Психологическое консультирование, как вид деятельности психологической службы
презентация к уроку по психологии на тему

Тарасова Анжелика Васильевна

В презентации раскрыты понятие, цели, задачи, основные организационные формы, принципы психологического консультирования. Модели работы психолога в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_psih.kons_.pptx211.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое консультирование, как вид деятельности психологической службы

Слайд 2

План I. Понятие «психологическое консультирование» 1.1. Цели, задачи психологического консультирования 1.2. Основные организационные формы оказания психологической помощи 1.3. Принципы психологического консультирования в школе II. Модели работы психолога в образовании 2.1. Позиции психолога в ходе консультации

Слайд 3

Психологическое консультирование Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Слайд 4

Цели психологического консультирования Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

Слайд 5

Задачи психологического консультирования 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. 3. Изучение психологом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики ). 7. Передача психологом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

Слайд 6

Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи: 1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей: - помогает учителям разных классов, с различным педагогическим опытом справиться с неуправляемостью отдельных учащихся, в которых они видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений; - помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания; 2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.: - консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.; 3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей; 4. По запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания .

Слайд 7

Основные организационные формы оказания психологической помощи Индивидуальное консультирование- это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц. Групповое психологическое консультирование - особый вид психологической работы с целью личностного роста каждого члена группы

Слайд 8

Все виды консультативной работы можно разделить на три основные группы: По признаку затрачиваемого времени По признаку содержания консультации По признаку построения консультативного процесса краткосрочное консультирование; долгосрочное консультирование психолого-педагогическое консультирование; психологическое консультирование; социально-психологическое консультирование; психодиагностическое консультирование или профессиональное: медико-психологическое консультирование однофазная консультация; двухфазная консультация; трехфазная консультация

Слайд 9

Принципы психологического консультирования в школе Принцип конфиденцальности Принцип нейтральности и открытости Принцип персонифицирован- ности Принцип профессиональной настойчивости

Слайд 10

Модели работы психолога в образовании Первая модель . Психолог работает на “территории” своего кабинета и ведет консультации с учениками, их родителями и учителями по их обращению. Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных учителей, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. Третья модель. Включает в себя, как обязательный компонент, проведение обучающих семинаров и тренингов с учениками и учителями. Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных исследований.

Слайд 11

Психолог - нейтральный советчик Позиции психолога в ходе консультации Психолог-программист Психолог-слушатель Психолог-"зеркало" Психолог-"катализатор"

Слайд 12

Литература Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. Дубровина И. В. Практическая психология образования. Издательский дом «Питер», 2004. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Москва, 1999. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции,консультирование,тренинги . - М.: ИНТОР, 1997. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования /Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №1, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением

Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...

Соответствие предписаний ФГОС направлениям деятельности психологической службы «МАОУ СОШ «ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ»

Содержание работы  и диагностические методики для психологической службы в соответствии с новыми образовательными стандартами....

Анализ деятельности психологической службы за 2021-2022 учебный год

Анализ деятельности психологической службыМБОУ СОШ №2 г. Советский за 2021-2022 учебный год В организационно-методическом плане деятельность психологической службы строилась в соответствии с утве...

Проект программы психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся

Проблема суицидального поведения является актуальной проблемой школы, так как имеется несколько учащихся, совершивших попытку суицида. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойс...