных мероприятиях не проявляют активность, не высказывают своё мнение, нет навыков общения, низкий культурный кругозор, некоторые из них состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Но работать с такими детьми необходимо. Ведь по словам А.С.Макаренко“никаких особых “правонарушителей” нет, есть люди, попавшие в тяжелое положение. … Нет детей – правонарушителей, а есть люди не менее богатые, чем я, имеющие право на счастливую жизнь, не менее, чем я, талантливые, способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами.” Учитывая сложности такого контингента подростков, опираясь на опыт работы Н.П.Капустина, Т.И.Шамовой, И.С.Якиманской предлагаю образовательным учреждениям работать как адаптивными. Определяющий признак адаптивной школы – развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учёта возрастных особенностей, внутренних возможностей и ресурсов. По словам Н.П.Капустина,“адаптивная школа выстраивается таким образом, чтобы у каждого ребёнка развить механизмы природной и социальной адаптации”. Поэтому работа с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, основана на принципах личностно-ориентированного воспитания –педагогически управляемого процесса культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностный подход нацелен на приоритет индивидуальности, самоценности каждого ученика.
Цели и задачи:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков, приобщение их к общечеловеческим ценностям, культурному наследию;
- формирование умения налаживать отношения с людьми;
- воспитание человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота;
- формирование национального самосознания, чувства долга и ответственности за судьбу Родины;
- воспитание правового сознания, уважения к нормам коллективной жизни и правам человека;
- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали;
- формирование гражданской и правовой культуры;
- чувства долга и осознания ответственности перед родителями, родными и близкими;
- формирование потребности в здоровье, здоровом образе жизни;
- воспитание трудолюбия, потребности в труде; любви к природе, заботы о её сохранности. Реализация целей и задач происходит через различные формы воспитания:
– интеллектуальные игры;
– конкурсы;
– ситуационные и тематические классные часы;
– часы общения;
– беседы и лекции представителей ОВД, психолога;
– встречи с представителями церкви, участниками военных действий, ветеранами войны и труда;
– викторины;
– экскурсии в музей, в природу;
– трудовые десанты;
– весёлые старты;
– походы.
Все мероприятия проводить совместно с другими службами города: отделом внутренних дел, городским советом ветеранов, церковью, городским кризисным центром для мужчин, центром социальной помощи семье и детям, городским краеведческим музеем, библиотекой и семьёй.
Основное содержание программы.
- Организация познавательной деятельности подростка.
- Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей.
- Формирование позитивных межличностных и групповых взаимоотношений в подростковой среде.
- Деятельность в области формирования правовой культуры, воспитания уважения к закону, правам и законным интересам личности.
- Формирование понятий “добро” и “зло”, “долг”, “честь”, “любовь”, “красота” и т.д.
- Организация работы по изучению истории семьи, профессии предков.
- Проведение спортивных мероприятий, походов, трудовой деятельности.
- Вовлечение подростков в социально-культурную деятельность.
Примерное планирование деятельности | ||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Организаторы деятельности | Связь с социосредой |
1. | Практикум “Трудности в семье в подростковом возрасте”. | Сентябрь | Психолог | Родители, городской кризисный центр для мужчин |
2. | Конкурс “Дары щедрой природы”. | Сентябрь | Зам.директора по ВР, классный рук. | Семья |
3. | Экскурсия на станцию юных натуралистов по теме “Красота вокруг нас”. | Сентябрь | Классный рук. | СЮН |
4. | Экскурсия на тему “История родного города”. | Октябрь | Классный рук. | Краеведческий музей |
5. | Беседа “Профилактика правонарушений”. | Ноябрь | Социальный педагог | Представители ОВД |
6. | Час общения “Православные праздники”. | Декабрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог | Православная церковь |
7. | Час общения “Уважение к родителям”. | Январь | Зам.директора по ВР, социальный педагог | Православная церковь |
8. | Уроки мужества. | Февраль | Библиотекарь, классный рук. | Библиотеки города |
9. | Встречи с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне. | Февраль | Зам.директора по ВР, кл.рук. | Городской музей |
10. | Практикум “Как снять психическую усталость”. | Март | Психолог | Городской кризисный центр для мужчин |
11. | Час общения “Все работы хороши”. | Апрель | Библиотекарь | Библиотеки города |
12. | Час общения “Встреча с интересными людьми. Ветераны профессий” | Апрель | Классный рук. | Городской совет ветеранов |
13. | Посещение выставок в музее. | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл.рук. | Городской краеведческий музей |
14. | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. | Май | Зам.директора по ВР, социальный педагог, кл.рук. | Городской совет ветеранов, городской краеведческий музей |
15. | Участие в митинге, посвящённом Победе над фашистской Германией | Май | Зам.директора по ВР, социальный педагог, кл.рук. | Городской краеведческий музей, отдел культуры города |
16. | Участие в трудовых десантах. Озеленение территорий. | Сентябрь Май | Зам.директора по ВР, социальный педагог, кл.рук. | Школа |
17. | Однодневный поход в природу. Весёлые старты. | Май | Кл.рук., родители | Семья, центр помощи семье и детям, ОДН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.
Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....
Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации
Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...
Использование звукотерапии в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Звуки потрясающе разнообразны. Они различаются по силе, выразительности и энергии, которую несут. И с ними нужно уметь работать, развивая и тренируя свой звуковой аппарат. Через звуки мы можем воздейс...
ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...
«Использование метода создания положительного образа, как примера в воспитании подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации»
Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Каждый из нас вкладывает в это понятие свой смысл. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего...
Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Данная статья написана в рамках проведения Х ежегодной региональной конференции "Организация профилактической деятельности в детской и подростковой среде в практике консультирования на Телефоне д...
Статья на тему: "Особенности консультирования подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Материал будет полезен педагогам-психологам при организации работы с подростками, находящимися в кризисной или трудной жизненной ситуации. Описанный алгоритм работы ориентирован на оффлайн формат конс...