Рабочая программа по курсу география материков и океанов 7 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) по теме

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Примерной программой по географии классической линии учебно-методического комплекса  для 5 – 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennoe_spetsialnoe_7a_klass_g.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №5

Центрального района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»                                             «СОГЛАСОВАНО»               «РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО»

                                                                                                                                на заседании

Директор ГСКОУ школы (VII вида) №5:      Зам. директора по УВР:            методического объединения

__________________________                       ____________________             учителей предметников

        /Волошенюк Т.П./                                                 /___________./                                                

                                                                                                                              Протокол № __ от _______2013г.

«____» __________ 2013 г.                             «____» _________2013 г.                                                                                                        

                                                                                                                                Руководитель МО:

                                                                                                                                ________________________

               МП                                                                                                                           /Фомина В.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА           географии       В    7  А    КЛАССЕ

НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

(2 час в неделю в течение года, 70 часов)

                                                                      Учитель: Фомина В.В.

                                                                      Стаж:     20 лет

                                                                      Категория: Высшая

                                                                       квалификационная

Санкт-Петербург, 2013


  1. Образовательная область: Естествознание
  2. Предмет: География
  3. Программа курса географии для    6-9 классов,    под редакцией

     И.В. Душиной,  издательство М.: «Дрофа», 2010 год

(2 час в неделю в течение года, 70 часов)

Содержание.

 

1.  Раздел 1.

  1. Пояснительная записка
  2. УМПК. Обеспечение программы учебно-методическими  

               пособиями.  

2. Раздел 2.

      1.          Требования к результатам усвоения учебного материала курса  

                    биологии.

          3.  Раздел 3.

     1.        Тематическое планирование.

     2.        Содержание курса

     3.        Требования к уровню подготовки учащихся,

4.        Календарно-тематическое планирование учебного материала

             курса 

Раздел 1.

Адаптированная  образовательная программа составлена для учащихся с задержкой психического развития, органического генеза с неравномерным развитием мозговых структур, с нарушениями речевого развития  (устной и письменной речи), усугубленной социально педагогической запущенностью.          

Составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).  

Статус документа

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
  • Авторская программа для общеобразовательных  школ: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е.В. Овсянникова: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г. - стр. 17-30.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Пояснительная записка

        География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

        В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйствен ной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеж дение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в реше нии проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представ ление о Земле как планете людей, раскрыть разнооб разие ее природы и населения, ознакомить со страна ми и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.                                                   Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

        География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

        Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

        Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура.

        Специфика курса состоит в широком использова нии картографических источников информации. По этому изучение материков и океанов поможет осво ению картографического метода изучения нашей пла неты. 

Цели и задачи курса:

        Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

         

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Приложение 1.

Обеспечение программы учебно-методическими пособиями.  

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Учебник:  

Коринская  В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

                            « География материков и океанов» – М.: Дрофа, 2007.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.

2. Коринская  В.А., Душина И.В., Щенев В.А. Рабочая тетрадь по географии,

     7 класс. –       М.:Дрофа, 2007.

а также методических пособий для учителя:

Дополнительная литература:

1. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. «Наш дом Земля». М.: Дрофа,

                                                                                                                 2007.

2. Учебное пособие   «Поурочное планирование  7 класс. География

    материков и океанов ». М.: Дрофа, 2007.

3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

4. Горохов В.А.. Вишневская С.С. «По национальным паркам мира»

                                                                                         - М. Просвещение, 1993

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • - Электронное учебное издание. География. Образовательная коллекция. География 7 класс. «Наш дом Земля». (мультимедийное приложение к учебникам)
  • Интернет – ресурсы;
  • CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии.

DVD - фильмы

  • - BBC
  • Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации  PowerPoint к урокам.

Раздел 2.

Требования к результатам усвоения учебного материала курса географии  

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  3. изменения климатов Земли в целом и на отдаленных  материках;
  4. оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  5. основные особенности природы в ее связи с населением  и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных материков и отдельных стран;

        объяснять 

  1. особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
  2. особенности компонентов природы   материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  3. особенности расового и этнического состава населения;
  4. различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
  5. особенности экологической ситуации на материках, в акваториях океанов, отдельных стран;

        описывать   

  1. основные источники географической информации;
  2. географическое положение объектов (по карте);
  3. существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
  4. компоненты   ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов  материков, крупнейших стран мира  и некоторых ландшафтов стран;

        определять (измерять)  

  1. географическую информацию по картам различного содержания;
  2. вид и тип карт и других источников  знаний  для получения необходимой информации;

        называть/показывать  

  1.  важнейшие природные объекты материков и океанов, их крупных регионов, стран;
  2. Типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры  месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  3. Факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса. Примеры опасных явлений, происходящих  в атмосфере;
  4. Основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
  5. Природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы,  вод океана и суши.

Раздел 3.

Тематическое планирование.

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1

Введение.

1

2

Раздел 1. Как открывали мир.

1

3

Раздел 2. Географическая карта – величайшее творение человечества.

1

4

Раздел 3. Главные  особенности природы Земли.

15

5

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли  

3

6

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.  

