Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А. Грина "Победитель".("Твой выбор...")
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Каждому из нас приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tumanova_i._pobeditel.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по литературе в 6 классе по рассказу Александра Грина «ПОБЕДИТЕЛЬ» Учитель ТУМАНОВА ИРИНА ИГОРЕВНА
Технологическая карта мастерской «Твой выбор» (по рассказу А. Грина «Победитель»)
Тип мастерской: мастерская ценностно-смысловой ориентации по произведению А.Грина
«Победитель»
Цель: показать учащимся важность принятия ответственного решения в сложной жизненной ситуации и научить делать осознанный выбор
Задачи:
- познакомить учащихся с рассказом А.Грина «Победитель»;
-акцентировать внимание детей на мотивации своих поступков и определенных поступков героя;
-активизировать у учащихся умение публично выступать перед аудиторией , аргументируя свою точку зрения
Оборудование: таблица в тетради
Мои впечатления, эмоции, желания, ощущения (на основе жизненного опыта) | Чувства и поведение Геннисона (по первому отрывку) | Чувства и поведение Геннисона (по второму отрывку) | Работа Ледана (по третьему отрывку) | Работа Геннисона (по третьему отрывку) | Концовка рассказа |
Работа в мастерской рассчитана на 2 академических часа
Ход мастерской
Мастерская начинается с организации пространства- участники объединяются в группы по 6 человек.
Слово учителя:
каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твое удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Трудность выбора, ответственность за принятое решение- это одна из «вечных тем» литературы.
Острее всего проблема выбора возникает в ситуациях соперничества. Соперникам приходится испытывать сильнейшее эмоциональное напряжение. Часто от исхода конкурса или соревнования зависит судьба человека. Он может оказаться перед необходимостью решать: какими средствами добиваться намеченной цели?
Индукция.
Вы когда-нибудь участвовали в каком-либо соревновании или конкурсе? Вспомните и запишите свои впечатления, чувства и желания, возникшие у вас в эти моменты жизни. ( 3-4 минуты).
Афиширование своих мыслей: в своих группах ( 4 группы на класс) прочитайте друг другу, что вы записали.(4- 5 минут)
Поделитесь своими возможными впечатлениями со всеми ( 8 минут). Учитель делает записи на доске.
Заполните первую колонку «Мои чувства, эмоции, впечатления, желания» в общей таблице (групповая работа)
Слово учителя:
Вот и герой рассказа А.Грина принимает участие в конкурсе работ, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.
Чтение учителем первого отрывка из рассказа А.Грина.
- Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу,- сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто.- Ну, Джен,- отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.
Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.
Джен, молодая женщина с требовательным , нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.
- Ох, я боюсь всего потрясающего,- сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку.- Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас на другой день, обыкновенно, не бывает денег.
- На этот раз, кажется, будут,- возразил Геннисон.- Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов.Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела- вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как и других, поэтому Стерс сказал: « Мой милый, это ведь ваша фигура « Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках» ?» Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня:- «Итак, говоря условно, что ваша,- эта статуя имеет все шансы. Нам,- заметь, он сказал «нам»,- значит, был о том разговор,- нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».
- Разумеется, тебя нетрудно узнать,- сказала Джен,- но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?
- Что еще он сказал,- я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?
- Ледан уже представил свою работу?
- Верно- нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?
- Я подумала,- задумавшись, произнесла Джен,- что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.
- Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не6 получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя «Женщина»- удачнейший символ науки, ведущей младенца- Человечество- к горной вершине Знания.
- Да… Так почему он не говорил о Ледане?
- Кто?
- Стерс.
- Не любит его: просто- не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.
Обсудите в группе, какие чувства, мысли, эмоции овладевают героем в данном отрывке, заполните вторую колонку в таблице, приготовьтесь выступить от группы ( 10 минут)
Чтение учителем второго отрывка из рассказа А.Грина
Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.
Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать…
Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы- было почти семь- и встал.
Джен, я схожу. Ты понимаешь- это не беспокойство, не зависть- нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но…но я посмотрю все-таки…
Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и её, но так же, как Геннисон, она её скрыла и выдала, поспешно сказав:
- Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернёшься?
- Очень скоро,- сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу.- Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.
Работа в группах: обсудите в группе и выскажите свои предположения о том, куда и зачем мог отправиться Геннисон в столь поздний час. Афишируйте свои догадки. (7-8 минут)
Учитель читает текст: «…я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать все, особенно в важных случаях…»
Что можно после этих слов добавить к характеристике Геннисона? Запишите в третью колонку таблицы. (5-7 минут)
Самостоятельная работа в группах: проследить по тексту (отрывок № 3) что произошло в студии с Геннисоном? Как характеризует герой свою скульптуру и какой ему видится работа Ледана? Заполнить четвертую и пятую колонку таблицы. На каждую группу выдаются тексты отрывка №3.
(10 минут)
По группам выступите с результатами своих исследований. (5-7 минут)
Отрывок № 3 из рассказа А.Грина
Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:
- Нурс, откройте, пожалуйста, я хочу ещё раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кое-что. Ну, как- много ли доставлено сегодня моделей?
- Всего, кажется, четырнадцать.- Нурс стал глядеть на пол. – Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.
- Конечно, конечно,- подхватил Геннисон,- но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю ещё раз на своё. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И…вот она… Он вытащил золотую монету- последнюю- всё, что было у него,- и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.
- Ну да,- сказал Нурс,- я это очень хорошо понимаю…Если, конечно…Что делать- идем.
Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время, как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.
Нурс вышел.
Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей… Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора…Ледан не изумил выдумкой. Всего- навсего- задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.
Геннисон отступил с чувством падения и восторга.- «А!- сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником.- Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет».
Тогда- медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость её позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительна хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.
Как поступит Геннисон? Закончите рассказ, заполнив последнюю колонку в таблице (работа в группах) Предложите классу свою концовку рассказа. Чем для вас определяется жизненный выбор Геннисона? ( 10-12 минут)
Теперь давайте сравним свои версии с финалом рассказа. Чтение учителем концовки рассказа (отрывок № 4)
С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.
За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину,- без слез, без истерики,- так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.
- Эти удары,- сказал он прибежавшему на шум Нурсу,- я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие.
- Как?!- закричал Нурс,- эту самую…и это ваша…Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?
- Что?- повторил Геннисон.- То же, но только лучше,- чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.
Сравните предложенные вами концовки рассказа и авторскую. Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он разрушил свое творение. Придумайте название
для данной истории.
(индивидуальная работа) (4-5минут)
Обсуждение в классе придуманных названий для рассказа А.Грина (5-7 минут)
Учитель сообщает учащимся о том, что А.Грин назвал свой рассказ «Победитель»
Домашнее задание (на выбор):
- написать сочинение-эссе на тему: «Почему рассказ назван «Победитель»?»;
- подобрать эпиграфы к данному произведению ( Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть. Э.Кант)
Рефлексия
Какие чувства и эмоции я ощутил в процессе проведения мастерской?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"
Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....