Урок мужества "Твои Герои, Курская дуга"
методическая разработка по истории (7, 8 класс) на тему

Разработка сцеария мероприятия, посвящённое событиям на Курской дуге. Знакомит с именами участников, нашими земляками, которые принимали участие в битве на Курской дуге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_kurskoy_bitvy.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             

                                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Губкина Белгородской области

Сценарий урока мужества

«Твои герои, Курская дуга».

(7-8 класс)

 

                               автор: Сергеева Ирина Владимировна,

                                учитель истории МБОУ «СОШ № 10»

г. Губкин, 2017

Пояснительная записка.

Цели: развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого, передать уважение к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы Курской битвы.

 формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

           Задачи:

  1. воспитывать чувство патриотизма,  гуманизма, любви к своей Родине;
  2. воспитывать чувство долга перед Отечеством, перед павшими героями, отдавшими жизнь за их свободу;

Оборудование: компьютер,  музыкальное и голосовое сопровождение, тематическая мини-выставка.

Ход мероприятия.

Ведущий1 :

      В летопись Великой Отечественной войны золотыми буквами вписаны героические победы Красной Армии. Более 70 лет лет назад, в жарком июле 1943 года гремела  третья после Московской и Сталинградской битва  Великой Отечественной войны   - Курская битва.

   Песня.

Звучит песня Л. Зыкиной «Курская дуга»

Ведущий2:

Эту битву называют еще Курской дугой - название не географическое, а военное. Выступ причудливой формы, напоминающий дугу, сложился к лету 1943 года. Здесь решалась судьба  нашей страны.  Дугу называют Огненной - 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года непрерывно, ни на минуту не затихая, на земле и в воздухе шли яростные бои. Горела земля, плавился металл, но люди оказались сильнее огня, крепче стали - выстояли и победили. У подвига нет срока давности. Проходят годы, десятилетия, но память остается священной. Она приводит в те места, где шли ожесточенные бои, за которые 100 тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями. Более 200 человек стали героями. В честь героев на местах былых боев установлены 490 памятников, обелисков, мемориальных досок. Их именами названы улицы, площади, населенные пункты. В их честь возведены величественные мемориальные комплексы. О жизни и подвиге некоторых из них мы расскажем вам сегодня.

Ведущий1:

           Шёл второй день Курской битвы. Немцы всеми имеющимися у них средствами пытались прорвать нашу оборону. Самым же опасным из этих средств был пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 .Сколь бы совершенна ни была наша оборона, как бы глубоко ни зарывался в землю наш пехотинец, бомбы Юнкерсов пробивали бреши в любых позициях, если, конечно, Юнкерсам никто не мог помешать. 6 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Горовец Александр Константинович. вылетел в составе эскадрильи на патрулирование в районе Владимировка - Кочетовка - Зоринские Дворы - Ольховатка. Когда эскадрилья после выполнения задания возвращалась назад, Горовец со своим ведомым В.Рекуновым летели замыкающими. Неожиданно их пару атаковали "мессершмитты". Прикрывая ведущего, Рекунов бросился им навстречу. В это время Горовец заметил группу из 20 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Рация на его самолете, видимо, вышла из строя и он не смог сообщить своим товарищам о появлении противника. Пока ведомый дрался с "мессершмиттами", он развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщиков. Первой же очередью сбил флагмана,  стремительно атаковал следующего врага. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй "юнкерс", затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредотачиваться, а Горовец все снова и снова дерзко шел в атаку. Так он сбил 8 самолетов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанес удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Возвращаясь на поврежденном самолете на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырех вражеских истребителей FW-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолет был подбит и отвесно пошел к земле. Горовец открыл фонарь и дернул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Самолет упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землей.

Ведущий 2:

Звание Героя Советского Союза Александру Константиновичу Горовцу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года. Горовец числился пропавшим без вести, пока в октябре 1957 года жителями деревни Зоринские Дворы Ивнянского района Белгородской области не был обнаружен самолёт с останками лётчика. Найденные при этом авиационная пушка, пистолет ТТ, партийный билет, планшет с картой, удостоверение личности, письма хранятся в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве. Горовец А.К. был с почестями похоронен в деревне Зоринские Дворы. На месте гибели возле 597-го километра шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст, в городах Шахты на площади Свободы и в Витебске - памятники Герою. Также памятник-самолёт установлен на месте аэродрома в Белгородской области. Горовец А.К. - единственный лётчик, сбивший такое количество самолётов в одном бою.

Ведущий 1:

        Сегодня мы говорим о настоящих героях и настоящих людях. Одним из таких людей был лётчик Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путёвке отправился на далёкий Амур строить город юности - так тогда называли Комсомольск-на-Амуре. Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный пограничный отряд (на острове Сахалин). Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога,  а 4 апреля 1942 года в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит.  Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй, заново учился летать.  В феврале 1943 года он совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт и снова стал летать.

