Урок ОРКСЭ "Правила твоей жизни" 4 класс
план-конспект урока на тему

Радочина Галина Васильевна

Сценарий урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Правила твоей жизни". На данном уроке используется парная и групповая работа учащихся, показана технология деятельностного метода обучения, технология смыслового чтения, элементы проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_orkse.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Междуреченская СОШ»

Открытый урок по ОРКСЭ. 

 Модуль Основы светской этики

Урок на тему "Правила твоей жизни"     

 

4 класс

Учитель: Радочина Г.В.

2016 г

Модуль Основы светской этики

Урок на тему "Правила твоей жизни"     

Цель: расширить знания учащихся о правилах и культуре поведения, формировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.

 Задачи:

Личностные:

  • развивать этические чувства как результат морального поведения;
  • знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
  • учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные:

  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации;

Предметные:

  • знакомство с жизненными ориентирами, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, карточки –задания для работы в парах и группах, лучики для солнышка, маркеры, тетради, презентация.

УМК: Учебник. Основы духовно – нравственной культуры народов России «Основы светской этики»., 4 класс: авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: «Русское слово», 2015 г.

Ход занятия

Класс разделен на 4 группы.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Всем, всем добрый день,
Работать нам совсем не лень!

Мы друг другу улыбнемся,

За работу дружно возьмёмся!

- Ребята, помните мы единое целое, от работы каждого из вас зависит общее дело, его результат.

2. Определение темы урока.

Учитель: Внимание на слайд.

Сегодняшний урок, я ребята хотела начать отрывком из стихотворения поэта В.Маяковского «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое  хорошо, и что такое  плохо?».

-Ответьте мне ребята, откуда человек узнает, что такое хорошо, и что такое плохо, узнает как надо себя правильно вести в гостях,  что можно делать на уроках, а чего нельзя?

(Ему объясняют это взрослые, рассказывают правила учителя)

-А как вы думаете, в жизни человек часто встречается с правилами? (Да)

А в вашей жизни есть правила?

-Как вы думаете, какая будет тема урока?

Правила твоей жизни.

- Подумайте, какая будет цель урока? Что мы должны узнать сегодня ?

( Вспомнить какие есть правила? Учиться их соблюдать. )

Правильно, проверьте с целями, которые я поставила сегодня на урок

мы должны :

1.Вспомнить и  расширить знания о правилах поведения и общения с людьми.

 2.Развивать умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.                                                                                                                                        3. Развивать логическое мышление,  речь, смысловое чтение.

 Я сделала вот такую схему, чтобы мы помнили цель урока. 

                                            Правила ?

3. Новая тема.

  • Что такое правило?

В словаре Ожегова определено:

1. Правило  - постановление, предписание устанавливающее порядок чего-нибудь.

2. Правило - образ мыслей, норма поведения,  привычка.

  • А сейчас попробуем выяснить,  какие правила существуют в вашей жизни.
  •  Задание на карточке для каждого. Я показываю слайд, вы определяете что это за правила, где ими пользуются,  и заносите в таблицу,  а также отмечаете  словом да или нет, знаете ли вы эти правила и соблюдаете ли вы их или нет.

Самопроверка на слайде верные ответы.

  1. На уроке
  2. На перемене
  3. В столовой
  4. В гостях
  5. ПДД
  6. В общественном транспорте
  7. В лесу
  8. На компьютере

Каких правил вы не знали? А  какие правила вы не всегда соблюдаете? А почему?

  • Как вы увидели  правил много?  И конечно, обо всех мы не сможем поговорить на уроке? Но постараемся узнать  о них, выполняя

задания в парах и группах.

2 задание мы выполняем в парах.

4. Работа в парах. Смысловое чтение.

Задание на карточках.

  • Дополни текст:

Стр. 123 абз. 2-3.

1 группа. Стр. 123 абз. 2-3

Правила в школе на уроках и перемене.

1. На уроке обязательно должна быть ______________________.

2. Если хочешь задать вопрос или ответить, __________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Не поправляй ответ товарища без разрешения учителя, __________________________________________________________________________________________________________________________.

4. На перемене веди себя __________________________,  не надо______________________________________________________________________________________________________________________.

2 группа. Текст на памятке.

Правила поведения в школьной столовой.

1. Перед тем как сесть за стол, _______________________________________.

2.Старайтесь не пролить на себя ______________________________________.

3. Сидите за столом прямо, ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

4. Во время еды ___________________________________________________.

5. Не забудьте после еды ____________________________________________________.

6.  Будьте вежливыми: поблагодарите _________________________________.

3 группа: Стр. 124. Абзац 1.

Правила,  которые надо соблюдать,

когда ты идёшь на улицу, в гости.

1. Перед выходом из дома следует проверить______________________

_____________________________________________________________.

2. Посмотри, все ли ___________________________________________

____________________________________________________________.

3. Не забудь посмотреть, _______________________________________,

если грязные _________________________________________________

____________________________________________________________ .

4 группа: Стр. 124 абз. 2.

Правила поведения дома.

1. Каждое утро _______________________________________________

_____________________________________________________________.

2. Игрушки и книжки после занятий ______________________________

_____________________________________________________________.

3. Если насорил _______________________________________________

_____________________________________________________________.

Проверка. Зачитывает ответ, каждая пара.

