Статья " Компетентный учитель музыки - функционально-грамотный ученик."
статья по музыке (5 класс)
В данной статье говориться о требованиях к современному образованию.ее урровню и результатам. Они стали высокими и конкрктными. На сенгодняшний день главными функциональными качествами личности является инициативность, способностьтворчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь вирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении жизни.Все данные функциональные навыки формируются в услвиях школы. Как это относится куроку музыки?. На этот вопрос учитель дает дает ответы, подтверждая примерами изопыта работы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательные практики по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся
Компетентный учитель музыки - функционально грамотный ученик.
(из опыта работы)
Р.В.Глякина , учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Чебоксары
Аннотация
В данной статье говорится о требованиях к современному образованию, её уровню и результатам. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Приводятся примеры из опыта работы.
Ключевые слова
- Функциональная грамотность
- Общая грамотность.
- Музыкальная грамотность.
- Базовые компетенции.
- Компьютерная грамотность.
- Информационная грамотность.
Компетентный учитель музыки. - функционально грамотный ученик.
Что включает в себя функциональная грамотность и как её можно развивать на уроках музыки - об этом я размышляю в своей статье
«Функциональная грамотность–это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Самый банальный вопрос — что дети должны получать в школе? Самый очевидный ответ — знания. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы всё логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Учёные-педагоги в своём кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудрёными словами.
Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Зачем это всё, спросите вы, учителю музыки? Да потому что наш предмет за эти годы очень изменился! И такой урок как раз и требует огромной компетентности учителя, потому что на своих уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.
Что же включает в себя функциональная грамотность? И в чём должен быть компетентен учитель музыки, чтобы развить и воспитать грамотного ученика? Попытаемся разобраться в этих вопросах.
Функциональная грамотность лат.–направление)– степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Как я развиваю функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели конкретно на моём примере учителя музыки.
Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:
- написать эссе (небольшое сочинение)- поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;
- подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
- ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке;
- заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.
Компьютерная грамотность очень хорошо показала себя в условиях пандемии во время дистанционного обучения. В это время большую роль сыграла моя компетентность, как учителя. Ученики должны были:
- найти информацию в сети Интернет;
- уметь пользоваться электронной почтой и приложениями Viber, ВКонтакте;
- участвовать в онлайн-тестах;
- работать с материалами Российской электронной школы и Инфоурок.
В этом случае также сработал индикатор: Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях. Никто ведь не ожидал, что будет обучаться дистанционно! И мы - взрослые, учителя и родители, должны были заботиться не только об образовании обучающихся, но и об их здоровье (задавать по минимуму, но так, чтобы учебный материал был усвоен). Я использовала в некоторых классах свой предмет в качестве отдыха между русским и математикой. Например, при изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» во 2-м классе дала задание - посмотреть мультфильм. Ребёнок отдыхал и одновременно слушал музыку. А для того, чтобы выставить оценку было задание: выписать героев сказки и какой музыкальный инструмент его озвучивал.
Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда я даю задание:
- найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;
- посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;
- использовать данные из СМИ;
- пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;
- анализировать информацию по теме урока.
Коммуникативная грамотность:
- работать в парах, группе, команде;
- расположить к себе других людей;
- не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;
- использование здоровье сберегающих технологий и рефлексии на уроках музыки.
Применяю такие методы, как «Инфо-угадай-ка», «Кластер», «Мозговой штурм», написание синквейнов, аннотаций, мечталок-сочинялок, ролевая игра, работа над деформированным текстом, позволят нам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Сравнительно недавно стала использовать очень интересный метод ,как кроссен.
Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.
Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!
Что я ещё стараюсь сделать, как компетентный учитель, чтобы построить интересно урок? Вот примеры из моей практики:
Во время разучивания песен, часто встречаются непонятные детям слова.
Приведу примеры : « Чему учат в щколе» -( глагол , тире); «Почему медведь зимой спит»-(опушка, безмятежно, проселочная ); « Мы маленькие дети»-(катет ,гипотенуза) и др. А вот так одна привычная строка нечаянно заставила задуматься о словах в песне «В лесу родилась елочка»-( рысцою, ЧУ, под полозом, мохноногая);
А потом стало интересно, кто же автор? Или же песня "потеряла" автора и стала народной? Оказывается, текст песенки "В лесу родилась ёлочка" в 1903 году написала поэтесса Раиса Адамовна Кудашева, а музыку — Леонид Карлович Бекман.
И может быть, не так и важно, что лошадка оказалась с мохнатыми ногами?
Мохноногая...
"Лошадка мохноногая торопится, бежит"...Считаем с детьми ,сколько лет песне. Это удивительно.
Главное, что строка красиво звучит, и столько поколений детей водили и будут водить хороводы вокруг ёлочки под эту песенку.
Многое в поэзии условно...
Список литературы:
1.Г.П.Сергеева, Е Д Критская. Уроки музыки. М.Просвещение.2007.
2. Алхатова, Т. С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66.
3. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...
Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»
Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...
Статья "Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся"
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читатель...
Статья на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии в соответствии с ФГОС»
статья...
Статья на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки».
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовно...