Программа ДО "Уголок живой природы". 7 класс.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Для реализации программы необходим Уголок живой природы, организованный в школе, например, в лаборантской кабинета биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ДО "Уголок живой природы" | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
"Средняя общеобразовательная школа № 5"
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 5
____________Яньшина Л.Б.
31 августа 2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии
Уголок живой природы
в 7 б,в,г классах
Составитель: Мухина Е.В.,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по биологии «Уголок живой природы» предусматривает дополнительное биологическое и экологическое образование школьников и направлена на формирование у детей научного мировоззрения и бережного отношения к живой природе. Программа способствует усвоению конкретных сведений о животных и растениях, знания о которых школьники получают в 6-7 классах. Уголок живой природы (далее УЖП) является важной частью материальной базы кабинета биологии, поэтому позволяет привить детям навыки уважительного отношения к миру живой природы.
Актуальность и необходимость создания программы и УЖП определены тем, что городские дети испытывают дефицит общения с живыми объектами, часто лишены возможности проводить наблюдения за растениями и животными в домашних условиях. Занятия в УЖП приучают школьников к самостоятельности, способствуют повышению ответственности за выполнение практического задания. В процессе длительных наблюдений за живыми объектами у детей накапливаются устойчивые знания о росте и развитии живых организмов, о взаимосвязи их с окружающей средой, что способствует пониманию таких биологических наук, как морфология, физиология, экология.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
- государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015 № 81);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- приказ № 613 от 29.06.2017 Министерства образования и науки Российской Федерации «Изменения, которые вносятся в ФГОС СОО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413»;
- приказ Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
- приказ министра образования Московской области от 024.03.2017 № 911 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в 2017-2018 учебном году»;
- приказ министра образования Московской области от 24.05.2017 № 1597 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год».
Цель программы: формирование у детей экоцентрического мировоззрения и осознанного гуманного отношения к объектам живой природы.
Задачи программы: - формирование знаний о внешнем строении, жизнедеятельности и экологии растений и животных – обитателей УЖП. - формирование умений и навыков обращения с живыми объектами. - обучение правилам ТБ и ОТ при работе с животными и растениями УЖП.
Планируемые результаты:
Программа дает возможность достичь следующих личностных результатов:
•усвоение гуманистических и традиционных ценностей; воспитание чувства ответственности;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты обучения:
Обучающиеся должны уметь:
- классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
- использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
- применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
Предметными результатами освоения программы:
Обучающиеся должны знать:
- эволюционный путь развития растительного и животного мира;
- историю изучения животных;
- систематику животного мира;
- особенности питания, режима дня, размножения, содержания объектов живой природы.
- представителей уголка живой природы и определять их по внешним признакам, соотносить их с систематической принадлежностью.
Обучающиеся должны уметь:
- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
- правильно ухаживать за растениями и животными.
- грамотно благоустраивать место обитания домашних питомцев.
- проводить простейшие опыты и эксперименты.
- соблюдать правила обращения с объектами природы.
Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство с растениями и животными уголка живой природы (УЖП). Инструктаж по технике безопасности и охране труда в УЖП. Ознакомления с требованиями содержания животных (ветеринарными и санитарно-гигиеническими).
- Флора уголка живой природы (11 часов)
Знакомство с экологическими группами комнатных растений по отношению к воде (гидатофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты). Группы растений по отношению к свету (гелиофиты, сциофиты, факультативные гелиофиты). Определение растений. Систематизация комнатных растений. Работа со справочной литературой. Изготовление этикеток. Правила ухода за комнатными растениями. Способы и период размножения.
Цветоводство как хобби.
Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений».
Практ. работа «Изготовление этикеток».
Практ. работа «Уход за комнатными растениями».
Практ. работа «Размножение комнатных растений».
2. Фауна аквамира (6 часов)
Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов.
Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума. Аквариумные принадлежности.
Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея. Особенности строения и жизнедеятельности водных растений.
Рыбы: морфология, анатомия и физиология аквариумных рыб, особенности содержания, профилактика заболеваний. Поведение аквариумных рыб, выработка условных рефлексов. Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании. Биология моллюсков. Систематика и экология водных моллюсков.
Практ. работа «Уход за аквариумом».
- Наземные моллюски – ахатины (3 часа)
Морфология и анатомия ахатин. История происхождения видов ахатин. Историческая родина улиток. Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин. Экология моллюсков.
Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин».
- Амфибии в уголке живой природы (3 часа)
Шпорцевая лягушка – объект биологии. История происхождения вида. Систематическое положение шпорцевой лягушки. Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек. Экологические особенности водных амфибий.
Практ. работа «Смена воды в акватеррариуме и кормление лягушек».
- Представители рептилий (3 часа)
Красноухая черепаха – наземно-водное животное. История происхождения вида. Систематическое положение рептилий. Особенности содержания водных черепах. Морфология, анатомия, физиология и экология красноухой черепахи.
Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах».
- Экскурсии (6 часов)
Экскурсия «Аквамир» (в Москвариум на ВДНХ / в Морской аквариум на Чистых прудах).
Экскурсия «Мир растений» (в Аптекарский огород Ботанического сада МГУ).
Заключение (1 час)
Подведение итогов.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные работы |
1. | Введение | 1 | |
2. | Флора уголка живой природы | 11 | 4 |
3. | Фауна аквамира | 6 | 1 |
4. | Наземные моллюски – ахатины | 3 | 1 |
5. | Амфибии в уголке живой природы | 3 | 1 |
6. | Представители рептилий | 3 | 1 |
7. | Экскурсии | 6 | |
8. | Заключение | 1 | |
Итого: | 34 | 8 |
Календарно-тематическое планирование в 7Б классе
№ п/п | Раздел, тема занятия | Срок прохождения | Примечание | |
По плану | фактически | |||
Введение (1час) | ||||
1. | Знакомство с Уголком живой природы. Инструктаж по ТБ и ОТ. | 05.09. | ||
| ||||
2. | Растения как объекты биологии. | 12.09. | ||
3. | Систематика растений. Определение растений кабинета биологии. | 19.09 | ||
4. | Экологические группы растений по отношению к воде. | 26.09. | ||
5. | Экологические группы растений по отношению к свету. | 03.10. | ||
6. | Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений». | 10.10. | ||
7. | Практ. работа «Изготовление этикеток». | 17.10. | ||
8. | Правила ухода за комнатными растениями. | 24.10. | ||
9. | Практ. работа «Уход за комнатными растениями». | 07.11. | ||
10. | Способы и период размножения. | 14.11. | ||
11. | Практ. работа «Размножение комнатных растений». | 21.11. | ||
12. | Цветоводство как хобби. | 28.11. | ||
| ||||
13. | Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов. | 05.12. | ||
14. | Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума. | 12.12. | ||
15. | Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея. | 19.12. | ||
16. | Аквариумные рыбы, их биологические и экологические особенности. | 26.12. | ||
17. | Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании. | 09.01. | ||
18. | Практ. работа «Уход за аквариумом». | 16.01. | ||
| ||||
19. | Морфология, анатомия и размножение ахатин. | 23.01. | ||
20. | Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин. | 30.01. | ||
21. | Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин». | 06.02. | ||
| ||||
22. | Шпорцевая лягушка – объект биологии. | 13.02. | ||
23 | Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек. | 20.02. | ||
24. | Практ. работа «Смена воды в акватеррариуме и кормление лягушек». | 27.02. | ||
| ||||
25. | Красноухая черепаха – наземно-водное животное. | 06.03. | ||
26. | Особенности содержания водных черепах. | 13.03. | ||
27. | Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах». | 20.03. | ||
| ||||
28-30 | Экскурсия «Аквамир». | 03.04.-24.04. | ||
31-33 | Экскурсия «Мир растений». | 08.05.-22.05. | ||
Заключение (1 час) | ||||
34. | Подведение итогов работы объединения. | 29.05. |
Календарно-тематическое планирование в 7В классе
№ п/п | Раздел, тема занятия | Срок прохождения | Примечание | |
По плану | фактически | |||
Введение (1час) | ||||
1. | Знакомство с Уголком живой природы. Инструктаж по ТБ и ОТ. | 08.09. | ||
| ||||
2. | Растения как объекты биологии. | 15.09. | ||
3. | Систематика растений. Определение растений кабинета биологии. | 22.09 | ||
4. | Экологические группы растений по отношению к воде. | 29.09. | ||
5. | Экологические группы растений по отношению к свету. | 06.10. | ||
6. | Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений». | 13.10. | ||
7. | Практ. работа «Изготовление этикеток». | 20.10. | ||
8. | Правила ухода за комнатными растениями. | 27.10. | ||
9. | Практ. работа «Уход за комнатными растениями». | 10.11. | ||
10. | Способы и период размножения. | 17.11. | ||
11. | Практ. работа «Размножение комнатных растений». | 24.11. | ||
12. | Цветоводство как хобби. | 01.12. | ||
| ||||
13. | Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов. | 08.12. | ||
14. | Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума. | 15.12. | ||
15. | Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея. | 22.12. | ||
16. | Аквариумные рыбы, их биологические и экологические особенности. | 29.12. | ||
17. | Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании. | 12.01. | ||
18. | Практ. работа «Уход за аквариумом». | 19.01. | ||
| ||||
19. | Морфология, анатомия и размножение ахатин. | 26.01. | ||
20. | Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин. | 02.02. | ||
21. | Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин». | 09.02. | ||
| ||||
22. | Шпорцевая лягушка – объект биологии. | 16.02. | ||
23 | Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек. | 02.03. | ||
24. | Практ. работа «Смена воды в акватеррариуме и кормление лягушек». | 16.03. | ||
| ||||
