Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувениры и игрушка »
рабочая программа на тему
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления поделок и игрушек в разных техниках.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
В процессе обучения дети знакомятся с разными техниками изготовления сувениров игрушек и поделок; (квилинг, пластилинография, мягкая игрушка, вышивка лентами, бумагопластика, изонить, вышивка бисером)
Обучение по программе способствует формированию чувства гармонии, развитию фантазии, творческого мышления, воспитанию прилежания, терпения и аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovat.programma_suveniry_i_igrushka_2016_-_2017_avtosohranennyy.docx | 155.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское Управление образования Администрации города Абакана
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Абакана «Центр детского творчества»
Принята на заседании Утверждена
методического совета Приказом директора
Протокол № ___ от «___»_____ 2017 № «___» от «____» ________2017
______________/Л.Г.Моруденко/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Сувениры и игрушка »
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор - составитель:
Филипюк Елена Евгеньевна.,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Абакан, 2017
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы «Сувениры и игрушка» - художественная.
В современном мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. В этом и заключается актуальность данной дополнительной образовательной программы.
Отличительной особенностью настоящей программы является, то, что разделы программы изучаются не последовательно. а циклично, возвращаясь 2-3 раза в год к одному разделу, усложняя учебный материал. Что позволяет повторять и закреплять изученные ранее сведения, а также повышает мотивацию обучения. Другой отличительной особенностью является прежде всего, ее доступность: небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Неотъемлемой частью обучения является изготовление сувениров и поделок в национальном колорите.
Адресат программы – дети 7-12 лет, проявляющие интерес к изготовлению игрушек и сувениров.
В группе первого года обучения занимаются учащиеся 7-8 лет, в большинстве не владеющие навыками шитья. На занятиях у обучающихся формируются первоначальные навыки и умения: работа с ножницами, иголкой, ниткой бумагой, пластилином. Форма работы индивидуальная и групповая.
Второй год обучения – это дети 9-10лет. У них более выражены индивидуальные интересы и вкусы. Учащиеся активны в выборе занятий, их внимание более устойчивое, они способны довести дело до конца. Обучающиеся совершенствуют свои навыки и умения, осваивают основы шитья, изонити, технику «пэчворк». «квилинг», «пластилинография», изготавливают несложные изделия и игрушки. Кроме того, в учебном плане присутствуют «декоративные паузы», которые проводятся накануне какого - либо праздника. Цель «декоративных пауз» развивать у детей интерес к ручному труду. Чередование занятий по нескольким техникам в рукоделии позволяет обучающимся, не утомляясь, переключаться с одного вида рукоделия на другой.
Группу третьего года обучения посещают девочки 10-12 лет. В этом возрасте уже проявляется нацеленность на приобретение нового опыта, совместная работа в коллективе способствует развитию самокритичности, попыткам анализировать свой труд. Обучающиеся работают над творческими проектами, осваивают более сложные техники, выполняют работу совмещая несколько разных техник. Самостоятельно создают эскизы будущих изделий.
Форма обучения – очная с применением дистанционной формы обучения.
Программа рассчитана на 3 года изучения
Общий объем часов - 576 часов. В первый год -144ч ( по 2часа 2 раза в неделю),
второй и третий год - по 216 часов( по 2 часа 3 раза в неделю). Между занятиями существует 10-минутные перерывы, во время занятия- динамические паузы.
Основные формы организации занятий: групповая, в мини-группах, индивидуальная. Формы организации учебного процесса: учебное занятие. экскурсии, встречи, выставки, праздники, игровые программы, занятия исследования, викторины, общественно -полезные акции.
Основными методами являются:
1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия
2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.
3 Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.
4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.
Для большинства тем и разделов основной формой изучения материала программы является практическая работа с сообщением теоретических сведений (в яркой занимательной форме), которая строится на сказочной, игровой- «Что на что похоже», «Слова наоборот», соревновательной основе («Будем фокусниками», «Превратим … в…»).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей ребенка и самовыражения через изготовление сувениров и поделок.
Задачи:
Обучающие:
* привить интерес к изготовлению поделок и игрушек своими руками и пробудить желание совершенствовать свои умения и навыки;
* познакомить с основами шитья и кроя, конструирования и моделирования при изготовлении мягкой игрушки;
* овладеть искусством цветовых сочетаний, изучение разных техник при выполнении игрушек и сувениров, научить применять полученные умения, навыки на практике.
Развивающие:
* развить эстетический и художественный вкус, творческий потенциал. психомоторные качества личности ребенка, мелкую моторику рук, глазомер, графические умения и навыки.
*формировать интерес к избранному виду деятельности .
Воспитательные:
* приобщить к традиционной русской культуре и народному художественному творчеству;
* воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
*дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в художественном творчестве; сформировать усидчивость, аккуратность
Цель первого года обучения: Развитие творческого мышления детей через изучения различных технологий изготовления игрушек и поделок.
Задачи 1-го года обучения:
* познакомить с различными видами игрушек, их историей и технологиями изготовления;
* развивать навыки работы с иглой и ножницами, обучить навыкам шитья;
* развить творчество и фантазию при изготовлении игрушек - сувениров, выборе материалов для их изготовления и повода, даты для его изготовления;
* воспитание аккуратности и бережливости, доброты и душевной щедрости, трудолюбия и коллективизма.
Предметные результаты 1-го года обучения.
Учащиеся должны знать:
*Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой, правила аккуратной и экономной работы;
*Подбор и цветовой гамме материалов по структуре.
*Виды материалов, применяемых в работе, виды игрушек, их историю и технологию выполнения из различных материалов.
*Ручные швы: «вперед иголку», «через край», «назад иголку», «потайной»;
Учащиеся должны уметь:
* Выполнить игрушку по замыслу; подобрать форму, материал для игрушки.
* Конструировать игрушку простых форм.
* Правильно произвести подбор материалов.
* Создать композиции из природных и нетрадиционных материалов, рационально использовать материал
* Уметь через дарение сувенира выражать свое состояние, чувства, эмоции.
Метапредметные результаты 1-го года обучения
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение устанавливать контакт со сверстниками, слушать и понимать чужую речь, владеть элементами культуры общения.
Регулятивные: умение учиться, осуществлять действия по образцу, видеть указанную ошибку и исправлять её
Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятия, мотивов достижения и социального признания, установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Цель второго года обучения: Формирование умений и навыков художественной обработки материалов, развитие творчества и фантазии, воспитание эстетического вкуса.
Задачи 2-го года обучения:
развивать глазомер, мелкую моторику рук.
ознакомить и приобщить с различными видами декоративно-прикладного творчества (квилинг, вышивка лентами, техника лоскутного шитья, национальные украшения)
воспитывать трудолюбие ,отзывчивость, усидчивость, эстетический вкус.
обучить технологии изготовления – сувениров ( в том числе авторских).
Предметные результаты 2-го года обучения.
Учащиеся должны знать.
*особенности создания художественного образа в процессе изготовления изделия.
* технологию выполнения сувениров из различных материалов, подбор материалов по структуре и цветовой гамме, технологию оформления сувениров.
