Анализ деятельности психологической службы
материал на тему
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности психологической службы
МБОУ СОШ №2 г. Советский
за 2016-2017 учебный год
(выдержки)
Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:
Изучение адаптационных возможностей учащихся:
1-е классы. Использовались методики на выявление школьной мотивации, эмоционального состояния учащихся, самооценки, тревожности, изучения адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена итоговая документация, в помощь учителю и родителям разработаны рекомендации. С учителями проведено обсуждение полученных результатов. Определенны уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации.
Проводились консультации с родителями по результатам обследования. Проведённые исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса.
5-е классы. С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические исследования:
- определение учебной мотивации
- определение уровня и характера тревожности учащихся, связанных со школой
- изучение эмоционально-волевой сферы
- изучение умственного развития
- беседы с педагогами и родителями по вопросам адаптации
- наблюдение за учащимися в урочное и неурочное время
При анализе диагностических диаграмм явно просматривается взаимосвязь результатов школьной тревожности и отношением к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста.
По результатам исследования был определён список детей для психолого-педагогической коррекции. 30% учащихся (37 человек) – имеет пограничный уровень адаптации; адаптация у 67% учащихся (83 человека); 3% учащихся (3 человека) – дезадаптация. (Рис.2)
После проведения коррекционно-развивающих занятий, эмоциональное состояние детей нормализовалось.
10-е классы. Для своевременного выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование учащихся 10 класса.
- исследование уровня интеллекта
- изучение эмоционально-волевой сферы
- изучение адаптивных возможностей учащихся
По результатам исследования выявлено, что 11% (4 человека) – дезадаптация; 53% (20 человек) - имеют средний уровень адаптации; 36% (14 человек) - имеет хороший уровень адаптации.
Все данные были проанализированы и доведены до классного руководителя и учителей на классно обобщающем контроле, информация для родителей была представлена на родительских собраниях. В рамках индивидуального консультирования учащиеся были ознакомлены со своими результатами. Также психологической службой осуществлялась индивидуальная работа с учащимися по запросу классного руководителя, педагогов-предметников и самих учащихся.
4-е классы. Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определённого уровня зрелости как личностно-мотивационной так, так и интеллектуальной сферы.
С целью изучения психологической ситуации обучения были проведены следующие психодиагностические исследования:
- определение учебной мотивации
- определение уровня и характера тревожности учащихся, связанных со школой
- изучение эмоционально-волевой сферы
- наблюдение за учащимися в урочное и неурочное время
При анализе диагностических диаграмм 4-х классов явно просматривается взаимосвязь результатов школьной тревожности и отношением к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста.
По результатам исследования был определён список детей для психолого-педагогической коррекции. 39% учащихся (48 учащихся) – имеют высокую и хорошую школьную мотивацию; 31% учащихся (38 учащихся) положительную школьную мотивацию; 20% учащихся (25 человек) – имеют низкую школьную мотивацию; 10% учащихся (11 человек) – негативное отношение к школе.
86% учащихся (105 человек) – нормальный уровень тревожности; 12% учащихся (15 человек) – повышенный уровень тревожности; 2% учащихся (2 человека) – высокий уровень тревожности.
9-е классы. С целью изучения эмоционального состояния учащихся в период государственной итоговой аттестации были проведены следующие психодиагностические исследования:
- Опросник по определению стрессоустойчивости личности
- Опросник определения уровня тревожности
- Диагностика эмоционального состояния организма
В результате исследования:
Повышенный уровень тревожности показали 5 человек (5%). Нормальный уровень тревожности показали 88 человек (95%). Высокий уровень тревожности не выявлен 0%.
Высокий уровень стрессоустойчивости показали 15 человек (18%), это люди, способные переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями учебной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Средний уровень стрессоустойчивости показали 37 человек (40%), они готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. По мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций, привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.
Низкий уровень стрессоустойчивости показали 39 человек (42%). Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них — стресс.
11-е классы. С целью изучения эмоционального состояния и энергетики организма учащихся в предэкзаменационный период были проведены следующие психодиагностические исследования:
- Диагностика типа учебно-профессиональной мотивации
- Тест школьной тревожности
- Диагностика эмоционального состояния организма
В результате исследования:
Повышенный уровень тревожности показали 4 человека (12%). Нормальный уровень тревожности показали 29 человек (88%). Высокий уровень тревожности не выявлен 0%
Психологическое консультирование.
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х, 10-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися и родителями 8 – 11-х классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;
- с учителями и родителями учащихся 4 - 5-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
- с родителями первоклассников по проблемам готовности к школе;
- по индивидуальным запросам учителей, родителей, учащихся.
