Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мягкая игрушка"
рабочая программа
Программа по изготовлению мягких игрушек
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Каменский дом детского творчества»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Принята на заседании педагогического совета от «__»______ ____ г., протокол № ___ | Утверждаю: Директор МАУ ДО «Каменский ДДТ» _______________О.Ю. Артёменко «__» _______ ____ г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Мягкая игрушка»
Возраст учащихся: 7 - 16лет
Срок реализации: 2 год
Автор - составитель: Мучинская Светлана Борисовна,
педагог дополнительного образования
п. Каменск, 2022
ПАСПОРТ ОП « Мягкая игрушка » | ||||
| ||||
№ | Элементы ОП УДОД: |
| ||
А | Титульный лист: | |||
1 | Образовательное учреждение | МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» | ||
2 | ПРИНЯТО, дата | Учебно-педагогический совет от 31.08.2022г. протокол №1 | ||
3 | УТВЕРЖДЕНО, дата | Директор, О.Ю.Артеменко , приказ № 13 от 31.08.2022г. | ||
4 | Название ОП | «Мягкая игрушка» | ||
5 | Срок реализации | 2 года | ||
6 | ФИО составитель, должность | Мучинская С.Б, педагог дополнительного образования 1 кв. кт. | ||
7 | Территория, год | пгт. Каменск 2022 | ||
Б | Пояснительная записка: | |||
8 | Тип программы | Модифицированная. | ||
9 | Направленность | Художественно- эстетической, ДПИ | ||
10 | Актуальность | Получение первоначальных знаний о декоре и дизайне на примере изготовления мягких игрушек и одежды для кукол. Возможность проявить себя, раскрыть свои индивидуальные возможности. | ||
11 | Отличительные особенности программы | Данной программы является то, что она не только отвечает интересам детей, их потребностям и желаниям, но и учитывает психологические особенности детей данного возраста. Программа состоит из определенного количества тем, которые составлены по возрастанию степени сложности как теоретического, так и практического материала. Это позволяет детям с разным уровнем подготовки и с разными способностями поэтапно, успешно и основательно овладевать программой объединения. | ||
12 | Педагогическая целесообразность программы | Обучение данной программе позволяет решить проблему занятости детей в свободное время, пробудить интерес к новому виду деятельности, помогает профессиональному самоопределению учащихся, мотивирует к занятию творчеством, развивает самостоятельность мышления. | ||
13 | Цель | Обучение основам кройки и шитья, посредством овладения воспитанниками основами изготовления мягких игрушек, формирование художественного вкуса, развитие мотивации личности к познанию и творчеству. | ||
14 | Задачи | Образовательные (обучающие)
Развивающие
Воспитательные
| ||
15 | Возраст детей | От7 до 16 лет. | ||
16 | Продолжительность занятия | 1 года 2 часа по 50 минут с перерывом на 10 минуткаждый час . 2 года 3 часа по 50 минут с перерывом на 10 минут каждый час. | ||
17 | Формы занятий | Групповая, фронтальная, индивидуальная | ||
18 | Режим занятий | Младшая группа(7-10лет) - 2 раза в неделю по 2 ч.= 4 ч.; Старшая группа (11-16) - 2 раза в неделю по 3ч.= 6 ч | ||
19 | Ожидаемые результаты | Предметные знают
умеют
дети умеют оформлять готовое изделие;
владеют
| ||
20 | Способы определения результативности | Опросы, тесты, демонстрация. (Выставка работ) | ||
21 | Формы контроля | Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием тестов по темам изучаемого курса. | ||
В | Учебно-тематический план: | |||
22 | Перечень разделов, тем | 1год обучения 1раздел Вводное занятие 2раздел. Основы шитья 3 раздел Игрушки из ткани 4 раздел Игрушки из трикотажа 5 раздел Игрушки из меха 6 раздел Массовые мероприятия 7 раздел Итоговая аттестация 2год обучения 1раздел. Организационное занятие 2раздел Повторение пройденного материала 3раздел. Игрушка из меха и тканей 4раздел. Игрушки - подушки 5раздел. Игрушки с элементами одежды 6раздел. Техника «Пэчворк» 7раздел. Массовые мероприятия 8 раздел Итоговая аттестация | ||
23 | Кол-во час. по темам (теория, практика, всего) | 144ч. 1год теория12 часов, практика 132ч 216ч. 1год теория 33часов, практика 183ч | ||
Д | Метод обеспечение ОП: | |||
24 | Разработки метод. Видов продукции (сценарии, положения, тесты) | Тестовые материалы | ||
25 | Дидактический материал, исследования | Выкройки игрушек, образцы изделий, книги, журналы. | ||
26 | Список литературы: | Молотобарова.О.С «Кружок изготовления игруше – сувениров»-М:Просвещение,1990 Финнангер.Т. «Шьём игрушки – тильды» М:Арт-Родник,2012 |
Оглавление
Раздел 1
- Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
- Пояснительная записка. Нормативные правовые основы разработки ДООП
- Направленность
- Актуальность
- Цель программы
- Задачи программы
- Ожидаемые результаты
- Педагогическая целесообразность
- Отличительные особенности данной дополнительной программы
- Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы)
- Вид программы
- Адресат программы
- Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
- Формы обучения
- Режим занятий
- Особенности организации образовательного процесса
- Учебный план
- Содержание программы
Раздел 2.
- Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации
- Календарный учебный график программы
- Условия реализации программы
- Оценка достижений результатов
- Оценочные материалы
- Методические материалы
- Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи».
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)»
- Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 3 от 12.01.2022г
Направленность программы: художественная,
Актуальность: Занятия любым видом рукоделия, в том числе и изготовление мягких игрушек, очень востребованы в настоящее время. Сейчас очень популярны профессии декоратора, дизайнера, оформителя и пр. Занятия в объединении позволяют детям получить первоначальные представления о декоре и дизайне на примере изготовления игрушек и одежды для кукол, овладеть навыками работы в технике «Пэчворк». В дальнейшем приобретённые специальные умения могут оказаться полезными при профессиональной ориентации воспитанников.
Сегодня от молодых людей, начинающих трудовую деятельность, требуется не только наличие профессиональных навыков, но и способность к творчеству, умение креативно мыслить, что позволяет находить оригинальные решения сложных проблем, способствует профессиональному росту в будущем, создает ситуацию успеха. Педагог нацеливает обучающихся на решение сложных задач. Успех детей дает им стимул, способствует развитию самостоятельности мышления, мотивирует на создание более сложных и интересных работ, создает благоприятные условия для воспитанников с разным уровнем подготовки.
Цель программы
Обучение основам кройки и шитья, посредством овладения воспитанниками основами изготовления мягких игрушек, формирование художественного вкуса, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи программы
Образовательные (обучающие)
- обучить детей работе с различными видами тканей и искусственным мехом;
- обучить технике кроя плоских и объемных игрушек с использованием основных и декоративных швов;
- научить основным правилам кроя, стачивания и обработки одежды для игрушек;
- способствовать формированию художественного вкуса, создать условия для реализации творческого потенциала;
Развивающие
- развивать воображение, логическое мышление, чувство цвета, глазомер, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать нравственное отношение к миру, общекультурным ценностям.
Воспитательные
- формировать положительные черты характера: трудолюбие, аккуратность, собранность, усидчивость, отзывчивость;
- способствовать развитию индивидуальности ребенка, формированию адекватной самооценки;
- способствовать формированию коммуникативных навыков, созданию дружного, работоспособного коллектива;
Ожидаемые результаты
- дети умеют работать с различными видами тканей и искусственным мехом;
- владеют техникой кроя плоских и объемных игрушек с использованием основных и декоративных швов;
- воспитанники знают основные правила кроя, стачивания и обработки одежды для игрушек;
- у детей формируется художественный вкус;
- развиваются воображение, логическое мышление, чувство цвета, глазомер, мелкая моторика;
- формируются положительные черты характера: трудолюбие, аккуратность, собранность, усидчивость, отзывчивость;
- развивается индивидуальность ребенка, формируется адекватная самооценка;
- у воспитанников формируются коммуникативные умения и навыки, идет работа по созданию дружного, работоспособного коллектива;
- формируется способность к самореализации в современном мире;
- у учащихся формируется нравственное отношение к миру, общекультурным ценностям.
Предметные
Стартовый уровень | Продвинутый уровень | |
Знать |
|
|
Уметь |
дети умеют оформлять готовое изделие;
|
|
Владеть |
|
|
Метапредметные
- научить понимать и принимать информацию из письменных и устных источников;
- создать условия для творческого самовыражения обучающихся с помощью изготовления игрушек сувениров;
- научить определять цели работы и видеть ее конечный результат;
- научить работать в паре, группе;
- научить участвовать в проектно-исследовательской деятельности.
- развить моторику рук, глазомер, фантазию, воображение;
- развить творческие способности: вкуса, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа;
- обучить слажено, работать в коллективе;
-обучить слушать и понимать речь других;
Личностные
- воспитывать культуру общения;
- научить оценивать результаты своего творчества и давать им конкретные оценки;
- сформировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
- сформировать уважительное отношение к ремеслам декоративно- прикладного творчества;
Педагогическая целесообразность. Обучение данной программе позволяет решить проблему занятости детей в свободное время, пробудить интерес к новому виду деятельности, помогает профессиональному самоопределению учащихся, мотивирует к занятию творчеством, развивает самостоятельность мышления. Участие в творческих конкурсах, семинарах, исследовательская деятельность повышают самооценку, позволяют добиться более высокой результативности работы, рождают стремление совершенствовать свои навыки и умения в данном виде творчества. Сотрудничество в работе воспитанников и педагога обогащает обе стороны, стимулирует процесс созидания, помогает комплексному решению проблем обучения и воспитания.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она не только отвечает интересам детей, их потребностям и желаниям, но и учитывает психологические особенности детей данного возраста.
Программа состоит из определенного количества тем, которые составлены по возрастанию степени сложности как теоретического, так и практического материала. Это позволяет детям с разным уровнем подготовки и с разными способностями поэтапно, успешно и основательно овладевать программой объединения.
Принцип «от простого к сложному» рассматривается во всех аспектах:
- ткани, используемые для изготовления игрушек (ситец, сатин, фланель на начальном этапе; далее трикотаж, более сложный в работе; в завершении – искусственный мех, флок);
- навыки кроя и шитья (от простых плоских игрушек, состоящих из двух деталей, до сложных образцов с элементами одежды и изготовления игрушек в технике Пэчворк);
- преемственность тем (усложнение и закрепление полученных ранее навыков на всех этапах работы);
- внешнее оформление работы (от выбора готовой фурнитуры до самостоятельной разработки внешнего вида игрушки с использованием вышивальных швов).
Использование современных образовательных технологий позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития личности.
Занятия носят комплексный характер, включают в себя теоретическую и практическую подготовку: рассматривание образцов игрушек; беседы педагога с воспитанниками о тканях, их свойствах, процессе кроя, способах соединения деталей; самостоятельная работа детей; консультативная работа педагога в процессе занятия; изготовление игрушек по образцу.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
1год обучения
1раздел Вводное занятие
2раздел. Основы шитья
3 раздел Игрушки из ткани
4 раздел Игрушки из трикотажа
5 раздел Игрушки из меха
6 раздел Массовые мероприятия
7 раздел Итоговая аттестация
2год обучения
1раздел. Организационное занятие
2раздел Повторение пройденного материала
3раздел. Игрушка из меха и тканей
4раздел. Игрушки - подушки
5раздел. Игрушки с элементами одежды
6раздел. Техника «Пэчворк»
7раздел. Массовые мероприятия
8 раздел Итоговая аттестация
Вид программы: Модифицированная программа
Адресат программы: В реализации программы принимают участие дети от 7 до 16 лет на основе добровольного вступления в объединение. Дети принимаются в объединение без предварительной подготовки. Воспитанники объединяются в группы по 10 – 12 человек по годам обучения. Количество детей в группе 1 года – 12 человек, 2 года – не менее 10 человек.
Срок и объем освоения программы:
На 2 года, 360 педагогических часов, из них:
- «Стартовый уровень» - 1 год, _144___педагогических часа;
- «Продвинутый уровень» - 1 год, __216__педагогических часов;
Форма обучения: очная, дистанционная
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень | Продвинутый уровень |
__4_часа в неделю; _144__часа в год. | __6_часов в неделю; __216_часов в год. |
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные, индивидуальное обучение
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебно-тематический план I год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов. | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности. | 2 | - | 2 | Беседа. опрос |
2 | Основы шитья. | 4 | 4 | 8 | Опрос. Практическая работа |
3 | Игрушки из ткани. | - | 52 | 52 | Опрос. Практическая работа |
4 | Игрушки из трикотажа. | 1 | 13 | 14 | Опрос. Практическая работа |
5 | Игрушки из меха. | 1 | 55 | 56 | Опрос. Практическая работа |
6 | Массовые мероприятия | 2 | 8 | 10 | |
7 | Итоговая аттестация. Заключительное занятие. Тестирование. | 2 | - | 2 | тестирование |
Итого: | 12 | 132 | 144 |
Содержание программы
I год обучения
- Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности.
Программа и план объединения «Мягкая игрушка». Инструменты и оборудование. Инструктаж по техники безопасности.
- Основы шитья.
Правила кроя из ткани. Виды тканей, последовательность кроя. Лицевая и изнаночная стороны, симметрия, припуск.
Практическая работа: раскрой игрушки-игольницы.
Основные швы. Понятие об основных швах: «вперед иголка», «назад иголка», «потайной». Технология завязывания узелков.
Практическая работа: стачивание игрушки-игольницы.
Правила выворачивания и набивки. Технология выворачивания и набивки, выполнения срезов, надрезов. Набивочные материалы.
Практическая работа: выворачивание и набивка подушки-игольницы.
Оформление готового изделия. Технология изготовления глаз , носа, усов, рта, хвоста, рожек, волос, гривы, декора.
Практическая работа: оформление готовой игрушки.
- Игрушки из ткани.
