Духовно-нравственное формирование личности в современном российском образовании
статья на тему
Одна из актуальных задач в современной школе - духовно-нравственное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shulgina_n.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульгина Н.В.,
учитель
МБОУ «Скороднянская СОШ»
Губкинского района Белгородская область
Духовно-нравственное формирование личности в современном российском образовании.
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие школьников. Духовно-нравственное формирование личности – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Для формирования нравственных качеств, и положительных черт личности педагог в учебной деятельности, и в процессе игры, формирует представление о таких понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «преданность», «сострадание», «отзывчивость», «милосердие». Я стараюсь познакомить детей с азбукой морали. Провожу различные беседы например: «Будь добрым и чутким к людям», «Будь неравнодушен к злу», «Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь». Формируется духовно-нравственная личность, которая овладевает такой азбукой. В современной школе ребенку необходимо много трудиться по разным направлениям. Важно получить хорошие знания по математике и русскому языку, овладеть английским, хорошо понимать компьютерные технологии и так далее, но и формирование духовно-нравственной личности в современном российском образовании тоже очень важно. На уроках русского языка для развития речи я предлагаю творческие задания нравственного характера, например, сочинение на тему: «Что значит воспитанный человек?», «Если я был бы волшебником?». В целях духовно-нравственного развития использую небольшие изложения. На уроках чтения учу детей приемам анализа, сравнения, обобщения нравственных явлений, содержащихся в прочитанном литературном произведении. «Окружающий мир» не только вооружает детей системой знаний по предмету, но и формирует экологическое сознание, отношение к природе. При подготовке к любому уроку стараюсь обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе ее решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Во внеурочной работе духовно-нравственное развитие личности в желание и умение заниматься художественным творчеством. Мы с детьми готовим детские спектакли, концерты, выставки, посвященные православным праздникам: «Рождество», «Масленница», «Покров».
Результатом целостного процесса является формирование духовно-нравственной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Литература:
- Белоусова, Т.Л., Бостанджиева, Н.И., Казачёнок, Н.В., Одинцова, В.П., Чозгиян, О.П., Шмелёва, Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. М. Просвещение, 2011, - 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»
В современном обществе происходит размывание жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных уст...
Статья .«Духовно – нравственное воспитание граждан России в современной школе в контексте стратегии модернизации образования».
Из опыта работы в школе....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»
Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...
Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства
Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? ...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...
Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии
На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...