Программа дополнительного образования "Мы живем среди людей" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Путинцева  Елена Валерьевна

Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина образования определяет, что государство призвано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к законам общества. Наблюдающийся в современном обществе острый дефицит духовности,  культуры поведения делает особенно актуальными духовно-нравственное, эстетическое, культурно-просветительское направления в работе педагога-воспитателя. При этом, осваивая эстетическое пространство жизни, человек не должен оставаться в одиночестве. Культура и нравственность призваны помочь подростку в процессе социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта.

  1. Название программы:

«Мы живем среди людей»

  1. ФИО  автора:

Путинцева Елена Валерьевна

  1. Образование:

Высшее

  1. Квалификационная категория:

Высшая

  1. Стаж работы:

24 года

  1. Направленность:

интеллектуально-познавательная

  1. Тип программы:

модифицированная

  1. Возраст обучающихся:

11-12  лет

  1. Продолжительность обучения:

1 год

  1. Область применения:

дополнительное образование детей

Пояснительная записка.

Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина образования определяет, что государство призвано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к законам общества. Наблюдающийся в современном обществе острый дефицит духовности,  культуры поведения делает особенно актуальными духовно-нравственное, эстетическое, культурно-просветительское направления в работе педагога-воспитателя. При этом, осваивая эстетическое пространство жизни, человек не должен оставаться в одиночестве. Культура и нравственность призваны помочь подростку в процессе социальной адаптации.

Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова – это повседневная реальность современной цивилизации. Современного успешного человек характеризуют умение устанавливать контакт с людьми и бесконфликтно общаться с ними; навыки создания собственного имиджа; наличие богатого словарного запаса, речевой культуры; знание основ делового этикета. Таким образом, в настоящее время существует высокая социальная потребность в основах этики, эстетики, этикета.

Данная программа разработана в рамках духовно-нравственного и эстетического направлений деятельности образовательного учреждения. На наш взгляд, современный ученик становится социально-зрелой личностью в процессе приобщения к мировому культурному и духовному опыту человечества, в процессе приобретения общепринятых и одобряемых обществом привычек поведения, путем изучения и принятия на личностном уровне свойств и качеств интеллигентного и высоконравственного человека.

Таким образом, актуальность данной работы заключается прежде всего в необходимости воспитания у подростков привычки к социально одобряемому поведению в семье, школе, общественных местах, что, по мнению автора программы, возможно только в результате систематического освоения учащимися теоретических аспектов этики и этикета (изучения норм и правил) и регулярных практических занятий.

В основе воспитательной работы сегодня лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях. Однако создавая условия для творческого развития личности, для формирования самостоятельной и конкурентоспособной личности, мы не должны забывать о том, что каждый из нас живет в мире других людей.

К сожалению, в современном обществе, а особенно в детской и подростковой среде, нормой становятся равнодушие к чужой беде, нетерпимость к недостаткам близких, неуважение к другому мнению, цинизм и даже ненависть к любому проявлению инакомыслия.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы обусловлена её направленностью развитие творческих способностей школьников и на их творческую самореализацию. Главной её целью является повышение уровня воспитанности учащихся и развитие их способностей и творческого потенциала.

Отличительная особенность дополнительной образовательной программы состоит в том, что представляет собой комплекс знаний, отражающих основные  правила поведения в общество в целом.Практическая значимость программы состоит в том, что её использованием поможет выработать учащимся правила поведения в обществе.

Актуальность программы. Вышеизложенные проблемы привели к необходимости разработки настоящей программы «Мы живем среди людей», которая направлена на повышение культурно-нравственного уровня учащихся класса, что, по мнению автора программы, поможет им более уверенно и осознанно адаптироваться в обществе, не теряя уважения к себе и не нарушая прав других.  

Реализация программы основывается на следующих принципах:

  • принцип общественной направленности воспитания (воспитание социально-одобряемых привычек поведения);
  • принцип гуманизма (ребенок не объект воспитания, а неповторимая саморазвивающаяся личность);
  • принцип дифференциации (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом возраста, интересов, уровня воспитанности участников воспитательного процесса);
  •  принцип духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;
  • принцип толерантности (терпимость к мнениям других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, иному поведению людей, не выходящему за рамки законов)
  • принцип единства воспитательных воздействий (сотрудничество всех субъектов воспитания, в первую очередь, единство семьи и школы в вопросах формирования нравственности).

