Духовно-нравственное формирование личности в современном российском образовании
статья на тему

Шульгина Наталья Викторовна

Одна из актуальных задач в современной школе - духовно-нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulgina_n.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Шульгина Н.В.,

учитель

МБОУ «Скороднянская СОШ»

Губкинского района Белгородская область

Духовно-нравственное формирование личности в современном российском образовании.

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие школьников. Духовно-нравственное формирование личности – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Для формирования нравственных качеств, и положительных черт личности педагог в учебной деятельности, и в процессе игры, формирует представление о таких понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «преданность», «сострадание», «отзывчивость», «милосердие». Я стараюсь познакомить детей с азбукой морали. Провожу различные беседы например: «Будь добрым и чутким к людям», «Будь неравнодушен к злу», «Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь». Формируется духовно-нравственная личность, которая овладевает такой азбукой. В современной школе ребенку необходимо много трудиться по разным направлениям. Важно получить хорошие знания по математике и русскому языку, овладеть английским, хорошо понимать компьютерные технологии и так далее, но и формирование духовно-нравственной личности в современном российском образовании тоже очень важно. На уроках русского языка для развития речи я предлагаю творческие задания нравственного характера, например, сочинение на тему: «Что значит воспитанный человек?», «Если я был бы волшебником?». В целях духовно-нравственного развития использую небольшие изложения. На уроках чтения учу детей приемам анализа, сравнения, обобщения нравственных явлений, содержащихся в прочитанном литературном произведении. «Окружающий мир» не только вооружает детей системой знаний по предмету, но и формирует экологическое сознание, отношение к природе. При подготовке к любому уроку стараюсь обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе ее решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Во внеурочной работе духовно-нравственное развитие личности в желание и умение заниматься художественным творчеством. Мы с детьми готовим детские спектакли, концерты, выставки, посвященные православным праздникам: «Рождество», «Масленница», «Покров».

Результатом целостного процесса является формирование духовно-нравственной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Литература:

  1. Белоусова, Т.Л., Бостанджиева, Н.И., Казачёнок, Н.В., Одинцова, В.П., Чозгиян, О.П., Шмелёва, Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. М. Просвещение, 2011, - 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»

В современном обществе происходит размывание  жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных уст...

Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»

Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...