ИКТ- компетентность учителя музыки.
статья по музыке ( класс) по теме

ИКТ -компетентность педагога - это важная составляющая его профессионализма в контексте ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Яковлева Ольга Григорьевна

учитель музыки лицей №369 СПб

ИКТ- компетентность учителя музыки.

        ИКТ- компетентность педагога - это важная составляющая его профессионализма в контексте ФГОС. В стандарте педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4], выделено особое внимание проблеме формирования ИКТ-компетентности учителя.  Для учителя музыки владение технологиями ИКТ и грамотное их использование позволяет реализовывать поставленные перед ним цели и задачи современного образования, такие как: личностно-ориентированное обучение музыке, формирование и развитие творческих, исследовательских способностей учеников, развитие их образного мышления, формирование у учащихся компетенций в области ИКТ и т.д.

   В данной статье хочется рассмотреть, какие ИКТ технологии важно освоить учителю музыки для успешной реализации поставленных целей и задач на уроках  в школе.

  В статье  "СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ" (из журнала "Современные проблемы науки и образования." – 2015. – № 4 (автор Лавина Т.А., Косолапов Е.Г.) приведено определение понятия  компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий.

Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий  - это сложная личностно-профессиональная характеристика, включающая разные компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность учителя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность учителя музыки входят как общепользовательские, общепедагогические компоненты, так и предметно-педагогические компоненты, используемые в узко профессиональных музыкальных областях.

Общепользовательский компонент

1. Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

2. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

3. Видео, аудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

4. Клавиатурный ввод.

5. Аудио, видио, текстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

6. Навыки поиска в Интернете и базах данных.

7. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

1. Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

- Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

- Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

- Организации образовательного процесса:

а). выдача заданий учащимся,

б). проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,

в). составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного

г). дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с учителем

2. Организация образовательного процесса, при котором учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

3. Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

4. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

5. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

6. Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. (диаграмм, видеомонтажа).

7.  Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

8. Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

9. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

Предметно-педагогический компонент

1. Работа в программах по музыкальной аранжировке ("Garageband")

2. Работа в различных аудио редакторах, музыкальных конструкторах  ("Sony sound forge", «Adobe Audition», "Аudacity") для создания и редактирования звуковых файлов.

3. Работа с программами по набору нотного текста ("Musescore", "Noteflight ", "GNU LilyPond", "NtEd").

4. Программы, основанные на музыкально-компьютерных технологиях  ("Shazam", "Sound hound", "Screencast- matic").

Программы представленные в разделе " Предметно-педагогический компонент" помогут учителю расширить спектр возможностей для подачи нового учебного материала и составления интересных и увлекательных заданий для учащихся как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Помогут учителю  в подготовке творческих выступлений и мероприятий в учебном заведении.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что учитель музыки должен прийти к осознанию того, что в современных условиях компьютеризация музыкальной деятельности - это объективный социокультурный процесс. Квалифицированное использование средств ИКТ поможет учителю музыки достигать поставленных целей и задач по формированию у учеников интереса и любви к искусству, облегчит  процесс освоения учащимися музыкальных знаний и навыков.

Библиографическая ссылка

1.Лавина Т.А., Косолапов Е.Г. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;

2.Афанасьев, К.Е. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках // Открытое и дистанционное образование.- 2004.- №3.- С.10-12.

3. Вазина "ФГОС: проблемы формирования ИКТ-компетентности" https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=15&showentry=2785


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Педагогическая компетентность учителя музыки.

Модернизация российского образования внесла существенные изменения в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса.  Главной целью музыкального образования становятся общекульт...

Доклад по теме : "ИКТ-компетентность учителя как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов по предмету “Музыка»

Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с соврем...

Статья " Компетентный учитель музыки - функционально-грамотный ученик."

В  данной статье говориться о требованиях к современному образованию.ее урровню и результатам. Они стали высокими и конкрктными. На сенгодняшний день главными функциональными качествами личности ...