25. | Красноухая черепаха – наземно-водное животное. | 23.03. | ||
26. | Особенности содержания водных черепах. | 06.04. | ||
27. | Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах». | 13.04. | ||
| ||||
28-30 | Экскурсия «Аквамир». | 20.04.-27.04. | ||
31-33 | Экскурсия «Мир растений». | 04.05.-18.05. | ||
Заключение (1 час) | ||||
34. | Подведение итогов работы объединения. | 25.05. |
Календарно-тематическое планирование в 7Г классе
№ п/п | Раздел, тема занятия | Срок прохождения | Примечание | |
По плану | фактически | |||
Введение (1час) | ||||
1. | Знакомство с Уголком живой природы. Инструктаж по ТБ и ОТ. | 02.09. | ||
| ||||
2. | Растения как объекты биологии. | 09.09. | ||
3. | Систематика растений. Определение растений кабинета биологии. | 16.09 | ||
4. | Экологические группы растений по отношению к воде. | 23.09. | ||
5. | Экологические группы растений по отношению к свету. | 30.09. | ||
6. | Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений». | 07.10. | ||
7. | Практ. работа «Изготовление этикеток». | 14.10. | ||
8. | Правила ухода за комнатными растениями. | 21.10. | ||
9. | Практ. работа «Уход за комнатными растениями». | 11.11. | ||
10. | Способы и период размножения. | 18.11. | ||
11. | Практ. работа «Размножение комнатных растений». | 25.11. | ||
12. | Цветоводство как хобби. | 02.12. | ||
| ||||
13. | Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов. | 09.12. | ||
14. | Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума. | 16.12. | ||
15. | Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея. | 23.12. | ||
16. | Аквариумные рыбы, их биологические и экологические особенности. | 13.01 | ||
17. | Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании. | 20.01. | ||
18. | Практ. работа «Уход за аквариумом». | 27.01. | ||
| ||||
19. | Морфология, анатомия и размножение ахатин. | 03.02. | ||
20. | Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин. | 10.02. | ||
21. | Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин». | 17.02. | ||
| ||||
22. | Шпорцевая лягушка – объект биологии. | 24.02. | ||
23 | Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек. | 03.03. | ||
24. | Практ. работа «Смена воды в акватеррариуме и кормление лягушек». | 10.03. | ||
| ||||
25. | Красноухая черепаха – наземно-водное животное. | 17.03. | ||
26. | Особенности содержания водных черепах. | 14.04. | ||
27. | Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах». | 21.04. | ||
| ||||
28-30 | Экскурсия «Аквамир». | 28.04.-05.05. | ||
31-33 | Экскурсия «Мир растений». | 12.05.-19.05. | ||
Заключение (1 час) | ||||
34. | Подведение итогов работы объединения. | 26.05. |
Материально-техническое обеспечение для реализации программы
Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования. Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:
- натуральные объекты: живые (моллюски (ахатины, ампулярии), аквариумные рыбы, земноводные (шпорцевые лягушки), пресмыкающиеся (красноухие черепахи) и препарированные животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции);
- приборы и лабораторное оборудование (микроскопы и лупы);
- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
- муляжи и модели (объемные, рельефные);
- техничские средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер).
Список литературы для учителя:
- Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. Ботаника: Морфология и анатомия растений. – М.: Просвещение, 1988.
- Лотов Л.И. Морфология и анатомия растений. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Маевский П.Ф. Определитель сосудистых растений средней полосы Европейской части СССР. – М.-Л., 1964.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2002.
- Рейвн П., Эверт Р., Айхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.
Список литературы для обучающихся:
- Бобров Е.Г. Линней. Его жизнь и труды. – Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
- Жизнь растений: В 6-ти т. – М.: Просвещение, 1982.
- Маевский П.Ф. Определитель сосудистых растений средней полосы Европейской части СССР. – М.-Л., 1964.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2002.
- Растительный мир Земли: В 2-х т. /Под ред. Ф. Футарека. – М.: Мир, 1990.
- Рейвн П., Эверт Р., Айхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы "Тайны живой природы"
Прграмма "Тайны живой природы" предназначена для обучающихся 9, 10 класса.Филосовская идея, реализуемая в современной школе - свободное, разнесторонне развитие личности ребёнка средствами обучения и в...
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой
Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Программа кружка "Живая природа"
Количество часов: 68Образовательная область: биологияВозрастная группа: 9 классВажнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.Экзамен по биологии - ...
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)
Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...
Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс
Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...