программа военно-патриотического клуба
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_programma_vpk_rubezh.doc | 770.5 КБ |
programma_po_dpyu.doc | 694.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
Родина и честь - превыше всего!
Оглавление
I. Введение
1.1.Актуальность социального проекта ………………………………………3
1.2. Содержание, цели и задачи патриотического образования и воспитания детей и подростков………………………………………………………………….6
II. Военно – патриотический клуб «РУБЕЖ». (ВПК)
2.1.Концептуальные основы деятельности военно – патриотического клуба «РУБЕЖ». ………………………………………………………………………….11
2.2. Цель и задачи деятельности ВПК «РУБЕЖ»…………………………… …..20
III. Ожидаемые результаты работы ВПК «РУБЕЖ» …………………..26
Приложения………………………………………………………………………….27
I. Введение
1.1.Актуальность социального проекта: Условия, в которых сегодня находится российское общество, целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлена под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.
Однако ещё в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования. Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка. Но и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей. Нравственное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы.
Организация работы по патриотическому воспитанию подростков и молодежи осуществляется в содружестве со структурными подразделениями администрацией Дербентского сельского поселения, с общественными организациями и объединениями военно-патриотической направленности - районным Советом ветеранов ВОВ, Российским союзом ветеранов Афганистана, с союзом ветеранов боевых действий на Северном Кавказе районным музеем, молодежными общественными организациями района.
Диаграмма 1. Структура взаимодействия МОУСОШ № 6 для создания целостного, непрерывного педагогического процесса патриотического воспитания
районный Совет ветеранов
ВОВ
Управление образования Тимашевского района
администрация Дербентского сельского поселения
Районный музей
Союз ветеранов боевых действии на Северном Кавказе
Молодёжные общественные организации района
школьная, сельская, районная библиотеки
Российский союз ветеранов войны в
Афганистане
МОУ
СОШ
№ 6
1.2. Содержание, цели и задачи патриотического образования и воспитания детей и подростков.
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
Патриотическое воспитание сегодня - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей и подростков;
- утверждение в сознании и чувствах детей и подростков патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
- создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у детей и подростков верности отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В содержании патриотического воспитания важна социально-педагогическая направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие). Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет ядро патриотического воспитания. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
- гражданственность;
- общенациональность в государственном масштабе;
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
- патриотизм, преданность своему Отечеству;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований;
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям:
- духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
- историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
- политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;
- воспитание гражданственности - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
- профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
- психологическое - формирование у детей, подростков и молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной или других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.
Вышеизложенные позиции вошли в сложившуюся систему патриотического воспитания детей и подростков. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин и, в первую очередь, гуманитарного цикла. Но немаловажным звеном в патриотическом воспитании школьников является его непрерывность, целостность, чёткость взаимодействия всех заинтересованных структур. Обеспечить эту целостность может только военно – патриотический клуб.
II. Военно – патриотический клуб «РУБЕЖ».
2.1.Концептуальные основы деятельности военно – патриотического клуба «РУБЕЖ».
Возрождение Отечества, успешное решение задачи создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания, чувства гордости за свой народ, интереса к истории родного края.
Военно-патриотическое воспитание приобретает в последнее время особое значение. Этот вопрос наиболее остро звучит в современных условиях всеобщего социально-экономического кризиса, охватившего все стороны жизни российского общества. Рост преступности и наркомании, индивидуализм, меркантильность, неуважение к обществу, семье, коллективу, забвение традиций российского народа, незнание истории Великой нации - все эти негативные качества современной молодежи, возникли не сами по себе, а в результате бездумного разрушения системы гражданского, правового и профессионального воспитания некогда существовавшей в нашей стране.
«Всё начинается с детства…», - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применение к обществу, как феномен, детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Правительством принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации год", в разработке которой приняли участие практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума.
Сложные социально - экономические процессы, связанные с реформированием российского общества повлияли так, что в условиях неблагоприятного воздействия макросреды резко возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана. Значительной части молодёжи не присущи такие традиционные для нашего общества нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей.
Статистика свидетельствует о росте негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, размывании патриотических, гражданских ценностей и идеалов.
Одной из причин создавшегося положения является практическое свертывание военно-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, хотя оно является одним из ведущих направлений воспитания, и должно выступать неотъемлемой составной частью всей деятельности по формированию у подрастающего поколения готовности к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.
Одна из основополагающих характеристик личности - чувство патриотизма, любви к Родине закладывается и развивается вместе с развитием, становлением самой личности с раннего возраста.
С самого раннего возраста необходимо воспитывать в личности высокие морально-нравственные устои, понимание преобладания ценностей общественных, государственных над корпоративными и личными, прививать уважение к культурному наследию своего народа; готовность к самопожертвованию на благо Отечества, приверженность национально - конфессиональным традициям, например - православию, которое было в течение почти тысячелетия общенациональной государственной идеологией России.