Работа классного руководителя в рамках данной программы строится по направлениям:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • нравственно-правовое воспитание;
  • культурно-просветительская деятельность;
  • эстетическое воспитание

Результатом программы будет являться формирование социально зрелой и интеллигентной личности ученика, которую характеризуют такие признаки:

  • наличие навыков и привычек культурного, социально одобряемого поведения;
  • принятие норм и законов общества на личностном уровне;
  • потребность в эстетическом освоении действительности;
  • толерантность и уважение к людям;
  • доброта и милосердие;
  • тактичность, скромность, вежливость и деликатность

Вышеизложенные проблемы, принципы и направления в работе классного руководителя определили следующую цель воспитательной программы: формирование социально зрелой личности учащегося, для которой характерно принятие нравственных норм и законов общества на личностном уровне, потребность в эстетическом освоении действительности.

При достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • освоение детьми эстетического пространства социальной действительности;
  • воспитание  в детях привычки к социально одобряемому поведению в семье, в школе, в общественных местах;
  • выработка  у детей навыков культурного поведения в разных видах деятельности – учебной, трудовой, коммуникативной,  досуговой;
  • овладение детьми взглядами, убеждениями и речевыми нормами, способствующими достижению взаимопонимания между отдельными индивидами, социальными группами и общностями;
  • формирование в детях таких личностных качеств и свойств, как толерантность и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность, что характеризует интеллигентную и  социально- зрелую личность.

Основные формы и методы работы.

Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности: - учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа); - индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников); - игровая деятельность (; - творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.); - исследовательская деятельность; - трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

Ожидаемый результат:

 - Сформированные потребности в социальном служении.

 - Развитие умений работать в коллективе, развитие лидерских качеств.

- Формирования у детей уверенности в своих силах.

Методика преподавания программы ориентирована.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, игры, практикумы, анкетирование, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рассмотреть на
обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении
семинарских занятий уделять внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Основные методы обучения.

преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий. демонстрационный;

учения: поисковый, репродуктивный, проблемный;

воспитания: убеждение, личный пример.

Формы занятий:

Основные формы проведения занятий программы – игра  и практикум.

Приемы организации деятельности:

Интерактивные-

  • Лекция
  • Диспут
  • Дискуссия

Активные

  • Практическая работа
  • Ситуационные игра

Планируемые результаты

 Начальный этап формирования у пятиклассников следующих качеств личности:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности,  уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, района;
  • любовь к школе,  малой Родине, народу России;
  • уважение к защитникам Отечества;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различие хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Содержание дополнительной программы.

Раздел 1.

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Мы можем понимать друг друга. Диалог. Понятие диалога и его слагаемых;
участники и ситуации общения. Диалог как вид общения.

Виды диалога: беседа, спор, дискуссия.

Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
Раздел 2 .Мастерская слова.

Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение.
Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты
ответов на приглашение. Конкурс приглашений.
Вежливая речь.  Правила вежливости.
Этикетные диалоги,  речевые взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения.
Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
Практикум «Заговори со мной, и я скажу, кто ты».

Языковой паспорт человека.

Раздел 3. Понятие  интеллигентного человека. Правила и законы общения.
Формулы речевого общения.

 КТД «Портрет культурного человека»

Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься.
Почему нужны правила общения. Законы общения.

Тест-игра «С тобой приятно общаться».
Раздел 4 Национальные особенности этикета.

Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».

Раздел 5. Культура поведения.

Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров.
Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
Раздел 6.Дети и взрослые.

Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы
общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
Искусство делать комплименты.

Занятие-практикум. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
Об одном и том же по - разному. Разговорная и деловая речь. Ты и твой
собеседник.
Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
Раздел 7. Толерантность.

Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.
Начало начал . Основа взаимоотношений в семье.
Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со
стороны».

Раздел 8.

Этика и этикет.

Календарно-тематический план дисциплины.

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

   17

10

7

1

Вводная лекция.

1

2

Культура поведения: что это такое?

1

3

Поведение вербальное и реальное.

1

4

Как себя вести в другими людьми?

1

5

Практикум «Умеем ли мы разговаривать друг с другом?»

1

6 -7

Поведение и характер.

1

1

8-9

Поведение и культура.

1

10

Быть или казаться?

1

11

Что значит воспитанный человек?

1

12

Слова-паразиты.

1

13

Мы можем понимать друг друга

1

14

Виды диалога: беседа, спор, дискуссия.

1

15

Занятие - практикум «Мы можем понимать друг друга»

1

16

Тестирование.

17

Размышление на тему: Все ли я знаю об общении?»

1

Раздел 2. Мастерская слова

13

5

7

18

Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение.

1

19

Конкурс приглашений.

1

20

Правила вежливости.

1

21

Оценка своих речевых привычек.

1

22

 Практикум «Заговори со мной, и я скажу, кто ты».

1

1

Раздел 3.

Понятие  интеллигентного человека. Правила и законы общения.

23

КТД «Портрет культурного
человека»

1

24

 Практикум «Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься.»

1

25

Эмоции в нашей жизни

1

26

Какие бывают чувства?

1

27-28

Виды межличностных отношений.

1

29

Умеем ли мы понимать друг друга?»

1

30

Тест-игра «С тобой приятно общаться».

1

Раздел 4. Национальные особенности этикета.

14

7

7

31-32.

Этикет народов мира.

2

33-34

Игра-путешествие «Вокруг света».

2

Раздел 5. Культура поведения.

35

Обязательно ли быть вежливым человеком?

1

36-37

Наше поведение на улице и в общественном транспорте.

1

1

38

Мы в магазине.

1

39

Как себя вести в кинотеатре, на концертах. в музеях?

1

40

Поведение в туристическом походе.

1

41-42

Правила поведения в экстремальных ситуациях

1

1

43

Личная гигиена-часть общей культуры человека.

1

44 -45

Практические занятия по теме.

2

Раздел 6.Дети и взрослые.

12

6

6

45

Этические нормы поведения по отношению к взрослым.

1

46

Формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых.

1

47

Искусство делать комплименты.

1

48-49

Разговорная и деловая речь. Ты и твой
собеседник.

1

50

Выражение собственной точки зрения.

1

51

Практикум по теме «Дети и взрослые»

1

Раздел 7. Толерантность.

52

Сущность прощения. Толерантность.

53-54

Конфликты и пути их разрешения.

1

55-56

Основа взаимоотношений в семье.

1

57.

Практикум по теме

1

Раздел8

Этика и этикет.

12

5

7

58

Нравственная культура человека.

1

59

Простые нормы нравственности.

1

60

Нравственные  нормы жизни в семье.

1

61

Семейные праздники.

1

62

Отношения с одноклассниками  и одноклассниками.

1

63

Правила приличия.

1

1

64

Этикет продавца и покупателя.

1

65

Этикет за столом.

1

66

Нравственные традиции России.

1

67-72

Итоговые занятия.

1

Итого

72

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература

1.Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2007, № 3, 6; 2008, № 4.

2.Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва, 2002.

3.Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников. – 2004, №7.

4.Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы // Классный руководитель. – 2003, №51

5.Поминова В.В. Современный этикет: Образовательная программа для системы дополнительного образования и внеклассной работы. – Дзержинск, 2002.

6.Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007

Учебная литература

1.Сборник. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. Москва.1989.

  1. Волина В.В. Как себя вести. – Санкт-Петербург, 2001.
  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. – М., 1983.
  3. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Энциклопедия этикета. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  5. Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия: [электр. ресурс]. – «Кирилл и Мефодий», 1997.

Контрольно-измерительные материалы (диагностики, тесты и т.п.)

  1.  Малая энциклопедия этикета. - М.: Рипол-Классик, 2000.  (тесты)
  2.  Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия: [электр. ресурс]. – «Кирилл и Мефодий», 1997.  (интерактивные программы, обучающие тесты, викторины)
  3. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва, 2002.   (диагностика личностного роста)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Живой мир", 1 класс

Рабочая программа создана для работы с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта на основе программно - методических материалов под редакцией И.М. Бгажноковой....

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)...

Программа ДО "Уголок живой природы". 7 класс.

Для реализации программы необходим Уголок живой природы, организованный в школе, например, в лаборантской кабинета биологии....

Рабочая программа по биологии: " Живой организм". 6 класс, автор Н.И. Сонин.

Рабочая программа по биологии. Живой организм.6 класс, автор Н.И. Сонин. Программа состоит из федерального и регионального компонентов....