Модель деятельности школьной социально-психологической службы
методическая разработка по психологии на тему
В последнее время проблема психологического и физического здоровья школьников приобрела государственное значение в связи с тем, что его ухудшение повсеместно регистрируется в Российской Федерации. При этом возрастает частота задержки психического развития, неврозов и невротических состояний, логоневрозов, социальной и психологической дезадаптации. Специальные обследования школьников подтверждают нарастание низкого уровня познавательной активности, неустойчивости эмоциональной сферы, высокого уровня тревожности, несформированности коммуникативных умений и навыков, снижение мотивации учебной деятельности. В данной ситуации возникает необходимость психологической поддержки учащихся в процессе выполнения образовательных программ, что подтверждено в программных документах МО РФ. Модернизация образования, Национальная доктрина развития образования до 2025 года и программа «Наша новая школа» предполагают интеграцию образовательной деятельности с программами психологического, социально-педагогического и медицинского сопровождения ребенка на протяжении всего периода школьного детства как основу модернизации Российской системы образования. В свою очередь эффективность и результативность поддержки возрастает через тесное сотрудничество специалистов - педагогов - психологов, социального - педагога, учителя - логопеда. Именно одной из задач и результатом реализации Программы развития школы стало создание школьной социально психологической службы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_deyatelnosti_shkolnoy_socialno.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель деятельности школьной социально-психологической службы
Чашкова Н.М., руководитель школьной социально - психологической службы МОБУСОШ№1 гп. Пойковский, Нефтеюганский р-н, Тюменская обл., ХМАО-ЮГРА
Адаптивная школа - это школа для всех, где обучается неоднородный контингент детей - дети с особенностями в развитии, одаренные дети, дети различных этнических общностей, дети с разным уровнем здоровья, теми или иными заболеваниями. В последнее время проблема психологического и физического здоровья школьников приобрела государственное значение в связи с тем, что его ухудшение повсеместно регистрируется в Российской Федерации. При этом возрастает частота задержки психического развития, неврозов и невротических состояний, логоневрозов, социальной и психологической дезадаптации. Специальные обследования школьников подтверждают нарастание низкого уровня познавательной активности, неустойчивости эмоциональной сферы, высокого уровня тревожности, несформированности коммуникативных умений и навыков, снижение мотивации учебной деятельности. В данной ситуации возникает необходимость психологической поддержки учащихся в процессе выполнения образовательных программ, что подтверждено в программных документах МО РФ. Модернизация образования, Национальная доктрина развития образования до 2025 года и программа «Наша новая школа» предполагают интеграцию образовательной деятельности с программами психологического, социально-педагогического и медицинского сопровождения ребенка на протяжении всего периода школьного детства как основу модернизации Российской системы образования. В свою очередь эффективность и результативность поддержки возрастает через тесное сотрудничество специалистов - педагогов - психологов, социального - педагога, учителя - логопеда. Именно одной из задач и результатом реализации Программы развития школы стало создание школьной социально психологической службы (СПС).
Систематическое, продуктивное взаимодействие специалистов в ходе образовательного процесса, которое позволяет своевременно осуществлять контроль его реализации и коррекцию на основе данных индивидуального и группового психолого-педагогического мониторинга, отслеживать динамику состояния психической и эмоционально-волевой сферы становления личностных качеств, интересов, межличностных отношений и познавательных способностей предполагает создание модели деятельности СПС
При построении модели мы опирались на психолого-педагогические концепции СЛ. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, Л. С. Выготского; социально-педагогические концепции Р.В. Овчаровой, основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова).
Модель деятельности - модель психолого - педагогического сопровождения.
Рабочее определение понятия «психологическое сопровождение» - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, предупреждение всех видов асоциального поведения, психологической депривации и дезадаптации у школьников с ослабленным здоровьем и особыми нуждами.
Объект - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;
Предмет - социально - психологические условия успешного обучения и развития;
Метод - сопровождение.
Психологическое сопровождение осуществляется в1-4;5-8;9-11 классах.
Кадровый состав - педагоги - психологи: начальной школы, основной школы, старшей школы, социальный педагог, учитель - логопед.
Практическая значимость созданной модели заключается в следующем: Реализация модели психологического сопровождения учащихся на протяжении шести лет деятельности инновационного образовательного учреждения обеспечила эффективную психологическую поддержку более чем тысяче школьников, предупреждение и профилактику школьной дезадаптации и различного вида асоциального поведения у учащихся школы, профессиональное самоопределение школьников на старшей ступени обучения, повышение психолого - педагогической компетентности педагогов, родителей, учащихся. Разработанная модель сопровождения доступна для внедрения в другие общеобразовательные учреждения.
Цель деятельности СПС: создание условий для полноценного развития личности.
Задачи деятельности СПС
Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе социально - психологического изучения детей.
Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка, участие в социально - педагогической адаптации и реабилитации школьника.
Составление программ, сборников компенсации, коррекции и дальнейшего развития с учетом механизмов проявления индивидуальности ребенка.
Задачи сопровождения на каждой ступени обучения:
Начальная школа: - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.
Основная школа: - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика девиантного поведения, обучение навыком конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Старшая школа: - помощь в профильной ориентации, профессиональном самоопределении, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, профилактика неврозов и обучение навыкам саморегуляции в период подготовки к экзаменам.
Психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляется по направлениям психопрофилактической, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы с самим ребенком, его окружением - родителями, другими значимыми взрослыми, сверстниками.
Психологическое просвещение и профилактика является востребованным видом деятельности. Для:
педагогов, с целью - профессионального роста, повышения психолого - педагогической компетентности, предупреждения возможных нарушений в становлении личности ребенка, асоциального поведения;
родителей, с целью - предупреждения конфликтных отношений с ребенком - подростком, обогащения знаниями о возрастных и индивидуальных особенностей детей;
учащихся, с целью - улучшения взаимоотношений со взрослыми, одноклассниками, преодоления учебных и адаптационных трудностей.
Специалистами наработан методический материал по разным школьным проблемам, возрастной и педагогической психологии, педагогами - психологами выпускается газета «Психологический вестник».
Диагностическая деятельность. Специалисты службы на основании утвержденного мониторинга проводят психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; с целью определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Педагоги - психологи проводят изучение:
познавательной сферы 1 — х., 5 — х., 9-х.,;
адаптационных возможностей (мотивация, тревожность) 1-х, 5-х, 10-х. кл;
обследование на готовность к обучению в среднем звене 4-х кл;
психологического климата 1 - 11- х. кл;
профильных предпочтений 8-9-х кл;
профессиональных предпочтений 10-11-х кл;
по запросу: психофизиологические особенности учащихся 4 -х кл, 5-х кл;
углубленное обследование на ПМПк и РПМПк;
анкетирование в рамках аттестации педагогических кадров;
уровня развития педагогического коллектива школы.
Педагог - логопед проводит
обследование учащихся с проблемами в речевом развитии;
углубленное обследование на ПМПк и РПМПк.
Социальные педагоги проводят изучение
условий семейного воспитания детей «группы риска»;
анкетирование родителей и детей «группы риска».
Психолого - педагогический консилиум. Специалисты службы участвуют в разработке и датировании единой стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения. Традиционно проводятся следующие ППК: «Готовность первоклассников к обучению в школе», «Уровень развития познавательной сферы ККО», «Готовность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене», «Результаты адаптационного периода учащихся 1, 5, 10-х классов», «Умственный профиль учащихся инновационных классов», «Результаты диагностического обследования профильных предпочтений учащихся 9-х классов».
Решения консилиума реализуются в индивидуальной работе педагогов, групповой и индивидуальной работе психологов и логопеда с детьми, консультировании педагогов и родителей.
Необходимым и важным является активное участие социальных педагогов в консилиумах, с целью раннего выявления детей «группы риска» и проведению профилактической работы с ребенком и семьей.
Коррекционная и развивающая деятельность
Психокоррекционная деятельность направлена на решение в процессе развития проблем обучения, речевых дефектов, поведения или психологического самочувствия.
Развивающая деятельность ориентирована на создание социально - психологических условий для целостного психологического развития школьников. Комплекс рабочих программ утверждается директором и научно - методическим советом школы.
Программы СПС: Педагоги - психологи:
Начальное звено: Локалова Н. «Психология развития», Шевлякова И. «Посмотри внимательно на мир». Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении», Пилипко Н. «Здравствуй школа», Битянова М. «Профессия школьник».
Среднее звено: Родионов В., Ступницкая М «Я и Мы», Дубровина И. «Уроки общения для младших подростков», Хухлаева О «Психологическое здоровье подростков», Битянова М.Р «Развитие проектного мышления».
Старшее звено: Резапкина Н. «Я и моя профессия», Дубровина «Тренинги жизненных умений и личностного роста», Лубовской Д.В. «Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков».
Педагогический коллектив: Ефимова Н.С «Интеллектуальная гибкость учителя», Митина «Моя профессиональная позиция», «Психологическое сопровождение процедуры аттестации педагогов» Социальные педагоги: «Рука в руке», Анохина Т.В, Савченко Е. «Мир во мне», «Если вместе», «Круг общения».
Учитель - логопед: Ефименко Л.Н, Садовникова И.Н «Коррекция устной и письменной речи». КРР проводится - индивидуально (дети «гр. риска»); - с группой («ЗПР», «Дезадаптированные учащиеся», члены клуба «Поиск», «гр. риска»); - с классом.
Результативность КРР психолога в начальной школе прослеживается в активизации процесса адаптации, развитии мышления, эмоционально - волевой сферы, развитии сферы межличностных отношений; в основной школе - в обучении навыкам саморегуляции, коммуникативной культуры, коррекции межличностных отношений детей «группы риска», развитии познавательной сферы, активизации процесса профессионального выбора. Результативность работы социальных педагогов прослеживается в предупреждении и снижении количества асоциального поведения среди подростков, правонарушений, в обеспечении детей информацией по вопросам правовой культуры, гражданской ответственности. Результативность педагога - логопеда через уменьшение в логопункте количества учащихся с речевыми нарушениями.
Таким образом, специалисты службы активно воздействуют на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка, обеспечивая соответствие развитию возрастным нормам. Особое внимание уделяется преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении.
Консультативная деятельность. Основные проблемы, с которыми обращаются учащиеся: взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, с педагогами, конфликтные ситуации и др. Увеличилось число обращений педагогов к специалистам СПС. Основные проблемы: нежелание и неумение детей учиться, неэффективность собственных педагогических воздействий, конфликтные отношения «ученик - ученик», «ученик - учитель», подготовка к родительским собраниям, самообразование, аттестация, поведенческие проблемы учеников, связь с семьей учащегося. Родители: трудности в обучении, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, взаимоотношения «ребенок - взрослый», конфликты, нарушения социальных норм. Специалистами службы оказывается квалифицированная консультативная помощь.
Посещение уроков позволяет специалистам службы изучить адаптацию к обучению учащихся 1,5,10-х кл; отслеживать речевое и интеллектуальное развитие учащихся; наблюдать за детьми «группы риска»; оказывать помощь педагогам в период аттестации, молодым специалистам. Психологическое сопровождение осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка, основным ее реализатором. Психолог помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения конкретных учеников.
Специалисты службы участвуют в реализации школьных программ: Программа развития школы, Программа развития воспитания «Кедр», «Здоровье и образование», Программа «Рука в руке», «Свод», программа работы с родителями, «Я - пятиклассник», «Шаг навстречу» и др. подпрограммы.
Достижения школьной СП службы:
Создана НПБ; МТД;
Разработаны программы по коррекции и развитию учащихся на разных возрастных этапах
Участие в исследовательской деятельности и успешная защита исследовательских работ «Кризис родительского авторитета», «Учитель глазами родителей, учащихся, педагогов»
Выпуск газеты СП службы «Психологический вестник» (2 номера, 2004-05 уч.г); в электронном варианте (2005-06 уч.г);
Разработаны методические рекомендации - сборники: «Методические рекомендации по психологическому сопровождению первоклассников в адаптационный период», «Методические рекомендации по психологическому сопровождению пятиклассников в адаптационный период», «Психодиагностический инструментарий по отбору учащихся в профильные классы», «Психологическая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении»;
Успешно защищена на Всероссийском форуме психологов образования авторская прогрв «Психологическое сопровождение процедуры аттестации педагогов», выпущен методический сборник. Данная программа опубликована в газете «Школьный психолог» 2006г;
Традиционное проведение Недели школьной психологии (2005-06, 2006-07 уч.г), по выпущены методические рекомендации;
Успешное участие в районном и окружном конкурсе «Сердце отдаю детям»;
* Повышение уровня профессионализма кадров службы. Перспективы развития службы: Включение в деятельность службы трех направлений:
1) Психологическое обеспечение развивающего компонента образования, предполагает
мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (разработка психолого -педагогического мониторинга индивидуальности);
проектирование образовательной среды (традиционное проведение недели школьной психологии, недели профориентации для учащихся 8-10 кл., недели психологического здоровья педагогов, психологической олимпиады);
психологическая экспертиза индивидуального маршрута обучающегося.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение а процессе решения задач образования и развития. Традиционные виды деяте." специалистов.
Совершенствование самой службы как организационной системы и профессионал развитие специалистов.
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляем.: интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние дос психологической науки ставятся на службу образовательной практике. Любой человек в стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право полу образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, при-общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государств политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ области образования невозможны.
Литература:
1. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. М., 2000
Выготский Л.С Исторический смысл психологического кризиса. - В кн.: Выготский Л.С. с/с: соч. в 6-ти томах. М., 1982.Т.1
Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
Рабочая книга школьного психологаУ/Под.ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
мониторинг деятельности социально-психологической службы
представлены результаты деятельности за 2009-2012 учебные годы...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.
Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...
Модель деятельности школьного физкультурно-оздоровительного центра
Представлена модель деятельности школьного физкультурно-оздоровительного центра при реализации системы физического воспитания в общеобразовательной организации. Определены основные направления деятель...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...