Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувениры и игрушка »
рабочая программа на тему

Филипюк Елена Евгеньевна

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления  поделок и игрушек  в разных техниках.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.

В процессе  обучения дети знакомятся с разными техниками изготовления сувениров  игрушек и поделок; (квилинг, пластилинография, мягкая игрушка, вышивка лентами, бумагопластика, изонить, вышивка бисером)

Обучение по программе способствует формированию чувства гармонии, развитию фантазии, творческого мышления, воспитанию прилежания, терпения и аккуратности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское Управление образования Администрации города Абакана

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  города Абакана «Центр детского творчества»

Принята на заседании                                                           Утверждена

методического совета                                                            Приказом директора

Протокол № ___ от «___»_____ 2017                                  № «___» от «____» ________2017

                                                                                                 

                                                                                                  ______________/Л.Г.Моруденко/

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Сувениры и игрушка »

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации программы: 3 года

                                                                               Автор - составитель:

 Филипюк Елена Евгеньевна.,

педагог дополнительного образования

                                                       первой  квалификационной  категории

Абакан, 2017

  Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы        

                                                  1.1. Пояснительная записка

Направленность программы «Сувениры и игрушка» - художественная.

 В современном  мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.          Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. В этом и заключается актуальность данной дополнительной образовательной программы.

Отличительной особенностью настоящей программы является, то, что разделы программы изучаются не последовательно. а циклично, возвращаясь 2-3 раза в год к одному разделу, усложняя учебный материал. Что позволяет повторять и закреплять изученные ранее сведения, а также повышает мотивацию обучения. Другой отличительной особенностью является прежде всего, ее доступность: небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда есть под рукой.  Неотъемлемой частью обучения является   изготовление сувениров и поделок в национальном колорите.

Адресат программы – дети 7-12 лет, проявляющие интерес к изготовлению игрушек и сувениров.

В группе  первого года обучения  занимаются учащиеся  7-8 лет, в большинстве не владеющие навыками шитья. На занятиях у обучающихся формируются первоначальные навыки и умения: работа с ножницами, иголкой, ниткой бумагой, пластилином. Форма работы индивидуальная и групповая.  

Второй год обучения – это дети 9-10лет. У них более выражены индивидуальные интересы и вкусы. Учащиеся  активны в выборе занятий, их внимание более устойчивое, они способны довести дело до конца. Обучающиеся совершенствуют свои навыки и умения, осваивают основы шитья, изонити, технику «пэчворк». «квилинг», «пластилинография», изготавливают несложные изделия и игрушки.      Кроме того,   в учебном плане присутствуют   «декоративные паузы», которые проводятся накануне какого - либо праздника. Цель «декоративных пауз» развивать у детей интерес к ручному труду. Чередование занятий по нескольким техникам в рукоделии позволяет обучающимся, не утомляясь, переключаться с одного вида рукоделия на другой.

Группу  третьего  года обучения  посещают девочки 10-12 лет. В этом возрасте уже проявляется нацеленность на приобретение нового опыта, совместная работа в коллективе способствует развитию самокритичности, попыткам анализировать свой труд.  Обучающиеся работают над творческими проектами,  осваивают более сложные техники, выполняют  работу совмещая несколько разных техник. Самостоятельно  создают эскизы    будущих  изделий.

Форма обучения – очная с применением дистанционной формы обучения.

Программа рассчитана на 3 года изучения

Общий объем часов - 576 часов. В первый год  -144ч ( по 2часа 2 раза в неделю),

второй и третий год  - по 216 часов( по 2 часа 3 раза в неделю). Между занятиями существует 10-минутные перерывы, во время занятия- динамические паузы.        

Основные формы организации занятий:  групповая, в мини-группах, индивидуальная.   Формы организации учебного процесса:  учебное занятие.  экскурсии, встречи, выставки, праздники, игровые программы, занятия исследования, викторины, общественно -полезные акции.

Основными методами являются:

 1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия

2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.

3 Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.

4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

Для большинства тем и разделов основной формой изучения материала программы является практическая работа с сообщением теоретических сведений (в яркой занимательной форме), которая  строится на сказочной, игровой- «Что на что похоже», «Слова наоборот», соревновательной основе («Будем фокусниками», «Превратим … в…»).

                                              1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – развитие творческих способностей ребенка и  самовыражения через изготовление сувениров и  поделок.

Задачи:

Обучающие:

*  привить интерес к изготовлению поделок и игрушек своими руками   и пробудить желание совершенствовать свои умения и навыки;

* познакомить с основами шитья и кроя, конструирования и моделирования при изготовлении мягкой игрушки;

* овладеть искусством цветовых сочетаний, изучение разных техник при выполнении игрушек и сувениров,  научить применять полученные умения, навыки на практике.

 Развивающие:

*  развить эстетический и художественный вкус, творческий потенциал.   психомоторные качества личности ребенка,  мелкую  моторику рук, глазомер, графические умения и навыки.

*формировать интерес к избранному виду деятельности .      

Воспитательные:

*  приобщить к традиционной русской культуре и народному художественному творчеству;

*  воспитывать трудолюбие, аккуратность при  работе с материалами и инструментами;

*дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в художественном творчестве; сформировать усидчивость, аккуратность

Цель  первого года обучения: Развитие творческого мышления детей через изучения различных технологий изготовления игрушек и поделок.

Задачи 1-го года обучения:

* познакомить с различными видами игрушек, их историей и технологиями изготовления;

*  развивать навыки работы с иглой и ножницами, обучить навыкам шитья;

* развить  творчество и фантазию при изготовлении игрушек - сувениров, выборе материалов  для их изготовления и повода, даты для его изготовления;

* воспитание аккуратности и бережливости, доброты и душевной щедрости, трудолюбия и коллективизма.

                               Предметные результаты 1-го года обучения.

  Учащиеся  должны знать:

*Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой, правила аккуратной и экономной работы;

*Подбор и цветовой гамме материалов по структуре.

*Виды материалов, применяемых в работе, виды игрушек, их историю и технологию выполнения из различных материалов.

*Ручные швы: «вперед иголку», «через край», «назад иголку», «потайной»;

Учащиеся   должны уметь:

  * Выполнить игрушку  по замыслу; подобрать форму, материал для игрушки.

 *   Конструировать игрушку простых форм.

  *  Правильно произвести подбор материалов.                
 *  Создать композиции из природных и нетрадиционных материалов, рационально использовать материал

* Уметь через дарение сувенира  выражать свое состояние, чувства, эмоции.

                                    Метапредметные результаты 1-го года обучения

      Познавательные:  формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

   Коммуникативные: умение устанавливать контакт со сверстниками, слушать и понимать чужую речь, владеть элементами культуры общения.

Регулятивные: умение учиться, осуществлять действия по образцу, видеть указанную ошибку и исправлять её

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятия, мотивов достижения и социального признания,  установки на здоровый и безопасный образ жизни.

 

Цель  второго года обучения:  Формирование умений и навыков художественной обработки материалов, развитие творчества и фантазии, воспитание эстетического вкуса.

Задачи 2-го года обучения:

развивать глазомер, мелкую моторику рук.

ознакомить и приобщить  с  различными видами декоративно-прикладного творчества (квилинг, вышивка лентами, техника лоскутного шитья, национальные украшения)

воспитывать трудолюбие ,отзывчивость, усидчивость, эстетический вкус.

обучить технологии  изготовления – сувениров ( в том числе авторских).

                         Предметные результаты 2-го года обучения.

Учащиеся    должны знать.

*особенности создания художественного образа в процессе изготовления изделия.

* технологию выполнения сувениров из различных материалов, подбор материалов по структуре и цветовой гамме, технологию оформления сувениров.

* технику  изготовления  изделий из бумаги.

* элементы, способы украшения одежды;

* этикет общения в процессе дарения сувениров.

    Учащиеся  должны уметь:

*подобрать форму, материал для поделки, раскладывать детали на ткани и выкраивать, выполнять поделку по замыслу;

* шить лоскутные куклы в национальных костюмах

*  создавать  композиции из природных и нетрадиционных материалов.

* творчески подходить к выполнению каждого изделия, максимально используя полученный объем знаний и умений.

* уметь через дарение сувенира  выражать свое состояние, чувства, эмоции.        

экономично расходовать и использовать материалы, необходимые для работы.

                               Метапредметные результаты 2-го года обучения

 Регулятивные: формулировать цель урока после предварительного обсуждения, анализировать предложенное задание, выявлять и формулировать учебную проблему.

 выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи). отбирать наиболее подходящие для выполнения
задания материалы и инструменты, предлагать технологические решения и способы выполнения отдельных видов макияжа из числа освоенных,
 

выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять
с ним свои действия;

осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы,
уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной
задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, и сети Интернет;

приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений
и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения
предлагаемых и жизненных задач, делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные: формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения слушать других, уважительно относиться к их мнениям, сотрудничать.

 Личностные: формировать мотивацию позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий

Цель третьего года обучения: Развитие художественно-творческих способностей  ребенка в процессе изготовления  поделок и игрушек  в разных техниках декоративно прикладного искусства.

Задачи 3-го года обучения:

Расширить кругозор учащихся: ознакомить с различными направлениями декоративно-прикладного творчества (канзаши, вышивка сутажом, пэчворг,мягкие игрушки)

Воспитать интерес к познанию различных ремесел: шитью, канзаши  ,  бисероплетению, работе с различными материалами- осознание,  что подарок  олицетворяет отношение к  людям, побуждает вложить свои умения в изготавливаемый сувенир.

Воспитать стремление к достижению высоких результатов;( в том числе в проектной деятельности).

                  Предметные результаты освоения программы 3 года обучения

Учащиеся  должны знать:

*  Законы композиции, технологию выполнения сувениров из различных материалов, уметь подбирать материал по структуре и цветовой гамме.
* Технологию оформления сувениров, единство красивого и функционального в народном искусстве.

*  Основные приёмы накладывания аппликаций, Правила составления выкройки по эскизу

 * Этикет  в процессе дарения сувениров

   Учащиеся   должны уметь:

*  выполнять  изделия из различных материалов (бумага, фетр, бисер, ленты)

 * правильно произвести подбор материалов, вышивать, накладывать и прикреплять аппликацию, составлять композицию

 *  создать композиции из традиционных и  нетрадиционных материалов.

*   свободно выполнять все виды ручных швов.

*    использовать и комбинтровать разные техники при изготовлении поделок.                

*  декорировать изделия сутажем.

*  лепить предметы простой и сложной формы

            Метапредметные результаты 3-го года обучения

Познавательные: обучающиеся смогут искать и выделять необходимую  информацию, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные : умение следовать заданной цели в учебной деятельности, действовать по плану и планировать свою деятельность, контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.

Коммуникативные: умение слушать. владеть элементами культуры общения. аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

Личностные: формирование и развитие этических норм, мотивов достижения  социального признания, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

                                            1.3. Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувениры и игрушки» разработана в соответствии с учебным планом МБУ ДО «ЦДТ» и содержит:

                       Учебный план реализации программы 1-го года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля (приложение 1)

всего

Теор

Прак

1

 Вводное занятие.

2

2

2

Аппликация.

16

3.5

12.5

Анализ выполненной работы.

2.1

Виды аппликации. Плоская аппликация.

4

1

3

2.2

Объемная аппликация

4

1

3

2.3

Сувениры к праздникам: день пожилого человека

2

0.5

1.5

2.4

Сувениры к праздникам: день учителя

2

0.5

1.5

2.5

Комбинированная аппликация

4

0.5

3.5

3

  Чудеса из фетра.

12

1.5

9.5

мини- выставка

3.1

Плоские игрушки.

4

0.5

3.5

3.2

 Перчаточные куклы.

4

0.5

3.5

3.3

 Русские народные куклы.

4

0.5

3.5

4

  Бумажные забавы.

28

4

24

мини-выставка

4.1

 Волшебная бумага. Основы композиции.

6

1

5

4.2

 Аппликация из геометрических фигур.  Аппликации из ладошек.

6

1

5

4.3

 Рождественские  сувениры и елочные украшения

4

1

3

4.4

Волшебные свойства бумаги.

12

1

11

5

 Пластилинография

18

2.5

15.5

мини- выставка

5.1

 Раскрашивание пластилином.

4

0.5

3.5

5.2

 Фигурки из пластилина.

8

1

7

5.3

Рисование пластилином.

6

1

5

6

Изонить.

16

4

12

Мини- выставка

6.1

 Что такое изонить? Заполнение простых фигур

2

2

6.2

Сувениры к праздникам: день Святого Валентина

2

2

6.3

Окружности.

4

1

3

6.4

Сувениры к праздникам: день защитника Отечества

2

2

6.5

Творческая работа

6

6

7

Мягкая игрушка

26

4

22

Мини- выставка

7.1

Технология изготовления плоских игрушек. Раскладка деталей кроя

4

0.5

3.5

  7.2

Творческая работа по изготовлению игрушки.

6

1

5

7.3

Сувениры к праздникам: 8 марта

2

0.5

1.5

7.4

 Выполнение объемных цельнокроеных  игрушек.

8

0.5

7.5

7.5

Сувениры к праздникам: Святая Пасха

2

0.5

1.5

7.6

Сувениры к праздникам: 1 мая

2

0.5

1.5

7.7

Сувениры к праздникам: 9 мая

2

0.5

1.5

8

  Техника лоскутного шитья.

12

3

9

Мини- выставка

8.1

Ткани для лоскутного шитья. Инструменты и материалы

2

0.5

1.5

8.2

Цветовая грамота. Ручные швы.

2

0.5

1.5

8.3

Шитье из полос.

4

1

3

8.4

Шитье из квадратов.

4

1

3

9

Творческая работа .Подготовка к конкурсам

20

20

Участие в конкурсах и выстовках

10

 Итоговое занятие

2

2

всего

144

39.5

104.5

                            Содержание программы 1 года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Организация и планирование работы творческого объединения «Сувенирная игрушка». Вопросы безопасности труда.

Раздел 2. Аппликация

Тема 2.1. Виды аппликации. Плоская аппликация

Теория: правила работы с инструментами. Виды аппликации.        Т.Б.при использовании ножниц.