Проблемы затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:
- поведенческую;
- эмоциональную;
- конфликтологическую;
- диагностическую.
Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликтные ситуации со сверстниками, с учителем;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- страх самовыражения;
- повышенная тревожность;
- вопросы профориентации.
В течение учебного года за консультативной помощью к психологу обратилось 92 человека. Психологи школы принимали участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса.
Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид был ориентированн, главным образом, на учащихся 8-11 классов.
Наибольшее количество обращений связаны с личностными особенностями учащихся (это повышенная тревожность, агрессивность, низкая самооценка, низкая мотивация и т.д.). Второе место – вопросы, связанные с семейными отношениями и с проблемами, связанными с трудностями в обучении. Третье место по значимости занимают вопросы, связанные с взаимоотношениями со сверстниками. По–прежнему актуальными остаются: консультации с обучающимися, связанные с профессиональным самоопределением, что объясняется их возрастными особенностями и предстоящей сменой социальной ситуации развития; беседы профилактической направленности (профилактика девиантного поведения); оказание помощи в подготовке к родительским собраниям, классным часам и т.д.
Психологическое просвещение.
Одной из основных целей данного вида работы было знакомство педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Такая работа осуществлялась через проведение родительских собраний, классных часов.
Психологическая профилактика и коррекция.
Данный вид деятельности направлен на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного обучения.
Таким образом, подводя итог сделанной работе за год, можно сделать вывод о том, что все задачи, которые ставились в начале учебного года, достигнуты.
Приложение 1
Общее количество: консультаций, занятий и т.д. | Дети | Родители | Педагоги | Общее количество человек, охваченных работой | Примечание | |
1. Количество инд. консультаций | 237 | 72 | 47 | 32 | 51 |
2015-2016 г. – 124 2016-2017 г. – 237 Динамика: +113 |
2. Количество инд. обследований | 307 | 158 | 0 | 0 | 158 |
2014-2015г. – 238 2015 -2016г. – 267 2016-2017 г.-307 Динамика: +40 |
3. Количество групповых обследований | 71 | 1382 | 0 | 0 | 846 |
2014-2015 г. – 55 2015-2016г. – 68 2016-2017 г.- 71 Динамика: +3 |
4. Количество инд. занятий: | 524 | 174 | 2015-2016г. –425 2016-2017- 524 Динамика: + 99 | |||
5. Количество групповых занятий: | 333 | 745 | ||||
– развивающих занятий | 43 | 435 | 4 | 0 | 328 |
2014-2015г. – 38 2015-2016г. – 18 2016-2017 г.- 43 Динамика: +25 |
–психопрофилактических, тренингов | 290 | 654 | 0 | 0 | 417 |
2014-2015г. – 213 2015-2016г. – 250 Динамика: +40 |
6. ПМП консилиум | 5 | 0 | 3 | 30 | 33 |
2015-2016г. – 2 2015-2016г. – 5 Динамика: -+3 |
7. Род. собрания | 24 | 0 | 320 | 23 | 343 |
2015-2016г. – 10 2016-2017 г. – 24 Динамика: -+14 |
8. Посещение занятий у др. специалистов | 14 | 200 | 0 | 14 | 214 | 2015-2016 г. – 3 2016-2017 г. – 14 Динамика: +11 |
Эффективность работы психологической службы можно отследить по показателям адаптационного периода учащихся. Также необходимо отметить положительную динамику в работе с учащимися выпускных классов в период подготовки к прохождению итоговой государственной аттестации. Выявлен достаточно высокий уровень консультативной работы, что позволило оказать конкретную помощь обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Данная работа осуществлялась в форме индивидуальных и групповых консультаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель деятельности школьной социально-психологической службы
В последнее время проблема психологического и физического здоровья школьников приобрела государственное значение в связи с тем, что его ухудшение повсеместно регистрируется в Российской Федерации. При...
мониторинг деятельности социально-психологической службы
представлены результаты деятельности за 2009-2012 учебные годы...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
Соответствие предписаний ФГОС направлениям деятельности психологической службы «МАОУ СОШ «ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ»
Содержание работы и диагностические методики для психологической службы в соответствии с новыми образовательными стандартами....
Анализ деятельности психологической службы за 2021-2022 учебный год
Анализ деятельности психологической службыМБОУ СОШ №2 г. Советский за 2021-2022 учебный год В организационно-методическом плане деятельность психологической службы строилась в соответствии с утве...
Психологическое консультирование, как вид деятельности психологической службы
В презентации раскрыты понятие, цели, задачи, основные организационные формы, принципы психологического консультирования. Модели работы психолога в образовании....