Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Дацюк Татьяна Николаевна

Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" содержит пояснительную записку, требования к подготовке учащихся, контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_khmao.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Интегрированного курса «География ХМАО»

Дацюк Т.Н., учитель географии высшей квалификационной категории

г. Мегион

2013 - 2014 учебный год


Пояснительная записка

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманиатарно-общественного научного знания

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.  Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.  

     Регионализация образования предусматривает использование в географическом образовании регионального компонента: природных и социально  экономических условий; национальных и культурных традиций; информации, отражающей специфику своего региона.

Интегрирование регионального компонента «География ХМАО» в общую систему географической подготовки школьников (курс «География России») осуществляется в соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Государственным стандартом основного общего образования, Законом РФ об Образовании. Основой  для интегрирования является «Региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по интегрированному курсу «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (Орлова Т.К., Элерт Н.Н., 2007).

Комплексное изучение региона целесообразно осуществлять в рамках сквозного регионального курса. Изучение  этого курса следует начинать с 6 класса, принимая во внимание стимулы познавательного интереса, по мере накопления базовых знаний продолжить в 8 классе и логически завершить в 9 классе.

Цели курса:

  • освоение  знаний о своем регионе на основе взаимодействия трех компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • овладение  умениями  ориентироваться  на  местности, использовать  один  из «языков» международного  общения — географическую карту, статистические материалы, современные ГИС; применять  географические  знания для объяснения  и оценки  разнообразных  явлений  и процессов.
  • развитие  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих  способностей  в  процессе  наблюдений  за  состоянием  окружающей  среды, решения  географических  задач, самостоятельного  приобретения  новых  знаний.
  • воспитание  любви к своей местности, своему региону, экологической  культуре, бережного отношения  к окружающей  среде.
  • применение  географических  знаний  и  умений в повседневной  жизни  для  сохранения  окружающей  среды  и  социального  ответственного  поведения  в ней, адаптации  к  условиям  проживания  на определенной  территории, самостоятельному  оцениванию  уровня  безопасности  окружающей  среды  как  сферы  жизнедеятельности

Задачи курса:

  • сформировать географический образ своего региона в его многообразии и целостности;
  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей  природных явлений и процессов в нашем регионе;
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими, так и современными;
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.  Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ХМАО-Югры  ученик должен:

Знать/понимать:

  • особенности  географического положения  и природы ХМАО,
  • географическую зональность и поясность;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном уровнях,
  •  меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных  и техногенных явлений. 

Уметь:

  • выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • вырабатывать навыки адаптации  и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
  • самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  • уметь ориентироваться на местности;
  • использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных,
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • составлять краткую географическую характеристику своей  территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для чтения карт различного содержания;
  • для проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Учебно-тематический план

Тема урока

Количество часов

В том числе

Уроки

Практические работы

Контрольные работы

6 класс

Географическая долгота. Географические координаты.

1

1

Равнины. Рельеф своей местности.

1

1

Воды своей местности.

1

1

Погода.

1

1

Природный комплекс. Географическая оболочка

1

1

Итого

5

3

2

0

8 класс

Географическое положение России и ХМАО

1

1

Особенности рельефа России и ХМАО

1

1

Минеральные ресурсы России и ХМАО.

1

1

Климат и человек. Климатические ресурсы.

1

1

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

1

Водные ресурсы. Охрана вод. Внутренние воды ХМАО.

1

1

Главные типы почв России и закономерности их распространения. Почвы ХМАО.

1

1

Растительный и животный мир России и ХМАО. Охрана биологических ресурсов.

1

1

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения.

1

1

Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири

1

1

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России и ХМАО.

1

1

Контрольная работа

1

1

Итого

12

4

7

1

9 класс

Географическое положение России и ХМАО

1

1

История освоения и заселения территории России и ХМАО.

1

1

Народы и религии России и ХМАО.