Традиционно большая часть воспитательной работы в России отводилась системе кружковой и клубной работы. К несомненным достоинствам такой работы следует отнести ее систематичность, профессиональную работу с кадрами, идеологическую согласованность с линией школы и общества, опору на педагогическую методологию и практическую направленность, выстроенную в соответствии с предлагаемой системой ценностей. Эти особенности делали систему детских кружков и клубов по интересам полноценным институтом социализации, отличным от семьи и школы.
По сравнению с учреждениями дополнительного внешкольного образования детские клубы несут дополнительную психологическую нагрузку. В отличие от кружков, факультативов и секций, акцент в воспитательной работе клуба стоит не на освоении деятельностью как таковой, а на способах организации этой деятельности. Главные навыки, вырабатываемые в условиях детского клуба – это навыки самостоятельности, командной работы, жизни в коллективе, взаимодействия со взрослыми и детьми разных возрастов в обстановке менее формальной, чем в школе, но более структурированной, чем на улице.
В современном обществе до трудовой стадии социализации в ее школьный период соответствуют такие институты как семья, школа и учреждения дополнительного внешкольного образования, представленные не единой государственной системой, а, скорее, набором различных секций, кружков, курсов, выбранных родителями, чтобы куда-то «пристроить» ребенка с пользой для его развития. Детские клубы, разновозрастные отряды по месту жительства, к сожалению, представляют собой не более чем каникулярный вариант кружка или секции, куда ребенка пристраивают на каникулы, чтобы он не «болтался» дома или на улице.
На самом деле, социализирующий потенциал временного детского коллектива, которым является клуб, огромен. В условиях детского клуба ребенок учится выстаивать свое взаимодействие со взрослыми и другими детьми на совершенно иных основаниях, нежели в семье и школе. Сам характер взаимоотношений в коллективе детского клуба коренным образом отличается от семейных отношений и отношений в рамках школы.
Основанием для семейных отношений в современных семьях все чаще становится совместное проживание на определенной территории, необходимость решать бытовые вопросы с учетом интересов всех членов семьи. Крайне редко встречаются семьи, объединенные какой-либо общей деятельностью, общим интересом, общей целью. Современные семьи нечасто собираются вместе даже на ужин перед телевизором. В ситуации, когда более трети современных детей растут в неполных семьях, семья зачастую не является даже пространством освоения гендерных и возрастных ролей и элементарных бытовых навыков.
Взаимоотношения в школьном коллективе так или иначе сгруппированы вокруг учебной деятельности. Основанием для системы личных симпатий и антипатий, а также статусно-ролевых отношений служат те качества личности, которые связаны с учебной деятельностью. Личностный потенциал, не вписывающийся по тем или иным причинам в структуру учебной деятельности, оказывается невостребованным или даже становится источников проблем. Отношения со взрослыми дистанцированы и формализованы, а в подростковом возрасте часто конфликтны – большей частью из-за неумения раскрыть и поддержать интерес учащихся, учесть их возрастные психологические особенности.
Исследование оснований и возможностей принципиально новых взаимоотношений в условиях детского клуба само по себе может оказать психотерапевтическое и психопрофилактическое воздействие на ребенка, попавшего в неблагоприятную обстановку в семье или не сумевшего адаптироваться к требованиям школы.
Именно этот институт способен взять на себя крайне важную функцию значимой для ребенка группы, занимающейся интересной для него, хорошо организованной, общественно-полезной и одобряемой деятельностью под руководством заинтересованного, понимающего взрослого. Такая группа способна стать транслятором личностных идеалов и ценностей, учащим жить и выстраивать свою деятельность в соответствии с творческими, нравственными и духовными потребностями личности. В то же время эта группа становится своего рода безопасным пространством поиска и опробования нового поведения, новых убеждений, новых качеств, т.е., полем социального самопознания и познания другого человека.
Основные цели, которые ставит перед собой детский клуб, отражают два основных направления, в которых разворачивается процесс социализации. Первое направление – формирование социально-психологических качеств личности, то есть, тех уникальных свойств, которыми обладает лишь человек и лишь благодаря тому, что рождается и развивается в человеческом обществе. Как уже было отмечено, к социально-психологическим качествам относятся жизненные цели и мотивы, определенные потребности, система ценностей, самосознание личности и т.д. Второе направление – овладение конкретными навыками общения и взаимодействия с людьми, построения отношений, участия в общественной жизни. Оба направления тесным образом взаимосвязаны и их выделение является, скорее, условным, поскольку формирование личности происходит в процессе овладения социально-психологическими навыками.
Первому направлению соответствует та часть работы клуба, которая направлена на приобщение ребенка к культурным, общественным, духовным ценностям, на раскрытие его творческого и общественного потенциала. В связи с этим направлением работы можно обозначить следующие задачи:
1. Включение детей в состав группы с гражданскими ценностями и нормами поведения, заданными в виде правил и критериев оценки поведения, методов воспитания, используемой символики, примеров взрослых с целью усвоения участниками группы этих норм и ценностей.
2. Проведение культурно-просветительской работы в соответствии с военно-патриотической направленностью клуба.
3. Включение детей в активную, творческую деятельность, а также поощрение творческого подхода к любой деятельности, внимание к индивидуальным способностям и возможностям ребенка.
