Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»
статья
Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, большая сила художественного воздействия, делают этот вид музыкального исполнительства самым действенным средством приобщения детей к ценностям музыкальной культуры, действенным способом передачи накопленного опыта, знаний, освоения духовно-нравственных ценностей и идеалов, т.е. основной формой музыкального воспитания и просвещения народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_duhovno-nravstvennoy_kultury.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»
Песня всегда была душой народа, неотъемлемой частью его жизни, быта, культуры. Испокон веков в ней, с одной стороны отражались все жизненные процессы людей (как родились, женились, трудились, уходили в солдаты, умирали и т.д.), что дает возможность познакомиться с историей, традициями нашего народа. А с другой стороны выражались основные народные ценности, нравственные критерии, душа и мудрость народа, накопленная веками. Поэтому, включая в репертуар школьного хора песни разной направленности – патриотические, исторические, народные, о любви к Родине, к матери, к природе и т.д., можно формировать необходимые духовно-нравственные качества личности детей, закладывая тем самым основы их общей духовной культуры.
Основная цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный хор» звучит так: формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры. Что уже само по себе показывает, что работе по созданию основ духовно-нравственной культуры детей уделяется непосредственное пристальное внимание. Программа с одной стороны нацелена на формирование вокально-хоровых навыков школьников, с другой стороны построена с учетом непосредственного участия коллектива в концертных мероприятиях, посвященных основным календарным праздникам и важным датам, что непосредственно влияет на подбор и формирование репертуара. Даже если просто перечислить эти даты (мероприятия):
День учителя
День Матери
День полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков (День снятия Блокады)
Масленица
Международный женский день
День космонавтики
День Победы
уже видны духовно-нравственные ориентиры, заложенные в подборе репертуара: уважение к старшим, к женщине, матери; знание народных традиций и истории своей Родины; гордость за свой народ, чувство сопричастности к нему, любовь к своему городу и т.д.
Разучивая с детьми новый репертуар, я не просто демонстрирую им новую песню, как исключительно образец вокального искусства, а сопровождаю показ беседой об истории создания песни, о ее месте или значении в творчестве народа (композитора). Обязательно провожу связь с историческим контекстом. У детей это вызывает живой отклик, обычно задается много уточняющих вопросов. И такие беседы позволяют им формировать представление о прошлом своей страны, о нравственных и моральных нормах, которые существовали в ту или иную эпоху. И, естественно, побуждает их сравнивать, анализировать свои взгляды на жизнь с образцами духовно-нравственных критериев предшествующих поколений, задаваться вопросом: что ценно в человеке всегда, во все времена, а что проходящее?
Наиболее очевидная часть репертуара, оказывающая влияние на формирование духовно-нравственной культуры школьников, - это, конечно, патриотические песни. К ним мы обращаемся, как в связи с концертами, проводимыми в школе на соответствующие даты, так и в связи с участием в различных конкурсах патриотической песни, проходящих в районе и городе. Сюда, в первую очередь, входят песни военных лет, а также песни современных авторов о войне или, наоборот, говорящие о том, что мы не хотим войны. Ребята, готовясь к мероприятиям, разучивая песню, подбирая стихи, костюмы, элементы декораций, просматривая записи кинохроник, имеют возможность приобщиться к духу того времени, ощутить свою сопричастность к ситуации. Имеют возможность ощутить, что несмотря на простоту мелодии песен военных лет, в них заключена огромная сила и мощь народа, такое чувство единения и общность желаний и помыслов, которые мы чувствуем и сегодня, исполняя эти песни.
Очень сильным был момент проявления воздействия песни на людей, когда в нашей школе проходили мероприятия, связанные с награждением ветеранов и жителей блокадного Ленинграда медалями и памятными призами. Школьный хор пел песню Я. Дубравина «Баллада о ледовой трассе». Песня очень сильная: и текст, и музыка ярко рисуют картины ожидания хлеба в блокадном Ленинграде, передают боль и напряжение душевных сил людей. Мы обо всем этом с детьми беседовали, говорили, что это наша история, разбирали образы, старались донести их до слушателей. И это получилось, ребята очень любят эту песню. Но когда после выступления к ним стали подходить ветераны, со слезами на глазах благодарить и говорить, что они все это пережили, видели своими глазами и, благодаря песне, как будто заново пережили! тут у детей произошло какое-то особое переосмысление всей ситуации. Что все, о чем они пели, не просто произошло когда-то давно, уже ушло в историю, и мы просто чтим память об этом, а непосредственно перекликается с сегодняшним днем, с людьми, для которых они пели. И что песня, как вид искусства, имеет огромное воздействие на слушателя.
Так же важны в репертуаре песни о Родине, о родном городе, которые в свою очередь закладывают основы патриотизма, любви к своей стране. У современных авторов много разнохарактерных песен о России, как лирических, так и мощных, заводных, в которых, используя современные технические музыкальные возможности, близкие молодежи (современную ритмику, аранжировку, звуковые эффекты), композиторы доносят вечные темы: о силе, мощи, красоте России, о единстве народа и нашей любви к ней.
Моя Россия, моя страна
Ты так красива во все годы-времена
Моя Россия, мои друзья
Дай Бог нам силы
Мы вместе одна семья (сл.и муз. С. Паради)
Особое место в работе над формированием основ духовно-нравственной культуры школьников занимают народные песни. Через них мы можем показать детям различные стороны жизни наших предков (как люди жили в быту, как трудились, веселились, как сражались и т.д.), а так же познакомить с традициями, обрядами, верованиями. Если это «масленичные песни» или «рождественские колядки», то опять таки, не просто разучиваем песню, а беседуем об истоках праздника, его обычаях, обрядах, о значении и значимости этого праздника в жизни народа. Дети очень быстро осваивают песенный материал, и с удовольствием поют.
В народных песнях выражен огромный спектр взаимоотношений между людьми (мать и дитя, женщина и мужчина, дети и родители), заложены основополагающие нормы этики, морали, духовных ценностей (уважение к старшим, понятие чести, достоинства, мужества и т.д.). Это своеобразная энциклопедия жизни народа, знакомясь с которой, современные дети не только обогатят свою духовно-нравственную культуру, но и расширят свой кругозор.
Формирования духовной культуры невозможно без воспитания эстетического вкуса. И здесь, в первую очередь, стоит обратить внимание на лучшие образцы классической хоровой музыки. Песни отечественных и зарубежных композиторов –классиков дают возможность познакомится с культурой разных народов и эпох, синтезировать понятие об общечеловеческих ценностях: красоте, доброте, любви и т.д.
Помимо влияния конкретного репертуара на формирование основ духовно-нравственной культуры, сама форма работы с детьми – коллективное пение, вырабатывает определенные навыки и качества личности, способствующие духовно-нравственному развитию ребенка. Это:
- умение работать в команде (умение слушать и слышать других, а не только себя; подстраивать свое исполнение под общее звучание)
-чувство ответственности за общий результат ( понимание: мой личный вклад влияет на конечный результат, важен для общего дела)
- умение ставить определенные цели и достигать их ( формирование настойчивости, дисциплинированности, силы воли)
-умение контролировать и оценивать собственную деятельность (терпение, внимание, критическое отношение к себе)
-формирование исполнительской культуры
Ну, и, наверное, одно из самых важных умений:
-умение и потребность приносить радость людям- слушателям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников...
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»
Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")
Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...
Театральная деятельность на иностранном языке в рамках программ дополнительного образования
Театральная деятельность на иностранном языке в рамках программ дополнительного образования С каждым годом растет важность владения иностранными языками. Все чаще мы сталкиваемся с необходимостью...