* технику изготовления изделий из бумаги.
* элементы, способы украшения одежды;
* этикет общения в процессе дарения сувениров.
Учащиеся должны уметь:
*подобрать форму, материал для поделки, раскладывать детали на ткани и выкраивать, выполнять поделку по замыслу;
* шить лоскутные куклы в национальных костюмах
* создавать композиции из природных и нетрадиционных материалов.
* творчески подходить к выполнению каждого изделия, максимально используя полученный объем знаний и умений.
* уметь через дарение сувенира выражать свое состояние, чувства, эмоции.
экономично расходовать и использовать материалы, необходимые для работы.
Метапредметные результаты 2-го года обучения
Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения, анализировать предложенное задание, выявлять и формулировать учебную проблему.
выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи). отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты, предлагать технологические решения и способы выполнения отдельных видов макияжа из числа освоенных,
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять
с ним свои действия;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы,
уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной
задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, и сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений
и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения
предлагаемых и жизненных задач, делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные: формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения слушать других, уважительно относиться к их мнениям, сотрудничать.
Личностные: формировать мотивацию позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий
Цель третьего года обучения: Развитие художественно-творческих способностей ребенка в процессе изготовления поделок и игрушек в разных техниках декоративно прикладного искусства.
Задачи 3-го года обучения:
Расширить кругозор учащихся: ознакомить с различными направлениями декоративно-прикладного творчества (канзаши, вышивка сутажом, пэчворг,мягкие игрушки)
Воспитать интерес к познанию различных ремесел: шитью, канзаши , бисероплетению, работе с различными материалами- осознание, что подарок олицетворяет отношение к людям, побуждает вложить свои умения в изготавливаемый сувенир.
Воспитать стремление к достижению высоких результатов;( в том числе в проектной деятельности).
Предметные результаты освоения программы 3 года обучения
Учащиеся должны знать:
* Законы композиции, технологию выполнения сувениров из различных материалов, уметь подбирать материал по структуре и цветовой гамме.
* Технологию оформления сувениров, единство красивого и функционального в народном искусстве.
* Основные приёмы накладывания аппликаций, Правила составления выкройки по эскизу
* Этикет в процессе дарения сувениров
Учащиеся должны уметь:
* выполнять изделия из различных материалов (бумага, фетр, бисер, ленты)
* правильно произвести подбор материалов, вышивать, накладывать и прикреплять аппликацию, составлять композицию
* создать композиции из традиционных и нетрадиционных материалов.
* свободно выполнять все виды ручных швов.
* использовать и комбинтровать разные техники при изготовлении поделок.
* декорировать изделия сутажем.
* лепить предметы простой и сложной формы
Метапредметные результаты 3-го года обучения
Познавательные: обучающиеся смогут искать и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью компьютерных средств.
Регулятивные : умение следовать заданной цели в учебной деятельности, действовать по плану и планировать свою деятельность, контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Коммуникативные: умение слушать. владеть элементами культуры общения. аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.
Личностные: формирование и развитие этических норм, мотивов достижения социального признания, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
1.3. Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувениры и игрушки» разработана в соответствии с учебным планом МБУ ДО «ЦДТ» и содержит:
Учебный план реализации программы 1-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля (приложение 1) | ||
всего | Теор | Прак | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | ||
2 | Аппликация. | 16 | 3.5 | 12.5 | Анализ выполненной работы. |
2.1 | Виды аппликации. Плоская аппликация. | 4 | 1 | 3 | |
2.2 | Объемная аппликация | 4 | 1 | 3 | |
2.3 | Сувениры к праздникам: день пожилого человека | 2 | 0.5 | 1.5 | |
2.4 | Сувениры к праздникам: день учителя | 2 | 0.5 | 1.5 | |
2.5 | Комбинированная аппликация | 4 | 0.5 | 3.5 | |
3 | Чудеса из фетра. | 12 | 1.5 | 9.5 | мини- выставка |
3.1 | Плоские игрушки. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
3.2 | Перчаточные куклы. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
3.3 | Русские народные куклы. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
4 | Бумажные забавы. | 28 | 4 | 24 | мини-выставка |
4.1 | Волшебная бумага. Основы композиции. | 6 | 1 | 5 | |
4.2 | Аппликация из геометрических фигур. Аппликации из ладошек. | 6 | 1 | 5 | |
4.3 | Рождественские сувениры и елочные украшения | 4 | 1 | 3 | |
4.4 | Волшебные свойства бумаги. | 12 | 1 | 11 | |
5 | Пластилинография | 18 | 2.5 | 15.5 | мини- выставка |
5.1 | Раскрашивание пластилином. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
5.2 | Фигурки из пластилина. | 8 | 1 | 7 | |
5.3 | Рисование пластилином. | 6 | 1 | 5 | |
6 | Изонить. | 16 | 4 | 12 | Мини- выставка |
6.1 | Что такое изонить? Заполнение простых фигур | 2 | 2 | ||
6.2 | Сувениры к праздникам: день Святого Валентина | 2 | 2 | ||
6.3 | Окружности. | 4 | 1 | 3 | |
6.4 | Сувениры к праздникам: день защитника Отечества | 2 | 2 | ||
6.5 | Творческая работа | 6 | 6 | ||
7 | Мягкая игрушка | 26 | 4 | 22 | Мини- выставка |
7.1 | Технология изготовления плоских игрушек. Раскладка деталей кроя | 4 | 0.5 | 3.5 | |
7.2 | Творческая работа по изготовлению игрушки. | 6 | 1 | 5 | |
7.3 | Сувениры к праздникам: 8 марта | 2 | 0.5 | 1.5 | |
7.4 | Выполнение объемных цельнокроеных игрушек. | 8 | 0.5 | 7.5 | |
7.5 | Сувениры к праздникам: Святая Пасха | 2 | 0.5 | 1.5 | |
7.6 | Сувениры к праздникам: 1 мая | 2 | 0.5 | 1.5 | |
7.7 | Сувениры к праздникам: 9 мая | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8 | Техника лоскутного шитья. | 12 | 3 | 9 | Мини- выставка |
8.1 | Ткани для лоскутного шитья. Инструменты и материалы | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8.2 | Цветовая грамота. Ручные швы. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8.3 | Шитье из полос. | 4 | 1 | 3 | |
8.4 | Шитье из квадратов. | 4 | 1 | 3 | |
9 | Творческая работа .Подготовка к конкурсам | 20 | 20 | Участие в конкурсах и выстовках | |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
всего | 144 | 39.5 | 104.5 |
Содержание программы 1 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Организация и планирование работы творческого объединения «Сувенирная игрушка». Вопросы безопасности труда.
Раздел 2. Аппликация
Тема 2.1. Виды аппликации. Плоская аппликация
Теория: правила работы с инструментами. Виды аппликации. Т.Б.при использовании ножниц.
Практика: Изготовление плоской бумажной аппликации.
Тема 2.2. Объемная аппликация
Теория: технология выполнения объемной аппликации.
Практика: творческая работа по выполнению объемной аппликации.
