Методическая разработка урока "Письма твои получая, слышу я голос живой..."
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Урок письма»
УРОК ПИСЬМА
Тема: «Письма твои получая, слышу я голос живой…»
Цель: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории письма военного времени; учить правильно писать письма, продолжать работу по усвоению основ речевого этикета.
Задачи:
- Расширение знаний о речевых жанрах
- Углубление знаний об эпистолярном жанре
- Обогащение словарного запаса обучающихся
- Познакомить с образцами русского письма
- Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
- Воспитание творчески активной , духовно богатой личности
- Воспитание патриотизма..
Перед уроком и сразу после звонка, пока ребята стоя приветствуют учителя, звучит песня «Синий платочек» .
1.Оргмомент
2. Ввод в тему. Выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня» в исполнении ученика.
3.Слово учителя: Страшное время пережили наши деды и отцы. Тяжело досталась Победа над фашизмом. Трудно было воевать, трудно было и ждать. И в это время тонкой ниточкой соединяли людей друг с другом письма.
Современным школьникам трудно понять что такое письмо, почему так важны были в то далёкое трудное время весточки с фронта. Правда, в современных условиях традиции написания писем начинают возрождаться, получают второе дыхание. Это связано с развитием электронной почты, совмещающей быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все-таки, как описать те ощущения от осознания того, что письмо, лежащее перед тобой, некоторое время назад держал в руках дорогой человек. В этом нам поможет литература.
Но прежде мы обратимся к истории эпистолярного жанра.
4.Сообщения учащихся:
I.Заглянем в словарь
.Слово адрес вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывающую получателя и место назначения.
Обратимся к словарю:
- Адресат - [нем. Adressat < фр.] – получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).
- Адресант - [нем. Adressant < фр.] – отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.).
- “Эпистола” - “послание”, перевод с латинского языка, литературный жанр, послание в форме письма.
- “Эпистолярный” жанр - один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.
- Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
- Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
- Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
- Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).
II. Правила написания письма.
– Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».
– Письма бывают деловые и неофициальные. (Эта классификация может быть дополнена, т.к. единой в учебной практике не существует.)
Формы письма:
1) традиционная (бумажная);
2) электронная (по электронной почте).
Типы писем:
- уведомления,
- сообщение,
- соболезнование,
- извещения,
- просьбы,
- прошения,
- благодарственные письма,
- приглашения,
- извинения,
- напоминания,
- увещания,
- поздравления,
- рекомендательные письма и др.
Когда пишешь письмо на бумаге своей рукой, то задумываешься больше об излагаемых мыслях, вкладываешь больше души. Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:
• кто говорит - пишет (адресант);
• кому (адресат);
• для чего - зачем (задача высказывания);
• что - о чём (содержание высказывания;
• как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
• где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
• когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно).
– То есть, правильная структура письма должна включать в себя некоторые компоненты:
1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя, .
2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.
5.Практическая работа с текстом
На прошлом уроке мы прочитали рассказ Б.Л. Васильева «Экспонат №..." О женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму с фронта. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь.
Давайте ещё раз обратимся к тексту рассказа.
- Сколько писем хранилось в шкатулке Анны Федотовны?
- Определите тип письма.(личное, официальное).Приведите доводы.
- Какая информация передана в письмах?
- Какие чувства переданы в письмах?
Чтение фрагментов писем и их анализ учениками ( можно организовать работу по группам).
а) Единственное письмо с фронта от сына Анны Федотовны Игоря, полученное 17 декабря 1941 года. Письмо личное, о чём говорит обращение «Дорогая мамочка!» Игорь сообщает своей маме о себе, хочет успокоить. Сам волнуется о ней, понимая, что и в тылу всем трудно. Интересуется, как поживает Римма из соседнего подъезда … «Может письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку…»
Заканчивается письмо традиционно: «До свидания, целую крепко, твой сын Игорь».
И последняя фраза поскриптум ( послесловие).
P.S. Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!
б) Письмо от сержанта Вадима Переплётчикова. Личное письмо, которое содержит сообщение о гибели «незабвенного» друга и соболезнование. «Ваш Игорь, дорогая Анна Федотовна, всегда являлся примером для всего нашего отделения…»
Читая эти письма, Анна Федотовна отчётливо слышала их голоса Они были очень похожи, эти два голоса: Их объединяли молодость и дружба, война и опасность, общая жизнь и, как подозревала Анна Федотовна, общая смерть, которая настигла одного чуть раньше, другого - чуть позже.
в)Похоронка. Официальное письмо. Уведомление о гибели человека на войне.
«И вдруг отчётливо и громко зазвучал голос. Официальный, сухой, без интонаций, тепла и грусти, не говоривший, а докладывающий:
- уведомляем, что ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых восемнадцатого декабря 1941 года в бою под деревней Ракитовка Клинского района Московской области.»
- Три письма хранились в шкатулке Анны Федотовны, но только два голоса слышала она перечитывая эти письма на протяжении сорока лет. Почему?
6.Слово учителя. Конечно, такая тема не может оставить равнодушным никого. Но вы – молодое поколение. Вы войну знаете только со слов, понаслышке .Приближается очередная годовщина Великой победы. Я предлагаю вам написать письмо - поздравление или письмо - благодарность и адресовать их нашим ветеранам. Пусть звучат ваши слова от души, слова благодарности и признательности победителям.
7.Самостоятельная работа детей. Чтение писем.
На этом мы заканчиваем УРОК ПИСЬМА. Ваши работы – доказательство того, что вы усвоили данную тему. Надеюсь, что вы будете с удовольствием писать письма родным, друзьям, товарищам. Писать письма личные и официальные.
16.
Приложение
ПЛАКАТ
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
(правила составления письма)
- Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
- Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
- Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
- Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
- В правом верхнем углу письма непременно поставь дату написания.
- Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
- Обязательно поставь подпись.
- Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
- Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - С-Петербург : «Человек», 1999.
В.С.Подгорная. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах..- С-Петербург: «Каро», 1998.
Школьная риторика 6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.
Школьная риторика 7 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.
Школьная риторика 6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.
Провинциальные хроники. Томск 1941-1945 годов. –Томск: «Курсив».2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".
конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...
Методическая разработка урока письма
разработка урока письма для 6-7 классов...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Методическая разработка Урока письма.
Разработан урок письма, обучающий современных детей забытому жанру....
методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"
Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения э...