3

7

Тема 3. Мировой океан –

главная часть гидросферы.

4

8

Тема 4.  Географическая оболочка.

5

9

Раздел 4. Океаны и материки.

50

10

Тема 1.  Океаны.

5

11

Тема  2. Африка.

11

12

Тема 3. Австралия  и Океания.

4

13

Тема 3. Южная Америка

7

14

Тема 5. Антарктида.

3

15

Тема  6. Северная Америка.

6

16

Тема 7. Евразия.

14

17

Раздел 4.

Воздействие природы и человека.

2

Содержание программы

70 ч (2 ч/н)

ВВЕДЕНИЕ  (1 ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карта ми, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).

Раздел I  Как открывали мир (1 ч)

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Ста ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Раздел II   Географическая карта — величайшее творение человечества (1 ч)

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

Практическая работа.  Характеристика карты атласа, решение расчетных задач.

Раздел III  Земля — уникальная планета (13 ч)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.

Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение темпера туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Практическая работа.  Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под земные воды.

 

Тема 4.  БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

    Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

    Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел IV  Материки и океаны (49 ч)

Тема 1. ОКЕАНЫ

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

 

Тема 2.  АФРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место рождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис пользованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, на селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 3. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

        Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных измене ний ландшафтов каждого из материков.  

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 4.  Антарктида

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

 

Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про явление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воз действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи цы.

 Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

Тема 7.  ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам.  3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.  

Раздел V.  Земля — наш дом (3 ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен ной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

Практическая работа.  Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК.  

Планируемые результаты обучения

            Владеть компетенциями:

  • коммуникативной,
  • учебно-познавательной,
  • рефлексивной,
  • личностного саморазвития,
  • ценностно-ориентационной,
  • смыслопоисковой.

   

   Оценивать и прогнозировать:

  • по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  • изменения климатов Земли в целом и на отдель ных материках;
  • природные условия и природные богатства как ус ловия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  • основные особенности природы в ее связи с насе лением и его хозяйственной деятельностью в пре делах материков, их крупных регионов и отдель ных стран.

  Объяснять:

  • особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходя щих в геосферах;
  • особенности компонентов природы материков, раз личия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  • особенности расового и этнического состава населе ния;
  • различия в условиях жизни народов, в степени за селенности материков и отдельных стран;
  • различия в орудиях труда, средствах передвиже ния, в типах жилищ, видах хозяйственной де ятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
  • особенности экологических ситуаций на матери ках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое по ложение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональ ность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

  Описывать:

  • основные источники географической информации;
  • географическое положение объектов (по карте);
  • существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
  • компоненты ландшафта, природные зоны, геогра фические особенности крупных регионов матери ков и крупнейших стран мира;
  • объекты и территории по картам, картинам и дру гим источникам географической информации, со здавая их словесный или графический образ;
  • особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

  Определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различно го содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
  • вид и тип карт и других источников географиче ских знаний для получения необходимой информа ции.

 Называть и (или) показывать:

  • важнейшие природные объекты материков, океа нов, их крупных регионов, стран;
  • типы земной коры, основные тектонические струк туры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  • факторы формирования климата, области дей ствия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
  • крупнейшие народы мира, наиболее распростра ненные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению стра ны мира;
  • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
  • ареалы распространения основных видов традици онной хозяйственной деятельности;
  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • понимания географической специфики регионов и стран мира.
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Категория ОУН

7 класс

Учебно-организационные умения и навыки

 Ставить учебную задачу под руководством  учителя

  Планировать свою деятельность под руководством учителя.

  Оценивать работу одноклассников.

Учебно-логические умения и навыки

 Выявлять причинно-следственные связи

 Решать учебные проблемные задачи.

 Определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.

 Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

Учебно-информационные умения и навыки

 Классификация и организация информации;

 Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

 Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Примеры

 Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис.

 Составить логическую  причинно-следственную цепочку  по текст  учебника.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

 Выслушивать и объективно оценивать другого;

 Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Календарно-тематическое планирование

I четверть.

п/п

п/т

Тема урока

Кол-во часов

Дата  

Введение.

1

1

Что изучают в курсе материков  и океанов  

1

2

1.1

Раздел 1. Как открывали мир.

Как люди открывали  и изучали свою  Землю.

1

3

2.1.

Раздел 2. географическая карта – величайшее творение человечества.

Карты материков и океанов.

1

Раздел 3.

Главные  особенности природы Земли.

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.

4

3.1.1

Происхождение Земли.

Строение материковой и океанической коры.

1

5

3.1.2

Плиты литосферы.

Сейсмические пояса Земли.

1

6

3.1.3

Рельеф Земли.

Карта строения земной коры.

1

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.

7

3.2.1.

Роль атмосферы в жизни Земли.

Распределение температуры воздуха на Земле

1

8

3.2.2

Распределение  осадков на Земле.

Роль  воздушных течений в формирование климата

1

9

3.2.3

Климатические пояса Земли Климатические карты.

1

Тема 3.   Мировой океан –главная часть гидросферы.

10

3.3.1

Воды Мирового океана.

1

11

3.3.2

Основные поверхностные течения в океанах.