Изготовление плоских игрушек из ткани. Выбор материала. Правила кроя. Понятие о припусках на швы. Основные швы. Правила набивки. Внешнее оформление изделия. Понятие о тканях-партнерах. Отработка навыков кроя из ткани. Понятие симметрии. Технология изготовления носа, усов, хвоста.
Практическая работа: изготовление плоских игрушек из ткани: «Солнышко», «Кошечка», «Медведь».
Изготовление объемных игрушек из ткани.
Повторение правил кроя, шитья, выворачивания ,набивки ,внешнее оформление изделия.
Совершенствование навыков шитья. Технология изготовления гривы, хвоста, помпоны. Технология выполнения срезов и надрезов при выворачивании.
Практическая работа: изготовление объемных игрушек из ткани: «Мышка», «Грибок», «Дельфин», «Собачка», «Лошадка», «Черепашка».
- Игрушки из трикотажа.
Правила кроя из трикотажа. Технология раскроя трикотажа и других стрейчевых тканей.
Практическая работа: раскрой образца.
Изготовление игрушек из трикотажа. Закрепление навыков кроя, совершенствования навыков шитья.
Практическая работа: изготовление игрушек из трикотажа: «Гусеница», «Колобок».
- Игрушки из меха.
Правила кроя из меха. Виды меха. Особенности кроя из меха и других ворсованных тканей. Комбинирование меха и ткани.
Практическая работа: раскрой образца.
Изготовление игрушек из меха. Закрепления навыков кроя. Особенности выполнения основных швов при работе с мехом, закрепления нити. Технология выворачивания мелких деталей из меха.
Практическая работа: изготовление игрушек из меха: «Поросенок», «Ослик», «Щенок», «Утка», «Жираф»
- Массовые мероприятия.
- Огонек «Давайте, познакомимся!»
- Праздник «Новогодний серпантин».
- Конкурс «Ах, какие мы!»
- Выставка работ учащихся (промежуточная аттестация)
- Итоговая аттестация.
Заключительное занятие: выставка-конкурс, тестирование.
Учебно-тематический план II год обучения
№ п.п. | Наименование тем и разделов. | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 3 | - | 3 | беседа |
2 | Повторение пройденного материала. | 3 | 3 | 6 | Опрос. Практическая работа |
3 | Игрушки из меха и тканей. | 6 | 42 | 48 | Опрос. Практическая работа |
4 | Игрушки-подушки. | 3 | 21 | 24 | Опрос. Практическая работа |
5 | Игрушки с элементами одежды. | 9 | 78 | 87 | Опрос. Практическая работа |
6 | Техника Пэчворк. | 3 | 27 | 30 | Опрос. Практическая работа |
7 | Массовые мероприятия. | 3 | 12 | 15 | |
8 | Итоговая аттестация. Экзамен. Демонстрация выпускных работ. | 3 | - | 3 | тестирование |
Итого: | 33 | 183 | 216 |
Содержание программы II год обучения
- Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с программой и планом занятий. Инструктаж по технике безопасности.
- Повторение пройденного материала.
Повторение правил раскроя игрушек. Повторение полученных ранее знаний о правилах раскроя тканей и меха.
Практическая работа: раскрой образца.
Основные и декоративные швы. Повторение основных швов. Знакомство с декоративными швами: «козлик», «стебельчатый», «тамбурный». Применение декоративных швов.
Практическая работа: пошив образца с использованием основных и декоративных швов.
- Игрушки из меха и тканей.
Изготовление объемных игрушек из меха и тканей. Технология изготовления сложных объемных игрушек из меха и тканей. Совершенствование навыков кроя и шитья.
Практическая работа: изготовление объемных игрушек из меха и тканей: «Кит», «Коала», «Слон», «Панда», «Белочка», «Лебедь».
- Игрушки-подушки.
Совершенствование навыков кроя и шитья. Особенности работы с крупными изделиями.
Практическая работа: изготовление игрушек-подушек: «Сердечко», «Солнышко», «Карандаш».
- Игрушки с элементами одежды.
Правила кроя одежды. Технология кроя одежды. Правила прибавления на швы. Раскрой деталей со сгибом. Особенности кроя воланов, косых беек.
Практическая работа: раскрой образца.
Особенности обработки одежды. Последовательность соединения деталей одежды. Оформление швов, горловины, карманов, низа изделия, низа рукавов. Изготовление бретелек, рюш, туфелек. Обработка края в изделиях из драпа и сукна. Использование тесьмы, кружева, декоративных шнуров, вышивки, аппликации для украшения одежды.
Практическая работа: обработка образца.
Изготовление игрушек с небольшими элементами одежды. Отработка навыков кроя и шитья игрушек и одежды для игрушек.
Практическая работа: изготовление игрушек с небольшими элементами одежды: «Корова», «Утята», «Кенгуру», «Собака-терьер», «Кукла Милаша».
Изготовление игрушек в одежде. Совершенствование навыков кроя и шитья игрушек и одежды для игрушек.
Практическая работа: изготовление игрушек в одежде: «Кукла-учительница», «Медведь-моряк», «Лягушка», «Заяц».
- Техника «Пэчворк».
Знакомство с техникой Пэчворк. Знакомство с понятием Пэчворк. Овладение техникой кроя с использованием шаблонов. Особенности соединения деталей, соблюдение последовательности выполнения работы.
Практическая работа: раскрой и соединение деталей образца.
Изготовление игрушек в технике Пэчворк. Закрепление навыков владения данной техникой.
Практическая работа: изготовление игрушек в технике Пэчворк: «Собачка из квадратиков», «Черепаха», «Улитка».
- Массовые мероприятия.
- Огонек «Давайте, познакомимся!»
- Праздник «Новогодний серпантин».
- Конкурс «Ах, какие мы!»
- Выставка работ учащихся (промежуточная аттестация).
- Праздник «Будь готов!»
- Итоговая аттестация.
Заключительное занятие: выставка-конкурс, экзамен.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | (по УП) 72 |
Продолжительность каникул | С 20.05.2023 по 31.08.2023 |
Даты начала и окончания учебного года | с 01.09.2022 по 20.05.2023 г. |
Сроки промежуточной аттестации | (по УП) декабрь |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | (по УП) май |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение |
|
Информационное обеспечение | - книги, журналы, фотоальбом игрушек; - интернет источники
|
Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования высшего или средне - специального образования, владеющий разными техниками шитья, умеющий пользоваться разными швейными машинами. |
2.3. оценка достижений результатов
Формами аттестации являются:
- Зачет
- Творческая работа
- Соревнования
- Конкурс
- Выставка
- Фестиваль
- Слёт
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся; тестирование по разделам программы,технологические карты | Приложение 1 |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Зачетная ведомость промежуточной и итоговой аттестации | Приложение 2 |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Практическое занятие
- Открытое занятие
- Беседа
- Выставка
- Защита проекта
- Презентация
- Мастер-класс
- Ярмарка
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология дифференцированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Технология исследовательской деятельности
- Проектная технология
- Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
- Инструкции
- Технологические карты
- Образцы изделий
2.6. Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи».
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию о организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной инфекции (COVID-19)»
- Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» № 3 от 12.01.2022
- Белова Н.В.Мягкая игрушка. Весёлая компания. – СПб.: Валери СПД, 2006.
- Еникеева Г.М. Рукоделие и работа с тканями. – М.: АСТ Издательство, 2010.
- Жук С.М. Энциклопедия рукоделий. – М.: АСТ Издательство, 2012.
- Лапеева Н.С. Шьём весёлый зоопарк. – М.: Айрис - пресс, 2005.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.:Просвещение, 1990.
- Неботова З.А. Игрушки-сувениры. – СПб.: Нева, 1999.
- Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. – М.: Мир Книги,2004.
- Светлакова И.Ю. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
- Севостьянова Н.Н. Главная книга по рукоделиям. – М.: АСТ Издательство,2010.
- Сью Лок Чудеса своими руками. – М.: Издательский дом «Ниола» 21-й век, 2004.
- Финнангер Т. Куклы. – М.: Арт-Родник, 2012.
- Финнангер Т. Шьем игрушки-тильды. 25 уникальных идей: кролики, гуси, курочки, ягнята и другие игрушки. – М.: Арт-Родник, 2012.
Календарно-тематический план I год обучения
Месяц | Неделя | № | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Корректи-ровка даты |
1 | 1 | Вводное занятие. Программа. Правила техники безопасности. | 2 | |||
2 | Правила кроя из ткани. Раскрой игольницы. | 2 | ||||
2 | 3 | Основные швы. Стачивание игольницы. | 2 | |||
4 | Правила выворачивания и набивки.Набивкаигольницы. | 2 | ||||
3 | 5 | Оформление готового изделия.Оформление игольницы. | 2 | |||
6 | Плоские игрушки из ткани.Солнышко.Раскрой. | 2 | ||||
4 | 7 | Солнышко.Стачивание,набивка, внешнее оформление. | 2 | |||
8 | Плоские игрушки из ткани. Кошечка. Раскрой. | 2 | ||||
5 | 9 | Кошечка. Стачивание деталей. | 2 | |||
10 | Кошечка. Набивка, оформление мордочки. | 2 | ||||
6 | 11 | Огонек "Давайте, познакомимся!" | 2 | |||
12 | Плоские игрушки из ткани. Медведь. Раскрой. | 2 | ||||
7 | 13 | Медведь. Стачивание деталей. | 2 | |||
14 | Медведь. Набивка, внешнее оформление. | 2 | ||||
8 | 15 | Объемные игрушки из ткани. Мышка. Раскрой. | 2 | |||
16 | Мышка. Стачивание,набивка,внешнееоформление. | 2 | ||||
9 | 17 | Объемные игрушки из ткани. Грибок. Раскрой. | 2 | |||
18 | Грибок. Изготовление игрушки. | 2 | ||||
10 | 19 | Объемные игрушки из ткани. Дельфин. Раскрой. | 2 | |||
20 | Дельфин. Стачивание деталей. | 2 | ||||
11 | 21 | Дельфин. Набивка, внешнее оформление. | 2 | |||
22 | Объемные игрушки из ткани. Собачка. Раскрой. | 2 | ||||
12 | 23 | Собачка. Стачивание деталей. | 2 | |||
24 | Собачка. Набивка, оформление мордочки. | 2 | ||||
13 | 25 | Объемные игрушки из ткани. Лошадка. Раскрой. | 2 | |||
26 | Лошадка. Стачивание деталей. | 2 | ||||
14 | 27 | Лошадка. Набивка, изготовление гривы, хвоста. | 2 | |||
28 | Объемные игрушки из ткани.Черепаха. Раскрой. | 2 | ||||
15 | 29 | Черепаха. Стачивание деталей. | 2 | |||
30 | Черепаха. Набивка, внешнее оформление. | 2 | ||||
16 | 31 | Выставка работ воспитанников. Промежуточная аттестация. | 2 | |||
32 | Праздник "Новогодний серпантин". | 2 | ||||
17 | 33 | Объемные игрушки из ткани. Змея. Раскрой. | 2 | |||
34 | Змея. Изготовление игрушки. | 2 | ||||
18 | 35 | Правила кроя из трикотажа. Раскрой образца. | 2 | |||
36 | Игрушки из трикотажа. Гусеница. Раскрой. | 2 | ||||
19 | 37 | Гусеница. Изготовление деталей туловища. | 2 | |||
38 | Гусеница. Соединение деталей, внешнее оформление. | 2 | ||||
20 | 39 | Игрушки из трикотажа. Колобок. Раскрой. | 2 | |||
40 | Колобок. Стачивание деталей туловища. | 2 | ||||
21 | 41 | Колобок. Набивка, изготовление ножек. | 2 | |||
42 | Правила кроя из меха. Раскрой образца. | 2 | ||||
22 | 43 | Игрушки из меха. Поросенок. Раскрой. | 2 | |||
44 | Поросенок. Стачивание деталей туловища. | 2 | ||||
23 | 45 | Поросенок. Стачивание деталей ушей, лапок, хвоста. | 2 | |||
46 | Поросенок. Набивка, оформление мордочки. | 2 | ||||
24 | 47 | Игрушки из меха. Ослик. Раскрой игрушки. | 2 | |||
48 | Конкурс "Ах, какие мы!" | 2 | ||||
25 | 49 | Ослик. Стачивание деталей туловища. | 2 | |||
50 | Ослик. Стачивание деталей головы, ушей. | 2 | ||||
26 | 51 | Ослик. Набивка, изготовление гривы, хвоста. | 2 | |||
52 | Игрушки из меха. Щенок. Раскрой игрушки. | 2 | ||||
27 | 53 | Щенок. Стачивание деталей туловища. | 2 | |||
54 | Щенок. Стачивание деталей головы, ушей, хвоста. | 2 | ||||
28 | 55 | Щенок. Набивка, внешнее оформление. | 2 | |||
56 | Игрушки из меха. Утка. Раскрой игрушки. | 2 | ||||
29 | 57 | Утка. Стачивание деталей туловища. | 2 | |||
58 | Утка. Стачивание деталей лап, крыльев, клюва. | 2 | ||||
30 | 59 | Утка. Набивка, Внешнее оформление. | 2 | |||
60 | Игрушки из меха. Кошка. Раскрой игрушки. | 2 | ||||
31 | 61 | Кошка. Стачивание деталей туловища. | 2 | |||
62 | Кошка. Стачивание деталей головы, хвоста, ушей. | 2 | ||||
32 | 63 | Кошка. Набивка, оформление мордочки. | 2 | |||
64 | Игрушки из меха. Жираф. Раскрой игрушки. | 2 | ||||
33 | 65 | Жираф. Стачивание деталей. | 2 | |||
66 | Жираф. Набивка, внешнее оформление. | 2 | ||||
34 | 67 | Игрушки из меха. Ёжик. Раскрой игрушки. | 2 | |||
68 | Ёжик. Стачивание деталей туловища. | 2 | ||||
35 | 69 | Праздник «Будь готов!» | 2 | |||
70 | Ёжик. Стачивание деталей головы, ушей, лап. | 2 | ||||
36 | 71 | Ёжик. Набивка, внешнее оформление. | 2 | |||
72 | Заключительное занятие. Итоговая аттестация Выставка. | 2 |
Календарно-тематический план II год обучения
Месяц | Неделя | № | Дата | Тема занятия | Кол-во | Корректи-ровка даты |
п/п | часов | |||||
сентябрь | 1 | 1 | Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
| |
2 | Повторение правил раскроя игрушек. | 2 |
| |||
2 | 3 | Основные и декоративные швы. | 2 |
| ||
4 | Игрушки из меха. Кит. Раскрой игрушки. | 2 |
| |||
3 | 5 | Кит. Стачивание деталей. | 2 |
| ||
6 | Кит. Набивка, внешнее оформление. | 2 |
| |||
4 | 7 | Игрушки из меха. Слон. Раскрой. | 2 |
| ||
8 | Слон. Стачивание деталей. | 2 |
| |||
октябрь | 5 | 9 | Слон. Набивка, внешнее оформление. | 2 |
| |
10 | Игрушки из меха. Панда. Раскрой. | 2 |
| |||
6 | 11 | Огонек "Давайте,познакомимся!" | 2 |
| ||
12 | Панда. Стачивание основных деталей. | 2 |
| |||
7 | 13 | Панда. Стачивание основных деталей. | 2 |
| ||
14 | Панда.Выворачивание,набивка, внешнее оформление. | 2 |
| |||
8 | 15 | Игрушки из меха. Белочка. Раскрой. | 2 |
| ||
16 | Белочка. Стачивание основных деталей. | 2 |
| |||
9 | 17 | Белочка. Набивка, внешнее оформление. | 2 |
| ||
18 | Игрушки из меха. Лебедь. Раскрой. | 2 |
| |||
ноябрь | 10 | 19 | Лебедь. Стачивание основных деталей. | 2 |
| |
20 | Лебедь. Набивка, внешнее оформление . | 2 |
| |||
11 | 21 | Игрушки-подушки. Подушка-сердечко. Раскрой. | 2 |
| ||
22 | Подушка-сердечко. Изготовление игрушки. | 2 |
| |||
12 | 23 | Игрушки-подушки. Подушка-солнышко. Раскрой. | 2 |
| ||
24 | Подушка-солнышко. Изготовление лучиков. | 2 |
| |||
13 | 25 | Подушка-солнышко. Втачивание лучиков, набивка, внешнее оформление изделия. | 2 |
| ||
26 | Игрушки-подушки. Подушка-карандаш. Раскрой. | 2 |
| |||
декабрь | 14 | 27 | Подушка-карандаш. Стачивание деталей. | 2 |
| |
28 | Подушка-карандаш. Набивка, оформление игрушки. | 2 |
| |||
15 | 29 | Правила кроя одежды для игрушек. Раскрой образца. | 2 |
| ||
30 | Особенности обработки одежды. Обработка образца. | 2 |
| |||
16 | 31 | Выставка работ уч-ся. Промежуточная аттестация. | 2 |
| ||
32 | Праздник "Новогодний серпантин". | 2 |
| |||
17 | 33 | Игрушки в одежде.Корова в жилете. Раскрой. | 2 |
| ||
34 | Корова в жилете. Стачивание деталей. | 2 |
| |||
18 | 35 | Корова в жилете. Набивка, изготовление жилета. | 2 |
| ||
36 | Игрушки в одежде. Утята. Раскрой. | 2 |
| |||
январь | 19 | 37 | Утята. Изготовление игрушки. | 2 |
| |
38 | Утята. Изготовление одежды. | 2 |
| |||
20 | 39 | Игрушки в одежде. Собака-терьер. Раскрой. | 2 |
| ||
40 | Собака-терьер. Изготовление игрушки. | 2 |
| |||
21 | 41 | Собака-терьер. Изготовление одежды. | 2 |
| ||
42 | Игрушки в одежде. Кукла-Милаша. Раскрой. | 2 |
| |||
22 | 43 | Кукла-Милаша. Изготовление игрушки. | 2 |
| ||
44 | Кукла-Милаша. Изготовление одежды. | 2 |
| |||
февраль | 23 | 45 | Игрушки в одежде. Медведь-моряк. Раскрой. | 2 |
| |
46 | Медведь-моряк. Стачивание деталей. | 2 |
| |||
24 | 47 | Медведь-моряк. Набивка, внешнее оформление игрушки. | 2 |
| ||
48 | Конкурс "Ах, какие мы!" | 2 |
| |||
25 | 49 | Медведь-моряк. Изготовление одежды. | 2 |
| ||
50 | Игрушки в одежде. Лягушка. Раскрой. | 2 |
| |||
26 | 51 | Лягушка. Стачивание деталей. | 2 |
| ||
52 | Лягушка. Набивка, внешнее оформление. | 2 |
| |||
март | 27 | 53 | Лягушка. Изготовление одежды. | 2 |
| |
54 | Игрушки в одежде. Кукла-учительница. Раскрой. | 2 |
| |||
28 | 55 | Кукла-учительница. Стачивание деталей. | 2 |
| ||
56 | Кукла-учительница. Набивка, соединение деталей. | 2 |
| |||
29 | 57 | Кукла-учительница. Изготовление волос. | 2 |
| ||
58 | Кукла-учительница. Изготовление платья. | 2 |
| |||
30 | 59 | Кукла-учительница. Изготовление брюк, жилета. | 2 |
| ||
60 | Кукла-учительница. Изготовление туфелек. | 2 |
| |||
апрель | 31 | 61 | Знакомство с техникой Пэчворк. | 2 |
| |
62 | Игрушки в технике Пэчворк. Собака из квадратиков. Раскрой игрушки. | 2 |
| |||
32 | 63 | Собака из квадратиков. Стачивание деталей. | 2 |
| ||
64 | Собака из квадратиков. Набивка, внешнее оформление изделия. | 2 |
| |||
33 | 65 | Игрушки в технике Пэчворк. Улитка. Раскрой. | 2 |
| ||
66 | Улитка. Изготовление игрушки. | 2 |
| |||
34 | 67 | Игрушки в технике Пэчворк. Черепаха. Раскрой. | 2 |
| ||
68 | Черепаха. Стачивание деталей панциря. | 2 |
| |||
35 | 69 | Праздник «Будь готов!» | 2 |
| ||
70 | Черепаха. Стачивание мелких деталей. | 2 |
| |||
май | 36 | 71 | Черепаха. Набивка, внешнее оформление. | 2 |
| |
72 | Итоговая аттестация. Экзамен. Демонстрация выпускной работы. | 2 |
|
Приложение 1
Мягкая игрушка (1 год)
выбрать правильный ответ
Что такое трикотаж?
1. растягивающийся материал
2. пряжа
Как определить искусственный мех?
1. мех изготовлен на основе трикотажного полотна
2. мех натурального происхождения (соболь, лиса, норка)
2 год 1п/г
теория
Какие швы являются основными
- вперед иголка 2 –назад иголка 3- тамбурный
Какие швы являются декоративными
1-тамбурный 2- петельный 3- назад иголка
(обвести правильный ответ)
Практика
Определить вид меха
- искусственный 2- натуральный
Выполнение петельного шва
Мягкая игрушка 2 п/г
Теория Что такое Пэчворк ?
Практика Раскрой деталей из меха
Приложение2
Зачетная ведомость промежуточной аттестации за 20_______ - 20_________учебный год
по объединению ________________________________________группа (год обучения) __________
педагог дополнительного образования (ФИО) ________________________________________________________________________
№ п/п | Ф И ребёнка | содержание аттестации, достижения учащихся, звания | 1 полугодие (промежуточная аттестация) Критерии оценки | Уро-вень | Итого-вая оценка | содержание аттестации, достижения учащихся, звания | 2 полугодие (итоговая аттестация) Критерии оценки | Уро-вень | Итоговая оценка | |||||||||||
Теория | Практика | Теория | Практика | |||||||||||||||||
В | С | Н/С | В | С | Н/С | В | С | Н/С | В | С | Н/С | |||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||
17 |
Уровень успеваемости обучающихся по объединению составляет _________________ %
Уровень качества обученности обучающихся по объединению составляет _________________ %
- (при определении % уровня успеваемости выпускников необходимо суммировать высокий, средний и ниже среднего уровень усвоения программы).
- (при определении % уровня качества обученности выпускников, необходимо суммировать только высокий и средний уровень усвоения программы).
По результатам промежуточной аттестации:
_______________об учающихся группы _______ года обучения полностью освоили образовательную программу _________________________ за второе полугодие.
Подпись педагога ________________________
1. Сформированность умений и навыков
- высокий: владеет техническими умениями и навыками, умеет правильно использовать инструменты, соблюдает правила ТБ;
- средний: выполняет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты, соблюдает правила ТБ;
- низкий: слабо сформированы технические умения, при использовании инструментов испытывает затруднения, иногда не соблюдает правила ТБ.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
- высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом;
- средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу;
- низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
- высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности;
- средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы, определенных этапах работы;
- низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
- высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, области, страны;
- средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения;
- низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, сенсомоторики.
- высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
- средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "МЯГКАЯ ИГРУШКА"
Срок реализации: 3 годаВозраст обучающихся: 7-17 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа игрушки "Рыжий слон"
Возраст обучающихся: 10-14 лет. Срок реализации: 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувениры и игрушка »
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления поделок и игрушек в разных техниках.В современном, быстро меняющемся мире возн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...