Тема 2.3. Сувениры к праздникам: день пожилого человека
Теория: значение праздника.
Практика: изготовление открытки в технике аппликации для пожилых людей.
Тема 2.4. Сувениры к праздникам: день учителя
Теория: история праздника.
Практика: изготовление открытки в технике аппликации
Тема 2.5 Комбинированная аппликация.
Теория: Технология комбинирования техник.
Практика: Освоение техники на образцах. Изготовление поделки.
Раздел 3.Чудеса из фетра.
Тема 3.1 Плоские игрушки.
Теория: материалы и инструменты, особенности обработки. Раскладка деталей.
Практика: изготовление плоской игрушки из фетра.
Тема 3.2 Перчаточные куклы.
Теория: Виды театральных кукол, персонажи представлений: животные, сказочные, фантастические.
Практика: Изготовление перчаточной куклы.
Тема 3.3 Русские народные куклы.
Теория: Кукла скатка. Петрушка. скоморох в стаканчике.
Практика: Изготовление куклы.
Раздел 4. Бумажные забавы
Тема 4.1 Волшебная бумага. Основы композиции
Теория: Как родилась бумага Виды бумаги. Волшебные свойства бумаги. Симметричная и асимметричная композиция
Практика: Изготовление панно «Осень»
Тема 4.2 Аппликация из геометрических фигур. Аппликации из ладошек
Теория: Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы
Практика: изготовление аппликации- Цветок. Изготовление панно «Ладошки –рыбки»
Тема 4.3 Рождественские сувениры и елочные украшения.
Теория: История возникновения праздника.
Практика: Изготовление рождественских сувениров и елочных украшений.
Тема 4.4 Волшебные свойства бумаги.
Теория: История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
Практика: Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Раздел 5. Пластилинография
Тема5. 1 Раскрашивание пластилином.
Теория: Техника работы. Инструменты. Виды .техника нанесения слоев.
Практика: Раскрашивание пластилином по готовым картинкам.
Тема 5.2 Фигурки из пластилина.
Теория: Последовательность лепки объемных фигур.
Практика: лепка объемного львенка. Зайчика. Медвежонка, слоненка.
Тема 5.3. рисование пластилином.
Теория: технология нанесения рисунка.
Практика: рисование пейзажа.
Раздел 6. Изонить.
Тема 6.1 Что такое изонить? Заполнение простых фигур.
Теория: История возникновения. Инструменты и приспособления. Виды изонити. заполнение прямых углов. Композиция из прямых углов.
Практика: Закладка для книг
Тема 6.2 Сувениры к праздникам: день Святого Валентина
Теория: история возникновения праздника.
Практика: изготовлении Валентинки в технике изонить.
Тема 6.3 Окружности.
Теория: заполнение по диаметру. Равномерное заполнение.
Практика: Композиция из простых фигур.
Тема 6.4 Сувениры к праздникам: день защитника Отечества
Теория: история возникновения праздника.
Практика: изготовлении открытки в технике изонить.
Тема 6.5.Творческая работа
Практика: изготовление поделки по собственному замыслу.
Раздел 7. Мягкая игрушка
Тема 7.1 Технология изготовления плоских игрушек. Раскладка деталей кроя.
Теория: материалы и инструменты для изготовления плоских игрушек. Особенности выполнения плоских игрушек. Возможное применение плоской игрушки в быту.
Практика: выбор игрушки по желанию. Выбор ткани. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки.
Тема 7.2 Творческая работа
Практика: изготовление поделки по собственному замыслу.
Тема 7.3 Сувениры к праздникам: 8 марта
Теория: история возникновения праздника.
Практика: изготовлении сувенира .
Тема 7.4.Выполнение объемных цельнокроеных игрушек.
Теория: Особенности выполнения объемных игрушек. Подбор ткани. Расположение выкройки.
Практика: пошив на основе изученных швов. Набивка игрушки. Оформление.
Тема 7.5 Сувениры к праздникам: Святая Пасха
Теория: история возникновения праздника.
Практика: изготовлении сувенира
Тема 7.6 Сувениры к праздникам: 1 мая
Теория: история возникновения праздника.
Практика: изготовлении сувенира
Тема 7.7 Сувениры к праздникам: 9 мая
Теория: история возникновения праздника.
Практика: изготовлении сувенира.
Раздел 8. Техника лоскутного шитья.
Тема 8.1 Ткани для лоскутного шитья.
Теория: Свойства тканей. Способы подготовки лоскутов к работе: стирка, утюжка, декатировка. Лента тесьма.
Практика: подготовка лоскутов к работе.
Тема 8.2 Цветовая грамота.
Теория: Основные цвета. Холодные и теплые цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Практика: Составление лоскутной картотеки.
Тема 8.3 Инструменты и материалы. Ручные швы.
Теория: Нитки для шитья. Портновские булавки. Сантиметровая лента, линейка, ножницы. Ручные швы: «вперед иголку», «потайной», «через край».
Практика: Выполнение ручных швов. Изготовление игольницы.
Тема 8.4 Шитье из полос.
Теория: Раскрой и стачивание полос с помощью основы.
Практика: Выполнение образцов. Разработка эскизов и изготовление прихваток салфеток.
Тема 8.5 Шитье из квадратов.
Теория: Узоры квадратики. Раскрой и соединение квадратиков.
Практика: Освоение техники на образцах. Изготовление салфеток.