1

12

3.3.3

Океан как среда жизни

1

13

3.3.4

Взаимодействие океана с атмосферой  и сушей

1

Тема 4. Географическая оболочка.

14

3.4.1

Строение и свойства географической  оболочки.

1

15

3.4.2

Природные  комплексы суши и океана.

1

16

3.4.3

Природная зональность.

1

17

3.4.4

Освоение Земли человеком.

Расселение человека по материкам

1

18

4.4.5

Практическая работа №2.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

1

II четверть.

Раздел 4. Океаны и материки.

Тема 1.  Океаны.

1

4.1.1

Тихий океан.

2

4.1.2

Атлантический океан.

3

4.1.3

Индийский океан.

4

4.1.4

Северный Ледовитый океан

5

4.1.5

Обобщающая характеристика Южных материков.

Тема  2. Африка.

4

2.1

Географическое положение. История исследования материка.

5

2

Рельеф и полезные ископаемые.

6

3

Африка – самый жаркий материк Земли.

7

4

Внутренние воды.

8

5

Природные зоны.

9

6

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

10

7

Население и страны.

11

8

Страны Северной Африки – особенности природы, население, быт, нравы..

12

9

Страны Центральной и Западной Африки.

13

10

Страны Восточной Африки.

14

11

Страны Южной Африки.

III четверть

Тема 3. Австралия  и Океания.

Тема 3. Южная Америка

5

1

Географическое положение, история исследования материка.

6

2

Рельеф материка.

7

3

Климат и внутренние воды.

8

4

Природные зоны:

Охрана природы.

9

5

Население и страны

10

6

Страны Южной Америки. Бразилия

11

7

Страны Южной Америки.

Перу.

Тема 5. Антарктида.

12

1

Антарктида -  открытие и исследование.

13

2

Природа материка

14

3

Обобщающее повторение по южным материкам.

Тема  6. Северная Америка.

15

1

Географ. Положение и открытие.

16

2

Рельеф материка.

17

3

Климат  и внутренние воды.

Пр.р.№6 Сравнительная хар-ка

53, 54 в. 1,3

10.03

18

4

Природные зоны. Изменение природы под влиянием деятельности человека.

19

5

Население и страны.

20

6

США – одна из крупнейших стран мира.

IV  четверть.

Тема 7. Евразия.

1

1

Географическое положение.

2

2

Отечественные имена на карте Евразии.

3

3

Рельеф и полезные ископаемые.

4

4

Климатические особенности материка.

5

5

Влияние климата на хозяйственную деятельность людей.

6

6

Реки, озера материка.

7

7

Природные зоны материка.

8

8

Природные зоны материка.

9

9

Народы и страны.

10

10

Зарубежная Европа. Страны Северной и Средней Европы.

11

11

Страны Восточной и Южной Европы.

12

12

Зарубежная Азия. Страны Юго-западной и Центральной Азии

13

13

Страны Восточной Азии.

14

14

Обобщение по теме.

Раздел 4.

Воздействие природы и человека.

15

1

Особенности географической оболочки.

16

2

Взаимодействие природы и общества.

Обобщение  и повторение пройденного

Приложение 2.       Контроль знаний, умений и навыков

График проведения контрольных работ по географии.

Тема контрольной работы

Период проведения

1

Контрольная работа по теме: «Строение материковой и океанической коры».

2

Контрольная работа по теме: «Северные материки».

3

Контрольная работа по теме: «Южные материки».

4

Контрольная работа по теме: «Человек – часть биосферы».

График проведения практических работ по географии.

Тема практической работы

Период проведения

1

Пр.р. №1.

Карты материков и океанов

2

Практическая работа №2.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

3

Пр.р.№3

Изображение на контурной карте  маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акватории океана.

4

Пр.р.№4 Анализ климатической карты Африки.

5

Пр.р№5 Описание по картам природных  условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран Африки.

6

Пр.р№6.Комплексная характеристика одной из стран Южной Америки.

7

Пр.р.№7 Сравнительная характеристика климата Южной  и Северной Америки.

8

Пр.р.№8 Сравнительная характеристика природы Евразии  и  Северной Америки.

Тема работы в контурной карте

1

Нанесение на контурную карту климатических поясов Земли.

2

Нанесение на контурную карту течений  Мирового океана.

3

Нанесение на контурную карту частей мирового океана.

4

Нанесение на контурную карту  береговой  линии  материков.

5

Нанесение на контурную карту рельефа  и полезных ископаемых материков.

6

Нанесение на контурную карту рек и озер материков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Курсу "География. Материки и Океаны" (7 класс)

Рабочая программа разработана на основании авторской программы Е.М. Домогацких....

Рабочая програма по курсу "География материков и океанов".

Рабочая программа по курсу "География материков и океанов"...

Рабочая программа по курсу географии "Материки, океаны, народы и страны". 7 класс

Рабочая программа по курсу географии "Материки, океаны, народы и страны". 7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по курсу география. Природа России. 8 класс.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:ü  федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05...

Рабочая программа по " Физической географии материков и океанов"

Рабочая программа по курсу « Физическая география материков и океанов»  для учащихся 7-х  классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственн...