«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»
статья по теме

В современном обществе происходит размывание  жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

 В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

 Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_30_yanvarya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Система духовно – нравственного воспитания в переходный период  современного образования»

 «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

В.А. Сухомлинский 

В современном обществе происходит размывание  жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

 В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

 Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. 

В инициативе «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определяет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности воспитание личности, обладающей такими качествами как добропорядочность, взаимопомощь, инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.          

 Все эти навыки формируются с детства.

Образовательное учреждение призвано научить ребенка ориентироваться в разнообразном социальном и информационном пространстве, делать осознанный нравственный выбор, противостоять негативным тенденциям общества. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,                                                 в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных новым образовательным Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников:

1) в области формирования личностной культуры;

2) в области формирования социальной культуры;

3) в области формирования семейной культуры.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.  Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Важнейшим условием эффективной организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является наличие воспитательной системы. Под воспитательной системой мы понимаем упорядоченную совокупность структурных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает создание благоприятных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для целенаправленного развития личности.

 Организация духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе предусматривает:

 Первое. Организовать полное, системное изучение курса основ православной культуры на всех уровнях общего образования, аналогично тому, как мы системно изучаем науку и искусство. Без этого мы ее не будем знать, как не будем знать вне системного изучения математику или литературу.
Второе. Интегрировать соответствующие идеи православия во все учебные предметы, особенно гуманитарного цикла, в том числе и как их смысловое начало.
Третье. Воспитание без своего смыслового начала – это просто набор воспитательных мероприятий, а не живая органическая система. Поэтому необходимо включить ценности православной культуры в содержание воспитательной работы.
  Четвертое. Содержание внеклассной и внешкольной работы должно быть направлено на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей.

 Пятое. Организовать изучение православной культуры в системе учреждений дополнительного образования, созданных как церковью, так и светскими управленческими структурами.
Шестое. Предусмотреть организацию воспитательной работы с отдельными категориями детей и молодежи: одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями развития и особыми образовательными потребностями,   детьми группы риска и др.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Поэтому, работа по формированию духовно-нравственных ценностей должна быть систематической, непрерывной и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Нашей школой в данном направлении накоплен определенный опыт, который мы хотим вам представить.      
 Система духовно-нравственного воспитания включает в себя пять взаимосвязанных элементов:

1.Урочная

2. Внеурочная деятельность                                                                                                        3. Внешкольная деятельность;

4. Семейное воспитание;

5. Изучение культурологических основ  православной религии;

Урочная деятельность;

 Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому  основной духовно-нравственный материал включается в различные уроки:

Внеурочная деятельность:

Воспитание  в процессе внеурочной деятельности в  нашей школе осуществлялась согласно разработанной педагогическим коллективом программе воспитания  «Я - гражданин» и ее подпрограммам, направленных на патриотическое, эстетическое, экологическое, физическое и нравственное воспитание обучающихся, на работу с семьей. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

- Творческая художественная деятельность  детей в рамках дополнительного образования.

- Проведение праздников и мероприятий.

- Исследовательская  и проектная деятельность учащихся.

- Тематические и творческие вечера.

- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Процесс формирования духовных ценностей  осуществляется в процессе внешкольной деятельности                                                                    Внешкольное

-Экскурсии

-Посещение театров

-Тимуровская работа

-трудовые десанты

Семейное воспитание:  но все это невозможно без поддержки  родителей.                  Семья есть первая школа, где закладываются основы общечеловеческих ценностей, воспитываются добрые характеры.  Во многих семьях утрачены традиции семейного воспитания, поэтому большое внимание в вопросах духовно - нравственного воспитания отводится налаживанию тесного сотрудничества с родителями обучающихся.                   

 Формы работы с родителями:

- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

- Лекторий для родителей.

- Выставки, конкурсы.

- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

- Совместно организованные с родителями праздники.                                              В современных условиях концепция  духовно – нравственного воспитания обращает наше внимание на более  глубокое  использование в воспитательном процессе  основ православной культуры.

С 2009-2010 учебного года  в школе введен  курс  Основы православной культуры  содержание, которого даёт  детям, представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа.  Отдельные уроки проводятся в церкви  Иоанна – Предтечи,  расположенной  рядом со школой.  Детям эти уроки нравятся.  Православие возвращает нас  к духовным ценностям и традициям.                      Ведь  оно проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные начала, милосердие и семейные ценности, призывает к миру и межнациональному согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа.                                                                                                                

Как результат: у них возникла потребность в расширении знаний о православной культуре, поэтому дети с удовольствием  стали посещать воскресную школу.                                                                                                                

Во всей этой работе особое  значение  для духовно – нравственного развития ребенка имеет пример учителя. Именно учитель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности и нравственности. Феофан Затворник пишет об учителях, что «это должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых», потому что «воспитание из всех дел самое святое».

Потребности современного общества, приоритет стандартов нового поколения, направленных на усиление значимости духовно-нравственного воспитания личности требуют переосмысления организации воспитательной работы в школе.

Практический  опыт, накопленный в процессе реализации программы воспитания «Я гражданин», позволил нашей школе принять участие  
в конкурсе на  открытие  районной экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию по теме:  « Создание среды для духовно – нравственного развития сельских школьников».

Цель:

Создание условий, обеспечивающих открытость культурно-образовательного пространства, возрождение духовно-нравственных традиций, формирование истинно российской ментальности, основанной на благородных помыслах, трудолюбии, уважении к православной вере, историческому прошлому своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95

Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...

Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей

Статья раскрывает формы  и методы духовно-нравственного воспитания  детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма  - как особый вид пространства  дл...

Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»

Методическая разработка«Система духовно-нравственного воспитания   в учреждении дополнительного образования»...

Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования»

Методическая разработка «Система духовно-нравственного воспитания   в учреждении дополнительного образования»...