4. Организация совместной деятельности таким образом, чтобы смысл ее стал личностно значимым для участников, а вклад в общее дело мог служить критерием самооценки.
Другой, не менее важный комплекс задач, нацелен на организацию взаимодействия со взрослыми и другими детьми на основе общей коллективной деятельности. К данному комплексу относятся такие задачи:
1. Приобщить детей к опыту построения личных отношений на основании участия в совместной деятельности.
2. Приобщить детей к опыту существования во временном детском коллективе (группа высокого уровня развития), позволяющему освоить и закрепить новый групповой статус, новую роль, выработать определенную социальную интуицию.
3. Способствовать выработке навыков более эффективного общения при решении общегрупповых задач.
4. Способствовать овладению и закреплению навыков более глубокого тематического личного общения.
5. Способствовать развитию навыков адекватного восприятия партнера по взаимодействию (эмпатии, идентификации, рефлексии).
В основе постановки задач стоит стремление научить детей двум важнейшим социально-психологическим навыкам: навыку свободного и глубокого общения и навыку совместной деятельности.
Если учесть, что многие дети лишены полноценного общения в семье (дети из неполных семей, единственный ребенок в семье) и в школе (конфликтные отношения с педагогами и одноклассниками), и что большинство детей демонстрирует те или иные проблемы в общении, становится понятно, что временный детский коллектив обладает уникальными возможностями в этой сфере. Дети любят общаться, но не умеют использовать общение для самораскрытия, сближения, организации совместной деятельности. Зачастую дети не умеют говорить о том, что их интересует, боятся говорить о том, что их волнует, раскрываться в общении и даже не подозревают, что можно получать удовольствие от познания другого человека. Поскольку в школьный период общение более чем в каком-либо другом возрасте, влияет на психическое развитие, перед лагерем стоит задача научить детей полноценно общаться, а также чувствовать и познавать других людей. Учитывая временную ограниченность лагерных смен, в полной мере осуществить поставленную задачу невозможно, однако следует стремиться к тому, чтобы дети почувствовали интерес и оценили качество предложенного им в лагере общения.
О навыках сотрудничества можно сказать практически то же самое: современные дети теряют чувство коллективных ценностей, в массовом сознании преобладают ценности индивидуалистические, поэтому попытки организовать совместную детальность часто наталкиваются на неумение идти на компромисс, учитывать общие, а не личные интересы, жертвовать своими потребностями во имя общего дела. В результате дети чувствуют себя невостребованными, ненужными, страдает их потребность ощущать свою причастность к чему-то большому, общезначимому. В пространстве лагеря, с его организованной деятельностью и направленностью на интересы группы, становится возможным научить детей делать что-то вместе, обучить навыкам сотрудничества, привить вкус к совместной деятельности.
В сущности, при составлении содержательной программы деятельности клуба и выборе мероприятий необходимо, в первую очередь, руководствоваться этими двумя основными задачами. Перед всеми организаторами и педагогами стоит одна большая задача: организовать такую деятельность, в рамках которой дети могли бы освоить общение и сотрудничество.
В основу концепции военно-патриотического клуба положены отмеченные выше потребности современных школьников с учетом особенностей их мировоззрения и самосознания, выявленных с помощью эмпирических социально-психологических исследований.
Согласно предлагаемой концепции, к военно-патриотическому клубу предъявляются следующие требования.
1. Коллектив ВПК является носителем определенной системы ценностей, которая активно реализуется в конкретных мероприятиях культурно-исторической, социальной, духовно-нравственной направленности в соответствии с программой . Клуб позволяет реализовывать совместные проекты с другими детскими и молодежными организациями, принимать участие в разнообразных социальных программах, проводить международные мероприятия.
2. В рамках клубных мероприятий школьникам предоставляется возможность интересного, углубленного, тематического общения.
3. Военно-патриотическое воспитание в рамках ВПК призвано приобщить детей к культурно-историческому наследию России, привить чувство своей причастности к культурно-историческому процессу современной России и ответственности за настоящее и будущее своей страны, сформировать осознанную позицию по отношению к воинскому долгу перед своей страной.
4. Гражданское и социальное направление нацелены на формирование активной гражданской и общественной позиции через ознакомление и обсуждение наиболее важных социальных проблем (наркомания, терроризм, охрана окружающей среды, национализм и этнокультурное разнообразие России). Участникам клуба предлагается также овладеть практическими навыками в области гражданской обороны и туризма, а также социально-психологическими навыками эффективного общения и командного взаимодействия.
5. Духовно-нравственное воспитание имеет целью ознакомление с основами культурообразующей духовной традиции России, с подвигами прославленных русских князей и полководцев.
6. Все тематические направления, отраженные в программе клуба, представлены в единстве познания и активного действия. Культурно-просветительское направление обеспечивает информационное насыщение, интеллектуальное и культурное развитие, осознание своей позиции по предлагаемой проблематике. Практические занятия, проекты, акции и самостоятельные творческие задания способствуют лучшему усвоению и осмыслению материала, а также формируют навык активной реализации своих знаний, умений и убеждений в конкретной деятельности.
