Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Председатель МО Протокол №____ от «_____» ___________2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ лицея №329 «_____»____________2014г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ лицея №329 _____________О.А. Беляева Приказ №______ от «_____»_____________2014г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
Живой организм
Евелева Светлана Юрьевна
(Ф.И.О. педагога, реализующего учебный курс)
6 класс
(класс (параллель), в котором изучается учебный курс)
Биология
(предмет)
2014
(год составления программы)
Рабочая программа по биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и среднего (полного) общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой (5-9 класс) и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова (10-11 класс. Базовый уровень)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Реализацию программы обеспечивают следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».
- Типовое положение об общеобразовательном учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196.
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.08.2008 №1250-р «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт–Петербурга».
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 12.04.2013 №907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год».
- Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 года.
- Учебный план ГБОУ лицей №329 на 2014-2015 учебный год.
- Рабочая программа по биологии по линии Н.И.Сонина.
Общая характеристика учебного предмета (6-7 классы).
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира
-биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы;
Содержание структурировано в виде четырех разделов : «Живой организм» (6класс), «Многообразие живых организмов» (7 класс), «Человек» (8 класс), «Общие закономерности» (9класс).
Раздел «Живые организмы. Многообразие живого» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания. Которое было усвоено учащимися ранее, во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
ЦЕЛИ биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивным с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. То есть глобальными целями биологического образования являются:
-СОЦИАЛИЗАЦИЯ обучаемых, как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- ПРИОБЩЕНИЕ к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого биологическое образование призвано обеспечить:
-ОРИЕНТАЦИЮ в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание, воспитание любви к природе;
-РАЗВИТИЕ познавательных мотивов , направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоении основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;
-ОВЛАДЕНИЕ ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
-ФОРМИРОВАНИЕ у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры, как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы;
Требования к результатам обучения.
Достижение учащимися следующих личностных результатов:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2. реализация установок здорового образа жизни;
3. формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать. строить суждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В пенностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения укусах животных,
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и от
дыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений
за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Критерии оценивания
Оценка устного ответа обучающегося
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяеть полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1.Знание всего изученного программного материала.
2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка"2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения лабораторных работ
Отметка"5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка"4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные, рисунки не полные, отчет по работе выполнен недостаточно четко.
Отметка"3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка"2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных проверочных работ (за исключением тестов).
Отметка"5" ставится, если обучающийся:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка"2" ставится, если обучающийся:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Рабочая программа по биологии 6 класс «Живой организм»
(1час в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии, 53 часов за год, из которых 3 часа – резерв времени)
Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. М.: Дрофа, 2008)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. Учебник входит в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ лицей №329 на 2013-2014 уч.г. данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии, всего 53 часа за год.
Рабочая программа по биологии для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Для приобретения практических навыков и умений и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все они выполняются после инструктажа по технике безопасности, ознакомления учащихся с правилами безопасного выполнения работ. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Количество проверочных работ за год - 6
Количество лабораторных работ за год – 15
Количество практических работ - 1
№ | Тема урока | Содержание раздела | Вид контроля | Требования к уровню усвоения материала |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (18 часов) | ||||
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение. сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие. раздражимость, движение и размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы и их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы - неклеточная форма жизни. Различие в строении растительной и животных клеток. Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз, основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, типы тканей животных. Их многообразие, строение и функции. Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменений побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные литья. Цветок, его значение и строение. Соцветие. Плоды. Значение разнообразия. Строение семян. Типы семян. Строение семян двудольного и однодольного растения. Системы органов. Основные системы органов животного организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. | Работа в тетради. Ответы на вопросы учителя. Работа со словарем | Знать: признаки живых организмов и их значение Уметь: давать характеристику признакам живых организмов |
