Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
элективный курс по географии (8 класс)
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе Югре», Государственным стандартом основного общего образования. Цель курса :сформировать позитивный и привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина - человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_i_ekologiya_hmao.doc | 390 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации.
Главная цель интегрированного курса - сформировать позитивный и привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина - человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.
Данный курс содействует достижению главной цели: помочь ученику самореализоваться.
Цели интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» в VIII-IX классах реализуются посредством решения ряда задач:
1.На основе гуманизации и культурологической направленности содержания интегрированного курса овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой - человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных
природных условиях.
2.На основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.
3.Продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.
4.Развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.
5.Выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.
К числу наиболее важных вопросов современной географии и экологии относятся региональные проблемы устойчивого развития, включающие в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил и одновременно с этим организации действенных мер, но сохранению благоприятных экологических качеств природной среды.
Устойчивое развитие возможно лишь при совместном решении социально-экономических и экологических проблем, необходимо глубоко раскрыть социальную обусловленность взаимодействия природы и общества.
Данная программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении данных курсов. Отбор содержания производился с учетом следующих положений:
- региональных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- междисциплинарного характера эколого-географического образования;
- связи федерального и регионального компонента эколого-географического образования.
Новое содержание интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе.
Техногенная нагрузка на окружающую среду заметно отразилась на качестве природной среды. Большие потери потерпело традиционное природопользование: оленеводство, охотничье хозяйство, рыбный промысел.
Нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью людей. А чтобы это осуществить, необходимо подготовить экологически образованных и грамотных граждан XXI века, который объявлен ЮНЕСКО веком образования. Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за свой округ, патриотизма и гражданской позиции.
Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к изданию интегрированного курса.
Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы.
Методологические основы образовательной программы
Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определенной территории. Объект изучения геоэкологии рассматривается как комплексная система - геоэкосоциосистема. Человек в этой системе живет не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Экологический принцип в школьной географии предполагает систематическое установление связей ее содержания с экологическими знаниями и умениями, отбор их для изучения и объединения с целью формирования экологической культуры личности школьников.
Цель осуществления экологического принципа - исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания - геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход - основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии и экологии также общий объект исследования (изучения) - природа и экономика своего края. Оба принципа предполагают постоянный сбор информации из различных источников - прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других.
Радикальные социально-экономические преобразования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, развивающиеся на провозглашенных идеях устойчивого развития, определили принципиально новые запросы к системе школьного эколого-географического образования:
Устойчивость, системность, развивающий характер. Современная ситуация характеризуется запросом общества на свободную, социально активную, высококомпетентную, экологически ответственную мобильную личность, формирование которой возможно только в условиях вариативного образования. В основу изучения географии округа положен недавно предложенный наукой геоэкологический подход.
Геоэкологический подход исследует компоненты природной среды, деятельность человека (населения), воздействующего а эти компоненты, экологические ситуации, возникающие и процессе хозяйственной жизни. В свою очередь, характеристика экологической ситуации, если она приобрела проблемный характер, включает анализ изменений в природной среде как следствие хозяйственного освоения и определение мер по рациональному природопользованию и охране природы. Главное- геоэкологический подход в учебном прогрессе предполагает такую деятельность, итогом которой становится экологическая культура личности.
Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения. В модели интегрированного учебного курса «География и экология ХМАО - Югры> в VIII-IX классах важным является творческая деятельность учащихся - написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения.
Спектр личностных ориентаций по отношению к природе вполне обозрим. Они охватывают все сферы жизнедеятельности человека - природу, экономику, социум, культуру. При изучении экологических проблем своею округа следует выявить знания учащихся о значении природы в жизни каждого ученика, его семьи и установить, какие ценности для него о наиболее значимы. Важно добиться, чтобы отношение к природной среде было многозначимым, а не односторонним. В то же время возможно ранжирование ценностей с учетом значения природной среды для здоровья.
Одной из составных частей программы стали этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографические знания усиливаю идею гуманизации школьной географии.
Ко времени изучения интегрированного курса «География и экология ХМАО Югры» в V1II-IX классах учащимся ужу известны важнейшие экологические выводы: закономерности географической оболочки, основные способы охраны природы, рационального использования ее богатств. Основная задача на этом этапе - перевести экогеографические знания в ценностные ориентации и отношения, в экологические убеждения как часть формируемого мировоззрения, что как раз требует общения с местной природой, видения местных экологических проблем и их эмоционального восприятии и осмысления.
К сожалению, до сих пор не доводится до сознания учащихся интегрированное значение природы. Если интегрированный курс «География и экология ХМАО - Югры» в V1II-IX классах предполагает объединение многоаспектного содержания вокруг реальных региональных и локальных проблем, то средняя школа далее должна раскрыть глобальный характер экологических проблем, способствовать становлению экогуманистического мировоззрения.
Отличительные черты программы интегрированного курса
Образование является целостным:
- по содержанию эколого-географических знаний;
- по методам обучения, последовательно ориентирующим
познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;
- по формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;
- по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;
- по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса;
- по образовательной среде, жизненному миру ученика, его моделям.
Особенностью интегрированного курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нем замыкается и природа, и экономика; они показаны глазами человека во взаимосвязи с ними. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края, преобразования его природы и экономики.
На изучение учебного предмета «География и экология ХМАО - Югры» отводится в соответствии с учебным планом следующее количество часов:
8 класс - 17 часов (1 час в неделю в первом полугодии);
9 класс – 17 часов (1 часа в неделю во втором полугодии).
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в VIII-1Х классах ученик должен:
Знать\понимать:
- особенности эколого-географического положения, территориально- административного устройства округа, природных условий и населения; основные виды природопользования, экологические проблемы региона и пути их решения;
- цели выделения родовых угодий;
- обязанности граждан: по сохранению окружающей природной среды от загрязнения: необходимости ресурсосберегающего потребления: сбережению особоохраняемых природных территорий; памятников природы, особо ценных объектов культурного наследия в Югорском крае.
Уметь:
Приводить примеры:
- сокращения видового разнообразия в регионе и его причины:
- районов разной специализации:
- особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах автономного округа:
- социальной адаптации человека к жизни в природных условиях Севера;
- экологических традиций коренного населения Югорскою края;
- путей решения экологических ситуаций в практике природользования на территории округа
- применять в рамках учебных ситуаций знания по составлению простейших моделей решения экологических проблем своей местности (на локальном уровне); - показать роль ООПТ в устойчивом развитии региона;
- центров производства различных видов продукции; внешних экономических связей, взаимовыгодного сотрудничества; - находить и анализировать в разных источниках, в том числе и Интернете, информацию, необходимую для изучения интегрированного курса;
- составлять краткую экономико-географическую характеристику различных территорий округа на основе разнообразных источников эколого-экономической информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- оценивать влияние факторов окружающей среды на личное здоровье;
- следовать экологическим нормам поведения в окружающей среде и ресурсосберегающего потребления;
- анализировать карты округа различного содержания;
- участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей природной среды своей местности.
Раздел II. Содержание учебного предмета.
VIII класс.
РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины.
Тема 1. Географическое положение округа
Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-географического, их влияния на природу, население и экономику округа.
Практическая работа: определение по картам эколого-географического положения, сравнение с другими территориями Российской Федерации.
Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
РАЗДЕЛ II. Природа и человек.
Тема 1. Рельеф и недра.
Строение земной коры на территории округа. Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.
|Рельефоо6разующая деятельность древних покровных ледников.
Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Вода - «скульптор лика Земли».
Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы их роль в развитии экономики. Округ - кладовая нефти и газа, его место, но запасам и добыче в России и в мире. Перс пектины добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлом, горного хрусталя, жильного кварца, россыпного и рудного золота и др.
Участие в реализации национального проекта «Уран промышленный Урал Полярный». Месторождении торфа, сапропеля. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Охрана недр.
Практическая работа. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.
Тема 2. Климат и человек.
Климатические особенности округа. Неблагоприятные природные и опасные явления. Климат и человек. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. Центр «Анти стихия».
Практическая работа. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.
Богатство водных ресурсов. Поверхностные воды – «кровь Земли». Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш- главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Важнейшие озера, их происхождение. Роль болот в географическом режиме рек. Болота - «кладовые солнца».
Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод.
Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа. Проблема сохранения качества воды - одна из важнейших экологических проблем.
Основные направления сохранения водных богатев. Современные методы очистки воды.
Практическая работа. Комплексная характеристики реки округа.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.
Почва - «зеркало ландшафта». Почвенные ресурсы округа. Почвы - показатель состояния окружающей среды.
Земельные ресурсы. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. Мониторинг почв и земель ХМАО Югры.
Тема 5. Живая природа.
Особенности растительности округа: видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экологические.
Особенности разнообразия животного мира. Приспособленность растений и животных к условиям обитания. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Лесные ресурсы округа: структура, видовое разнообразие. Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранение и восстановление. Государственный контроль использования и охрана лесного фонда. Природные комплексы. Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Очаговое освоение и заселение. Болота: низинные и верховые. Природные
Кормовые угодья. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения и животные.
Тема 6. Природопользование и охрана природы.
Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодолении. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. История охраны природы н округе. От святых мест - до особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Система ООПТ - основа устойчивого развития территории. Проблемы и перспективы развития.
Заповедники: «Малая Соеьва», «Юганский» - эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озера», «Нумто». «Самаровский чугас», «Сибирские увалы» - музеи под открытым небом.
Другие виды ООПТ: заказники, памятники природы, водно-болотные угодья международного значения, лечебно-оздоровительные территории. Красная книга ХМЛО Югры. Современные способы научных исследований в природопользовании: прогнозирование, моделирование, мониторинг. Природная среда. Качество среды обитания, здоровье населения. Участие в международных экологических программах. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО.
Практическая работа. На контурной карте обозначьте объекты природного наследия, имеющие федеральное значение.
Подберите для них условные обозначения. Предложи те объекты природы округа для внесения их в официальный список природного наследия России. На основании материалов СМИ (средств массовой информации) подготовьте сообщение об участии округа в международном сотрудничестве по охране природы.
РАЗДЕЛ III.Население автономного округа.
Тема 1. Население округа.
Люди главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнерство как основа сохранения традиционных культур народов Севера.
Природосообразный образ жизни коренного населения и
Его отражение в народном эпосе. Социальная защита населения.
Практическая работа. Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.
IX класс
Раздел IV.Экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы.
Роль округа в экономике России и мира. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики. Его оценка, перспективы и проблемы развития, Участие округа в реализации национального проекта Урал Промышленный - Урал Полярный» Новая экономика» Югры - преобразования сырьевой экономики в экономику высокоэффективных промышленных и информационных технологий. Изменения в структуре экономики Югры.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития.
Нефтегазодобывающая промышленность. Место округа по запасам и добыче нефти и газа в Российской Федерации. Крупнейшие месторождения. Новые технологии в разведке и освоении нефтегазовых месторождений. Лидеры-предприятия по добыче нефти. Основные специализированные компании по нефтедобыче. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе округа. Округ в единой газотранспортной системе страны. Крупнейшее газотранспортное предприятие страны ОАО «Тюменьтрансгаз». Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле. Перспективы развития.
Нефтеперерабатывающая промышленность. Крупные предприятия по переработке нефти. Газоперерабатывающие предприятия. Перспективы развития.
Электроэнергетика. Факторы размещения. Перспективные направления обеспечения растущих потребностей в электропотреблении, повышении надежности и качества электроснабжения. Последствия воздействия систем производства ТЭК на окружающую среду. Стратегический план развития электроэнергетики.
Тема 3. Лесопромышленный комплекс.
Лесная промышленность - одна из старейших отраслей округа. Основные предприятия производства лесопромышленной продукции. Реализация программы «Развитие и реконструкция лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2010 года». Строительство целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). Международное партнерство в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные направления природоохранной деятельности при промышленном лесопользовании. Перспективы развития лесопромышленного комплекса.
Тема 4. Отрасли промышленности.
Строительный комплекс. Приоритетные направления. Реализация программы по развитию и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2005-2012 гг. Машиностроение.
Химическая промышленность, производство строительных материалов, горнодобывающая промышленность. Экологические проблемы. Перспективы развития отраслей.
Тема 5. Агропромышленный комплекс.
Место сельского хозяйства в экономике округа. Очаговый характер размещения. Типы сельскохозяйственных предприятий, их доля в производстве товарной продукции. Традиционные отрасли сельского хозяйства: оленеводство, рыбный промысел, охотничье промысловое хозяйство, клеточное звероводство. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК, родовые угодья, экологические проблемы.
Тема 6. Транспортный комплекс.
Отличительные особенности транспортной сети округа. Значение для развития экономики. Главные промышленно-транспортные узлы и центры. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям, воздействию на окружающую среду и здоровье людей. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.
Практическая работа. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта.
Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Сфера услуг, ее развитие и проблемы. Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей. Виды рекреационных ресурсов ХМАО - Югры. Оценка рекреационных ресурсов, их влияние на здоровье и самочувствие человека. Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения. Индустрия туризма и гостеприимства в Югре. Перспективы развития.
Практическая работа. Составление картосхемы рекреационных ресурсов своего района.
РАЗДЕЛ V. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа.
Тема 1. Территориальная организация экономики округа.
Различия территорий по условиям и степени экономического развития. Перспективы развития территорий. Формирование территориально-производственных зон.
Тема 2. Внешние экономические связи округа.
Место ХМАО - Югры в стране и Уральском федеральном округе по основным показателям экономического развития. Округ в межрегиональном и международном географическом разделении труда: основные статьи экспорта-импорта, главные внутрироссийские и международные партнеры. Основные формы внешнеэкономических связей.
Примеры взаимовыгодного сотрудничества. Культурные связи. Международная организация «Северный Форум».
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№ | Раздел курса | Количество часов | Количество практических работ |
РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины. | |||
1 | Тема 1. Географическое положение округа | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ II. Природа и человек. | |||
2 | Тема 1. Рельеф и недра | 2 | 1 |
3 | Тема 2. Климат и человек. | 2 | 1 |
4 | Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. | 2 | |
5 | Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. | 1 | |
6 | Тема 5. Живая природа. | 3 | |
7 | Тема 6. Природопользование и охрана природы. | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ 111.Население автономного округа. | |||
8 | Тема 1. Население округа. | 3 | 1 |
Итого часов: | 17 | 5 |
9 класс
№ | Раздел | Количество часов | Количество практических работ |
Раздел IV.Экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. | |||
1 | Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы. | 1 | |
2 | Тема 2. ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития. | 1 | |
3 | Тема 3. Лесопромышленный комплекс . | 1 | |
4 | Тема 4. Отрасли промышленности. | 3 | |
5 | Тема 5. Агропромышленный комплекс | 2 | |
6 | Тема 6. Транспортный комплекс | 1 | 1 |
7 | Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ V. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа. | |||
8 | Тема 1. Территориальная организация экономики округа. | 4 | |
9 | Тема 2. Внешние экономические связи округа. | 2 | |
Итого часов: | 17 | 2 |
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора по УВР |
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы учебного предмета.
- Учебное пособие издано под редакцией Ким Э.В., Орловой Т.К., Элерт Н.Н. Авторами учебного пособия Бакулин В.В и др.2000 год издания.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины. | ||||
Тема 1. Географическое положение округа | 2 | |||
1 | Географическое положение округа. Практическая работа № 1 «Определение по картам эколого-географического положения, сравнение с другими территориями Российской Федерации». | |||
2 | Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. | |||
РАЗДЕЛ II. Природа и человек. | ||||
Тема 1. Рельеф и недра | 2 | |||
3 | Особенности рельефа округа. | |||
4 | Полезные ископаемые округа. Практическая работа № 2 «Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды». | |||
Тема 2. Климат и человек. | 2 | |||
5 | Климатические условия округа. Особенности метеорологических явлений. | |||
6 | Климат и человек. Практическая работа № 3 «Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте». | |||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. | 2 | |||
7 | Внутренние воды | |||
8 | Водные ресурсы и человек. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа. Практическая работа №4 «Комплексная характеристики реки округа». | |||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. | 1 | |||
9 | Почвы и почвенные ресурсы. | |||
Тема 5. Живая природа. | 3 | |||
10 | Особенности растительности округа. | |||
11 | Особенности разнообразия животного мира. | |||
12 | Проблемы рационального использования лесных богатств. | |||
Тема 6. Природопользование и охрана природы. | ||||
13 | Антропогенные изменения природы ХМАО. | 2 | ||
14 | Заповедники округа и другие ООПТ. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте объектов природного наследия, имеющие федеральное значение». | |||
РАЗДЕЛ 111.Население автономного округа. | ||||
Тема 1. Население округа. | 3 | |||
15 | Население округа. Практическая работа №6 Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения своего населенного пункта. | |||
16 | Коренные и малочисленные народы Югры. | |||
17 | Урок повторения и обобщения по курсу «География и экология ХМАО-Югры. 8 класс» |
Календарно-тематическое планирование. 9 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел IV.Экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. | ||||
Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы. | 1 | |||
1 | Экономика округа. Реальность и перспективы. | |||
Тема 2. ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития | 1 | |||
2 | Топливно-энергетический комплекс. Его состав, место и значение в округе. | |||
Тема 3. Лесопромышленный комплекс . | 1 | |||
3 | Лесопромышленный комплекс – одна из старейших отраслей округа. | |||
Тема 4. Отрасли промышленности. | 3 | |||
4 | Химическая промышленность. География. Проблемы и перспективы. | |||
5 | Машиностроение. География. Проблемы и перспективы. | |||
6 | Строительный комплекс. География. Проблемы и перспективы. | |||
Тема 5. Агропромышленный комплекс. | 2 | |||
7 | Сельское хозяйство. | |||
8 | Пищевая промышленность. | |||
Тема 6. Транспортный комплекс. | 1 | |||
9 | Транспортный комплекс. Отличительные особенности сети округа. Практическая работа № 1. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта. | |||
Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 2 | |||
10 | Сфера услуг, ее развитие и проблемы. Виды рекреационных ресурсов округа. Практическая работа №2. Составление картосхемы рекреационных ресурсов своего района. | |||
11 | Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения. | |||
РАЗДЕЛ V. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа. | ||||
Тема 1. Территориальная организация экономики округа. | 4 | |||
12 | Территориальная организация экономики округа. | |||
13 | Среднеобский экономический район. Перспективы развития территории. | |||
14 | Обско-Кондинский экономический район. Перспективы развития территории. | |||
15 | Березовский экономический район. Перспективы развития территории. | |||
Тема 2. Внешние экономические связи округа. | 2 | |||
16 | Внешние экономические связи округа. | |||
17 | Повторение и обобщение по курсу «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 9 класс». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" содержит пояснительную записку, требования к подготовке учащихся, контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа "География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Рабочая программа интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Нормативно - правовой документ...
Приказ № 642-0 Об участии в вебинаре по обучению использования государственной информационной системы «Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ГИС «Образование Югры»)»
Приказ № 642-0 Об участии в вебинаре по обучению использования государственной информационной системы «Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийск...
Приказ ДОиМП ХМАО-Югра от 26.12.2022 №10-П-3040 "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры..."
Приказ ДОиМП ХМАО-Югра от 26.12.2022 №10-П-3040 "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по результатам за...
Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"
Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"...