Ведущий 2:

Командир полка берёг его - оставлял на аэродроме не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали лишь подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов - для их прикрытия при посадке от внезапной атаки "охотников". Алексей всё понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам – сбил «Мессершмит», Доверие к нему после этого сразу возросло. Он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка. В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев сбил 2 истребителя и спас жизни двух лётчиков. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту  Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он написал книгу «На Курской дуге». А о нём самом Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке», был снят художественный фильм и документальные фильмы.

Ведущий 1:

Свои последние вылеты на самолёте Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.  Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то, и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах Маресьев не говорил никогда, а о самолётах - всегда. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.

Ведущий 2:

Курская битва, как и каждый день войны – подвиг огромного количества людей в воздухе, на море и на земле. Ещё одно имя - Шаландин Вальдемар Сергеевич - командир взвода 1-й гвардейской танковой бригады,  гвардии лейтенант. Родился 12 декабря 1924 года в Москве в семье военнослужащего.  В 1942  году окончил танковое училище в Ташкенте. В действующей армии с февраля 1943. Гвардии лейтенант Шаландин отличился 6 июля 1943 года на Курской дуге в оборонительных боях, в районе деревни Яковлево.   Танкисты гвардейской танковой бригады получили приказ удержать высоту у деревни Яковлево. На левом фланге в засаде стояли боевые машины взвода лейтенанта Шаландина. С утра в воздухе появились фашистские самолеты и начали бомбить наши оборонительные позиции на высоте и в деревне Яковлеве. Открыла огонь и артиллерия врага, а затем противник начал штурм. На высоту двинулось до ста фашистских танков. Советские танкисты приняли неравный бой. Подпустив вражеские машины на прямой выстрел, гвардии лейтенант Вальдемар Шаландин и его экипаж в упор расстреляли из орудия два головных «тигра». Используя внезапность и маневренные возможности советского танка Т-34, отважные воины сумели подбить еще несколько машин противника. Фашисты сосредоточили огонь по «тридцатьчетверке» Шаландина. Один снаряд разорвался на лобовой броне. Был ранен механик-водитель. Его место занял заряжающий. К орудию встал сам командир гвардии лейтенант Шаландин. Вспыхнул еще один «тигр», беспомощно остановилась «пантера» с перебитой гусеницей. Но и машину В. С. Шаландина фашистам удалось подбить. Танк был объят пламенем, однако отважный танкист не покинул его и продолжал вести бой. Как огненный смерч мчалась машина гвардии лейтенанта В. С. Шаландина по гребню высоты, сметая на своем пути боевую технику и живую силу врага. В этом неравном бою, который длился несколько часов, Вальдемар Сергеевич Шаландин погиб. Подоспевшее подкрепление отбросило фашистов. Боевые друзья нашли в разбитой машине обугленное тело героя и здесь, на высоте у деревни Яковлеве, похоронили отважного танкиста с воинскими почестями. Герой Советского Союза гвардии лейтенант Вальдемар Шаландин навечно зачислен в списки курсантов Харьковского танкового училища.

Ведущий 1:

              Старший лейтенант Андрей Попов — участник первого освобождения Белгорода в феврале 1943-го. Танковый взвод под его командованием ворвался в город первым. Танк командира взвода быстро продвигался во главе колонны по улице Пионерской, уничтожая огневые точки противника. По рации Андрей докладывал командованию о продвижении, сообщал о наиболее важных вражеских целях. Когда машина вышла на центральную улицу — имени В.И. Ленина, снаряд гитлеровской противотанковой пушки пробил броню танка. Машина загорелась. Тяжело раненный офицер с помощью члена экипажа Сергея Хохлова выбрался из горящего танка и пополз под укрытие развалин дома. Его заметили гитлеровцы. Андрей Попов выхватил гранату и бросил в сторону подбегавших фашистов, но автоматная очередь сразила героя. В тот же день воины 192-й танковой бригады в освобожденном Белгороде проводили в последний путь своего однополчанина. Андрея Попова похоронили в братской могиле на площади рядом с местом его гибели. За свой подвиг он был посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. 15 февраля командование 192-й танковой бригады обратилось с письмом в Белгородский горисполком. Боевые товарищи просили назвать одну из улиц города именем Андрея Попов. «Он пал героической смертью за освобождение Белгорода от немецких оккупантов. Погиб как искренний большевик и патриот.  Просим увековечить память павшего героя», - говорилось в послании. И 23 февраля 1943 года улица Пионерская была переименована в улицу имени танкиста Попова. А 5 августа 1957 года на пересечении улицы Попова и Народного бульвара старшему лейтенанту установили памятник.