1

1

Особенности расселения  населения России и ХМАО

1

1

Городское и сельское население России и ХМАО.

1

1

Трудовые ресурсы России и ХМАО.

1

1

Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, состав. ТЭК – основа экономики ХМАО.  

1

1

Лесная промышленность: состав, география размещения. Лесной комплекс ХМАО

1

1

Территориальная организация АПК. АПК ХМАО.  

1

1

Транспортный комплекс. Транспортный комплекс ХМАО.

1

1

Социальный комплекс. Социальный комплекс ХМАО

1

1

Особенности хозяйства ХМАО.

1

1

Контрольная работа

1

1

Итого

13

8

4

1

Итого по курсу

30

15

13

2

Контрольно-измерительные материалы

Форма контроля

Тема контрольного урока

Проверяемые  ЗУН

1

Контрольная  работа

Общие особенности природы ХМАО

Знать геральдическое описание государственных символов ХМО – Югры.

Знать особенности географического положения округа: пограничные субъекты, крайние точки.

Объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; причины возникновения опасных природных явлений, связанных с рельефом, их распространение на территории ХМАО.

Читать  геологическую и тектоническую карты.

Знать климатические пояс  и область, в которых расположен округ, климатообразующие факторы, особенности погоды своей местности.

Объяснять влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.

Знать  виды внутренних вод.

Объяснять размещение и режим вод от рельефа и климата.

Знать факторы почвообразования и главные свойства основных типов почв округа; примеры мелиорации земель в своем регионе.

Знать коренных представителей растительного и животного мира.

Объяснять принцип зональности в смене растений и животных своего региона.

Знать ООП на территории ХМАО-Югры.

2

Контрольная работа

Общие особенности экономики  ХМАО

Знать особенности населения, основных отраслей хозяйства, своего региона.

Составлять  краткую географическую характеристику своего региона  на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Читать   карты  различного содержания

        Содержание  курса  

ГЕОГРАФИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РАЗДЕЛ I. Введение. Территория, границы и географическое положение (3 часа)

Тема 1. Территория, границы и географическое положение

Ханты-Мансийский автономный округ на карте России, мира. Площадь, сравнение ее с площадями других территорий России и зарубежных государств.

Географическое положение округа в пределах географического района и всей России: границы с другими областями; природные рубежи; транспортные магистрали, связывающие округ с другими территориями России и с зарубежными государствами.

Положение по отношению к океанам в пределах климатических поясов и областей, природных зон, крупных тектонических структур, относительно крупных сырьевых баз.

Оценка географического положения и его влияние на особенности природы, население и экономику округа. Изменение оценки географического положения округа в различные исторические периоды.

Тема 3. Административный состав округа

Административно-территориальное устройство   округа. Окружной центр — г.Ханты-Мансийск.

Практическая работа 1. Определение по картам географического положения округа.

РАЗДЕЛ II. Природа Ханты-Мансийского автономного округа (14 часов)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Геологическое строение: Западно-Сибирская плита (молодая платформа). Особенности ее: осадочный чехол полностью покрывает кристаллический фундамент и узкая полоса Уральских гор на западной части округа - это область герцинской складчатости.

Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Западно-Сибирской низменности в пределах округа.  Современные внутренние и внешние факторы рельефообразования. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа.

Богатства недр округа. Округ - кладовая нефти и газа. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

Размещение полезных ископаемых в связи с геологической историей местности, составом и характером залегания горных пород. Оценка ресурсов недр округа. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду.

Практическая работа 2. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам.

Тема 2. Климат округа

Общие климатические особенности (разнообразие и быстрая смена погоды во все сезоны года, значительные суточные и сезонные колебания температуры воздуха, влияние воздушных масс Атлантики и Арктики и др.).

Основные климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, температурный режим, атмосферные осадки, характер подстилающей поверхности.

Территориальные различия сезонов года. Агроклиматические ресурсы. Опасные климатические явления: туманы, метели, грозы и др. Влияние климата на жизнедеятельность людей. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа 3. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на прмере своей местности

Тема 3. Гидрографическая сеть

Богатство водных ресурсов. Речная система округа. Обь и Иртыш - главные артерии Ханты-Мансийского автономного округа.

Комплексная характеристика реки своего региона. Край сотен тысяч озер. Типы озерных котловин (старицы, соры межгорных низин, озера торфяных массивов). Болота: верховые, низинные. Подземные воды.

Округ — огромный резервуар подземного артезианского бассейна.

Роль внутренних вод в жизни населения округа.

Практическая работа 4. Составление комплексной характеристики реки Обь

Тема 4. Почвы

Основные типы почв: подзолисто-болотные, торфяно-болотные, аллювиальные.

Пути повышения плодородия почв.

Тема 5. Растительный и животный мир. Природные комплексы

Типичная естественная растительность. Типичные представители животного мира.

Приспособленность растений и животных к условиям обитания.

Биологические ресурсы.

Тема 6. Экология и охрана природы

Понятие «экология». Охраняемые территории округа. Государственные природные заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский». Государственные зоологические заказники республиканского значения: «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Васпухолъский». Памятники природы: «Ханты-Мансийские холмы» и др., первый в России историко-культурный природный парк «Кандинские озера».

Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Рекреационный потенциал округа.

РАЗДЕЛ III. Население и экономика ХМАО-Югры. (13 часов)

Тема 1 Население округа.

История заселения территории округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности.

Тема 2 Экономика округа

Роль округа в экономике страны. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтегазодобывающая промышленность. Крупнейшие месторождения. Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле. Нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая отрасли.

Электроэнергетика. Крупнейшие  ТЭС, перспективы развития.

Лесопромышленный комплекс. Лесная промышленность – одна из старейших отраслей округа. Главные лесные районы округа, крупнейшие предприятия производства лесопромышленной продукции. Перспективы развития.

Агропромышленный комплекс. Место сельского хозяйства в экономике округа. Очаговый характер размещения. Традиционные отрасли сельского хозяйства. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК

Транспортный комплекс. Особенности транспортного комплекса округа, его значение для экономики. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.

Сфера обслуживания. Сфера услуг округа, ее развитие и проблемы. Виды рекреационных ресурсов ХМАО – Югры. Перспективы развития.

Тема 3. Территориальная организация экономики округа.

Различия территорий по условиям и степени экономического развития. Перспективы развития экономических районов.

Документы

  1. Конституция РФ
  2. Декларация прав ребенка
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Закон РФ «Об образовании»
  5. Стандарт основного общего образования (проект)
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
  7. Программы для общеобразовательных учреждений Министерство образования Российской Федерации. География 6 – 11 кл. (Допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования)- М.: Дрофа,  2002.
  8. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  9. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  10. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  11. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  12. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  13. Закон «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
  14. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений Министерство образования Российской Федерации. География 6 – 11 кл. (Допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования)- М.: Дрофа,  2002.
  2. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н. География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8-9 классов. -  М.: Экопрос, 1996.- 224 с.
  3. Баринова И. И. География России. Природа.8 кл.-М. :Дрофа, 2003.
  4. География. Землеведение: Учеб.для 6 кл общеобрзоват.учрежений/ О.А.Климанова, М.Н.Белова, Э.В.Ким и др.., Под. Ред.О.В.Климановой. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник. – М. : Дрофа, 2003.
  6. Орлова Т.К, Элерт Н.Н. «Региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по интегрированному крсу «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»» 8-9 кл.:.- Ханты-Мансийск: ООО «Типография»Печатное дело», 2007г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Рабочая программа ин­тегрированного курса «География и экология Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах...

Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 8 класс, 2017 год

Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 8 класс, 2017 год...

Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 9 класс, 2017 год.

Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 9 класс, 2017 год....

Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"

Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Ман­сийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...

Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"

Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"...