Задачи, которые ставятся перед ВПК при единой уставной цели - духовно-нравственного развития и гражданского становления личности, решаются в рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Военно-патриотическое и гражданское воспитание;
2. Духовно-нравственное воспитание;
3. Социально-развивающая работа;
По каждому из направлений разработаны специальные обучающие и развивающие программы, объединенные в целостную воспитательную систему.
В рамках проекта дети знакомятся с патриотической традицией России, а также получают уникальную возможность приобщиться к этой традиции, принять в ней непосредственное личное участие, почувствовать себя частью этого великого целого. Значение подобный опыт для становления всесторонне развитой, гармоничной, сознательной личности невозможно переоценить.
Военно-Патриотический клуб "РУБЕЖ" проводит свои занятия с подростками от 11 лет и старше. Работа клуба идет на базе МОУСОШ №6
2.2. Цель и задачи деятельности ВПК «РУБЕЖ»
Основная цель создания военно - патриотического клуба - участие в реализации государственной политики, военно-патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи.
Она достигается путём решения следующих задач:
- изучения истории и культуры Отечества и родного края;
- воспитания чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- передачи и развития лучших традиций российского воинства;
- противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
- физического развития молодежи и детей, повышения привлекательности здорового образа жизни;
- участия в подготовке граждан к военной службе, популяризации работы в органах внутренних дел.
- Планируется проведение занятий по следующим дисциплинам: патриотическое воспитание, основы правовых знаний, огневая, техническая, строевая и физическая подготовка, основы военной топографии, гражданская оборона и т.п.
Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен уметь и быть готовым защитить свою землю своих предков.
Необходима подготовка юношей к службе в ВС России, ознакомление с основами обороны Российского государства, воспитание юношей в духе гордости за свою Родину - Великую Россию, готовности защитить ее с оружием в руках от посягательств врагов Отечества.
Цель работы клуба: содействие формированию гражданской личности:
осознающей принадлежность к судьбе Отечества и ответственность перед обществом, государством, семьей
стремящейся к здоровому образу жизни, совершенствованию и самореализации,
обладающей высокими нравственными качествами
Направления деятельности:
Спортивная деятельность:
1. Общефизическая подготовка.
2. Спортивные секции: теннис, волейбол, баскетбол, футбол.
3. Первенство школы по разным видам спорта.
4. Районная спартакиада
Военная
1. Рукопашный бой.
2. Строевая подготовка
3. Стрельбы.
4. Специальная медицинская подготовка
5. Организация летних военно-полевых лагерей
Патриотическая
1. Углубленное изучение истории России, ее духовных, культурных и нравственных ценностей
2. Изучение духовных традиций и истории русской армии
3. Просмотр видеоматериалов патриотического содержания, беседы, лекции, мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни
4. Встречи с интересными людьми.
5. Краеведческая работа
6. Эколого-эстетические мероприятия на территории хутора.
Формы деятельности могут быть разнообразные: соревновательная деятельность, конкурсы, интеллектуальные игры, военно-спортивные слеты и игры, смотры, праздники, митинги, экскурсии, походы, туристические и краеведческие экспедиции и т.д.
УСТАВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «РУБЕЖ»:
1. Общие положения
1.1. "Военно-Патриотический Клуб "РУБЕЖ"", (далее – ВПК «РУБЕЖ») является основанным на членстве добровольным, неполитическим, региональным молодежным общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных настоящим Уставом.
1.2. Организация Действует в пределах территории Тимашевского района Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации , на основании Федерального закона "Об общественных объединениях", иных законодательных актов Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Уставом.
1.3. Полное наименование Организации – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 "Военно-Патриотический Клуб "РУБЕЖ"". Сокращенное наименование – МОУСОШ №6 "ВПК "РУБЕЖ"".
1.4. Место нахождения постоянно действующего руководящего органа Организации (Координационный Совет) – Тимашевский район хутор Танцура Крамаренко МОУ СОШ № 6
1. 5. Членом клуба может быть любой учащийся школы, поддерживающий приоритетные направления деятельности клуба.
1. 6. Члены клуба имеют право:
Избирать и быть избранными в состав Совета клуба;
Участвовать во всех собраниях и мероприятиях клуба;
Вносить предложения, касающиеся деятельности и занятий ВПК;
Получать информацию о деятельности ВПК;
Свободно выходить из членов ВПК на основании собственного заявления;
Пользоваться имеющейся материально-технической базой;
1. 7. Члены клуба обязаны:
Быть социально-активными, являться примером в труде, учебе, быту;
Вести здоровый образ жизни;
Подчиняться решениям Совета;
В своей повседневной жизни руководствоваться "Кодексом Чести ВПК";
Бережно относиться к имуществу ВПК;
Свято хранить и умножать традиции ВПК;
1. 8. Члены ВПК могут быть исключены из его рядов в следующем случае:
За нарушение Устава ВПК
КОДЕКС ЧЕСТИ УЧАСТНИКОВ ВПК «РУБЕЖ»
1. Идейная и духовная основа деятельности ВПК заключена в лозунге:
«РОДИНА И ЧЕСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!»
2. Будь верным России: помни ее историческое и духовное наследие, береги русскую культуру, обычаи и традиции.
