Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"
методическая разработка по психологии
Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_pedagoga.docx | 24.64 КБ |
pedagogicheskiy_sovet.docx | 20.27 КБ |
pedagogicheskiy_sovet_prezentatsiya.pptx | 711.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета педагога «Психологическая компетентность».
Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «−».
- Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.
- У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
- Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая ответные чувства.
- Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.
- Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.
- Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми.
- Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.
- Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.
- Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы.
- Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.
- Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.
- Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.
- Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.
- Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.
- Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.
- Сотрудничать с детьми – это значить быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.
- Отказы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо».
- Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.
- Я никогда не заставляю учеников что-то делать насильно.
- Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
- Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был.
- Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают вопрос.
- При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ученика на что-то другое.
- Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю ученикам отметки «2» заслуженно.
- Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с учениками.
- Не стоит навязывать себя ученикам, если они чего-то не хотят, лучше подумать, вдруг я сам(а) что-то делаю не так.
- Ученик всегда прав. Неправым может быть только взрослый.
- Если ученик не работает на уроке, значит он или ленится, или плохо себя чувствует.
- Я никогда не делаю замечаний своим ученикам в жесткой форме.
- У учеников не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут и как хотят.
Если «да» («+») по шкале компетентности (вопросы: 2; 3; 5; 8; 13; 16; 18; 20; 23; 26; 27; 30;), то присваивайте за каждый ответ «да» по 1 баллу.
Если «нет» («−») по шкале компетентности (вопросы: 1; 4; 7; 9; 10; 11;12; 14; 15; 17; 24; 28;), то присвойте себе за каждый ответ «нет» по 1 баллу.
Шкала лживости: (вопросы: 6; 19; 21; 22; 25; 29). Если «да» на 4 и более ответов, то Вы отвечали неискренно. Поэтому Ваши результаты могут быть ненадежны.
Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам.
0 12 18 24
Чем ближе к 24 баллам, тем выше психологическая компетентность учителя.
До 12 баллов – некомпетентен,
От 12 до 18 баллов – малая степень компетентности,
От18 до 24 баллов – достаточная степень компетентности.
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
"Социальная и психолого-педагогическая
компетентности учителя"
Цель: актуализация развития социальной и психолого–педагогической компетентностей учителя.
ХОД ПЕДСОВЕТА
1. Вступительное слово соц. педагога
Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. В первую очередь выделю различия между понятиями: компетентность и компетенция. Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий.
Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей. Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка. Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость. Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить обучающихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций. Современному ученику нужно передать не только информацию, сколько метод ее получения, анализа и прогнозирования.
Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений.
Педагог в совершенстве владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.
2. Психолог.
В педагогической науке понятия социальная и психолого-педагогическая компетентности тесно взаимосвязаны и определяются как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Как вы думаете, какие аспекты являются ведущими в педагогических способностях (Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях):
1.педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся
2.наблюдательность;
3.способность и желание работы с детьми
4.заинтересованность в результате своей работы
5.умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
6.организаторские способности -умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность, простота, ясность и убедительность речи- умение увлечь, умение стимулировать детскую активность.
В рамках психолого-педагогической компетентности в организации коллективной деятельности хочется выделить: внедрение деловых учебных игр, дискуссий.
7. управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика.
Педагогический такт предполагает:
-уважение к школьнику и требовательность к нему; (Важно, чтобы эти 2 качества сочетались).
-развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; (важно, чтобы ребята научились максимально самостоятельно выполнять задания).
-внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека).
- разумность, и последовательность требований к ученику;
-доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
-педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.
Примеры из опыта своей работы:
Выступление:
Одно из важных профессионально значимых личностностных качеств педагога - эмпатичность: "постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека"- способность педагога эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.
Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.
Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. В данном случае партнер-это ученик.
Примеры из опыта своей работы:
Выступление:
Способность к сотрудничеству - это
- умение формулировать свою точку зрения,
- слушать и слышать другого,
-выяснять точки зрения своих партнеров,
- разрешать разногласия с помощью логической аргументации,
- не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений,
- поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу;
- оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается;
-стать на позицию другого
-координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями;
-занимать диалогичную, а не монологичную позицию;
-органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения.
Примеры из опыта своей работы:
Выступление:
Визуальность - внешняя привлекательность педагога, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.
Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый педагог, но и на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях.
Приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся.
Примеры из опыта своей работы:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Существуют связи и влияние профессиональных установок учителя на его психологическую компетентность. Например, учитель-гуманист проявляет достаточную степень психологической компетентности, тогда как учитель с авторитарным стилем поведения психологически некомпетентен. Самодиагностика педагога – это только начало работы учителя над собой.
Основной критерий сформированности социальной и психолого-педагогической компетентностей - умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки с целью повышения профессионализма.
Совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и профессиональной самореализации с целью развития профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя, приемы умственного тренинга, приемы дискуссий и приемы мозгового штурма и др.)
Таким образом, в развитии социальной и психологической компетентностей главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.
Решение педагогического совета:
- Информацию принять к сведению.
- Учителям провести анализ своей работы и спрогнозировать процесс образования обучающихся с учетом своего педагогического стиля.
- Рекомендуем использовать рефлексию в конце каждого занятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Цель : актуализация развития социальной и психолого –педагогической компетентностей учителя.
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Компетентность – осведомлённость, авторитетность ; Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий.
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Профессиональная компетентность - профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Понятия социальная и психолого-педагогическая компетентности - это максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: Педагогический такт; Н аблюдательность ; С пособность и желание работы с детьми З аинтересованность в результате своей работы У мение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса ;
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: Организаторские способности; Управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях; Эмпатичность ; Способность к сотрудничеству; Визуальность.
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Результаты диагностики
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Основной критерий сформированности социальной и психолого-педагогической компетентностей - умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя" Решение педагогического совета : Информацию принять к сведению. Учителям провести анализ своей работы и спрогнозировать процесс образования обучающихся с учетом своего педагогического стиля. Рекомендуем использовать рефлексию в конце каждого занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Современные информационно-педагогические технологии, как фактор повышения компетентности учителя физической культуры
В современных условиях школа должна отвечать на множество запросов. Реальным заказчиком школы являются ученики, их семьи, работодатели, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной поз...
Психолого-педагогическая компетентность учителя
Педагогическая психология, как известно, включает специальный раздел -«психология учителя», где подчеркивается важнейшая социальная роль учителя, его место, функции в обществе и анализируются предъявл...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...
Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"
quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"...
Дистанционная психолого-педагогическая диагностика обследуемых от 5 до 18 лет - разработка комплекта диагностических материалов для дистанционной психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК
комплект материалов (презентаций) для проведения психолого-педагогической диагностик обследуемых 5-18 лет в дистанционной форме по возрастам, классам, четвертям, уровням образования...
Перечни диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики обследуемых от 0 до 18 лет - разработка наглядных диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВ
приложение к протоколу для ознакомления родителей (законных представителей) с перечнями диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики детей (от 0 до 18 лет)...