Раздел 9.Творческая работа .Подготовка к конкурсам
Практика: изготовление поделок в разных техниках, для участия в конкурсах.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Учебный план реализации программы 2 года обучения
№ | Название темы | Количество часов | Форма контроля (приложение 1) | ||
всего | теор | прак. | |||
1. | Введение. Задачи и направления работы кружка. | 2 | 2 | ||
2. | Вышивка лентами. | 10 | 2.5 | 7.5 | анализ выполненной работы |
2.1 | История возникновения ремесла. Материалы и инструменты | 2 | 0.5 | 1.5 | |
2.2 | Швы и узоры. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
2.3 | Вышивание композиций с растительными элементами. | 4 | 1 | 3 | |
2.4 | Подарок ко дню учителя | 2 | 0.5 | 1.5 | |
3. | Вышивка бисером. | 16 | 2.5 | 13.5 | мини- выставка |
3.1 | История возникновения ремесла. Материалы и инструменты. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
3.2 | Швы и узоры. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
3.3 | Вышивание композиций. | 10 | 1 | 9 | |
3.4 | Подарок ко дню матери в технике вышивки. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
4. | Квилинг. | 26 | 3.5 | 22.5 | презентация творческой работы |
4.1 | Виды квилинга. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
4.2 | Простейшие элементы. Морской пейзаж. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
4.3 | Завитки. Панно «Что нам осень подарила». | 4 | 0.5 | 3.5 | |
4.4 | Завитки, листики. Зайчики из разных элементов. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
4.5 | Фото- рамка. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
4.6 | Творческая работа | 8 | 1 | 7 | |
5. | Пластилинография. | 18 | 2.5 | 15.5 | мини-выставка |
5.1 | Обитатели моря. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
5.2 | Первые цветы. Сказочный лес. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
5.3 | Моя ферма. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
5.4 | Моя малая Родина. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
5.5 | Зимние забавы. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
6. | Рождественские сувениры и ёлочные украшения. | 8 | 1 | 7 | мини-выставка |
6.1 | Карнавальные костюмы и маски. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
6.2 | Ножницы художницы | 4 | 0.5 | 3.5 | |
7. | Поделки из фетра. | 20 | 2 | 20 | мини- выставка |
7.1 | Украшение интерьера своими руками, элементы панно из фетра. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
7.2 | Украшение из фетра. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
7.3 | Шкатулки, баночки-карандашницы, сувенирные сумочки. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
7.4 | Сувениры ко дню св. Валентина | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8. | Поделки из бумаги и картона. | 20 | 2.5 | 17.5 | мини выставка |
8.1 | Аппликация. | 10 | 1 | 9 | |
8.2 | Скраббукинг. | 8 | 1 | 7 | |
8.3 | Сувениры к празднику 23 февраля | 2 | 0.5 | 1.5 | |
9 | Техника лоскутного шитья | 12 | 2 | 10 | мини-выставка |
9.1 | Шитье из многогранников. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
9.2 | Шитье из треугольников. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
9.3 | Стилизованные цветы из лент, тесьмы, лоскутков ткани. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
9.4 | Сувениры к празднику 8 марта | 2 | 0.5 | 1.5 | |
10. | Украшения для куклы и себя. | 10 | 1.5 | 8.5 | |
10.1 | Украшение для волос. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
10.2 | Цветы из лент. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
10.3 | Сувениры к праздникам: Пасха | 2 | 0.5 | 1.5 | |
11. | Изготовление объемных игрушек. | 26 | 4 | 22 | мини -выставка |
11.1 | Особенности выполнения объемных игрушек. Применение игрушки. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
11.2 | Подбор ткани. Расположение выкройки на ткани, раскрой | 6 | 1 | 5 | |
11.3 | Изготовление игрушки по готовым выкройкам. | 16 | 2 | 15 | |
11.4 | Сувениры к праздникам: день Победы | 2 | 0.5 | 1.5 | |
12 | Изонить | 16 | |||
12.1 | Картины в технике изонить. | 16 | 2 | 14 | |
13 | Изделие с национальным колоритом. | 20 | 3 | 17 | презентация творческой работы |
13.1 | Работа с хакасским национальным орнаментом. | 3 | 0.5 | 2.5 | |
13.2 | Зарисовка отдельных элементов и полных орнаментальных композиций. Стилизация. Изготовление. | 7 | 1 | 6 | |
13.3 | Русский национальный узор. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
13.4 | Куклы обереги. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
13.5 | Куклы скрутки | 4 | 0.5 | 3.5 | |
15. | Творческий проект. | 12 | 2 | 10 | Участие в конкурсе |
15.1 | Герои любимых сказок. | 12 | 2 | 10 | |
ВСЕГО | 216 | 31 | 185 |
Содержание программы 2-го года обучения
1.Вводное занятие. Задачи и направления работы кружка. Инструменты и материалы. Правила кружковцев и техники безопасности. Анкета «Расскажи мне о себе».
Раздел 2. Вышивка лентами.
Тема 2.1 История возникновения ремесла. Материалы и инструменты.
Теория: История возникновения ремесла. Материалы и инструменты. Классификация лент по ширине, прозрачности, блеску.
Практика: Выполнение букетика из, стянутых по центру наметки, цветочков. Оформление работы.
Тема 2.2 Швы и узоры
Теория: Способы и приемы вышивки узкими ленточками, швы используемые при работе.
Практика: Освоение основных швов и узоров. Выполнение простой композиции.
Тема 2.3 Вышивание композиций с растительными элементами
Теория: Особенности строения цветков. Приемы вышивки анютиных глазок, роз, овощей, фруктов, травы, и листьев.
Практика: Освоение вышивки анютиных глазок, роз, овощей, фруктов, травы, и листьев. Выполнение простой композиции.
Тема 2.4 Подарок ко дню учителя
Практика: изготовление подарка в технике вышивки лентами по собственному замыслу.
Раздел 3. Вышивка бисером
Тема 3.1 История возникновения ремесла. Материалы и инструменты.
Теория: Способы и приемы вышивки бисером.вышивка небольших поверхностей.
Практика: Составление схем. Подбор бисера, выполнение работы.
Творческое задание: разработать и выполнить свою брошку.
Тема 3.2Швы и узоры
Теория: виды швов и узоров.
Практика: выполнение швов и составление узоров.
Тема 3.3Вышивание композиций
Теория: технология вышивки.
Практика: вышивка композиции по собственному замыслу.
Тема 3.4 Подарок ко дню матери в технике вышивки.
Практика: изготовление открытки для мамы.
Раздел 4. Квилинг
Тема 4.1 Виды квилинга
Теория: Виды квилинг, материалы и инструменты. Технология изготовления.
Практика: Изготовление открытки; картины; панно.
Тема 4.2 Простейшие элементы. Морской пейзаж
Теория: Элементы: "Изогнутая капля", "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы.
Практика: Выполнение картины морской пейзаж.
Тема 4.3 Завитки. Панно «Что нам осень подарила»
Теория: Элементы «Глаз», «Лист»
Практика: Выполнения панно на тему осени.
Тема 4.4 Зайчики из разных элементов
Теория: последовательность изготовления
Практика: изготовление зайчика.
Тема 4. 5 Фото- рамка
Теория: последовательность изготовления.
Практика: изготовление фото рамки в технике квилинг.
Тема 4.6. творческая работа.
Теория: выбор материала и композиции.
Практика: изготовление панно по собственному замыслу.
Раздел 5. Пластилинография .
Теория: Виды и свойства пластилина. Оборудование рабочего стола. Техника работы с пластилином.
Практика: Творческая работа, лепка животных, раскраска пластилином, рисование пластилином.
Тема 5.1 Обитатели моря
Теория: Техника наложения пластилина.
Практика: Изготовление картины в морской тематике.
Тема 5.2 Первые цветы. Сказочный лес
Теория: Объемные цветы. Техника изготовления цветов.
Практика: Выполнение рисунка пластилином на тему «Сказочный лес»
Тема 5.3 Моя ферма
Теория: Выполнение объемных фигур.
Практика: Лепка разных животных
Тема 5.4 Моя малая Родина
Теория: Сообщение о Родине.
Практика: Нарисовать рисунок пластилином на тему «Родина»
Тема 5.5 Зимние забавы.
Теория: Сообщение о зимних забавах.
Практика: Выполнение композиции на заданную тему.
Раздел 6. Рождественские сувениры и елочные украшения
Тема 6.1 Карнавальные костюмы и маски
Теория: Карнавальные костюмы и маски.
Практика; Изготовление маски.
Тема 6.2 Ножницы-художницы
Теория: Символ года . Материалы для изготовления.
Практика: Изготовление сувенира года.
Раздел 7.Поделки из фетра.
Тема 7.1 Украшение интерьера своими руками
Теория: Элементы панно из фетра.
Практика: Интерьер кухни (панно), валентинки,елочные украшения. Игрушки, украшения.
Тема 7.2 Украшение из фетра
Теория: Разновидности украшений.
Практика: Изготовления украшения «цветок»
Тема 7.3 Шкатулки, баночки-карандашницы, сувенирные сумочки
Теория: Технология изготовления. Подбор материала.
Практика: Изготовление шкатулки, баночки-карандашницы, сувенирные сумочки
Тема 7.4 Игрушки из фетра
Теория: Технология изготовления. Подбор материала.
Практика: Изготовление игрушек по выбору.
Тема 7.4. Сувениры ко дню св. Валентина
Теория: Выбор техники, материала.
Практика: изготовление Валентинки из фетра.
Раздел 8. Поделки из бумаги и картона
Тема 8.1 Аппликации
Теория: Виды аппликации. Техника выполнения. Цветовое сочетание.
Практика: Ангелочек. Картина из бумаги и ниток. Цветы из гофрированной бумаги, Рамка для фото, Открытки.
Тема 8.2 Скраббукинг
Теория: История возникновения скраббукинга. Материалы и инструменты.
Практика: Изготовление открытки в технике скраббукинг.
Тема 8.3 Сувениры к празднику 23 февраля.
Теория: Выбор техники, материала.
Практика: Изготовление открытки ко дню защитника Отечества.
Раздел 9.Техника лоскутного шитья
Тема 9.1 Шитье из многогранников
Теория: Цветовая грамота. инструменты и материалы. Шаблоны и трафареты. Шитье из многогранников.
Практика: Разработка эскизов и изготовление прихваток, салфеток в технике шитья из полос. Раскрой и соединение квадратиков. Изготовление салфеток.
Тема 9.2 Шитье из треугольников
Теория: Шаблоны и трафареты. Шитье из треугольников.
Практика: Составление композиции. Изготовление шаблонов.
Тема 9.3 Стилизованные цветы из лент, тесьмы, лоскутков ткани.
Теория: Подготовка ткани и вспомогательных материалов. Изготовление выкроек.
Практика: Цветы из лоскутков ткани: роза. Цветы из лент. Составление композиции.
Тема 9.4 Сувениры к дню 8 марта
Теория: Варианты использования основной символики этого праздника. Цветовое оформление композиции.
Практика: Изготовление и оформление композиции
Раздел 10.Украшения для куклы и себя.
Тема 10.1 Украшение для волос.
Теория: Украшения и украшательство
Практика: Изготовление брошки, заколки для волос. Изонить. Вышивание. Цветы из лент и бумаги.
Тема 10.2. Цветы из лент.
Теория: технология изготовления цветов из лент.
Практика: изготовление букета из лент.
Тема 10.3 Сувениры к праздникам: Пасха
Теория: история возникновения праздника, его суть и символ. Разработка эскизов с пасхальной символикой( яица, кролики,цветы).
Практика: Изготовление и оформление композиции
Раздел 11. Изготовление объемных игрушек
Тема 11.1 Особенности выполнения объемных игрушек. Применение игрушки
Теория: Особенности выполнения объемных игрушек. Применение игрушки.
Тема 11.2 Подбор ткани. Расположение выкройки на ткани, раскрой.
Теория: Подбор ткани..
Практика: Расположение выкройки на ткани, раскрой
Тема 11.3 Изготовление игрушки по готовым выкройкам.
Теория: последовательность изготовления.
Практика: выполнение игрушки по технологической карте. Пошив на основе изученных швов. Оформление игрушки. Анализ работы.
Тема 11.4 Сувениры к праздникам: день Победы
Теория: Варианты использования основной символики этого праздника. Цветовое оформление композиции.
Практика: Изготовление и оформление композиции
Раздел 12. Изонить.
Тема 12.1 Картины в технике изонить.
Теория: изонить по спирали и окружности.
Практика: изготовление картины в технике изонить.
Раздел 13 .Изделие с национальным колоритом
Тема 13.1 Работа с хакасским национальным орнаментом
Теория: Зарисовка отдельных элементов и полных орнаментальных композиций.
Практика: Стилизация.
Тема 13.2 Изготовление медальонов и оберегов.
Теория: история оберегов и медальонов.
Практика: Медальоны-обереги, кулоны, сувенирные подвески ,рукавичка.
Тема 13.3 Русский национальный узор.
Теория: значение русских узоров.
Практика: выполнение русских узоров в технике аппликации.
Тема 13.4 Куклы обереги
Теория: история оберегов.
Практика: изготовление куклы оберега.
Тема 13.5 Куклы скрутки
Теория: история русских кукол..
Практика: изготовление куклы-скрутки..
Раздел 14.Творческий проект.
Тема 14.1 Герои любимых сказок .
Теория: игрушка по замыслу с использованием всех полученных знаний и умений. Практика: зачетная работа
Учебный план реализации программы 3 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теор | практ | |||
1 | Мягкие игрушки - украшения и подушки» | 20 | 3 | 16.5 | |
1.1 | Мягкие игрушки в интерьере современного жилища | 2 | 0.5 | 1.5 | |
1.2 | Технология изготовления объемной игрушки. | 6 | 1 | 5 | |
1.3 | Составление объемной композиции | 8 | 1 | 7 | |
1.4 | Творческая работа Сувенир ко дню пожилого человека, Сувенир ко дню учителя. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
2 | Текстильные фантазии | 20 | 4 | 16 | мини- выставка |
2.1 | Кисточки и помпоны. Игрушки из них. | 6 | 2 | 4 | |
2.2 | Фенечки из ленточек. | 6 | 1 | 5 | |
2.3 | Неувядающий букет. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
2.4 | Мягкая игрушка из фетра. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
3 | Квилинг. | 22 | 1.5 | 9.5 | презентация творческой работы |
3.1 | Изготовление объемных картин | 4 | 0.5 | 3.5 | |
3.2 | Изготовление цветов, листьев и композиций. | 4 | 0.5 | 3.5 | |
3.3 | Изготовление объемных игрушек | 4 | 0.5 | 3.5 | |
3.4 | Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Мастерская Деда Мороза. | 10 | |||
4 | Изонить . | 26 | 4 | 22 | презентация творческой работы |
4.1 | Вышивка по окружности. | 6 | 2 | 4 | |
4.2 | Вышивка углом, спиралью. | 10 | 2 | 8 | |
4.3 | Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Сувениры ко дню Святого Валентина. | 10 | 10 | ||
5 | Пластилинография. | 26 | 2 | 24 | Показ сказки. |
5.1 | Рисование картин пластилином. Сувенир к 23 февраля. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
5.2 | Лепка из пластилина | 10 | 0.5 | 9.5 | |
5.3 | Творческая работа (изготовление сказочных героев). | 10 | 1 | 9 | |
6 | «Канзаши» | 14 | 4 | 10 | мини- выставка |
6.1 | История возникновения канзаши. Материалы и инструменты. | 2 | 2 | ||
6.2 | Изготовление украшений,цветов в технике канзаши» | 12 | 2 | 10 | |
7 | Вышивка сутажем. | 26 | 3.5 | 22.5 | мини- выставка |
7.1 | Техника выполнения вышивки сутажем. | 4 | 2 | 2 | |
7.2 | Вышивка украшений. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
7.3 | Декорирование изделия сутажем. | 6 | 1 | 5 | |
7.4 | Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Подарок маме. | 10 | 10 | конкурс | |
8 | Бумажное ассорти | 31 | 4.5 | 26.5 | презентация творческой работы |
8.1 | Аппликация- разнообразие по материалам. Составление объемной композиции. | 6 | 1 | 5 | |
8.2 | Изготовление цветов, листьев и композиций из бумаги. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
8.3 | Рамка для фотографий. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8.4 | Скраббукинг. | 6 | 0.5 | 5.5 | |
8.5 | Цветы из гофрированной бумаги | 4 | 1 | 3 | |
8.6 | Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Открытка к 9 мая | 5 | 1 | 4 | |
9 | Пэчворк | 6 | 1 | 5 | мини- выставка |
10 | Творческая работа | 15 | 2 | 30 | |
11 | Национальное достояние | 10 | 2 | 6 | мини- выставка |
11.1 | Изделие с национальным колоритом | 8 | 2 | 6 | |
Итого: | 216 | 41 | 175 |
Содержание программы 3-го года обучения.
Раздел 1. Мягкие игрушки – украшения и подушки
Тема 1.1 Мягкие игрушки в интерьере современного жилища
Теория: Знакомство с традициями разных народов. Разработка формы и технологии изготовления декоративных подушек. Основные виды традиционной русской игрушки.
Тема1.2 Технология изготовления объемной игрушки
Теория: Виды тканей. Подбор ткани, подходящей для пошива конкретной игрушки.
Подготовка ткани к раскрою.
Практика: Подготовка ткани к работе. Подбор шаблонов, раскрой материала, сборка и декоративная отделка игрушки.
Тема 1.3 Составление объемной композиции.
Теория: Повторение основ композиции.
Практика: Составление коллективной композиции
Тема 1.4 Творческая работа Сувенир ко дню пожилого человека, Сувенир ко дню учителя.
Теория: подготовка материалов и инструментов.
Практика: изготовление сувенира ко дню пожилого человека, ко дню учителя.
Раздел 2. Текстильные фантазии
Тема 2.1Кисточки и помпоны. Игрушки из них.
Теория: Технология изготовления кисточек и помпонов. Использование их в изделиях и сувенирах. Сборка игрушек из помпонов
Практика: Изготовление цыпленка, собачки.
Тема 2.2 Фенечки из ленточек.
Теория: Технология плетения браслетов из ленточек, ниток и пряжи.
Практика: Изготовление браслетов.
Тема 2.3 Неувядающий букет
Теория: Порядок изготовления цветов из лент различной ширины.
Технология изготовления цветов из ткани.
Практика: Изготовление отдельных цветов, букетов, композиций.
Тема 2.4 Мягкая объемная игрушка
Теория: Виды тканей. Подбор ткани, подходящей для пошива конкретной игрушки.
Подготовка ткани к раскрою.
Практика: Подготовка ткани к работе. Подбор шаблонов, раскрой материала, сборка и декоративная отделка игрушки.
Раздел 3. Квилинг
Тема 3. 1 Изготовление объемных картин.
Теория: Виды объемных фигур.
Практика: Изготовление объемных картин.
Тема 3.2 Изготовление цветов, листьев и композиций
Теория: Виды композиций, форм цветов
Практика: Изготовление объемных и плоских цветов
Тема 3. 3 Изготовление объемных игрушек
Теория: Виды объемных игрушек.
Практика: изготовление объемных игрушек.
Тема 3.4 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Мастерская Деда Мороза.
Теория: История празднования Рождества и Нового года. Новогодние и рождественские символы.
Практика: Практика: Изготовление сувениров: Рождественский ангел, Снеговичок, Снегуроча, Дед Мороз и т.д.
Раздел 4 Изонить .
Тема 4.1 Вышивка по окружности.
Теория: Окружность
Практика: изготовление панов технике изонить.
Тема 4.2 Вышивка углом, спиралью.
Теория:Треугольные и спиральный узоры.
Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров
Тема 4.3 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Сувениры ко дню Святого Валентина.
Теория: История праздника. Основной символ – сердечко. Варианты использования этого символа.
Практика: Самостоятельное изготовление сувенира от создания эскиза до готовой работы. Варианты оформления композиции с символом праздника.
Раздел 5 Пластилинография
Тема 5.1 Рисование картин пластилином. Сувенир к 23 февраля.
Теория: Рассмотрение возможных вариантов для изготовления подарочных сувениров.
Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров.
Тема 5.2 Лепка из пластилина
Теория: Изготовление объемных фигур из пластилина.
Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувенира..
Тема 5.3 Творческая работа (изготовление сказочных героев).
Практика: лепка сказочных персонажей и состовление сказки.
Раздел 6«Канзаши»
Тема 6.1 История возникновения канзаши. Материалы и инструменты.
Теория: История возникновения канзаши. Материалы и инструменты
Тема 6.2 Изготовление украшений,цветов в технике канзаши»
Теория: Технологическая последовательность выполнения украшения.
Практика: Изготовление брошки «Бабочка»
Раздел 7 Вышивка сутажем.
Тема 7.1 Техника выполнения вышивки сутажем.
Теория: Технология выполнения вышивки
Практика: Вышивка брошки сутажем
Тема 7.2 Вышивка украшений
Теория: Технология вышивки.
Практика: изготовление заколки.
Тема 7.3 Декорирование изделия сутажем.
Теория: Виды декорирования
Практика: Декорирование воротничков, манжет, низа изделия.
Тема 7.4 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Подарок маме.
Теория: Рассмотрение возможных вариантов для изготовления подарочных сувениров.
Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров.
Раздел 8 Бумажное ассорти
Тема 8.1 Аппликация- разнообразие по материалам. Составление объемной композиции
Теория: Виды аппликаций. Коллаж
Практика: Изготовление аппликации в технике коллаж
Тема8.2 Изготовление цветов, листьев и композиций из бумаги.
Теория: Виды композиций, форм цветов
Практика: Изготовление объемных и плоских цветов
Тема8.3 Рамка для фотографий.
Теория: Изготовление рамки выбранным способом.
Практика Оформление рамки
Тема 8.4 Скраббукинг.
Теория: Техника скраббукинг
Практика: изготовление открытки
Тема 8.5 Цветы из гофрированной бумаги
Теория: Техника изготовления
Практика: Изготовление цветов
Тема 8.6 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Открытка к 9 мая
Теория: Рассмотрение возможных вариантов для изготовления подарочных сувениров.
Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров.
Раздел 9. Пэйчворк
Тема 9.1 Пэйчворк
Теория: Составление узоров из бумаги и ткани, сочетание цветов
Практика: Изготовление сувенира
Раздел 10 Национальное достояние
Тема 10.1 Изделие с национальным колоритом
Теория: Выполнение рукавички с хакасским, русским орнаментом
Практика: Изготовление сувенира
В программе предусмотрено проведение экскурсий на выставки: ДПИ, подготовка к городской выставке «Гармония рук и души». Проведение промежуточной и итоговой аттестации.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график (см. приложение 2-4 )
2.2. Ресурсное обеспечение
а) кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования владеющий указанными техниками декоративно прикладного творчества.
б) материально-техническое обеспечение:
Оборудование и инструменты, необходимые на занятии: ножницы, клей, линейка, карандаши, иглы для ручного шитья
Материалы: Ткань различных видов и расцветки, наполнитель (синтепон, холофайбер), картон для изготовления шаблонов, нитки швейные. Материалы для оформления игрушки (ленточки, бисер, бусинки, пуговицы и т. д.). Цветная бумага, картон, пластилин,
в) информационно-методическое обеспечение:
Наглядный материал: альбомы с образцами швов, узлов, коллекций тканей; образцы моделей; таблицы цветовых композиций; цветовой круг.
Технологический материал. технологические карты, раздаточный материал: шаблоны, лекала, карточки, каталог образцов .
Методические разработки интерактивных занятий конкурсы; «Загадки», «Анаграммы», игры «Исключение слов», «Спящий пассажир». Тесты «Яблоко», «О чем говорят ваши рисунки». Иллюстративно-дидактический материал, по всем разделам и темам программы, викторины.
Информационно-методический материал: дидактические материалы по темам «Вышивка лентами», «Квилинг», «Изонить», «Игрушка из фетра», «Пэчворк».
Тест и итоги выполненного проекта и выставочной работы.
г)сетевое, ведомственное, межведомственное взаимодействие, работа с родителями.
Работа с социумом ведется не только в воспитательном процессе, но и в процессе обучения и состоит из;
Взаимодействие с социумом | Форма взаимодействия | Тема мероприятия | Цель мероприятия | Дата проведения | Итог взаимодействия |
Совместная поделка для пожилого человека. | Сувенир ко Дню пожилого человека | Привлечь внимание детей и родителей к доброжелательному и уважительному отношению к старшему поколению | октябрь | Изготовление совместного сувенира | |
Совместная работа ребенка и родителей. | Сувенир ко Дню матери | Вызвать стремление у детей и родителей учится искусству общения друг с другом. | ноябрь | Изготовление совместного сувенира | |
Конкурс идей и проектов учащихся и их родителей. | Елочные украшения | Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности ребенка. | декабрь | Конкурс новогодних украшений. | |
Мастер класс | Изделие с национальным колоритом | Сотрудничество с родителями в достижении воспитательных результатов | январь | Изготовление сувенира в национальном стиле | |
Совместная работа ребенка и родителей. | Сувенир к 23 февраля | Вызвать стремление у детей и родителей учится делать подарки друг с другом | февраль | Изготовление совместного сувенира к 23 февраля | |
Совместная работа ребенка и родителей. | Сувенир к 8 марта | Вызвать стремление у детей и родителей учится делать подарки друг с другом | март | Изготовление совместного сувенира к 8 марта | |
Совместная работа ребенка и родителей. | Сувениры к 1 мая | Показать родителям необходимость целенаправленного разностороннего воспитания детей | май | Изготовление совместного сувенира | |
Совместная работа ребенка и родителей. | Поделка к 9 мая | Привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей. | май | Изготовление совместного сувенира | |
Совместный поход на природу. | Праздник вот и стали мы на год взрослей | Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы | май | Совместный поход на природу | |
Работа с общественностью. Выставочный зал «Чылтыс» | Совместный поход на экскурсию. | Выставка ДПИ «Абакан- река дружбы» | Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы | сентябрь | Совместное посещение выставки |
Краеведческий музей | Совместный поход в музей | «Моя малая Родина» | Знакомство с историей и традиции народов Хакассии | В течениие года | Знакомство с историей и традициями народов Хакассии |
Выставочный зал филармонии им. Кадышевой | Совместный поход на экскурсию. | «Мир детской фантазии» | Развитие творческой разносторонней личности ребенка | В течениие года | Знакомство с работами учащихся |
Институтом технологии сервиса и дизайна ХГУ им. Катанова | Посещение выставки ДПИ | «Мир глазами детей» | Развитие творческой разносторонней личности ребенка | В течениие года | Знакомство с работами учащихся |
2.3 Организация промежуточного и итогового контроля по программе
При реализации программы используются следующие способы и формы выявления результатов: беседа, опрос, наблюдение; самооценка обучающихся; взаимный контроль; открытые и итоговые занятия; конкурсы, участие в различных выставках, анализ выполнения программы.
Виды аттестации: текущая, промежуточная по темам занятий - ( декабрь, май), итоговая- (май 3-го года обучения).
Творческие задания для 1 года обучения
Декабрь. «Сочини» рисунок, предмет из 10 (20) кружков различной величины (радиуса), не добавляя других линий.
Дорисуй полукруг, превратив его в предмет, фигурку, картинку. Что получилось? (закат, ежик, мышка и многое другое).
Нарисуй портрет своей куклы (или какую хочешь сделать), выбери имя (платье, прическу, украшение).
Май.
Практическая зачетная работа. Придумать, составить, изготовить композицию на заданную тему. «Птицы сказочные и настоящие».
Творческие задания для 2 года обучения
Декабрь. Изготовление композиции на заданную тему: «Герои любимых сказок» (применяемая техника на выбор учащихся)
Май.
Творческий проект. Результаты участие в выставке.
Творческие задания для 3 года обучения
Декабрь. Изготовления поделки для интерьера ( материал и техника на выбор)
Май Участие в выставке ДПИ. Творческий проект.
2.4 Итогово-оценочные материалы (приложение 5)
3. Нормативно-правовое сопровождение программы
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
4. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей».
5. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Устав МБУ ДО «ЦДТ».
- Программа развития МБУ ДО «ЦДТ» на 2017-2020гг.
- Образовательная программа МБУ ДО «ЦДТ» на 2017-2018гг.
4. Список литературы
1. Бугаева М.С. Новая жизнь старых вещей. - М.: Педагогика-пресс, 1994, 128 с
2.Герлингс Сара « Мягкая игрушка» ЭКСМО, 2013
3.Домашний кукольный театр. - М.: РОСМЕН, 1999 - 64 с.
4.Зайцева И. «Мягкая игрушка»- МСП. 2007
5.Зайцева А.А. « Объемный квилинг цветы и фигурки» ЭКСМО-ПРЕСС, 2016
6.Кудина Ольга «Просто квилинг»,Формат-М, 2015
7.Кожина О.А. Кораблева О.Л. Сделай сам,-М.;Владое,1994
8.Медведьева Анастасия « Библия вышивки лентами», АСТ,2016
9.Макнивен Элен и Питер. Куклы. /уроки детского творчества/. С-Пб, Полигон, 1998 - 32 с.
