Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)
Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_nravstvennoe_vospitani.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства.
Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? Жизнь современного общества стала настолько стремительной и перегруженной информацией, что зачастую мы просто поглощаем все, что нам предлагается, не задумываясь и не анализируя, что же за этим всем стоит. Так бывает и с искусством, призвание которого формировать дух жизни. Но не всегда его можно назвать подлинным.
Духовно-нравственное воспитание учащихся являются очень важной задачей современной образовательной системы. В современном мире многие основополагающие нравственные нормы и жизненные устои подвергаются переоценке и зачастую становятся под угрозой изменения и даже уничтожения. В жизни современных детей огромное место занимают компьютерные технологии, которые зачастую вытесняют живое общение, эмоционально обедняют отношения, заглушают творческий потенциал, не используемые в правильном русле. И это является одной из серьезных современных проблем в воспитании нового поколения.
Необходимо выключение всех имеющихся ресурсов образования для сохранения и передачи всего того ценного, что составляет основу нравственного воспитания с одной стороны и эстетического развития с другой. Академик Д.С. Лихачев в своих трудах подчеркивал, что народ живет, пока живет его культура.
Основные ценности воспитания формирует семья, но наиболее полное, всестороннее и глубоко духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Очень важно именно в период созревания личности заложить понимание тех идеалов и ценностей, которые составляют основу всей духовно-нравственной жизни. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходимо сосредоточить все усилия на том, чтобы сориентировать все ресурсы школьного воспитания в русло, направленное на духовно-нравственное развитие личности.
Учитель несет на себе груз ответственности за формирование внутренних стимулов личности. Особенно важную роль в развитии нравственных и духовных ценностей в школьном обучении несут на себе занятия изобразительным искусством.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости». Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание. Необходимо через изучение искусства, традиций поколений предков стремиться к укреплению нравственности, развитию духовности, умению согласовывать свои поступки с голосом совести.
Очень важно, чтобы учитель живо участвовал в данном процессе, творчески подходил к решению учебных и воспитательных задач, стал примером и авторитетом для подрастающего поколения. Стремился пробудить духовный потенциал личности, благодаря которому знания нравственных законов становятся применимы в жизни.
Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:
Восприятие (потребление искусства);
Эстетические знания (искусствознание);
Художественная деятельность.
Необходимо использовать по возможности все три вида деятельности в процессе художественно-эстетического развития.
Важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания школьников является развитие у них способности чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
Такие методы, как педагогические задачи, игры, сказки, изобразительная деятельность, анализ репродукции художников, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, создание творческих проектов, музыка, создание газет по материалам творческих заданий помогают детям приблизиться к искусству с пониманием. Умение детей видеть прекрасное - вот залог эстетического воспитания. Как изображен (какие средства выразительности использовал художник), какое настроение, отношение вызывает изображение (весело, смешно, грустно).
Доминирующими задачами художественно-эстетического воспитания детей являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному, развитие изобразительной деятельности. Все это вызывает ряд эмоции у детей. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. [1]
Знакомство детей с разными видами художественно - эстетического воспитания (знакомство с искусством, изобразительной деятельностью), использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся. В художественно эстетическом развитии детей должна быть положительная динамика. Таким образом, на уроках изобразительного искусства духовно- нравственное развитие происходит параллельно с развитием творческих способностей у детей, а именно: духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с помощью средств художественно-эстетического направления.
Литература.
- Медушевский В.А. Духовно – нравственное воспитание средствами искусства[Текст] / В. А. Медушевский // Искусствр в школе. – 2009. - №1. – С.50 – 52. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/art/35804.php?ELEMENT_ID=35804&PAGEN_1=4 (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
- Неменский Б. М. Изобраз.ительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.
- Матрохина Г. А. Духовно-нравственное развитие средствами художественно эстетического воспитания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/06/04/dukhovno-nravstvennoe-razvitie-sredstvami (дата обращения 26.02.2018 г.)
- Художественно-эстетическое образование и воспитание личности средствами изобразительного искусства и музыки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://litterus.ru/index.php/using-joomla/extensions/components/content-component/article-categories/988 (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
- Петухова Л. Н. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584897/ (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
- Коломыцева К.С. Роль духовного и эстетического воспитания школьников в художественном образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2013/Pedagogica/3_125302.doc.htm (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
- Эстеттическое воспитание учащейся молодежи средствами изобразительного искусства и отечественной художественной культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8485 (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного сознания на уроках изобразительного искусства
Проблема толерантности очень актуальна. Политика толерантности - это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу. Только через искусство возможно формирован...
Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В данной работе затрагивается проблема эстетического воспитания подростающего поколения,через приобщение его к изобразительному искусству....
Воспитание нравственной личности на уроках музыкального искусства
Обобщение профессионального опыта учителя музыки за 2012 год...
Развитие творческой личности на уроках изобразительного искусства.
Развитие эстетического вкуса учащихся, умения видеть красоту окружающего мира....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (статья)...
Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».
В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....