Учитель: Однажды древнего восточного мудреца спросили:

«У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных», - ответил он.  Что имел в виду мудрец?

5.Физминутка.

Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А теперь прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.

6. Игра «Соберём солнышко»

Как вы думаете, а существуют ли  правила общения?

Следующее задание: Мы сейчас поиграем. У каждого в группе есть лучики- правила общения с людьми. На доске три солнышка, а вы выбираете  5 лучиков-правил, самых важных, по-вашему мнению  и закрепляете их на доске. Выбрать одного кто будет объяснять, почему вы выбрали эти правила.

Правила общения

  • Всегда улыбайся
  • Проявляй внимание к собеседнику,
  • Старайся, чтобы твои слова и поступки не обижали людей;
  • Всегда и во всём помогай младшим и слабым;
  • Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
  • Не придумывай никому обидных прозвищ;
  •  Всегда выполняй данные тобой обещания;
  •  Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;
  •  Дорожи своим словом: люди должны знать, что ты всегда держишь слово;
  •  Всегда будь точным: неточность — это невежливость;
  • Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;
  •  Никогда не проявляй к людям неуважения, грубости или хамства
  •  Слушай больше других, чем говори сам.
  •  Думай, прежде чем сказать
  •  Не высмеивай собеседника
  •  Не перебивай, дай возможность высказаться другому.
  • Избегай высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.
  •  Говори уверенно, но дружелюбно.
  •  Уважай точку зрения собеседника.
  •  Называй собеседника по имени.
  • При встрече с любым человеком имей хорошее, позитивное настроение.

    Каждая группа объясняет, какие правила,  они выбрали.

У нас получились правила общения.

7. Творческая работа в группах.

1 группа

Задание:  в виде аппликации, рисунков выбрать правила поведения в природе. Наклеить на лист и подготовиться рассказать о них другим группам.

2 группа

Задание: Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к правилам дружной игры. Оформить проект на листе бумаге и подготовиться рассказать о них другим группам.

ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ ИГРЫ.

  • Выучи правила игры;
  • Не нарушай принятых правил, их должны выполнять все;
  • Помогай товарищам в игре;
  • Не ссорься по пустякам, умей принять помощь, замечания;
  • Умей проигрывать.
  • Называй друзей по имени.
  • В театр приходи вовремя.
  • Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
  • Садись на то место, которое указано в твоём билете.
  • Во время спектакля не разговаривай. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.

3 группа. Задание: сочините стихотворения по предложенным словам, оформите их красочно на бумаге. Подготовиться прочитать их другим группам.

1.  Без устава школе быть ____________________,

Это знают даже __________________,

«Надо» и «могу» в нём __________________,

Только изучить ты ____________________,

По «Уставу» будешь жить _________________,

И проблем не будет _______________.

Нельзя, никогда,  малыши,  всегда,  поспеши,  прописали.

2. Будет очень дружным _______________,

Всё получится у ________________,

Если будем точно __________________,

И, конечно, _____________________.

Правила, что в школе _____________________,

Ученикам таким хвала и _____________.

У нас,  класс, честь,  знать,  есть,  выполнять.

Проверка. Каждая группа презентует свою работу.

8. Итог  урока.

Какая была тема урока? Какие цели мы ставили?

- Что произойдет в мире, если люди не будут соблюдать правила поведения?

Какое одно самое важное правило  вы запомнили сегодня с урока?

Напишите его. Нужно стараться всегда быть воспитанным и соблюдать правила нравственного самосовершенствования.

9.Рефлексия. Лист самооценки.

Каждый из вас оценивает свою работу в листе достижений.

Кто хочет рассказать, как оценил свою работу на уроке и почему?

Что понравилось?  Были трудности?  Какие советы дадите?

10.   Домашнее задание.

По выбору составить памятку «Правила уличного поведения» или  «Правила поведения в общественном транспорте» стр. 128, 130.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Личность и судьба А.С. Грибоедова"

Изучение биографии Грибоедова, осознание масштаба личности и трагизма судьбы  писателя...

Сценарий урока-концерта "Твой стих, как Божий дух!"

Краткое описание урока-концерта, посвящённого творчеству великого русского поэта М.Ю.Лермонтова...

Сценарий урока-концерта "Твой стих, как Божий дух!"

Краткое описание урока-концерта, посвящённого творчеству великого русского поэта М.Ю.Лермонтова...

Методическая разработка урока "Письма твои получая, слышу я голос живой..."

Урок письма с привлечением литературного материала...

Урок мужества "Твои Герои, Курская дуга"

Разработка сцеария мероприятия, посвящённое событиям на Курской дуге. Знакомит с именами участников, нашими земляками, которые принимали участие в битве на Курской дуге....

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А. Грина "Победитель".("Твой выбор...")

Каждому из нас приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить?...

Урок чтения в 5 классе для обучающихся с УО "Яков Аким "Твой друг"

Урок составлен на основе Конспекта урока по чтению в 5 классе школы VIII вида на тему: "Твой друг" Я. Аким, опубликованого 30.03.2017 - 9:53 - Телегиной Светланой Алексеевной(ссылка на исход...