10.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек - сувениров. М.: Просвещение, 1990, 174 с
11.Наумова Л. « Новогодние открытки» ЭКСМО-ПРЕСС, 2014
12.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками,-Ярославль: Академия развития 1997,204с.
13.Пивалова Е. « Модная одежда для текстильной куклы», Питер 2016
14.Подарки. Энциклопедия прикладного исскуства.-М.:АСТ-ПРЕСС.1999
15. Рони Орен «Секреты пластилина» 2010г.
16.Сокол И.А. Рукоделие,-М;Ролио,1999.
17.Тарасова Ольга « Куклы обереги» изд.Клуб семейного досуга 2016
18.Шерстюк Ю.В. «Цветы из гофрированной бумаги» ФЕНИКС 2016
19.ЩебылкинИ.К. и др. Апликационные работы в начальных классах -М.; Просвещение,1990
3.3. Интернет-ресурсы
http://razvitiedetei.info квилинг для начинающих
http://www.podelki-rukami-svoimi.ru квилинг мастер-класс
http://prostochek.ru уроки скраббукинга
http://vishivashka.ru вышивка лентами
http://vnitkah.ru вышивка сутажем
http://webdiana.ru игрушки из фетра своими руками
http://www.livemaster.ru ярмарка мастеров
Приложение 5
2.4. Итогово- оценочные материалы
Диагностический тест для 1-го года обучения:
Тема: «Материалы и инструменты»
Вопрос №1
Найти инструменты
бумага
ножницы
шило
пластилин
шаблон
Вопро№2
Выбрать материалы
игла
шаблон
шило
ножницы
пластилин
Вопрос№3
Обозначить названия инструментов
фольга
ножницы
нитки
игла
шаблон
карандаш
Вопрос№4
Выбрать материалы
карандаш
ткань
линейка
картон
бумага
Вопрос№5
Обозначить инструменты
угольник
шаблон
бумага
«Творческая работа “Лепка фантазийного (сказочного) животного”». Цель: выявить степень усвоения знаний по теме, выполнять лепку животных из пластилина с соблюдением пропорций, планировать и пошагово соблюдать последовательность работы.
Приложение 5
Диагностический тест для 2-го года обучения.
Тема: «Работа с природными материалами»
Вопрос№1
Укажи, что относится к природным материалам.
глина
ткань
кора
семена
плоды
бумага
цветы
желуди
листья
Вопрос№2
Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
неломатьдеревья
немусорить
громкоразговаривать
не рвать редкие растения
Вопрос№3
Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?
легколомаются
не ломаются
Вопрос№4
Что ты понимаешь под "аппликацией"?
выравнивание
способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов
Вопрос№5
Определи порядок сушки цветов и листьев:
а) накрой газетами и положи сверху груз;
б) отбери яркие, незасохшие цветы и листья;
в) положи их на газету, расправь;
г) через несколько дней разложи их в папки.
Запиши буквы ответов без пробелов.
Введите ответ:
Вопрос№6
Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) Приклей;
б) нарисуй эскиз;
в) составь композицию;
г) подбери материалы;
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.
Запиши буквы ответов в нужном порядке без пробелов.
Введите ответ:
Вопрос№7
Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
композиция
аппликация
эскиз
Вопрос№8
Что такое фон?
цветовая гамма
основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции
Творческое задание
«Сочини» рисунок, предмет из 10 (20) кружков различной величины (радиуса), не добавляя других линий.
Нарисуй в кружочке личико. (Преврати круг в веселую мордашку).
Дорисуй полукруг, превратив его в предмет, фигурку, картинку. Что получилось? (закат, ежик, мышка и многое другое).
Нарисуй портрет своей куклы (или какую хочешь сделать), выбери имя (платье, прическу, украшение).
Приложение
Диагностические материал для подведения итогов после 3-го года обучения
Изготовление творческих работ для участия в выставке.
Темы:
1. «Красоты моей малой Родины.»
2. «Год экологии в России»
3. «Свободная тема»
Творческая работа “Изготовление мягкой игрушки”». Цель: выявить степень усвоения знаний , изготавливать игрушку из фетра с соблюдением технологии, планировать и пошагово соблюдать последовательность работы.
Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1
Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведущего. Он произносит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.
Познавательные :
Задание «Составление слов из элементов по правилу»
(А.Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 7—10 лет.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.
Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить
такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.
Л,К,Л, (лекало).
П,Л,Т,Ь, (платье).
Г,Л,К, (иголка).
Н, Ж,Н,Ц, (ножницы).
Б,Р,К, (брюки).
С,Т,Л,Ь (стиль).
Для диагностики сформированности УУД используются следующие методики:
Личностные :
Задание «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?»
Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностных УУД, направлены на осознание учащихся своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
Возраст: 7-10 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.
Материал: тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками шести разных цветов.
1. Настройка на занятие.
Упражнение «Цвет настроения». Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и опускает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.
Коммуникативные :
Задание «Совместное рисование»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: 7—10лет.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.
Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемой теме.
Инструкция: учащиеся знакомятся с названием темы. Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этой теме. Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного
общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);
умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;
средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;
высокий уровень — рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.
После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.
Примерные вопросы для обсуждения:
Довольны ли вы результатом?
Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?
Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?
Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
Легко ли было договариваться друг с другом?
Регулятивные:
Задание «Оцениваем свою работу»
Цель: освоение критериев оценки письменной работы.
Возраст: 7—10 лет.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу в соответствии с критериями, приведёнными на ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.
Критерии оценки работ по теме: | |||
Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены? | Выполнены все | Выполнены частично | Не выполнены |
Безошибочность. | Ошибок нет | 1—2 ошибки | 3 и более ошибки |
Индивидуальность | Хороший | Средний | Плохой |
Оформление работы в соответствии с требованиями | Хорошее | Среднее | Плохое |
Оригинальность | Высокий | Средний | Низкий |
Критерии оценивания:
адекватность использования предложенных критериев для оценивания своей работы;
умение дать развёрнутую оценку своей работы;
умение соотнести оценку и отметку.
Формы контроля: собеседование, наблюдение, опрос. Результаты оцениваются по знаковой системе: О- высокий (80-100%)
Практические умения и навыки оцениваются по качеству выполненной работы, соответствие темы, выбор материала .
Презентация работы подразумевает самостоятельное изготовление и защита работы.
Мини выстовка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "МЯГКАЯ ИГРУШКА"
Срок реализации: 3 годаВозраст обучающихся: 7-17 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа игрушки "Рыжий слон"
Возраст обучающихся: 10-14 лет. Срок реализации: 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувенир» .
В отличие от существующих аналогов, программа включает эксклюзивные разделы, что позволяет реализовать учащимся свои интересы в сфере прикладного творчества. Учащимся по программе будут пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Народные ремёсла: поделки и сувениры"
программа художественной направленности...
«Сувенир с Востока» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 6 - 18 лет Срок реализации: 3 года
Лепить игрушки можно из разных материалов. Игрушки из глины гремят, свистят, тарахтят – разговаривают, ходят, летают, поют, колоколят – одним словом создают театральное действо, которое бы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мягкая игрушка"
Программа по изготовлению мягких игрушек...