2 | Химический состав клетки | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Состав семян» (отчет по лабораторной работе) | Знать: химический состав клетки Уметь: характеризовать неорганические и органические вещества клетки, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с анализирующими схемами. | |
3 | Химический состав клетки | Опрос. Работа в тетради. | Знать: химический состав клетки Уметь: характеризовать неорганические и органические вещества клетки, анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с анализирующими схемами. | |
4 | Клетка - элементарная частица живого | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Строение увеличительных приборов». | Знать: признак живых организмов-клеточное строение, строение увеличительных приборов (лупа, микроскоп), правила работы с микроскопом и техника безопасности при работе с микроскопом. Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части клетки, выделять особенности строения клетки, доказывать, что клетка-элементарная частица живого, называть правила работы с микроскопом и приемы безопасной работы; работать с микроскопом и лупой | |
5 | Строение и функции органоидов клетки | Опрос. Работа в тетради. Работа с учебником. Работа со словарем. | Знать: признак живых организмов - клеточное строение, определение понятия «органоид Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, выделять особенности строения клетки; доказывать, что клетка – элементарная частица живого | |
6 | Сравнение растительной и животной клеток | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов» (отчет по лабораторной работе) | Знать: признак живых организмов - клеточное строение Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; рассматривать на готовых микропрепаратах и давать характеристику клеткам живых организмов; сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе их строения; работать с микроскопом | |
7 | Вирусы. | Опрос, работа в тетради | Знать: вирусы - неклеточная форма жизни Уметь: характеризовать вирусы как неклеточную форму жизни | |
8 | Деление клетки. Биологическое значение митоза и мейоза | Проверочная работа, работа в тетради, работа со словарем | Знать: деление клетки – основа роста и размножения организмов, основные типы деления клеток; определение понятий «митоз», «мейоз» Уметь: характеризовать биологическое значение митоза и мейоза | |
9 | Ткани растений | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. Лабораторная работа «Ткани растений» | Знать: Определение понятия «ткань» Уметь: называть типы тканей растений, функции тканей растений, различать типы тканей растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов, сравнивать такни растений | |
10 | Ткани животных | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Ткани животных» | Знать: типы тканей животных, их функции Уметь: различать типы тканей животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов, сравнивать ткани растений и животных, делать выводы на основе сравнения | |
11 | Органы цветкового растения. Строение корня | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Строение корневых систем». (отчет по лабораторной работе) Работа со словарем | Знать: определение понятий «ткань», «орган», «корневая система» Уметь: называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения; различать типы корневых систем, распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы; изучать биологические объекты-органы цветкового растения, работать с гербарным материалом. | |
12 | Строение и значение побега. Почки | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. Лабораторная работа «Строение и расположение почек» | Знать: определение понятий «побег», «вегетативные органы», «почки». Уметь: называть органы цветкового растения, распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части; изучать биологические объекты-органы цветкового растения. | |
13 | Стебель как осевой орган побега. Лист, строение и функции | Проверочная работа. Работа в тетради. Лабораторная работа «Простые и сложные листья» (отчет по лабораторной работе) | Знать: виды стеблей, строение и функции листьев и стеблей, определение понятий «простые листья», «сложные листья». Уметь: называть органы цветкового растения, распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - стебель и листья; изучать биологические объекты-органы цветкового растения. | |
14 | Цветок, его строение и значение. Соцветия. | Работа в тетради. Работа со словарем. Лабораторная работа «Строение цветка» (отчет по лабораторной работе) | Знать: определение понятий «репродуктивные органы», «цветок», «обоеполые цветки», «раздельнополые цветки», «соцветия» Уметь: называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения; показывать на таблицах и называть основные части цветка, описывать их функции. Описывать многообразие соцветий и их биологическую роль | |
15 | Плоды, их значение и разнообразие | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды» | Знать: разновидности плодов. Уметь: называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения; приводить примеры многообразия плодов. | |
16 | Строение семян двудольного и однодольного растения. | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Строение семян двудольного и однодольного растения» (отчет по лабораторной работе) | Знать: определение понятий «двудольное растение», «однодольное растение», строение семян двудольного и однодольного растения. Уметь: характеризовать строение семян двудольного и однодольного растений, описывать, сравнивать, делать выводы на основе лабораторных опытов | |
17 | Системы органов животного | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем .Лабораторная работа «Распознавание органов и систем органов у животных» (отчет) | Знать: определение понятий «ткань» «орган», «система органов». Уметь: называть органы и системы органов животных; функции органов и систем органов животных; распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных | |
18 | Организм как единое целое. Обобщение | Проверочная работа. Работа в тетради. | Уметь: применять полученные знания в повседневной жизни и для ответов на поставленные учителем вопросы | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (24 часа) | ||||
1 | Особенности питания растительных организмов. Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. | Сущность понятия питание. Особенности питания растительного организма (почвенное питание, воздушное питание-фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Значение дыхания. Роль кислорода. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма и клетки крови). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организма, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Значение опорных систем в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс. Инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. | Работа в тетради. | Знать: определение понятий «питание», «почвенное питание», «фотосинтез» Уметь: описывать сущность биологических процессов, в частности почвенного питания и воздушного питания, объяснять их значение в жизни растений, называть органы почвенного и воздушного питания у разных растений и узнавать из на рисунках. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения, характеризовать функцию листа как органа фотосинтеза; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними. |
2 | Особенности питания животных | Опрос, работа в тетради | Знать: определение понятий «питание» Уметь: описывать сущность биологических процессов животных, в частности питание; называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах; приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов. | |
3 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. | Знать: определения понятий «питание», «пищеварение», «ферменты». Уметь: описывать сущность биологических процессов, в частности питание животных-пищеварение; описывать строение пищеварительных систем животных, сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения | |
4 | Дыхание у растений | Работа в тетради. Работа со словарем | Знать: определение понятия «дыхание». Уметь: описывать сущность биологических процессов, в частности дыхания; характеризовать особенности дыхания растений; роль органов растений в процессе дыхания; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними | |
5 | Дыхание у животных | Опрос. Работа в тетради | Знать: органы дыхания различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах Уметь: характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных. | |
6 | Передвижение веществ в растении | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Знать: сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Уметь: характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растении; использовать приобретенные знания и умения для выращивания растений, ухода за ними | |
7 | Передвижение веществ в организме животного. | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека» (отчет по лабораторной работе) | Знать: сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Уметь: называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и таблицах; описывать функции органов кровеносной системы, состав крови и ее функции, работать с микроскопом и готовыми микропрепаратами. | |
8 | Строение кровеносной системы у позвоночных животных | Опрос. Работа с учебником. Работа в тетради | Знать: сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Уметь: называть органы кровеносной системы у позвоночных животных, типы кровеносных систем у различных животных, характеризовать особенности транспорта веществ у позвоночных животных | |
9 | Значение процессов выделения у растений, грибов и животных. | Опрос. Работа в тетради. | Знать: сущность процесса выделения у живых организмов, его значение Уметь: называть органы выделения у растений, органы выделения у различных животных и узнавать их на таблицах и рисунках; характеризовать: особенности процесса выделения у растений, животных и грибов. | |
10 | Обмен веществ и превращение энергии в организме растения | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. | Знать: определение понятия «обмен веществ». Уметь: описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение; называть органы, участвующие в обмене веществ у растений, характеризовать особенности обмена веществ у растений. | |
11 | Обмен и превращение веществ в организме животных | Опрос. Работа в тетради. | Знать: определение понятия «обмен веществ». Уметь: описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение; называть органы, участвующие в обмене веществ у животных, характеризовать особенности обмена веществ у растений. | |
12 | Опорные системы и их значение в жизни организма | Проверочная работа. Работа в тетради | Знать: строение и разнообразие опорных систем организмов и узнавать их на рисунках и таблицах Уметь: называть значение опорных систем в жизни живых организмов. | |
13 | Опорные системы позвоночных животных и растений. | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Разнообразие опорных систем у животных»» | Знать: строение и разнообразие опорных систем организмов и узнавать их на рисунках и таблицах. Уметь: называть типы скелетов у животных, приводить примеры животных с разными типами скелетов; распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета, соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. | |
14 | Движение | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Передвижение инфузории-туфельки и дождевого червя». | Знать: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных. Уметь: распознавать и описывать на таблицах органы движения животных, приводить примеры животных с разными способами передвижения; сравнивать передвижение растений и животных и делать выводы на основе сравнения | |
15 | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем | Знать: определение понятий «раздражимость», «рефлекс», «безусловные рефлексы», «условные рефлексы». Уметь: распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы; называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Характеризовать значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных; приводить примеры животных с разными типами нервных систем | |
16 | Регуляция деятельности позвоночных животных, их взаимосвязи с окружающей средой | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем | Знать: определение понятий «раздражимость», «рефлекс», «безусловные рефлексы», «условные рефлексы». Уметь: распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы; называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у позвоночных животных. Характеризовать значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у позвоночных животных. | |
