Психологическое консультирование, как вид деятельности психологической службы
презентация к уроку по психологии на тему
В презентации раскрыты понятие, цели, задачи, основные организационные формы, принципы психологического консультирования. Модели работы психолога в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_psih.kons_.pptx | 211.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План I. Понятие «психологическое консультирование» 1.1. Цели, задачи психологического консультирования 1.2. Основные организационные формы оказания психологической помощи 1.3. Принципы психологического консультирования в школе II. Модели работы психолога в образовании 2.1. Позиции психолога в ходе консультации
Психологическое консультирование Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.
Цели психологического консультирования Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
Задачи психологического консультирования 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. 3. Изучение психологом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики ). 7. Передача психологом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи: 1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей: - помогает учителям разных классов, с различным педагогическим опытом справиться с неуправляемостью отдельных учащихся, в которых они видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений; - помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания; 2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.: - консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.; 3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей; 4. По запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания .
Основные организационные формы оказания психологической помощи Индивидуальное консультирование- это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц. Групповое психологическое консультирование - особый вид психологической работы с целью личностного роста каждого члена группы
Все виды консультативной работы можно разделить на три основные группы: По признаку затрачиваемого времени По признаку содержания консультации По признаку построения консультативного процесса краткосрочное консультирование; долгосрочное консультирование психолого-педагогическое консультирование; психологическое консультирование; социально-психологическое консультирование; психодиагностическое консультирование или профессиональное: медико-психологическое консультирование однофазная консультация; двухфазная консультация; трехфазная консультация
Принципы психологического консультирования в школе Принцип конфиденцальности Принцип нейтральности и открытости Принцип персонифицирован- ности Принцип профессиональной настойчивости
Модели работы психолога в образовании Первая модель . Психолог работает на “территории” своего кабинета и ведет консультации с учениками, их родителями и учителями по их обращению. Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных учителей, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. Третья модель. Включает в себя, как обязательный компонент, проведение обучающих семинаров и тренингов с учениками и учителями. Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных исследований.
Психолог - нейтральный советчик Позиции психолога в ходе консультации Психолог-программист Психолог-слушатель Психолог-"зеркало" Психолог-"катализатор"
Литература Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. Дубровина И. В. Практическая психология образования. Издательский дом «Питер», 2004. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Москва, 1999. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции,консультирование,тренинги . - М.: ИНТОР, 1997. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования /Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №1, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением
Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...
Соответствие предписаний ФГОС направлениям деятельности психологической службы «МАОУ СОШ «ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ»
Содержание работы и диагностические методики для психологической службы в соответствии с новыми образовательными стандартами....
Психологическое консультирование по проблемам, связанным с суицидальным поведением
Реферат по консультированию суицидальных клиентов...
Анализ деятельности психологической службы за 2021-2022 учебный год
Анализ деятельности психологической службыМБОУ СОШ №2 г. Советский за 2021-2022 учебный год В организационно-методическом плане деятельность психологической службы строилась в соответствии с утве...
Проект программы психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся
Проблема суицидального поведения является актуальной проблемой школы, так как имеется несколько учащихся, совершивших попытку суицида. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойс...