Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Личность и судьба А.С. Грибоедова"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Изучение биографии Грибоедова, осознание масштаба личности и трагизма судьбы писателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse_na_temu.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
(Личность и судьба А.С. Грибоедова)
Используемые технологии: ИКТ-технологии ( презентация, мультимедийный проектор)
ЦЕЛЬ: изучить биографию А.С. Грибоедова, осознать масштаб личности и трагизм судьбы автора бессмертной комедии.
ЗАДАЧИ: в ходе урока рассмотреть следующие аспекты темы:
- Грибоедов – умнейший и образованнейший человек своего времени.
- Грибоедов – блестящий дипломат, человек государственный…
- Грибоедов – патриот, близкий по взглядам к декабристам.
- Грибоедов – создатель бессмертной комедии.
ХОД УРОКА
- Прочитаем отрывок из воспоминаний А.С.Пушкина « Путешествие в Арзрум»
- Обратимся к портрету Грибоедова ( Крамской 1873г.) Вглядимся в лицо писателя, чтобы в конце урока ещё раз обратиться к портрету и посмотреть, возможно, другими глазами.
- Зачитывается отрывок из романа Ю. Тынянова «Кюхля»
« …Грибоедов был прекрасно одет, строен, чёрные волосы…»
« …Они были однолетки, но Вильям чувствовал себя гораздо моложе…»
- Проверка домашнего задания: рассказать о домашнем воспитании, о годах учёбы, о замыслах и широте интересов Грибоедова.
- Рассказ подготовленного ученика о личных качествах писателя
( материалом служат воспоминания П. А. Бестужева :« Ум от природы обильный, обогащённый глубокими познаниями…»)
- Грибоедов и декабристы:
а) Какова была идейная атмосфера, в которой складывались взгляды Грибоедова?
б) Что известно о его связях с декабристами?
в) В чём вы видите патриотизм писателя?
г) Что имел в виду Грибоедов, сказав о том, что 100 человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России?
7. История создания и распространения комедии «Горе от ума»
а) Когда возник замысел?
б) Какова история создания комедии?
в) Как она была встречена передовой критикой? ( зачитать из романа «Кюхля» отрывок, где Грибоедов рассуждает о своей комедии, говорит о задачах, которые он поставил перед собой: « …моя комедия «Горе уму» - комедия характерная. Герой у меня наш, от меня немного, от тебя побольше. Вообрази… я столкну героев с противоположными характерами, я целую галерею портретов выведу, пусть на театре живёт.»)
8. Грибоедов – дипломат.
а) Какие качества проявил Грибоедов как дипломат?
б) Чего достиг на этом поприще?
в) что вам известно об истории любви Грибоедова и Нины Чавчавадзе?
г) Как погиб Грибоедов?
Зачитываем отрывок из романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир-мухтара»
9. Ещё раз вглядимся в портрет А.С. Грибоедова.
Вспомним слова его жены, Нины Александровны Грибоедовой, начертанные на памятнике Грибоедову в Тбилиси, на горе Мтацминда
( Святой Горе) при монастыре Святого Давида: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
10. Обобщение. Итог урока.
Зачитывается высказывание А.И.Герцена: «Ужасная, чёрная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы или мартиролог или реестр каторги…Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли в 38 лет. Грибоедов зарезан в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли на Кавказе. Белинский убит…голодом и нищетой…»
11. Домашнее задание. Записи в тетради:
а) подобрать цитатный материал к характеристикам героев комедии б) ответить на проблемный вопрос: почему Грибоедов изменил первоначальное название комедии «Горе уму» и в окончательном варианте оставил название «Горе от ума»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвящённый А.С. Грибоедову «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»
Материалы литературной гостиной призваны донести до учащихся своеобразие сложной личности Грибоедова, документальные справки помогут понять "живого" поэта и оценить его место в литер...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Вступление ( слайд - портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским) Где он? Где друг? Кого спросить?...
Литературная гостиная "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских..."
В основе вечера - документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших Грибоедова, встречавшихся с писателем, его письма....
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Личность и судьба А.С. Грибоедова
Цель урока: дать представление о личности Грибоедова и его трагической судьбе, создать «живой образ» человека с гениальными способностями и великим умом и сердцем.Задачи:закрепить знания о личнос...
Ум и дела твои бессмертны в памяти русских
урок по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума"...
Литературная гостиная: "Ум и дела твои бессмертны в памяти твоей..."
Литературная гостиная: "Алесксандр Сергеевич Грибоедов"...