17 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем | Знать: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности позвоночных животных; роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных; определение понятия гормоны. Уметь: характеризовать процессы координации и регуляции процессов жизнедеятельности позвоночных животных | |
18 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений | Опрос. Работа в тетради. | Знать: сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Уметь: называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений; наблюдать за ростом и развитием растений; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | |
19 | Размножение и его виды. Бесполое размножение | Проверочная работа. Работа в тетради. Работа со словарем. Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений» | Знать: Определение понятий «Размножение», «вегетативные органы», «вегетативное размножение». Уметь: характеризовать значение размножения; называть виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений; приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение; описывать сущность бесполого размножения растений; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | |
20 | Половое размножение животных | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем | Знать: определение понятий «размножение», «гамета», «оплодотворение», «зигота». Уметь описывать сущность полового размножения, называть значение полового размножения, органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки (и узнавать их на рисунках, таблицах); объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполыми | |
21 | Половое размножение растений | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. | Знать: определение понятий «Размножение», «опыление», «оплодотворение», «двойное оплодотворение». Уметь: характеризовать значение полового размножения; называть органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках, таблицах; описывать строение цветка как органа полового размножения; знать сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения); использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | |
22 | Рост и развитие растений | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. | Знать: определение понятий «индивидуальное развитие» Уметь: распознавать и описывать по таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов; называть роль семян и плодов в жизни растения; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы их распространения; наблюдать за ростом и развитием растений | |
23 | Рост и развитие животных | Опрос. Работа в тетради. | Знать: определение понятий «индивидуальное развитие» Уметь: называть этапы развития животных, описывать сущность эмбрионального развития животных. | |
24 | Послезародышевое развитие животных | Опрос. Работа в тетради. Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых» (отчет по лабораторной работе). | Знать: основные классы животных с разным типом постэмбрионального развития. Уметь: называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных, наблюдать за ростом и развитием животных; использовать приобретенные знания и умения для выращивания животных и ухода за ними | |
Раздел 3. Организм и среда (5 часов) | ||||
1 | Среда обитания организмов. Факторы среды | Влияние факторов неживой природы (температура, свет и влажность) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи и сети питания. | Проверочная работа. Работа в тетради. Работа со словарем | Знать: определение понятий «среда обитания», «экология», «экологические факторы» Уметь: называть виды экологических факторов, приводить примеры. |
2 | Влияние факторов неживой природы | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. | Знать: определение понятий «факторы неживой природы» (абиотические факторы), «физические факторы». Уметь: приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособления организмов к действию экологических факторов; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | |
3 | Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. Работа с раздаточным материалом (карточки со схемами) | Знать: определение понятий «факторы живой природы (биотические факторы), «антропогенные факторы», типы взаимосвязей живых организмов друг с другом Уметь: характеризовать типы взаимоотношений живых организмов, приводить примеры взаимосвязей живых организмов, влияний человека на природную среду и примеры последствия этих влияний | |
4 | Природные сообщества. Цепи и сети питания | Опрос. Работа в тетради. Работа со словарем. | Знать: определения понятий «природное сообщество», «экосистема», «цепи питания», «продуценты» (производители), «консументы» (потребители), «редуценты» (деструкторы-разрушители) Уметь: называть 3 группы организмов в экосистеме (продуценты, консументы, редуценты); приводить примеры природных сообществ; объяснять взаимосвязь организмов в сообществе, роль информации о состоянии природных сообществ; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | |
5 | Обобщение | Игра | Знать: особенности строения растительного и животного организма Уметь: называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организма; сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного, делать вывод на основе сравнения. | |
6-8 | Повторение | |||
Резервное время - 3 часа (учитель использует по своему усмотрению) |
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения вегетативным способом;
- пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
Литература
Основная литература
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
- Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа.
Дополнительная литература.
- Багоцкий С.В. Биология. Живой организм. 6 класс: Тестовые задания/С.В.Багоцкий, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал, - М.: Дрофа , 2003.
- Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина- Волгоград: Учитель, 2010
- Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). – СПБ.: Паритет, 2005
- Семенцова В.Н. Рабочая тетрадь по биологии «Живой организм» 6 класс. Учебное пособие. – СПб: Издательство «Паритет», 2002
Интернет-ресурсы:
- http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
Наглядные пособия.
- Таблицы по ботанике, по зоологии, по анатомии
- Микроскопы «Аналит»
- Комплект микропрепаратов по ботанике и зоологии
- Видеофрагменты.