Ведущий 2:

     Выпускники нашей школы тоже внесли свой вклад в победу, два из них -  Григорий Николаевич Найдин и Илья Алексеевич Хворостянов стали Героями Советского    Союза. Ученики нашей школы вели переписку с Григорием Николаевичем, сохранилась его открытка ко Дню Победы. В это время  директором школы был Иван Романович Хорхордин, участник войны,   орденосносец. Он был лично знаком с Григорием Николаевичем, в Губкинском краеведческом музее есть фотографии  их встреч.  Благодаря всем этим людям, и миллионам других людей,  стало возможным появление победного выпуска газеты «Красное знамя» 10 мая 1945 года г. Несколько лет назад к юбилею праздника было сделано её факсимильное издание. Здесь фотографии руководителей стран антигитлеровской коалиции, маршалов.

Ведущий 1:

          В школе на протяжении всех лет велась огромная патриотическая работа, создавались альбомы, в которых осталась и история войны, и история школы.  В Великой Отечественной войне участвовала вся страна от мала до велика, и победа  сложилась из их каждодневного подвига. Благодаря этому  мы дошли до Берлина. Один из таких участников войны – Михаил Демьянович Стариков. Сохранились его благодарственные грамоты, и одна из них – за взятие столицы Германии. Она датирована 25 апреля 1945 года. До победы оставались считанные дни. Сейчас этого человека уже нет в живых, но мы должны помнить, что пришлось пережить воинам тех далёких уже лет войны.

Ведущий 2:

      «Из одного металла льют медаль за бой, металл за труд». Настоящий трудовой подвиг - строительство железнодорожной линии «Старый Оскол – Ржава».  Военный совет Воронежского фронта обратился 7 июня 1943 года в Государственный Комитет Обороны с письмом о разрешить постройку железнодорожной линии Старый Оскол - Ржава, общей протяженностью 95 километров. Планировалось  приступить к работам 15 июня 1943 года и закончить строительство железнодорожной линии 15 августа 1943 года. Уже 17 июня на строительстве железнодорожной линии было сосредоточено 25 тысяч человек. Не раз во время работы в районе строящейся дороги показывались немецкие самолеты. Они делали попытки обстрелять находящихся на насыпи людей, но даже в таких условиях никто не бросал работу.16 июля 1943 года, почти на месяц раньше срока, железная дорога Старый Оскол - Ржава начала свою работу. Н фронт пошли поезда с артиллерией, танками, боеприпасами, продовольствием. В нашем музее есть медали и за бой, и за труд.

Ведущий

     Благодаря трудовому и военному подвигу 5 августа 1943 года наша страна услышала это сообщение великого диктора Юрия Борисовича Левитана, а Москва услышала первый за всю войну салют.

Сообщение.

Звучит сообщение Ю.Б. Левитана об освобождении Орла и Белгорода.

Ведущий:

    Через 40 лет после этого события, 4 августа 1983 года, Юрий Борисович находился в Белгородской области, встречался с ветеранами Курской битвы. Во время одной из таких встреч с ним случился сердечный приступ, который оказался смертельным. И его биография осталось тесно связанной с этими событиями.

Ведущий:

   Курская битва  закончилась нашей победой. В войне не только одерживает победу оружие. Победу одерживает воинская доблесть, с такими героями и не могло быть иначе. Мы гордимся подвигом наших предков, так всегда было и так всегда будет.  

Список использованной литературы.

1.Замулин, В. Прохоровское побоище : правда о «Величайшем танковом сражении» / В. Замулин. – М.: Эксмо : Яуза, 2010. – 784 с ; ил. – (Мифы Великой Отечественной).

2. Курская битва : хроника, факты, люди : [ в 2 кн. ] / [ авт. коллектив : В. А. Жилин (рук.), В. А. Греджев, А. А. Кольтюков и др.]. - М. : ОЛМА - ПРЕСС, 2003 – . Лопуховский, Л.Н. Прохоровка : [ о воен. танк. операциях в годы Великой Отечественной войны ] / Л.Н. Лопуховский. – М. : Яуза : ЭКСМО, 2008. – 605 с.

3.Рязанов, Л.Ф. Борьба за господство в воздухе в оборонительной операции Курской битвы / Л.Ф. Рязанов // Военно-исторический журнал. — 2004. — № 9. — С. 7 - 12.

4. Ткачев, В. Организация противовоздушной обороны в оборонительной операции битвы под Курском / В. Ткачев // Военно - исторический журнал.- 2003. - N 8.- C. 17 - 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Герои Курской дуги"

Данная презентация рассказывает о подвиге советских солдат во время Великой Отечественной войны....

Открытый урок "70-летию Победы на Курской дуге посвящается..."

Цели: Формирование у учащихся чувства сопереживания с трагической судьбой героев Отечественной войны, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.Форм...

Открытый урок истории в 9 классе по теме "Курская дуга".

Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции....

«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.

Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...

Урок мужества "Курская дуга"

Познакомить учащихся с историческим значением Курской дуги....

Презентация Курская битва "Герои советского союза получившие звания на северном фасе курской дуги"

В сражениях под Курском советские воины проявили мужество и стойкость, массовый героизм. Родина высоко оценила величие их подвига. Проект предоствляет возможность расширить знанния о героях - зем...