Рабочая программа по биологии: " Живой организм". 6 класс, автор Н.И. Сонин.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии. Живой организм.6 класс, автор Н.И. Сонин. Программа состоит из федерального и регионального компонентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.docx | 54.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………… 2
- Содержание программы …………………………………………………………………………… . 4
- Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса……………………………………….. 6
- Учебно-тематический план ….………………………………………………………………………7
- Список учебно-методической литературы ………………………………………………………. 10
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
(приказ Минобрнауки России от 18.07.2003 №2783)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования».
3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089).
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
5. Примерной программы основного общего образования по биологии;
6.Программы для ОУ. Биология 6-11 классы. Н.И. Сонин -М.: Дрофа, 2010
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание школьников на основе изучения регионального компонента на уроках биологии.
Специфика данной учебной дисциплины состоит в использовании часов регионального компонента, что позволяет изучать местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных. Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности, а его изучение рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем Кемеровской области и сибирского региона
Данная программа составлена в полном соответствии с примерной программой по биологии для основного общего образования, с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы курса «Живой организм» для 6-го класса автора Н. И. Сонин //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. Состоит из федерального и регионального компонентов. Содержание регионального компонента выделено в содержании программы курсивом.
Изучение данного курса тесно связано с такими Состоит из федерального и регионального компонентов. Содержание регионального компонента выделено в содержании программы курсивом.дисциплинами, как физика и химия.
Программа адресована обучающимся 6 классов, а также может использована для факультативных занятий в 5-7 классов.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по биологии.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен прибрести определенные знания и умения.
Учащийся знает:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- особенности строения тканей, органов и систем органов на примере растительных и животных организмов Кемеровской области;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания
- отдельных представителей местной флоры и фауны, в том числе охраняемых на территории области и данной местности.
Учащийся умеет:
- распознавать органоиды клетки;
- узнать основные формы цветкового растения;
-распознавать органы и системы органов изученных организмов, в том числе представляющих виды растений и животных Кемеровской области;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
- объяснять процессы жизнедеятельности организмов, на примерах обитателей своей местности;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты, использовать в учебной деятельности различные источники информации.
Целью данного курса является
«Изучение строения и жизнедеятельности живых организмов»
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способности использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, общеучебные навыки и умения (речь, логическое мышление, память, внимание, способность к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формировать умения работать в паре, малых группах, коллективе.
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Строение и свойства живых организмов
2.Жизнедеятельность организма
3.Организм и среда
Программа предусматривает проведение различных форм организации учебного процесса: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм».-М.: Дрофа, 2009. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Курс завершается контрольным тестированием, которое включает в себя основные вопросы курса.
Программа «Живой организм» общим объемом 70 часов изучается в течение года по 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (24 ч.)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (2 ч)
Многообразие живых организмов. Флора и фауна Сибири. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток(2 ч)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторная работа № 1. Определение состава семян пшеницы произрастающей в Кемеровской области.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (4 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клетки. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Лабораторная работа №2. «Изготовление препарата кожицы сорта «Бессоновский» и мякоти томата «Алтайский ранний.
Тема 1.4. Деление клетки (2 ч)
Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа № 3. Ткани живых организмов.
Тема 16. Органы и системы органов (10 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды их значение и разнообразие в Кемеровской области.. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа № 4. Виды корней. Типы корневых систем на примере растений Кемеровской области.
Лабораторная работа № 5. Типы соцветий растений Кемеровской области.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2 ч)
Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (34 ч)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (6 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строений пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Тема 2.2. Дыхание (3 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторная работа № 5.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение.(4ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.
Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии у растений и животных.
Практическая работа №2.Определение растений своей местности по внешнему строению осенних листьев.
Тема 2.5. Опорные системы (2ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений, опорные системы животных.
Лабораторная работа № 6. Разнообразие опорных систем животных на примере животных Кемеровской области.
Тема 2.6. Движение(3ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Передвижение животных Сибири.
Лабораторная работа № 7.Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (4 ч)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности, организмов.
Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Ростовые вещества растений.
Практическая работа № 3. Наблюдение условных и безусловных рефлексов у домашних животных своей местности.