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Живой организм»
(1час в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии, 53 часов за год, из которых 3 часа – резерв времени)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата прохождения темы | Форма урока | Характеристика деятельности учащихся | Информационное сопровождение | Примечание | |
По плану | По факту | |||||||
1 | Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (18 часов) | |||||||
1.1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Вводный урок. | Эвристическая беседа, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
1.2 | Химический состав клетки | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Состав семян», отчет по лабораторной работе | Учебник, лабораторное оборудование, мука, сырые семена подсолнечника, йод, марля | |
1.3 | Химический состав клетки | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради | Учебник, таблицы | |
1.4 | Клетка - элементарная частица живого | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, лабораторная работа «Строение увеличительных приборов» | Учебник, таблицы, раздаточный материал из рабочей тетради, микроскопы, лупы | |
1.5 | Строение и функции органоидов клетки | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник, таблицы | |
1.6 | Сравнение растительной и животной клеток | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Строение клеток живых организмов», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, микроскопы, микропрепараты, | |
1.7 | Вирусы. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, | Учебник, таблицы | |
1.8 | Деление клетки. Биологическое значение митоза и мейоза | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Проверочная работа, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, | Учебник, таблицы | |
1.9 | Ткани растений | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, лабораторная работа «Ткани растений», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты | |
1.10 | Ткани животных | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, лабораторная работа «Ткани животных»( отчет по лабораторной работе) | Учебник, таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты | |
1.11 | Органы цветкового растения. Строение корня | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, лабораторная работа «Строение корневых систем», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, гербарии растений с различными типами корневых систем | |
1.12 | Строение и значение побега. Почки | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, лабораторная работа «Строение и расположение почек» | Учебник, таблицы, раздаточный материал | |
1.13 | Стебель как осевой орган побега. Лист, строение и функции | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Проверочная работа, работа в тетради, работа со словарем, лабораторная работа «Простые и сложные листья», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, гербарии | |
1.14 | Цветок, его строение и значение. Соцветия. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала | Работа в тетради, работа со словарем, лабораторная работа «Строение цветка», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, раздаточный материал | |
1.15 | Плоды, их значение и разнообразие | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Сухие и сочные плоды», | Учебник, таблицы, раздаточный материал | |
1.16 | Строение семян двудольного и однодольного растения. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Строение семян двудольного и однодольного растения», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, проросшие и сухие семена фасоли и пшеницы, лупы | |
1.17 | Системы органов животного | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем. Лабораторная работа «Распознавание органов и систем органов у животных» | Учебник, таблицы | |
1.18 | Организм как единое целое. Обобщение | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок обобщения и закрепления изученного материала | Проверочная работа, работа в тетради, | Учебник | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (24 часа) | ||||||||
2.1 | Особенности питания растительных организмов. Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала | Работа в тетради, работа со словарем, ответы на вопросы учителя | Учебник, видеофрагмент | |
2.2 | Особенности питания животных | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
2.3 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник, таблицы | |
2.4 | Дыхание у растений | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Ответы на вопросы по домашнему заданию, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
2.5 | Дыхание у животных | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, | Учебник | |
2.6 | Передвижение веществ в растении | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Учебник, видеофрагмент | |
2.7 | Передвижение веществ в организме животного. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты | |
2.8 | Строение кровеносной системы у позвоночных животных | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради | Учебник, таблицы | |
2.9 | Значение процессов выделения у растений, грибов и животных. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради | Учебник, | |
2.10 | Обмен веществ и превращение энергии в организме растения | 1 | 6а- 6б- | 6а- 6б- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник, | |
2.11 | Обмен и превращение веществ в организме животных | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради | Учебник | |
2.12 | Опорные системы и их значение в жизни организма | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Проверочная работа, ответы на вопросы учителя, работа в тетради | Учебник, таблицы | |
2.13 | Опорные системы позвоночных животных и растений. | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Лабораторная работа « Разнообразие опорных систем животных» | Учебник, таблицы, | |
2.14 | Движение | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Передвижение инфузории-туфельки и дождевого червя» | Учебник, видеофрагмент | |
2.15 | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
2.16 | Регуляция деятельности позвоночных животных, их взаимосвязи с окружающей средой | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
2.17 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
2.18 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради , | Учебник | |
2.19 | Размножение и его виды. Бесполое размножение | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Проверочная работа, работа в тетради, ответы на вопросы учителя, работа со словарем, Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений» | Учебник, таблицы, заранее подготовленные черенки комнатных растений | |
2.20 | Половое размножение животных | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
2.21 | Половое размножение растений | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник, таблицы | |
2.22 | Рост и развитие растений | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
2.23 | Рост и развитие животных | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради,
| Учебник, таблицы | ||
2.24 | Послезародышевое развитие животных | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых», отчет по лабораторной работе | Учебник, таблицы, коллекции насекомых с прямым и непрямым развитием | ||
2.25 | Обобщающий урок | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Обобщение | Работа по заданиям | |||
Раздел 3. Организм и среда (5 часов) | ||||||||
3.1 | Среда обитания организмов. Факторы среды | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Проверочная работа, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник | |
3.2 | Влияние факторов неживой природы | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | Учебник, | |
3.3 | Взаимосвязи живых организмов | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, работа с раздаточным материалом | Учебник, раздаточный материал (карточки со схемами) | |
3.4. | Влияние деятельности человека | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, работа с раздаточным материалом | Учебник. | ||
3.5 | Природные сообщества. Цепи и сети питания | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный урок | Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем, | Учебник, таблицы | |
3.6. | Охрана природы | 6а- 6б 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный | Презентации | |||
3.7. | Многообразие живого | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Комбинированный | Презентации | |||
3.8 | Заключительный урок | 1 | 6а- 6б- 6в- | 6а- 6б- 6в- | Урок обобщения и закрепления изученного материала | Игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...