 Практика: Изготовление плоской бумажной аппликации.

Тема 2.2. Объемная аппликация

Теория: технология выполнения объемной аппликации.

 Практика: творческая работа по выполнению объемной аппликации.

Тема 2.3. Сувениры к праздникам: день пожилого человека

Теория: значение праздника.

Практика: изготовление открытки в технике аппликации для пожилых людей.

Тема 2.4. Сувениры к праздникам: день учителя

Теория: история праздника.

Практика: изготовление открытки в технике аппликации

Тема 2.5 Комбинированная аппликация.

Теория: Технология комбинирования техник.

Практика: Освоение техники на образцах. Изготовление поделки.

Раздел 3.Чудеса из фетра.

Тема 3.1 Плоские игрушки.

Теория: материалы и инструменты, особенности  обработки. Раскладка деталей.
 Практика: изготовление плоской игрушки из фетра.
Тема 3.2 Перчаточные куклы.

Теория: Виды театральных кукол, персонажи представлений: животные, сказочные, фантастические.

Практика: Изготовление перчаточной куклы.

Тема 3.3 Русские народные куклы.

Теория: Кукла скатка. Петрушка. скоморох в стаканчике.

Практика: Изготовление куклы.

 Раздел 4. Бумажные забавы

Тема 4.1 Волшебная бумага. Основы композиции

Теория: Как родилась бумага Виды бумаги. Волшебные свойства бумаги. Симметричная и асимметричная композиция

Практика: Изготовление панно «Осень»

Тема 4.2 Аппликация из геометрических фигур.  Аппликации из ладошек

Теория: Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике.  Приемы работы

Практика: изготовление аппликации- Цветок. Изготовление панно «Ладошки –рыбки»

Тема 4.3 Рождественские  сувениры и елочные украшения.

Теория: История возникновения праздника.

Практика: Изготовление рождественских сувениров и елочных украшений.

Тема 4.4 Волшебные свойства бумаги.

 Теория: История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

Практика: Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Раздел 5. Пластилинография

Тема5. 1 Раскрашивание пластилином.

Теория: Техника работы. Инструменты. Виды .техника нанесения слоев.

Практика: Раскрашивание пластилином по готовым картинкам.

Тема 5.2 Фигурки из пластилина.

Теория: Последовательность лепки объемных фигур.

Практика: лепка объемного львенка. Зайчика. Медвежонка, слоненка.

Тема 5.3. рисование пластилином.

Теория: технология нанесения рисунка.

Практика: рисование пейзажа.

Раздел 6. Изонить.

Тема 6.1  Что такое изонить? Заполнение простых фигур.

Теория: История возникновения. Инструменты и приспособления. Виды изонити. заполнение прямых углов. Композиция из прямых углов.

Практика: Закладка для книг

Тема 6.2 Сувениры к праздникам: день Святого Валентина

Теория: история возникновения праздника.

Практика: изготовлении Валентинки в технике изонить.

Тема 6.3 Окружности.

Теория:  заполнение по диаметру. Равномерное заполнение.

Практика: Композиция из простых фигур.

Тема 6.4 Сувениры к праздникам: день защитника Отечества

Теория: история возникновения праздника.

Практика: изготовлении открытки в технике изонить.

 Тема 6.5.Творческая работа        

Практика: изготовление поделки по собственному замыслу.

Раздел 7. Мягкая игрушка

Тема 7.1 Технология изготовления плоских игрушек. Раскладка деталей кроя.

Теория: материалы и инструменты для изготовления плоских игрушек. Особенности выполнения плоских игрушек. Возможное применение плоской игрушки в быту.

Практика: выбор игрушки по желанию. Выбор ткани. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки.

Тема 7.2 Творческая работа

Практика: изготовление поделки по собственному замыслу.

Тема 7.3        Сувениры к праздникам: 8 марта

Теория: история возникновения праздника.

Практика: изготовлении сувенира .

Тема 7.4.Выполнение объемных цельнокроеных  игрушек.        

Теория: Особенности выполнения объемных игрушек. Подбор ткани. Расположение выкройки.

Практика: пошив на основе  изученных швов.  Набивка игрушки. Оформление.

Тема 7.5 Сувениры к праздникам: Святая Пасха

Теория: история возникновения праздника.

Практика: изготовлении сувенира

Тема 7.6 Сувениры к праздникам: 1 мая

Теория: история возникновения праздника.

Практика: изготовлении сувенира

Тема 7.7 Сувениры к праздникам: 9 мая

Теория: история возникновения праздника.

Практика: изготовлении сувенира.

Раздел 8. Техника лоскутного шитья.

Тема 8.1 Ткани для лоскутного шитья.

Теория:         Свойства тканей. Способы подготовки лоскутов к работе: стирка, утюжка, декатировка. Лента тесьма.

 Практика: подготовка лоскутов к работе.

Тема 8.2 Цветовая грамота.

Теория: Основные цвета. Холодные и теплые цвета. Гармоничное сочетание цветов.        

 Практика: Составление лоскутной картотеки.

Тема 8.3 Инструменты и материалы. Ручные швы.

Теория: Нитки для шитья. Портновские булавки. Сантиметровая лента, линейка, ножницы.         Ручные швы: «вперед иголку», «потайной», «через край».

Практика: Выполнение ручных швов. Изготовление игольницы.

Тема 8.4 Шитье из полос.

Теория: Раскрой и стачивание полос с помощью основы.

Практика: Выполнение образцов. Разработка эскизов и изготовление прихваток салфеток.

Тема 8.5 Шитье из квадратов.

Теория: Узоры квадратики. Раскрой и соединение квадратиков.

Практика: Освоение техники на образцах. Изготовление салфеток.

Раздел 9.Творческая работа .Подготовка к конкурсам

Практика: изготовление поделок в разных техниках, для участия в конкурсах.

Раздел 10. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Награждение победителей.

              Учебный план реализации программы 2 года обучения

                              Название темы

Количество часов

Форма контроля

(приложение 1)

всего

теор

прак.

1.

Введение. Задачи и направления работы кружка.  

2

2

2.

 Вышивка лентами.

10

2.5

7.5

анализ выполненной работы

2.1

 История возникновения ремесла. Материалы и инструменты

2

0.5

1.5

2.2

 Швы и узоры.

2

0.5

1.5

2.3

 Вышивание композиций с растительными элементами.

4

1

3

2.4

Подарок  ко дню  учителя

2

0.5

1.5

3.

 Вышивка бисером.

16

2.5

13.5

мини- выставка

3.1

 История возникновения ремесла. Материалы и инструменты.

2

0.5

1.5

3.2

 Швы и узоры.

2

0.5

1.5

3.3

 Вышивание композиций.

10

1

9

3.4

Подарок  ко дню  матери в технике вышивки.

2

0.5

1.5

4.

 Квилинг.

26

3.5

22.5

презентация творческой работы

4.1

Виды квилинга.

2

0.5

1.5

4.2

Простейшие элементы. Морской пейзаж.

4

0.5

3.5

4.3

Завитки. Панно «Что нам осень подарила».

4

0.5

3.5

4.4

Завитки, листики. Зайчики из разных элементов.

4

0.5

3.5

4.5

Фото- рамка.

4

0.5

3.5

4.6

Творческая работа

8

1

7

5.

 Пластилинография.

18

2.5

15.5

мини-выставка

5.1

 Обитатели моря.

4

0.5

3.5

5.2

Первые цветы. Сказочный лес.

4

0.5

3.5

5.3

Моя ферма.

4

0.5

3.5

5.4

Моя малая Родина.

4

0.5

3.5

5.5

Зимние забавы.

2

0.5

1.5

6.

 Рождественские сувениры и ёлочные украшения.

8

1

7

мини-выставка

6.1

 Карнавальные костюмы и маски.

4

0.5

3.5

6.2

Ножницы художницы

4

0.5

3.5

7.

 Поделки из фетра.        

20

2

20

мини- выставка

7.1

Украшение интерьера своими руками, элементы панно из фетра.

6

0.5

5.5

7.2

 Украшение из фетра.

6

0.5

5.5

7.3

 Шкатулки, баночки-карандашницы, сувенирные сумочки.

6

0.5

5.5

7.4

Сувениры ко дню св. Валентина

2

0.5

1.5

8.

Поделки из бумаги и картона.

20

2.5

17.5

мини выставка

8.1

Аппликация.

10

1

9

8.2

 Скраббукинг.

8

1

7

8.3

Сувениры  к празднику  23 февраля

2

0.5

1.5

9

 Техника лоскутного шитья 

12

2

10

мини-выставка

9.1

Шитье из многогранников.

4

0.5

3.5

9.2

Шитье из треугольников.

2

0.5

1.5

9.3

 Стилизованные цветы из лент, тесьмы, лоскутков ткани.

4

0.5

3.5

9.4

Сувениры  к празднику  8 марта

2

0.5

1.5

10.

Украшения для куклы и себя.

10

1.5

8.5

10.1

Украшение для волос.

4

0.5

3.5

10.2

Цветы из лент.

4

0.5

3.5

10.3

Сувениры к праздникам: Пасха

2

0.5

1.5

11.

Изготовление объемных игрушек.

26

4

22

мини -выставка

11.1

 Особенности выполнения объемных игрушек. Применение игрушки.

2

0.5

1.5

11.2

 Подбор ткани. Расположение выкройки на ткани, раскрой

6

1

5

11.3

Изготовление игрушки по готовым выкройкам.

16

2

15

11.4

Сувениры к праздникам: день Победы

 2

0.5

1.5

12

Изонить

16

12.1

Картины в технике изонить.

16

2

14

13

 Изделие с национальным колоритом.

20

3

17

презентация творческой работы

13.1

 Работа с хакасским национальным орнаментом.

3

0.5

2.5

13.2

Зарисовка отдельных элементов и полных орнаментальных композиций. Стилизация. Изготовление.

7

1

6

13.3

Русский национальный узор.

2

0.5

1.5

13.4

Куклы обереги.

4

0.5

3.5

13.5

Куклы скрутки

4

0.5

3.5

15.

 Творческий проект.

12

2

10

Участие в конкурсе

15.1

Герои любимых сказок.  

12

2

10

ВСЕГО

216

31

185

                                   Содержание программы 2-го года обучения

1.Вводное занятие. Задачи и направления работы кружка. Инструменты и материалы. Правила кружковцев и техники безопасности. Анкета «Расскажи мне о себе».

Раздел 2. Вышивка лентами.

Тема 2.1 История возникновения ремесла. Материалы и инструменты.

Теория: История возникновения ремесла. Материалы и инструменты. Классификация лент по ширине, прозрачности, блеску.

Практика: Выполнение букетика из, стянутых по центру наметки, цветочков. Оформление работы.

Тема 2.2 Швы и узоры

Теория: Способы и приемы вышивки узкими ленточками, швы используемые при работе.

Практика: Освоение основных швов и узоров. Выполнение простой композиции.

Тема 2.3 Вышивание композиций с растительными элементами

Теория: Особенности строения цветков. Приемы вышивки анютиных глазок, роз, овощей, фруктов, травы, и листьев.

Практика: Освоение вышивки анютиных глазок,  роз, овощей, фруктов, травы, и листьев. Выполнение простой композиции.

Тема 2.4 Подарок  ко дню  учителя

Практика: изготовление подарка в технике вышивки лентами по собственному замыслу.

Раздел 3. Вышивка бисером

Тема 3.1 История возникновения ремесла. Материалы и инструменты.        

Теория: Способы и приемы вышивки бисером.вышивка небольших поверхностей.

Практика: Составление схем. Подбор бисера, выполнение работы.

Творческое задание: разработать и выполнить свою брошку.

Тема 3.2Швы и узоры

Теория: виды швов и узоров.

Практика: выполнение швов и составление узоров.

Тема 3.3Вышивание композиций

Теория: технология вышивки.

Практика: вышивка композиции по собственному замыслу.

Тема 3.4 Подарок  ко дню  матери в технике вышивки.

Практика: изготовление открытки для  мамы.

Раздел 4. Квилинг

Тема 4.1 Виды квилинга

Теория: Виды квилинг, материалы и инструменты. Технология изготовления.

Практика: Изготовление открытки; картины; панно.

Тема 4.2 Простейшие элементы. Морской пейзаж

Теория: Элементы: "Изогнутая капля",  "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце", "Стрелка" и некоторые свободные формы.        

Практика: Выполнение картины морской пейзаж.

Тема 4.3 Завитки. Панно «Что нам осень подарила»

Теория: Элементы «Глаз», «Лист»        

Практика: Выполнения панно на тему осени.

Тема 4.4 Зайчики из разных элементов

Теория: последовательность изготовления                

Практика: изготовление зайчика.

Тема 4. 5 Фото- рамка

Теория: последовательность изготовления.                

Практика:  изготовление фото рамки в технике квилинг.

Тема 4.6. творческая работа.

Теория: выбор материала и композиции.

Практика: изготовление панно по собственному замыслу.

Раздел 5. Пластилинография .

 Теория: Виды и свойства пластилина. Оборудование рабочего стола. Техника работы с пластилином.

Практика: Творческая работа, лепка животных, раскраска пластилином, рисование пластилином.

Тема 5.1 Обитатели моря

Теория: Техника наложения пластилина.        

Практика: Изготовление картины в морской тематике.

Тема 5.2 Первые цветы. Сказочный лес

Теория: Объемные цветы. Техника изготовления цветов.        

Практика: Выполнение рисунка пластилином на тему «Сказочный лес»

Тема 5.3 Моя ферма

 Теория: Выполнение объемных фигур.        

Практика: Лепка  разных животных

Тема 5.4 Моя малая Родина

 Теория: Сообщение о Родине.                

Практика: Нарисовать рисунок пластилином на тему «Родина»        

Тема 5.5 Зимние забавы.

 Теория: Сообщение о зимних забавах.                

Практика: Выполнение композиции на заданную тему.

Раздел 6. Рождественские сувениры и елочные украшения

Тема 6.1 Карнавальные костюмы и маски

Теория: Карнавальные костюмы и маски.

Практика; Изготовление  маски.