3. Помни о долге перед народом и Отечеством.
4. Будь готов стойко переносить тяготы на службе Отечеству.
5. Будь честным, благородным, справедливым.
6. Будь сильным для того, чтобы быть добрым.
7. Закаляй свою волю и развивай мышление
8. Научись видеть и исправлять свои недостатки.
9. Чти родителей и старших по возрасту.
10. Уважай мнение других, будь толерантен.
11. Не запятнай честь гражданина недостойными поступками и поведением: сквернословием, хамством, хулиганством, нарушением моральных и общественных норм.
12. Умей просить прощения и прощать.
13. Не делай другим того, чего не желаешь себе.
III. Ожидаемые результаты работы МОУ СОШ № 6 ВПК «РУБЕЖ»:
Своей целью проект ставит подготовку подростков к службе в Вооруженных силах России, воспитание в ребятах здорового образа жизни, уважения законности и правопорядка. К работе с будущими призывниками будут привлечены юноши, прошедшие службу в рядах РА и уволенные в запас. Реализация данного проекта позволит качественно подготовить к службе в армии не менее двадцати подростков в возрасте 11-18 лет, организовав их в сплоченный коллектив. Обязательные тренировки для подростков планируется проводить не менее трех раз в неделю. При развитии проекта планируется привлечь к военно-спортивным тренировкам детей в возрасте старше восьми лет, а также молодежь после 18 лет.
Приложение 1.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМ КЛУБЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Военно - патриотический клуб, далее ВПК - детское, молодежное общественное объединение, созданное в образовательном учреждении с целью развития и поддержки детской инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства, вооружения и воинского костюма, освоения воинских профессий, подготовки молодежи к службе в армии.
1.2. Настоящее Положение не распространяется на детские и молодежные коммерческие, политические объединения, организации, учреждения.
1.3. Деятельность ВПК осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами - "Об общественных объединениях", "О воинской обязанности и военной службе", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1996 N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, настоящим Положением, Уставом ВПК и другими нормативными правовыми актами.
2. 3адачи ВПК
Задачами ВПК являются:
2.1. Воспитание у членов клуба любви к Родине на лучших традициях служения Отечеству.
2.2. Реализация государственной молодежной политики в сфере нравственного и патриотического воспитания.
2.3. Сохранение, преумножение славных традиций Российского воинства.
2.4. Увековечивание памяти погибших защитников Отечества.
2.5. Содействие в подготовке молодежи к военной службе.
2.6. Развитие технических и военно-прикладных видов спорта.
2.7. Формирование у подростков активной жизненной позиции.
З. Основные направления деятельности ВПК
3.1. ВПК осуществляет свою деятельность под руководством администрации образовательного учреждения, а также взаимодействует с организациями, деятельность которых направлена на духовно - нравственное, патриотическое и физическое развитие молодежи.
3.2. ВПК определяет профиль своей деятельности, планирует работу и составляет учебные программы.
3.3. ВПК проводит военно - спортивные и юнармейские игры, соревнования, экскурсии, походы, показательные выступления, летние лагеря и сборы, выставки и т. п.
3.4. ВПК участвует в поисковых экспедициях; сооружении, содержании мемориалов и памятников воинской славы и уходе за ними.
3.5. Ведет информационно - издательскую деятельность в области развития гражданственности и патриотизма молодежи.
З.6. Оказывает шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов; семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
4. Материально - техническое обеспечение деятельности ВПК
4.1. Деятельность ВПК обеспечивается за счет средств:
4.1.1Образовательного учреждения
4.1.2. Пожертвований спонсоров, а также других привлеченных средств, аккумулируемых на счете образовательного учреждения.
4.2. Использование ВПК учебно-материальной базы воинских частей, военно- учебных заведений, а также передача для ВПК (на баланс ОУ) снятых с производства, списанных и неиспользуемых в войсках военного имущества, обмундирования, техники осуществляется по договоренности с командованием воинских частей в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Учебно-материальная база образовательных учреждений, организаций, осуществляющих подготовку молодежи к военной службе, может использоваться ВПК в реализации уставных задач на договорной основе в установленном порядке.
5. Поддержка деятельности ВПК
5.1. Центральное окружное управление образования, Центр патриотического и гражданского воспитания оказывают всестороннюю поддержку деятельности ВПК по формированию гражданской ответственности и патриотизма детей и подростков;
5.1.1. Разрабатывают нормативные правовые акты по поддержке деятельности ВПК.
5.1.2. Организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей ВПК.
5.1.3. Издают информационные, учебно-методические материалы, наглядные пособия, выпускают видеофильмы о деятельности клубов по духовно - нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
5.1.4. Содействуют в установлении военно-шефских связей ВПК с организациями, предприятиями, творческими, трудовыми коллективами.
5.1.5. Участвуют в подготовке и реализации учебных программ, семинаров, конкурсов, соревнований, сборов, стажировок и других мероприятий ВПК, направленных на развитие гражданственности и патриотизма.
5.2. Военные комиссариаты:
5.2.1. Информируют допризывников и лиц, уволенных с военной службы о деятельности ВПК.
5.2.2. Учитывают профиль подготовки воспитанников ВПК при определении вида и рода войск Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов при их призыве на военную службу.
5.2.3. Рекомендуют юношей, отслуживших военную службу и прошедших подготовку в ВПК, для поступления в высшие учебные заведения.
6. Руководство деятельностью ВПК
6.1. Руководство деятельностью ВПК осуществляется в соответствии с собственным Уставом, Положением и действующим законодательством.
6.2. Для координации деятельности ВПК может создаваться попечительский совет ВПК, включающий в себя родителей воспитанников, руководителей ВПК, представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, организации - учредителя, военкоматов, а также других юридических и физических лиц, способствующих развитию гражданственности и патриотизма молодежи.
7. Примечания
7.1. С учетом специфики образовательных учреждений руководители ВПК могут разрабатывать документы о деятельности клубов самостоятельно, основываясь на данном Положении и действующем законодательстве.
Приложение 2
Дорогой Друг!
Мы приглашаем тебя принять участие в военно-патриотическом проекте, который осуществляет наш клуб «РУБЕЖ».
Основная цель клуба «РУБЕЖ» - подготовить настоящих защитников нашей Родины, молодых людей, которые готовы не на словах, а на деле доказать, что они смогут дать достойный отпор любому врагу. В процессе подготовки ты освоишь навыки обращения с оружием, научишься основным приемам работы спецподразделений; научишься метко стрелять. Ближе к лету мы проведем несколько учебно-тренировочных походов.
Мы приветствуем, если ты уже занимаешься или готов серьезно заняться каким-либо из видов единоборств: бокс, борьба, рукопашный бой, любой вид восточных боевых искусств, так как это укрепит твою волю и закалит тело, а настоящий защитник должен быть готов к бою не только духовно, но и физически.
Приглашай на наши занятия своих друзей и знакомых. Мы уверены, что наши занятия помогут тебе и твоим друзьям стать настоящими защитниками Родины. Мы ждем тебя и надеемся, что тебе понравится работать с нами.
Только вместе мы сделаем наш клуб «РУБЕЖ» настоящей кузницей патриотов России!
Руководитель клуба
Карпов В.В .
- -
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
военно-патриотического клуба
«РУБЕЖ»
Пояснительная записка.
Военно-патриотический клуб включает в себя начальную военную, военно-техническую и морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должно лежать принцип единства всех его составных частей. Такой подход к данному направлению работы позволяет полно сформировать качества, умения, навыки, необходимые будущему защитнику Отечества.
Программа центра рассчитана на военно-спортивную и патриотическую работу с учащимися 11-18 лет. Занятия проводятся с двумя группами учащихся (младшая 11-15 лет и старшая 16-18лет). Место проведения школьный стадион, спортивный зал, строевая площадка, спортивный городок, кабинет ОВС и на пересечённой местности в окрестностях посёлка. Занятия рассчитаны два раза в неделю по два часа с каждой группой в течение восьми месяцев (октябрь-май), всего 128 часов для младшей группы и 136 часов со старшей группой.
Переход учащихся из младшей группы в старшую осуществляется при полном освоении программы младшей группы.
Цели и задачи программы:
- Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважения к истории страны, края.
- Осознание учащимися своего долга по защите России.
- Морально-психологическая подготовка к службе в Вооружённых силах РФ:
- воспитывать ответственность за порученное дело;
- стойко переносить трудности и лишения;
- подчиняться законам и приказам;
- быть контактным, уметь строить взаимоотношения с другими людьми;
- Физическая подготовка к службе:
- выработка необходимых физических качеств, выполнение нормативов физической подготовки молодого солдата;
- приобретение умений и навыков в преодолении препятствий природного и специального характера;
- приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
- Интеллектуальная подготовка к службе в армии:
- изучение истории Вооружённых сил России;
- получение знаний о различных видах вооружения и боевой технике;
- знакомство с важнейшими положениями воинских уставов.
- Выработка специальных навыков по:
- строевой и огневой подготовкам;
- защита от оружия массового поражения;
- действия на поле боя;
- рукопашному бою.
Особенности программы:
Занятия проводятся комплексно - изучается материал сразу нескольких разделов. Военно-патриотические темы обсуждаются учащимися разных возрастных групп.
Данная программа предусматривает проведение районных семинаров и инстукторско - методических занятий для преподавателей-организаторов ОБЖ района для обобщения опыта по следующим темам:
Тема семинара. Выживание в природных условиях. Организация туристических походов, подготовка к походу. Проведение поисково-спасательных работ с использованием туристического снаряжения, прохождение туристической полосы.
Тема семинара. Роль школьного музея боевой и трудовой славы в организации героико-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся учреждения.
Инструкторско-методическое занятие по теме: Строевая подготовка. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание воинского приветствия на месте и в движении.
Инструкторско-методическое занятие по теме: Огневая подготовка. Автомат Калашникова, назначение основные тактио-технические характеристики автомата. Основные части и их предназначения. Порядок выполнения неполной разборки и сборки автомата. Основные причины задержки при стрельбе и способы их устранения.
Оценка эффективности программы:.
Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности учащихся проводятся зачёты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов на звания «Меткий стрелок», «Инструктор военного дела», «Краповый берет». Достижения учащихся отмечаются вручением удостоверений и освещаются в стенной печати. Из числа наиболее подготовленных юноармейцев формируются команды для участия в районных и краевых соревнованиях военно-спортивного характера.
Достаточно подготовленные воспитанники в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях.
Этапы реализации программы:
1этап- подготовительный – знакомство учащихся с особенностями программы и ее содержанием.
2 этап – основной – выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой.
3 этап – подведение итогов;
- подготовка и сдача нормативов, участие в показательных выступлениях;
- оценка результативности программы по итогам учащихся в школьных, районных и краевых соревнованиях.
Материально-методическое оснащение программы
Материально–техническая база
- видеофильмы: «Оружие Калашникова», « Ракетные войска стратегического назначения», « Мины ВС РФ», « Вооружение Российской армии»;
- комплекты плакатов: «Строевая подготовка», «Тактическая подготовка», «Проведение аварийно - спасательных работ в зоне бедствий», «Гражданская оборона»;
- макеты: автомата Калашникова, противопехотных мин, ручных гранат;
- комплект магазинов с учебными патронами к автомату Калашникова;
- пневматические винтовки;
- противогазы ГП – 5, общевойсковой защитный комплект, сапёрные лопаты;
- полоса препятствий, спортивный городок, строевая площадка, переносной стрелковый тир, спортивный зал.
Учебно – методическая литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
- «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы», 2011.
- Журнал «Основы безопасности жизни»,2000-2011.
- Боевой устав мотострелковых войск 1982 .
- Наставление по стрелковому делу 1987.
- Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ 2005.
- Кур стрельб ( КС-2003).
- Журнал «Военные знания», 2000-2011.
Учебно – тематическое планирование
младшая группа
№ п/п | Разделы и темы занятий | Количество часов | Формы работы | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1. | Физическая подготовка | 30 | 3 | 27 | ||
Теория и методика наращивание силы Теория и методика развития выносливости Теория и методика рукопашного боя | 10 10 10 | 1 1 1 | 9 9 9 | Тренировочные занятия. Соревнования. | Сдача зачётов. | |
2. | Строевая подготовка | 15 | 3 | 12 | ||
Элементы строя, виды строя Индивидуальная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Строевые приёмы с оружием | 1 8 4 2 | 1 1 1 - | - 7 3 2 | Выполнение движений в строю Занятия в группах. | Зачёт и соревнования. | |
3. | Огневая подготовка | 20 | 7 | 13 | ||
Меры безопасности при стрельбе Пневматическое оружие Изготовка к стрельбе и стрельба из ПВ Автомат Калашникова Ручные осколочные гранаты | 1 4 6 4 5 | 1 2 2 1 1 | - 2 4 3 4 | Выполнение в группах Внутренние соревнования | Сдача нормативов Соревнования | |
4. | Выживание в природных условиях | 14 | 3 | 11 | ||
Ориентирование на местности Добывание огня и разведение костра Строительство временных укрытий Добывание пищи в лесу Организация туристических походов, туртехника | 2 2 2 1 7 | 1 - - - 2 | 1 2 2 1 5 | Выходы на местность. Создание экстремальных условий | Туристический поход | |
5. | Уставы Вооружённых сил РФ | 4 | 3 | 1 | ||
Общевоинские уставы Боевой устав мотострелковых войск | 3 1 | 3 - | - 1 | Разбор ситуаций армейской жизни | Тестирование военно-спортивная игра | |
6. | История Вооружённых сил РФ | 9 | 9 | - | ||
Куликовская битва Походы А.В Суворова Отечественная война1812 года Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 2 2 2 3 | 2 2 2 3 | - - - - | Лекции Сообщения учащихся | Собеседование | |
7. | Защита от оружия массового поражения | 4 | 1 | 3 | ||
Фильтрующий противогаз | 4 | 1 | 3 | Практическая отработка | Зачёты Соревнования | |
8. | Вооружение Российских ВС | 7 | 7 | - | ||
Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные силы | 3 2 2 | 3 2 2 | - - - | Просмотр и анализ видеофильмов Плакатов Доклады учащихся | Собеседование Викторина | |
9. | Тактическая подготовка | 9 | 3 | 6 | ||
Действия солдата на поле боя Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин | 5 4 | 1 2 | 4 2 | Обыгрывание ситуаций на местности | Военно-спортивная игра | |
10. | Проведение соревнований, игр и конкурсов | 16 | 2 | 14 | ||
Соревнования по стрельбе Военизированная эстафета Конкурс «Вперёд мальчишки» Сдача нормативов на звания «Краповый берет» | 4 4 2 6 | - - - 2 | 4 4 2 4 | |||
Всего | 128 | 41 | 87 |
Старшая группа
№ п/п | Разделы и темы занятий | Количество часов | Формы работы | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1. | Физическая подготовка | 30 | 3 | 27 | ||
Теория и методика наращивание силы Теория и методика развития выносливости Теория и методика рукопашного боя | 10 10 10 | 1 1 1 | 9 9 9 | Тренировочные занятия. Соревнования. | Сдача зачётов. | |
2. | Строевая подготовка | 15 | 2 | 13 | ||
Элементы строя, виды строя Индивидуальная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Строевые приёмы с оружием | 1 5 6 3 | 1 - 1 - | - 5 5 3 | Выполнение движений в строю Занятия в группах. | Зачёт и соревнования. | |
3. | Огневая подготовка | 18 | 7 | 11 | ||
Меры безопасности при стрельбе Пневматическое оружие Изготовка к стрельбе и стрельба из ПВ Автомат Калашникова Ручные осколочные гранаты | 1 2 9 4 2 | 1 1 3 1 1 | - 1 6 3 1 | Выполнение в группах Внутренние соревнования | Сдача нормативов Соревнования | |
