Педагогическая компетентность учителя музыки.
статья на тему
Модернизация российского образования внесла существенные изменения в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Главной целью музыкального образования становятся общекультурные, психолого-педагогические и музыкально- педагогические знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе специального образования и путем практической музыкально-педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогическая компетентность учителя музыки.
Модернизация российского образования внесла существенные изменения в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Главной целью музыкального образования становятся общекультурные, психолого-педагогические и музыкально- педагогические знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе специального образования и путем практической музыкально-педагогической деятельности.
Методологическая культура учителя включает в себя следующее:
- проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.
- осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.
- методическая рефлексия.
Основным критерием владения знаниями методологической культуры учителя музыки является использование научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, вокальную, музыкально-исполнительскую, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.
Профессиональная культура учителя музыки определяется его способностями и возможностями проектировать ход педагогических процессов, прогнозировать их результаты. Будущий учитель должен быть разносторонне образованным человеком, широко эрудированным в рамках своей специальности, иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку.
Основные виды исполнительской деятельности в школе – это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Только совершенное владение инструментом поможет учителю раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и понимать музыку. Для выполнения этой задачи при изучении МДК «Музыкально-инструментальный класс» в педагогических колледжах необходимо:
- развить основные технические навыки и приёмы, музыкально-творческие способности - музыкальный слух и память, чувство ритма, образное мышление, воображение;
- ознакомить под руководством педагога (или самостоятельно) с разнообразными музыкальными произведениями, основными стилями и жанрами мировой и отечественной культуры, включая фольклор;
- развивать навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением на всех этапах его овладения.
- воспитывать эстетический вкус обучающихся на основе осознанного восприятия музыки.
Всё это даст возможность выпускнику колледжа в совершенстве овладеть специальными профессиональными компетентностями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать современные технологии в профессиональной деятельности.
Эффективность профессионального образования будущего учителя музыки зависит от целенаправленного формирования профессиональных компетенций на практике в образовательном учреждении. На педагогической практике в ОУ обучающиеся педагогического колледжа впервые получают опыт работы в роли музыкального руководителя, впервые в полной мере сталкиваются со всеми требованиями, предъявляемыми к педагогу, получают оценку своей педагогической деятельности, что активно влияет на формирование профессионального сознания.
Методическая работа преподавателя музыкально – инструментального класса основана на достижениях науки и передового педагогического опыта.
Высшим уровнем профессиональной готовности преподавателя музыкально - инструментального класса колледжа является наличие у него методологической культуры.
Формирование методологической культуры будущего педагога - музыканта опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть представление о методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, управления целостным педагогическим процессом, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования процессом. Правильно подобранные формы методических мероприятий позволяют глубоко изучить личности обучающихся в профессиональной обстановке, педагогическую деятельность педагогов и обучающихся внутри конкретного образовательного учреждения, педагогическое общение обучающихся с детьми дошкольного возраста, с педагогами - воспитателями.
Музыкально-исполнительская подготовка входит в число важнейших профессионально ориентированных видов учебной деятельности будущих учителей. Класс основного музыкального инструмента должен являться творческой лабораторией, в условиях которой студенты помимо художественно-исполнительских знаний и умений игры на инструменте развивали бы свою духовную культуру, формировали комплекс профессионально-значимых качеств.
На уроках музыкально-инструментального класса происходит приобщение обучающегося к культуре инструментального исполнительства, развитие духовности, освоение эталонов, характерных для музыкально-исполнительской деятельности. Такими направлениями, реализующими вышеназванные задачи в процессе занятий в классе музыкального инструмента, исходя из вышеизложенной модели музыкально-эстетической культуры личности, должно, в первую очередь, явиться:
1. Становление мотивационной сферы, включающей многообразие установок личности обучающегося в области общей, художественной и музыкальной культуры: убеждения, интересы, цели и т.д.
2. Овладение системной информацией, касающейся всех аспектов культуры инструментального исполнительства и охватывающей систему видов и форм знаний о художественной и музыкальной культуре.
3. Развитие рациональной подсистемы как совокупности всех форм и видов музыкального исполнительства, включая элементы, составляющие ее основу: умения, навыки, способы, приемы, методы.
4. Формирование оценочной подсистемы, связанной с формированием музыкально-эстетических оценок, идеалов, вкусов, убеждений.
Этот комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков является ведущим объектом освоения студентами в процессе музыкально-исполнительской подготовки. Его значение обусловлено тем, что лишь при достаточно высоком уровне владения им студентами можно будет рассчитывать в будущем на успешное осуществление ими музыкально-исполнительской деятельности в условиях школьной аудитории.
Будущий учитель музыки должен обладать общепрофессиональными качествами современного человека, в число которых входят:
1. Профессиональная самостоятельность – осознанное отношение к профессиональным требованиям, умение планировать и анализировать выполняемую работу.
3. Профессиональная мобильность – готовность и способность человека к быстрой смене и освоению новых профессиональных задач.
5. Ответственность – готовность предъявлять к себе самые высокие требования и отвечать за результаты своей профессиональной деятельности.
6. Индивидуальность – способность к полному самовыражению индивидуальных качеств, нешаблонность мышления, гарантирующих конкурентоспособность на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...

"Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования"
"Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования"...

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
ИКТ- компетентность учителя музыки.
ИКТ -компетентность педагога - это важная составляющая его профессионализма в контексте ФГОС....

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"
Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к т...
Статья " Компетентный учитель музыки - функционально-грамотный ученик."
В данной статье говориться о требованиях к современному образованию.ее урровню и результатам. Они стали высокими и конкрктными. На сенгодняшний день главными функциональными качествами личности ...