Тема 6.2 Ножницы-художницы

Теория: Символ года . Материалы для изготовления.

Практика: Изготовление  сувенира года.

Раздел 7.Поделки из фетра.

Тема 7.1 Украшение интерьера своими руками

Теория: Элементы панно из фетра.

 Практика: Интерьер кухни (панно), валентинки,елочные украшения. Игрушки, украшения.

Тема 7.2 Украшение из фетра

 Теория: Разновидности украшений.                

Практика:  Изготовления  украшения «цветок»

Тема 7.3 Шкатулки, баночки-карандашницы, сувенирные сумочки

Теория: Технология изготовления. Подбор материала.                

Практика: Изготовление шкатулки, баночки-карандашницы, сувенирные сумочки

Тема 7.4 Игрушки из фетра

Теория: Технология изготовления. Подбор материала.                

Практика: Изготовление игрушек по выбору.

Тема 7.4. Сувениры ко дню св. Валентина

Теория: Выбор техники, материала.        

Практика: изготовление Валентинки из фетра.

Раздел 8. Поделки из бумаги и картона

Тема 8.1 Аппликации

Теория:  Виды аппликации. Техника выполнения.  Цветовое сочетание.

Практика: Ангелочек.  Картина из бумаги и ниток. Цветы из гофрированной бумаги, Рамка для фото, Открытки.

Тема 8.2 Скраббукинг

Теория: История возникновения скраббукинга. Материалы и инструменты.        

Практика: Изготовление открытки в технике скраббукинг.

Тема 8.3 Сувениры  к празднику  23 февраля.

Теория: Выбор техники, материала.        

Практика: Изготовление открытки ко дню защитника Отечества.

Раздел 9.Техника лоскутного шитья

Тема 9.1 Шитье из многогранников

Теория: Цветовая грамота. инструменты и материалы. Шаблоны и трафареты. Шитье из многогранников.

Практика: Разработка эскизов и изготовление прихваток, салфеток в технике шитья из полос. Раскрой и соединение квадратиков. Изготовление салфеток.

Тема 9.2 Шитье из треугольников

Теория: Шаблоны и трафареты. Шитье из треугольников.

Практика: Составление композиции.  Изготовление шаблонов.

Тема 9.3 Стилизованные цветы из лент, тесьмы, лоскутков ткани.

Теория: Подготовка ткани и вспомогательных материалов. Изготовление выкроек.                

Практика: Цветы из лоскутков ткани: роза. Цветы из лент.        Составление композиции.

Тема 9.4 Сувениры к  дню 8 марта

Теория: Варианты использования основной символики этого праздника. Цветовое оформление композиции.                

Практика: Изготовление  и оформление композиции

Раздел 10.Украшения для куклы и себя.

Тема 10.1  Украшение для волос.

Теория: Украшения и украшательство

 Практика: Изготовление брошки, заколки для волос. Изонить. Вышивание. Цветы из лент и бумаги.

Тема 10.2. Цветы из лент.

Теория: технология изготовления цветов из лент.

Практика: изготовление букета из лент.

Тема 10.3 Сувениры к праздникам: Пасха

Теория: история возникновения праздника, его суть и символ. Разработка эскизов с пасхальной символикой( яица, кролики,цветы).                

Практика: Изготовление  и оформление композиции

Раздел 11. Изготовление объемных игрушек

Тема 11.1 Особенности выполнения объемных игрушек. Применение игрушки

Теория: Особенности выполнения объемных игрушек. Применение игрушки.  

Тема 11.2 Подбор ткани. Расположение выкройки на ткани, раскрой.

Теория: Подбор ткани..

Практика: Расположение выкройки на ткани, раскрой

Тема 11.3 Изготовление игрушки по готовым выкройкам.

Теория: последовательность изготовления.

Практика: выполнение игрушки по технологической карте. Пошив на основе изученных швов. Оформление игрушки. Анализ работы.

Тема 11.4 Сувениры к праздникам: день Победы

Теория: Варианты использования основной символики этого праздника. Цветовое оформление композиции.                

Практика: Изготовление  и оформление композиции

Раздел 12. Изонить.

Тема 12.1 Картины в технике изонить.

Теория: изонить по спирали и окружности.

Практика: изготовление картины в технике изонить.

Раздел 13 .Изделие с национальным колоритом

Тема 13.1 Работа с хакасским национальным орнаментом

Теория: Зарисовка отдельных элементов и полных орнаментальных композиций.

Практика: Стилизация.

Тема 13.2 Изготовление медальонов и оберегов.

Теория: история оберегов и медальонов.

Практика:  Медальоны-обереги, кулоны, сувенирные подвески ,рукавичка.

Тема 13.3 Русский национальный узор.

Теория: значение русских узоров.

Практика: выполнение русских узоров в технике аппликации.

Тема 13.4 Куклы обереги

Теория: история оберегов.

Практика: изготовление куклы оберега.

Тема 13.5 Куклы скрутки

Теория: история русских кукол..

Практика: изготовление куклы-скрутки..

Раздел 14.Творческий проект.

Тема 14.1 Герои любимых сказок .

Теория: игрушка по замыслу с использованием всех полученных знаний и умений.  Практика: зачетная работа

                Учебный план реализации программы 3 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теор

практ

1

 Мягкие игрушки - украшения и подушки»

20

3

16.5

1.1

Мягкие игрушки в интерьере современного жилища

2

0.5

1.5

1.2

Технология изготовления объемной игрушки.

6

1

5

1.3

 Составление объемной композиции

8

1

7

1.4

Творческая работа Сувенир ко дню пожилого человека, Сувенир ко дню учителя.

4

0.5

3.5

2

 Текстильные фантазии

20

4

16

мини- выставка

2.1

Кисточки и помпоны. Игрушки из них.

6

2

4

2.2

 Фенечки из ленточек.

6

1

5

2.3

Неувядающий букет.

2

0.5

1.5

2.4

Мягкая игрушка из фетра.         

6

0.5

5.5

3

 Квилинг.

22

1.5

9.5

презентация творческой работы

3.1

Изготовление объемных картин

4

0.5

3.5

3.2

Изготовление цветов, листьев и композиций.

4

0.5

3.5

3.3

Изготовление объемных игрушек

4

0.5

3.5

3.4

Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Мастерская Деда Мороза.

10

4

 Изонить .

26

4

22

презентация творческой работы

4.1

Вышивка по окружности.

6

2

4

4.2

Вышивка углом, спиралью.

10

2

8

4.3

Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Сувениры ко дню Святого Валентина.

10

10

5

 Пластилинография.

26

2

24

Показ сказки.

5.1

Рисование картин пластилином. Сувенир к 23 февраля.

6

0.5

5.5

5.2

 Лепка из  пластилина

10

0.5

9.5

5.3

Творческая работа (изготовление сказочных героев).

10

1

9

6

 «Канзаши»

14

4

10

мини- выставка

6.1

История возникновения канзаши. Материалы и инструменты.

2

2

6.2

Изготовление украшений,цветов в технике канзаши»

12

2

10

7

 Вышивка сутажем.

26

3.5

22.5

мини- выставка

7.1

Техника выполнения вышивки сутажем.

4

2

2

7.2

Вышивка украшений.

6

0.5

5.5

7.3

 Декорирование изделия сутажем.

6

1

5

7.4

 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Подарок маме.

10

10

конкурс

8

 Бумажное ассорти

31

4.5

26.5

презентация творческой работы

8.1

 Аппликация- разнообразие по материалам. Составление объемной композиции.

6

1

5

8.2

  Изготовление цветов, листьев и композиций из бумаги.

6

0.5

5.5

8.3

Рамка для фотографий.

2

0.5

1.5

8.4

 Скраббукинг.

6

0.5

5.5

8.5

Цветы из гофрированной  бумаги

4

1

3

8.6

Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Открытка к 9 мая

5

1

4

9

Пэчворк

6

1

5

мини- выставка

10

Творческая работа

15

2

30

11

 Национальное достояние

10

2

6

мини- выставка

11.1

 Изделие с национальным колоритом

     8

    2

6

Итого:

216

41

175

                          Содержание программы 3-го года обучения.

Раздел 1. Мягкие игрушки – украшения и подушки

Тема 1.1 Мягкие игрушки в интерьере современного жилища

Теория:  Знакомство с традициями разных народов. Разработка формы и технологии изготовления декоративных подушек.  Основные виды традиционной русской игрушки.

Тема1.2 Технология изготовления объемной игрушки

Теория: Виды тканей. Подбор ткани, подходящей для пошива конкретной игрушки.

Подготовка  ткани к раскрою.

Практика: Подготовка  ткани к работе.  Подбор шаблонов, раскрой материала, сборка и декоративная отделка игрушки.

 Тема 1.3 Составление объемной композиции.

 Теория:  Повторение основ композиции.

Практика: Составление коллективной композиции

Тема 1.4 Творческая работа Сувенир ко дню пожилого человека, Сувенир ко дню учителя.

Теория: подготовка материалов и инструментов.

Практика: изготовление сувенира  ко дню пожилого человека,  ко дню учителя.

 Раздел 2. Текстильные фантазии

Тема 2.1Кисточки и помпоны. Игрушки из них.

Теория: Технология изготовления кисточек и помпонов. Использование их в изделиях и сувенирах. Сборка игрушек из помпонов

  Практика: Изготовление цыпленка, собачки.

Тема 2.2 Фенечки из ленточек.

Теория: Технология плетения браслетов из ленточек,  ниток и пряжи.

Практика: Изготовление браслетов.

Тема 2.3 Неувядающий букет

Теория: Порядок изготовления цветов из лент различной ширины.
Технология изготовления цветов из ткани.

Практика: Изготовление отдельных цветов, букетов, композиций.

Тема 2.4  Мягкая объемная  игрушка

 Теория: Виды тканей. Подбор ткани, подходящей для пошива конкретной игрушки.

Подготовка  ткани к раскрою.

Практика: Подготовка  ткани к работе.  Подбор шаблонов, раскрой материала, сборка и декоративная отделка игрушки.

Раздел 3. Квилинг

Тема 3. 1 Изготовление объемных картин.

Теория: Виды объемных  фигур.

Практика: Изготовление объемных картин.

Тема  3.2 Изготовление цветов, листьев и композиций

Теория: Виды  композиций, форм цветов        

Практика: Изготовление объемных  и плоских цветов

Тема 3. 3 Изготовление объемных игрушек

Теория: Виды объемных  игрушек.

Практика: изготовление объемных игрушек.

Тема 3.4 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Мастерская Деда Мороза.

Теория: История празднования Рождества и Нового года. Новогодние и рождественские символы.

Практика: Практика: Изготовление сувениров: Рождественский ангел, Снеговичок, Снегуроча, Дед Мороз и т.д.

Раздел 4 Изонить .

Тема 4.1 Вышивка по окружности.

Теория: Окружность

Практика: изготовление панов технике изонить.

Тема 4.2 Вышивка углом, спиралью.

Теория:Треугольные и спиральный узоры.

Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров

Тема 4.3 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Сувениры ко дню Святого Валентина.

Теория: История праздника. Основной символ – сердечко. Варианты использования этого символа.

Практика: Самостоятельное изготовление сувенира от создания эскиза до готовой работы. Варианты оформления композиции с символом праздника.

Раздел 5 Пластилинография

Тема 5.1 Рисование картин пластилином. Сувенир к 23 февраля.

Теория: Рассмотрение возможных вариантов для изготовления подарочных сувениров.

Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров.

Тема 5.2 Лепка из  пластилина

Теория: Изготовление объемных фигур из пластилина.

Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувенира..

Тема 5.3 Творческая работа (изготовление сказочных героев).

Практика: лепка сказочных персонажей и состовление сказки.

Раздел 6«Канзаши»

 Тема 6.1 История возникновения канзаши. Материалы и инструменты.

Теория: История возникновения канзаши. Материалы и инструменты

Тема 6.2 Изготовление украшений,цветов в технике канзаши»

 Теория:  Технологическая последовательность выполнения украшения.

Практика: Изготовление брошки «Бабочка»

Раздел 7 Вышивка сутажем.

Тема 7.1 Техника выполнения вышивки сутажем.

Теория: Технология выполнения вышивки

 Практика: Вышивка брошки сутажем

Тема 7.2 Вышивка украшений

Теория: Технология вышивки.        

 Практика: изготовление заколки.

Тема 7.3 Декорирование изделия сутажем.

Теория: Виды декорирования

 Практика: Декорирование воротничков, манжет, низа изделия.

Тема 7.4 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Подарок маме.

Теория: Рассмотрение возможных вариантов для изготовления подарочных сувениров.

Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров.        

Раздел 8 Бумажное ассорти

Тема 8.1 Аппликация- разнообразие по материалам. Составление объемной композиции

Теория:  Виды аппликаций. Коллаж

 Практика: Изготовление аппликации в технике коллаж        

Тема8.2  Изготовление цветов, листьев и композиций из бумаги.

Теория:  Виды  композиций, форм цветов        

 Практика: Изготовление объемных  и плоских цветов        

Тема8.3 Рамка для фотографий.

Теория:        Изготовление рамки выбранным способом.

Практика Оформление рамки

Тема 8.4 Скраббукинг.

Теория:  Техника скраббукинг

 Практика: изготовление открытки

Тема 8.5 Цветы из гофрированной  бумаги

Теория:  Техника изготовления

 Практика: Изготовление цветов

Тема 8.6 Творческая работа (изготовление игрушек по собственному замыслу). Открытка к 9 мая

Теория: Рассмотрение возможных вариантов для изготовления подарочных сувениров.

Практика: Самостоятельное творческое изготовление сувениров.        

Раздел 9. Пэйчворк

Тема 9.1 Пэйчворк

Теория:  Составление узоров из бумаги и ткани, сочетание цветов

 Практика: Изготовление сувенира

Раздел 10 Национальное достояние

Тема 10.1 Изделие с национальным колоритом

Теория:  Выполнение рукавички с хакасским, русским  орнаментом

Практика: Изготовление сувенира

В программе предусмотрено проведение экскурсий на выставки: ДПИ, подготовка к городской выставке «Гармония рук и души». Проведение промежуточной и итоговой аттестации.

             2. Комплекс  организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график (см. приложение 2-4 )

        2.2. Ресурсное обеспечение        

а) кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования владеющий указанными техниками декоративно прикладного творчества.

 б) материально-техническое обеспечение:

Оборудование и инструменты, необходимые на занятии: ножницы, клей, линейка, карандаши, иглы для ручного шитья

Материалы:  Ткань различных видов и расцветки,  наполнитель (синтепон, холофайбер),  картон для изготовления шаблонов,   нитки швейные.    Материалы для оформления игрушки (ленточки, бисер, бусинки, пуговицы и т. д.). Цветная бумага, картон, пластилин,

 в) информационно-методическое обеспечение:

Наглядный материал: альбомы с образцами швов, узлов, коллекций тканей; образцы моделей; таблицы цветовых композиций; цветовой круг.

Технологический материал. технологические карты, раздаточный материал: шаблоны, лекала, карточки, каталог образцов .

Методические разработки интерактивных занятий конкурсы; «Загадки», «Анаграммы», игры «Исключение слов», «Спящий пассажир». Тесты «Яблоко», «О чем говорят ваши рисунки». Иллюстративно-дидактический материал, по всем разделам и темам программы, викторины.

Информационно-методический материал:  дидактические материалы по темам «Вышивка лентами», «Квилинг», «Изонить», «Игрушка из фетра», «Пэчворк».

Тест и итоги выполненного проекта и выставочной работы.

г)сетевое, ведомственное, межведомственное взаимодействие, работа с родителями.

Работа с социумом ведется не только в воспитательном процессе, но и в процессе обучения и состоит из;           

Взаимодействие с социумом

Форма взаимодействия

Тема мероприятия

Цель мероприятия

Дата проведения

Итог взаимодействия

Совместная поделка для пожилого человека.

Сувенир ко Дню пожилого человека

Привлечь внимание детей и родителей к доброжелательному и уважительному отношению к старшему поколению

октябрь

Изготовление совместного сувенира

Совместная работа ребенка и родителей.

Сувенир ко Дню матери

Вызвать стремление у детей и родителей учится искусству общения друг с другом.

ноябрь

Изготовление совместного сувенира

Конкурс идей и проектов учащихся и их родителей.

Елочные украшения

Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности ребенка.

декабрь

Конкурс новогодних украшений.

Мастер  класс

Изделие с национальным колоритом

Сотрудничество с родителями в достижении воспитательных результатов

январь

Изготовление сувенира в национальном стиле

Совместная работа ребенка и родителей.

Сувенир к 23 февраля

Вызвать стремление у детей и родителей учится делать подарки  друг с другом

февраль

Изготовление совместного сувенира к 23 февраля

Совместная работа ребенка и родителей.

Сувенир к 8 марта

Вызвать стремление у детей и родителей учится делать подарки  друг с другом

март

Изготовление совместного сувенира к 8 марта

Совместная работа ребенка и родителей.

Сувениры к 1 мая

Показать родителям необходимость целенаправленного разностороннего воспитания детей

май

Изготовление совместного  сувенира

Совместная работа ребенка и родителей.

Поделка к 9 мая

Привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей.

май

Изготовление совместного сувенира

Совместный поход на природу.

Праздник вот и стали мы на год взрослей

Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы

май

Совместный поход на природу

Работа с общественностью.

Выставочный зал «Чылтыс»

Совместный поход на экскурсию.

 Выставка ДПИ «Абакан- река дружбы»

Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической  и нравственной атмосферы

сентябрь

Совместное посещение выставки

Краеведческий музей

Совместный поход в музей

«Моя малая Родина»

Знакомство с историей  и традиции народов  Хакассии

В течениие года

Знакомство с историей и традициями народов Хакассии

Выставочный зал филармонии им. Кадышевой

Совместный поход на экскурсию.

«Мир детской фантазии»

Развитие творческой разносторонней личности ребенка

В течениие года

Знакомство с работами учащихся

Институтом технологии сервиса и дизайна  ХГУ им. Катанова

Посещение выставки ДПИ

«Мир глазами детей»

Развитие творческой разносторонней личности ребенка

В течениие года

Знакомство с работами учащихся

        

2.3 Организация промежуточного и итогового контроля по программе         

При реализации программы используются следующие способы и формы выявления результатов: беседа, опрос, наблюдение; самооценка обучающихся;  взаимный контроль; открытые и итоговые занятия; конкурсы, участие в различных выставках, анализ выполнения программы.

Виды аттестации: текущая, промежуточная по темам занятий - ( декабрь, май),  итоговая-  (май 3-го года обучения).

Творческие задания для 1 года обучения

Декабрь. «Сочини» рисунок, предмет из 10 (20) кружков различной величины (радиуса), не добавляя других линий.

Дорисуй полукруг, превратив его в предмет, фигурку, картинку. Что получилось? (закат, ежик, мышка и многое другое).

Нарисуй портрет своей куклы (или какую хочешь сделать), выбери имя (платье, прическу, украшение).

Май.

Практическая зачетная работа. Придумать,  составить, изготовить композицию на заданную тему.  «Птицы сказочные и настоящие».

Творческие задания для 2 года обучения

Декабрь.  Изготовление композиции на заданную тему: «Герои любимых сказок» (применяемая техника на выбор учащихся)

Май.

Творческий проект. Результаты  участие в выставке.

Творческие задания для 3 года обучения

Декабрь. Изготовления  поделки для интерьера ( материал и техника на выбор)

Май  Участие в выставке ДПИ. Творческий проект.

2.4 Итогово-оценочные материалы (приложение 5)

                  3. Нормативно-правовое сопровождение программы

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3. Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

4. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования    детей».

5. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года     № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  1. Устав МБУ ДО «ЦДТ».
  2. Программа развития МБУ ДО «ЦДТ» на 2017-2020гг.
  3. Образовательная программа МБУ ДО «ЦДТ» на 2017-2018гг.

                                                     4. Список литературы

1. Бугаева М.С. Новая жизнь старых вещей. - М.: Педагогика-пресс, 1994, 128 с

2.Герлингс Сара « Мягкая игрушка» ЭКСМО, 2013

3.Домашний кукольный театр. - М.: РОСМЕН, 1999 - 64 с.

4.Зайцева И. «Мягкая игрушка»- МСП. 2007

5.Зайцева А.А. « Объемный квилинг цветы и фигурки» ЭКСМО-ПРЕСС, 2016

6.Кудина Ольга «Просто квилинг»,Формат-М, 2015

7.Кожина О.А. Кораблева О.Л. Сделай сам,-М.;Владое,1994

8.Медведьева Анастасия « Библия вышивки лентами», АСТ,2016

9.Макнивен Элен и Питер. Куклы. /уроки детского творчества/. С-Пб, Полигон, 1998 - 32 с.

10.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек - сувениров. М.: Просвещение, 1990, 174 с

11.Наумова Л. « Новогодние открытки» ЭКСМО-ПРЕСС, 2014

12.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками,-Ярославль: Академия развития 1997,204с.

13.Пивалова Е. « Модная одежда для текстильной куклы», Питер 2016

14.Подарки. Энциклопедия прикладного исскуства.-М.:АСТ-ПРЕСС.1999

  15.  Рони  Орен «Секреты пластилина» 2010г.

16.Сокол И.А. Рукоделие,-М;Ролио,1999.

17.Тарасова Ольга « Куклы обереги» изд.Клуб семейного досуга 2016

18.Шерстюк Ю.В. «Цветы из гофрированной бумаги» ФЕНИКС 2016

19.ЩебылкинИ.К.  и др. Апликационные работы в начальных классах -М.; Просвещение,1990

3.3. Интернет-ресурсы

http://razvitiedetei.info квилинг для начинающих

http://www.podelki-rukami-svoimi.ru квилинг мастер-класс

http://prostochek.ru уроки скраббукинга

http://vishivashka.ru вышивка лентами

http://vnitkah.ru вышивка сутажем

http://webdiana.ru игрушки из фетра своими руками

http://www.livemaster.ru ярмарка мастеров

               

Приложение 5

                                            2.4.  Итогово- оценочные материалы  

Диагностический тест для 1-го года обучения:

Тема: «Материалы и инструменты»

Вопрос №1

 Найти инструменты

 бумага
 ножницы
 шило
 пластилин
 шаблон

Вопро№2 
Выбрать материалы

 игла
 шаблон
 шило
 ножницы
 пластилин

Вопрос№3 
Обозначить названия инструментов

 фольга
 ножницы
 нитки
 игла
 шаблон
 карандаш

Вопрос№4 
Выбрать материалы

 карандаш
 ткань
 линейка
 картон
 бумага

Вопрос№5 
Обозначить инструменты

 угольник

                                                                                  шаблон
                                                                                     
 бумага


 «Творческая работа “Лепка фантазийного (сказочного) животного”». Цель: выявить степень усвоения знаний по теме,  выполнять лепку животных из пластилина с соблюдением пропорций, планировать и пошагово соблюдать последовательность работы.

Приложение 5

Диагностический тест для 2-го года обучения.

Тема: «Работа с природными материалами»

Вопрос№1 
Укажи, что относится к природным материалам.

 глина
 ткань
 кора
 семена
 плоды
 бумага
 цветы
 желуди
 листья

Вопрос№2 
Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?

 неломатьдеревья
 немусорить
 громкоразговаривать
 не рвать редкие растения

Вопрос№3 
Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных? 

 легколомаются
 не ломаются

Вопрос№4 
Что ты понимаешь под "аппликацией"?

 выравнивание
 способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов

Вопрос№5 
Определи порядок сушки цветов и листьев: 

а) накрой газетами и положи сверху груз; 
б) отбери яркие, незасохшие цветы и листья; 
в) положи их на газету, расправь; 
г) через несколько дней разложи их в папки. 
Запиши буквы ответов без пробелов.

Введите ответ: 

Вопрос№6 
Каков порядок выполнения аппликации из листьев? 

а) Приклей; 
б) нарисуй эскиз; 
 в) составь композицию; 
 г) подбери материалы; 
 д) закрой листом бумаги и положи сверху груз. 

Запиши буквы ответов в нужном порядке без пробелов.

Введите ответ: 

Вопрос№7 
Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?

 композиция
 аппликация
 эскиз

Вопрос№8 
Что такое фон? 

 цветовая гамма
 основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции

Творческое задание

«Сочини» рисунок, предмет из 10 (20) кружков различной величины (радиуса), не добавляя других линий.

Нарисуй в кружочке личико. (Преврати круг в веселую мордашку).

Дорисуй полукруг, превратив его в предмет, фигурку, картинку. Что получилось? (закат, ежик, мышка и многое другое).

Нарисуй портрет своей куклы (или какую хочешь сделать), выбери имя (платье, прическу, украшение).

 

                                                                                                                          Приложение

Диагностические материал для подведения итогов после 3-го  года обучения         

Изготовление творческих работ для участия в выставке.

Темы:

1. «Красоты моей малой Родины.»

2. «Год экологии в России»

3. «Свободная тема»

Творческая работа “Изготовление мягкой игрушки”». Цель: выявить степень усвоения знаний ,  изготавливать игрушку из фетра с соблюдением технологии, планировать и пошагово соблюдать последовательность работы.

Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1

Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведущего. Он произносит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

Познавательные :

                   Задание «Составление слов из элементов по правилу»

(А.Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Возраст: 7—10 лет.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.

Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить

такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.

Л,К,Л, (лекало).

П,Л,Т,Ь, (платье).

Г,Л,К, (иголка).

Н, Ж,Н,Ц, (ножницы).

Б,Р,К, (брюки).

С,Т,Л,Ь (стиль).

Для  диагностики сформированности  УУД используются следующие методики:

Личностные :

                      Задание «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?»

Цель: формирование и оценивание уровня сформированности  личностных УУД, направлены на осознание учащихся своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

Возраст: 7-10 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.

Материал: тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками шести разных цветов.

1. Настройка на занятие.

Упражнение «Цвет настроения». Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и опускает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

Коммуникативные :

Задание «Совместное рисование»

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: 7—10лет.

Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.

Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемой  теме.

Инструкция: учащиеся знакомятся с названием  темы. Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этой  теме. Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.

Критерии оценивания:

• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного

общего  рисунка  (его художественные  качества не  имеют принципиального значения);

умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

высокий уровень — рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.

После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.

Примерные вопросы для обсуждения:

Довольны ли вы результатом?

Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?

Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?

Довольны ли сотрудничеством друг с другом?

Легко ли было договариваться друг с другом?

Регулятивные:

                            Задание «Оцениваем свою работу»

Цель: освоение критериев оценки письменной работы.

Возраст: 7—10 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу  в соответствии с критериями, приведёнными на ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.

Критерии оценки  работ по теме:

Выполнение задач.

Все ли поставленные

задачи выполнены?

Выполнены все

Выполнены частично

Не выполнены

Безошибочность.

Ошибок

нет

1—2 ошибки

3 и более ошибки

Индивидуальность

Хороший

Средний

Плохой

Оформление работы в соответствии с требованиями

Хорошее

Среднее

Плохое

Оригинальность

Высокий

Средний

Низкий

Критерии оценивания:

адекватность использования предложенных критериев для оценивания своей работы;

умение дать развёрнутую оценку своей работы;

умение соотнести оценку и отметку.

Формы контроля: собеседование, наблюдение, опрос. Результаты оцениваются по знаковой системе: О- высокий (80-100%)

  • средний (50- 70%)
  • низкий (10- 40%)

Практические умения и навыки оцениваются  по качеству выполненной работы, соответствие темы, выбор материала .

Презентация работы подразумевает самостоятельное изготовление и защита работы.

Мини выстовка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувенир» .

В отличие от существующих аналогов,  программа включает эксклюзивные разделы, что позволяет реализовать учащимся свои интересы в сфере прикладного творчества. Учащимся по программе будут  пр...

«Сувенир с Востока» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 6 - 18 лет Срок реализации: 3 года

Лепить игрушки можно из разных материалов. Игрушки из глины гремят, свистят, тарахтят – разговаривают, ходят, летают, поют, колоколят – одним словом создают театральное действо, которое бы...