4. | Выживание в природных условиях | 10 | 2 | 8 | ||
Ориентирование на местности Добывание огня и разведение костра Строительство временных укрытий Добывание пищи в лесу Организация туристических походов, туртехника | 2 1 1 1 5 | 1 - - - 1 | 1 1 1 1 4 | Выходы на местность. Создание экстремальных условий | Туристический поход | |
5. | Уставы Вооружённых сил РФ | 6 | 3 | 3 | ||
Общевоинские уставы Боевой устав мотострелковых войск | 3 3 | 3 - | - 3 | Разбор ситуаций армейской жизни | Тестирование военно-спортивная игра | |
6. | История Вооружённых сил РФ | 16 | 16 | - | ||
Битва на Чудском озере; Крымская война 1 мировая война; 2 мировая война Боевые традиции ВС РФ Вооружённые силы на современном этапе | 4 4 4 4 | 4 4 4 4 | - - - - | Лекции Сообщения учащихся | Собеседование | |
7. | Защита от оружия массового поражения | 3 | 1 | 2 | ||
Фильтрующий противогаз Общевойсковой защитный комплект | 1 2 | - 1 | 1 1 | Практическая отработка | Зачёты и соревнования | |
8. | Вооружение Российских ВС | 3 | 3 | - | ||
Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные силы | 1 1 1 | 1 1 1 | - - - | Просмотр и анализ видеофильмов | Собеседование викторина | |
9. | Тактическая подготовка | 5 | 2 | 3 | ||
Действия солдата на поле боя Установка и обнаружение мин | 3 2 | 1 1 | 2 1 | Обыгрывание ситуаций | Военно-спортивная игра | |
10. | Проведение соревнований, игр и конкурсов | 40 | 5 | 35 | ||
«Защитник Отечества», школьный строевой смотр, соревнования по стрельбе, конкурс «Сила и грация», соревнования по гиревому спорту, ОФП.
ОФП допризывной молодёжи, Гиревой спорт, Спартакиада допризывной молодёжи, Легкоатлетический кросс .
« Инструктор военного дела», « Краповый берет» Всего | 2 2 2 2 4 4 4 5 4 4 7 136 | 2 - - - - - - - - - - 3 34 | 2 2 2 4 4 4 5 4 4 4 102 |
Содержание программы.
Физическая подготовка.
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах. С отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции марш-броски на 3-6 км. Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, штыком, ножом.
Строевая подготовка.
Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него, отдание воинской приветствия на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание воинского приветствие командиру, исполнение строевой песни.
Огневая подготовка.
Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения, стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.
Уставы Вооруженных сил РФ
Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою.
История Вооруженных сил России
Куликовская битва: условия, ход, примеры мужества и воинской доблести, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы А.В. Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед и поражений. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, роль М.И. Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Вторая мировая война: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.
Защита от оружия массового поражения
Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.
Вооружение Российских Вооружённых сил
Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.
Тактическая подготовка
Действия солдата в бою: способность передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.
Выживание в природных условиях
Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивуака. Изучение туристического снаряжения, узлов, страховочных систем, способы наведения переправы. Прохождение короткой и тактико-технической дистанции . Поисково-спасательные работы.
Организация занятий, формы и методы работы
Каждое занятие состоит из следующих частей:
- Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятий.
- Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приёмов.
- Изучение нового материала (теория и практика).
- Общефизическая разминка.
- Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по групповой системе (переходя с одного рабочего места на другое).
- Подведение итогов, дежурство.
При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются: видеофильмы, плакаты, учебное оружие и снаряжение, макеты вооружения, личный показ преподавателя.
Номинация
Программа в области патриотического воспитания и допризывной подготовки
Образовательная программа
допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания.
возрастной состав учащихся 12-17 лет,
Срок реализации программы- 2 года.
Карпов Виктор Владимирович
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Преподаватель-организатор ОБЖ
352734 Краснодарский край
Тимашевский район х. Тополи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.
Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...
Клуб "ПК". ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности районного педагогического сообщества. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУХНЯ».
Цели, задачи, основные направления деятельности добровольного педагогического сообщества. Функции и статус клуба "Педагогическая кухня", его руководство и контроль....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’
Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...
План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017- 2018 г.
План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017-2018 г....
Реализация образовательных интересов и социальной активности детей в клубе любителей английского языка "Тандем". Положение о клубе "Тандем"
Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию сист...