Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" содержит пояснительную записку, требования к подготовке учащихся, контрольно-измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_khmao.docx | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Интегрированного курса «География ХМАО»
Дацюк Т.Н., учитель географии высшей квалификационной категории
г. Мегион
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманиатарно-общественного научного знания
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Регионализация образования предусматривает использование в географическом образовании регионального компонента: природных и социально – экономических условий; национальных и культурных традиций; информации, отражающей специфику своего региона.
Интегрирование регионального компонента «География ХМАО» в общую систему географической подготовки школьников (курс «География России») осуществляется в соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Государственным стандартом основного общего образования, Законом РФ об Образовании. Основой для интегрирования является «Региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по интегрированному курсу «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (Орлова Т.К., Элерт Н.Н., 2007).
Комплексное изучение региона целесообразно осуществлять в рамках сквозного регионального курса. Изучение этого курса следует начинать с 6 класса, принимая во внимание стимулы познавательного интереса, по мере накопления базовых знаний продолжить в 8 классе и логически завершить в 9 классе.
Цели курса:
- освоение знаний о своем регионе на основе взаимодействия трех компонентов: природы, населения, хозяйства;
- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные ГИС; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
- воспитание любви к своей местности, своему региону, экологической культуре, бережного отношения к окружающей среде.
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социального ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Задачи курса:
- сформировать географический образ своего региона в его многообразии и целостности;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных явлений и процессов в нашем регионе;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими, так и современными;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ХМАО-Югры ученик должен:
Знать/понимать:
- особенности географического положения и природы ХМАО,
- географическую зональность и поясность;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном уровнях,
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- вырабатывать навыки адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
- самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- уметь ориентироваться на местности;
- использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных,
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- составлять краткую географическую характеристику своей территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для чтения карт различного содержания;
- для проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
Учебно-тематический план
Тема урока | Количество часов | В том числе | ||
Уроки | Практические работы | Контрольные работы | ||
6 класс | ||||
Географическая долгота. Географические координаты. | 1 | 1 | ||
Равнины. Рельеф своей местности. | 1 | 1 | ||
Воды своей местности. | 1 | 1 | ||
Погода. | 1 | 1 | ||
Природный комплекс. Географическая оболочка | 1 | 1 | ||
Итого | 5 | 3 | 2 | 0 |
8 класс | ||||
Географическое положение России и ХМАО | 1 | 1 | ||
Особенности рельефа России и ХМАО | 1 | 1 | ||
Минеральные ресурсы России и ХМАО. | 1 | 1 | ||
Климат и человек. Климатические ресурсы. | 1 | 1 | ||
Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 | 1 | ||
Водные ресурсы. Охрана вод. Внутренние воды ХМАО. | 1 | 1 | ||
Главные типы почв России и закономерности их распространения. Почвы ХМАО. | 1 | 1 | ||
Растительный и животный мир России и ХМАО. Охрана биологических ресурсов. | 1 | 1 | ||
Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. | 1 | 1 | ||
Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири | 1 | 1 | ||
Экологические проблемы и экологическая ситуация в России и ХМАО. | 1 | 1 | ||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Итого | 12 | 4 | 7 | 1 |
9 класс | ||||
Географическое положение России и ХМАО | 1 | 1 | ||
История освоения и заселения территории России и ХМАО. | 1 | 1 | ||
Народы и религии России и ХМАО. | 1 | 1 | ||
Особенности расселения населения России и ХМАО | 1 | 1 | ||
Городское и сельское население России и ХМАО. | 1 | 1 | ||
Трудовые ресурсы России и ХМАО. | 1 | 1 | ||
Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, состав. ТЭК – основа экономики ХМАО. | 1 | 1 | ||
Лесная промышленность: состав, география размещения. Лесной комплекс ХМАО | 1 | 1 | ||
Территориальная организация АПК. АПК ХМАО. | 1 | 1 | ||
Транспортный комплекс. Транспортный комплекс ХМАО. | 1 | 1 | ||
Социальный комплекс. Социальный комплекс ХМАО | 1 | 1 | ||
Особенности хозяйства ХМАО. | 1 | 1 | ||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||
Итого | 13 | 8 | 4 | 1 |
Итого по курсу | 30 | 15 | 13 | 2 |
Контрольно-измерительные материалы
№ | Форма контроля | Тема контрольного урока | Проверяемые ЗУН |
1 | Контрольная работа | Общие особенности природы ХМАО | Знать геральдическое описание государственных символов ХМО – Югры. Знать особенности географического положения округа: пограничные субъекты, крайние точки. Объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; причины возникновения опасных природных явлений, связанных с рельефом, их распространение на территории ХМАО. Читать геологическую и тектоническую карты. Знать климатические пояс и область, в которых расположен округ, климатообразующие факторы, особенности погоды своей местности. Объяснять влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Знать виды внутренних вод. Объяснять размещение и режим вод от рельефа и климата. Знать факторы почвообразования и главные свойства основных типов почв округа; примеры мелиорации земель в своем регионе. Знать коренных представителей растительного и животного мира. Объяснять принцип зональности в смене растений и животных своего региона. Знать ООП на территории ХМАО-Югры. |
2 | Контрольная работа | Общие особенности экономики ХМАО | Знать особенности населения, основных отраслей хозяйства, своего региона. Составлять краткую географическую характеристику своего региона на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. Читать карты различного содержания |
Содержание курса
ГЕОГРАФИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РАЗДЕЛ I. Введение. Территория, границы и географическое положение (3 часа)
Тема 1. Территория, границы и географическое положение
Ханты-Мансийский автономный округ на карте России, мира. Площадь, сравнение ее с площадями других территорий России и зарубежных государств.
Географическое положение округа в пределах географического района и всей России: границы с другими областями; природные рубежи; транспортные магистрали, связывающие округ с другими территориями России и с зарубежными государствами.
Положение по отношению к океанам в пределах климатических поясов и областей, природных зон, крупных тектонических структур, относительно крупных сырьевых баз.
Оценка географического положения и его влияние на особенности природы, население и экономику округа. Изменение оценки географического положения округа в различные исторические периоды.
Тема 3. Административный состав округа
Административно-территориальное устройство округа. Окружной центр — г.Ханты-Мансийск.
Практическая работа № 1. Определение по картам географического положения округа.
РАЗДЕЛ II. Природа Ханты-Мансийского автономного округа (14 часов)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Геологическое строение: Западно-Сибирская плита (молодая платформа). Особенности ее: осадочный чехол полностью покрывает кристаллический фундамент и узкая полоса Уральских гор на западной части округа - это область герцинской складчатости.
Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Западно-Сибирской низменности в пределах округа. Современные внутренние и внешние факторы рельефообразования. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа.
Богатства недр округа. Округ - кладовая нефти и газа. Рудные и нерудные полезные ископаемые.
Размещение полезных ископаемых в связи с геологической историей местности, составом и характером залегания горных пород. Оценка ресурсов недр округа. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду.
Практическая работа № 2. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам.
Тема 2. Климат округа
Общие климатические особенности (разнообразие и быстрая смена погоды во все сезоны года, значительные суточные и сезонные колебания температуры воздуха, влияние воздушных масс Атлантики и Арктики и др.).
Основные климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, температурный режим, атмосферные осадки, характер подстилающей поверхности.
Территориальные различия сезонов года. Агроклиматические ресурсы. Опасные климатические явления: туманы, метели, грозы и др. Влияние климата на жизнедеятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Практическая работа № 3. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на прмере своей местности
Тема 3. Гидрографическая сеть
Богатство водных ресурсов. Речная система округа. Обь и Иртыш - главные артерии Ханты-Мансийского автономного округа.
Комплексная характеристика реки своего региона. Край сотен тысяч озер. Типы озерных котловин (старицы, соры межгорных низин, озера торфяных массивов). Болота: верховые, низинные. Подземные воды.
Округ — огромный резервуар подземного артезианского бассейна.
Роль внутренних вод в жизни населения округа.
Практическая работа № 4. Составление комплексной характеристики реки Обь
Тема 4. Почвы
Основные типы почв: подзолисто-болотные, торфяно-болотные, аллювиальные.
Пути повышения плодородия почв.
Тема 5. Растительный и животный мир. Природные комплексы
Типичная естественная растительность. Типичные представители животного мира.
Приспособленность растений и животных к условиям обитания.
Биологические ресурсы.
Тема 6. Экология и охрана природы
Понятие «экология». Охраняемые территории округа. Государственные природные заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский». Государственные зоологические заказники республиканского значения: «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Васпухолъский». Памятники природы: «Ханты-Мансийские холмы» и др., первый в России историко-культурный природный парк «Кандинские озера».
Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Рекреационный потенциал округа.
РАЗДЕЛ III. Население и экономика ХМАО-Югры. (13 часов)
Тема 1 Население округа.
История заселения территории округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности.
Тема 2 Экономика округа
Роль округа в экономике страны. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтегазодобывающая промышленность. Крупнейшие месторождения. Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле. Нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая отрасли.
Электроэнергетика. Крупнейшие ТЭС, перспективы развития.
Лесопромышленный комплекс. Лесная промышленность – одна из старейших отраслей округа. Главные лесные районы округа, крупнейшие предприятия производства лесопромышленной продукции. Перспективы развития.
Агропромышленный комплекс. Место сельского хозяйства в экономике округа. Очаговый характер размещения. Традиционные отрасли сельского хозяйства. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК
Транспортный комплекс. Особенности транспортного комплекса округа, его значение для экономики. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.
Сфера обслуживания. Сфера услуг округа, ее развитие и проблемы. Виды рекреационных ресурсов ХМАО – Югры. Перспективы развития.
Тема 3. Территориальная организация экономики округа.
Различия территорий по условиям и степени экономического развития. Перспективы развития экономических районов.
Документы
- Конституция РФ
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании»
- Стандарт основного общего образования (проект)
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
- Программы для общеобразовательных учреждений Министерство образования Российской Федерации. География 6 – 11 кл. (Допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования)- М.: Дрофа, 2002.
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Закон «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Программно-методическое обеспечение:
- Программы для общеобразовательных учреждений Министерство образования Российской Федерации. География 6 – 11 кл. (Допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования)- М.: Дрофа, 2002.
- Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н. География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8-9 классов. - М.: Экопрос, 1996.- 224 с.
- Баринова И. И. География России. Природа.8 кл.-М. :Дрофа, 2003.
- География. Землеведение: Учеб.для 6 кл общеобрзоват.учрежений/ О.А.Климанова, М.Н.Белова, Э.В.Ким и др.., Под. Ред.О.В.Климановой. – М.: Дрофа, 2004.
- Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник. – М. : Дрофа, 2003.
- Орлова Т.К, Элерт Н.Н. «Региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по интегрированному крсу «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»» 8-9 кл.:.- Ханты-Мансийск: ООО «Типография»Печатное дело», 2007г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Рабочая программа интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Нормативно - правовой документ...
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 8 класс, 2017 год
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 8 класс, 2017 год...
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 9 класс, 2017 год.
Рабочая программа по географии Ханты- Мансийского автономного округа, 9 класс, 2017 год....
Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...
Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"
Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"...