Тема 2.8. Размножение (4 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование
гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Практическая работа № 4.Ознакомление с различными видами размножения растений Кемеровской области(шиповник, береза).Практическая работа №5. Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9. Рост и развитие (4 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Распространение плодов и семян растений Сибири. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторная работа № 8. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)
Раздел III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (8 ч)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды 4ч)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Редкие и исчезающие виды растений Кемеровской области. Виды животных занесенных в Красную книгу Кемеровской области
Тема 3.2. Природные сообщества (4 ч)
Природное сообщество и экосистема. Природные сообщества Кузбасса .Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Резервное временя – 4 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса:
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
- объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Примечание | |||
Учебных часов | Лабораторных и практических часов | Часов контроля | ||||
Раздел I Строение и свойства живых организмов (22ч) | ||||||
1 | Основные свойства живых организмов | 1 | ||||
2 | Многообразие живых организмов. Флора и фауна Сибири. | 1 | ||||
3 | Химический состав клетки. | 1 | ||||
4 | Органические вещества клетки. Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы произрастающей в Кемеровской области.». | 0.5 | 0.5 | |||
5 | Лабораторная работа № 2 «Изготовление препарата кожицы лука сорта «Бессоновский» и мякоти томата «Алтайский ранний» | 1 | ||||
6 | Строение животной клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. | 1 | ||||
7 | Вирусы. | 1 | ||||
8 | Строение клетки (обобщающий урок). | 1 | тест | |||
9 | Деление клетки. Митоз. | 1 | ||||
10 | Деление клетки. Мейоз | 1 | ||||
11 | Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. | 1 | ||||
12 | Ткани животных организмов. Лабораторная работа №3 «Ткани растительных и животных организмов». | 0.5 | 0.5 | |||
13 | Орган. Органы цветкового растения. | 1 | ||||
14 | Корень. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней Лабораторная работа №4 «Виды корней. Типы корневых систем на примере растений Кемеровской области». | 0.5 | 0.5 | |||
15 | Побег. Почка – зачаточный побег. | 1 | ||||
16 | Стебель, особенности строения и значение | 1 | ||||
17 | Лист, его строение и функции. | 1 | ||||
18 | Цветок – орган семенного размножения, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа №5. «Типы соцветий растений Кемеровской области». | 0.5 | 0.5 | |||
19 | Плоды. Значение и разнообразие в Кемеровской области. | 1 | ||||
20 | Строение семян однодольного и двудольного растений. | 1 | ||||
21 | Основные системы органов животного организма. | 1 | ||||
22 | Основные системы органов животного организма на примере фауны Сибири. | 1 | ||||
23 | Организм как единое целое | 1 | ||||
24 | Организм как единое целое (обобщающий урок). | 1 | тест | |||
Раздел II Жизнедеятельность организма-34ч | ||||||
25 | Особенности питания растений. Почвенное питание растений Кузбасса. | 1 | ||||
26 | Воздушное питание растений (фотосинтез). | 1 | ||||
27 | Воздушное питание растений (фотосинтез). | 1 | ||||
28 | Особенности питания и пищеварения у животных | 1 | ||||
29 | Особенности питания и пищеварения у животных Сибири. | 1 | ||||
30 | Питание и пищеварение (обобщающий урок | 1 | тест | |||
31 | Клеточное дыхание. | 1 | ||||
32 | Дыхание растений. | 1 | ||||
33 | Дыхание животных. | 1 | ||||
34 | Передвижение веществ в растениях. | 1 | ||||
35 | Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 1 | ||||
36 | Перенос питательных веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных. | 1 | ||||
37 | Перенос питательных веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных Кемеровской области. | 1 | ||||
38 | Выделение у растений. Листопад. Практическая работа №2.«Определение растений своей местности по внешнему строению осенних листьев». | 0.5 | 0.5 | |||
39 | Выделение у животных. | 1 | ||||
40 | Обмен веществ и энергии у растений. | 1 | ||||
41 | Обмен веществ и энергии у животных. | 1 | ||||
42 | Опорные системы растений. | 1 | ||||
43 | Опорные системы животных. Лабораторная работа №6. «Разнообразие опорных систем животных на примере животных Кемеровской области». | 0.5 | 0.5 | |||
44 | Двигательные реакции растений. Передвижение беспозвоночных животных. | 1 | ||||
45 | Передвижение животных в разных средах обитания. Лабораторная работа № 7 «Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.» | 0.5 | 0.5 | |||
46 | Передвижение животных Сибири. | 1 | ||||
47 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | 1 | ||||
48 | Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем | |||||
49 | Рефлекс. Инстинкт.. Практическая работа № 3. «Наблюдение условных и безусловных рефлексов у домашних животных своей местности». | 0.5 | 0.5 | |||
50 | Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. | 1 | ||||
51 | Ростовые вещества растений. | 1 | ||||
52 | Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение, его биологическое значение. | 1 | ||||
53 | Половое размножение животных | 1 | ||||
54 | Половое размножение растений. Практическая работа № 4«Ознакомление с различными видами размножения растений Кемеровской области»(шиповник, береза). | 0.5 | 0.5 | |||
55 | Практическая работа №5 «Вегетативное размножение комнатных растений». | 1 | ||||
56 | Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян растений Сибири. | 1 | ||||
57 | Особенности индивидуального развития цветкового растения. | 1 | ||||
58 | Рост и развитие животных. Постэмбриональное развитие животных. Лабораторная работа №8 «Прямое и непрямое развитие насекомых». | 0.5 | 0.5 | |||
59 | Жизнедеятельность организмов (обобщающий урок). | 1 | Контрольное тестирование | |||
Раздел III Организм и среда-8ч | ||||||
60 | Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | ||||
61 | Взаимосвязь живых организмов. | 1 | ||||
62 | Редкие и исчезающие виды растений Кемеровской области. | 1 | ||||
63 | Виды животных занесенных в Красную книгу Кемеровской области | 1 | ||||
64 | Природные сообщества. Цепи питания. | 1 | ||||
65 | Природные сообщества Кузбасса. | 1 | ||||
66 | Воздействие человека и его жизнедеятельности на живые организмы. | 1 | ||||
67 | Организм и среда (обобщающий урок). | 1 | тест | |||
Раздел IV. Повторение (резерв)-4ч | ||||||
68 | Строение и состав клетки. | 1 | ||||
69 | Ткани растений и животных. | 1 | ||||
69 | Организм как единое целое. | 1 | ||||
70 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль ное тестирование |
Список учебно-методической литературы
для учителя:
- Акперова, А.И. Уроки биологии в 6 классе по учебно-методическому комплекту Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм»/ А.И. Акперова. – М.: «Дрофа», 2007.
2. Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Н.И Сонин. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004
3. Гигани, О.Б., Сперанская, О.Н. Общая биология/ О.Б. Гигани, О.Н. Сперанская. - М.: «Уникум-Центр», 1999.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл. / сост. Т.Г. Мягкова.- М.: «Дрофа», 2005.
5. Семенцова, В.Н. Биология. 6 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие/ В.Н. Семенцова. - СПб.: «Паритет», 2007.
6. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., испр./ Н.И. Сонин. – М., « Дрофа», 2011.
7. Сонин, Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Живой организм. 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И. Сонин, Е.Т. Бровкина . - 3-е изд., стереотип - М.: « Дрофа», 2000.
8. Тарасов, А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся/ А.К. Тарасов. – Смоленск: Русич, 1999.
для учащихся:
1. Былова, А.М. , Шорина, Н.И. Экология растений/А.М Былова , Н.И Шорина.- М.: « Вентана-Граф», 2005.
2. Лернер , Г.И. Справочник школьника по биологии 6-11 класс/ Г.И Лернер.- М.: Аквариум 2004
3. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., испр./ Н.И. Сонин. – М., « Дрофа», 2011.
- Сонин, Н.И Рабочая тетрадь к учебнику Биология Живой организм/ Н.И Сонин.- М.: «Дрофа», 2011.
- Сонин, Н.И. Учебник – навигатор. Биология Живой организм 6 класс/ Н.И Сонин.- М.: «Дрофа» 2008.
- Чернышева, О .Н ., Чумачёва Н. М. Флора и фауна города / О .Н Чернышева, Н. М Чумачёва. - Н. : «Книжица», 2003.
- Чернышева, О. Н ., Ердаков Л. Н.. Растения и животные водоемов/ , О. Н Чернышева.,Л.Н. Ердаков .:Н. Книжица»,2003.
- Чернышева, О. Н., Ердаков Л. Н., Куранова В. Н., Пестов М. В. Земноводные и пресмыкающиеся Новосибирской области/ О. Н. Чернышева, Л. Н. Ердаков, В. Н. Куранова, М. В. Пестов. -Н.: НГПУ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии.6-11 класс автор УМК Пономарёва И.Н.
Рабочие программы составлены с учетом требований Федерального государстенного стандарта на основе примерной программы, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой...
Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс
Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)...
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...
Рабочая программа курса Биология. Живой организм. 5-6 классы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Содержание курса. Тематический план....
Рабочая программа по биологии для 5 класса УМК Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (34 ч)...
Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС Н.И. Сонин
Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС...
Рабочая программа по Биологии 5-9 класс ФГОС Н.И. Сонин
Рабочая программа по Биологии 5-9 класс ФГОС Н.И. Сонин...