Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
элективный курс по географии (8 класс)

Петухова Людмила Павловна

Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Ман­сийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автоном­ном округе     Югре», Государственным стандартом основ­ного общего образования. Цель  курса :сформиро­вать позитивный и привлекательный географический об­раз родного края, воспитать современного югорчанина - человека-стратега, проектировщика новой жизни, интел­лектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geografiya_i_ekologiya_hmao.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе     Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации.

Главная цель интегрированного курса - сформировать позитивный и привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина - человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.

Данный курс содействует достижению главной цели: помочь ученику самореализоваться.

Цели интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» в VIII-IX классах реализуются посредством решения ряда задач:

1.На основе гуманизации и культурологической направленности   содержания   интегрированного   курса   овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой - человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных
природных условиях.

2.На основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.

3.Продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.

4.Развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.

5.Выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

К числу наиболее важных вопросов современной географии и экологии относятся региональные проблемы устойчивого развития, включающие в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил и одновременно с этим организации действенных мер, но сохранению благоприятных экологических качеств природной среды.

Устойчивое развитие возможно лишь при совместном решении социально-экономических и экологических проблем, необходимо глубоко раскрыть социальную обусловленность взаимодействия природы и общества.

Данная программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении данных курсов. Отбор содержания производился с учетом следующих положений:

-   региональных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

-   междисциплинарного характера эколого-географического образования;

- связи федерального и регионального компонента эколого-географического образования.

Новое содержание интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе.

Техногенная нагрузка на окружающую среду заметно отразилась на качестве природной среды. Большие потери потерпело традиционное природопользование: оленеводство, охотничье хозяйство, рыбный промысел.

Нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью людей. А чтобы это осуществить, необходимо подготовить экологически образованных и грамотных граждан XXI века, который объявлен ЮНЕСКО веком образования. Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за свой округ, патриотизма и гражданской позиции.

Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к изданию интегрированного курса.

Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы.

Методологические основы образовательной программы

Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определенной территории. Объект изучения геоэкологии рассматривается как комплексная система - геоэкосоциосистема. Человек в этой системе живет не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Экологический принцип в школьной географии предполагает систематическое установление связей ее содержания с экологическими знаниями и умениями, отбор их для изучения и объединения с целью формирования экологической культуры личности школьников.

Цель осуществления экологического принципа - исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания - геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход - основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии и экологии также общий объект исследования (изучения) - природа и экономика своего края. Оба принципа предполагают постоянный сбор информации из различных источников - прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других.

Радикальные социально-экономические преобразования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, развивающиеся на провозглашенных идеях устойчивого развития, определили принципиально новые запросы к системе школьного эколого-географического образования:

Устойчивость, системность, развивающий характер. Современная ситуация характеризуется запросом общества на свободную, социально активную, высококомпетентную, экологически ответственную мобильную личность, формирование которой возможно только в условиях вариативного образования. В основу изучения географии округа положен недавно предложенный наукой геоэкологический подход.            

Геоэкологический подход исследует компоненты природной среды, деятельность человека (населения), воздействующего а эти компоненты, экологические ситуации, возникающие и процессе хозяйственной жизни. В свою очередь, характеристика экологической ситуации, если она приобрела проблемный характер, включает анализ изменений в природной среде как следствие хозяйственного освоения и определение мер по рациональному природопользованию и охране природы. Главное- геоэкологический подход в учебном прогрессе предполагает такую деятельность, итогом которой становится экологическая культура личности.

Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения. В модели интегрированного учебного курса «География и экология ХМАО - Югры> в VIII-IX классах важным является творческая деятельность учащихся - написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения.

Спектр личностных ориентаций по отношению к природе вполне обозрим. Они охватывают все сферы жизнедеятельности человека -  природу, экономику, социум, культуру. При изучении экологических   проблем своею округа следует  выявить знания учащихся о   значении природы в жизни каждого ученика, его семьи и установить, какие ценности для него о наиболее значимы. Важно добиться, чтобы отношение к природной среде было многозначимым, а не односторонним. В то же время возможно ранжирование ценностей с учетом значения природной среды для здоровья.

Одной из составных частей программы стали этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографические знания усиливаю идею гуманизации школьной географии.

Ко времени изучения интегрированного курса «География и экология ХМАО Югры» в V1II-IX классах учащимся ужу известны важнейшие экологические выводы: закономерности географической оболочки, основные способы охраны природы, рационального использования ее богатств. Основная задача на этом этапе - перевести экогеографические знания в ценностные ориентации и отношения, в экологические убеждения как часть формируемого мировоззрения, что как раз требует общения с местной природой, видения местных экологических проблем и их эмоционального восприятии и осмысления.

К сожалению, до сих пор не доводится до сознания учащихся интегрированное значение природы. Если интегрированный курс «География и экология ХМАО - Югры» в V1II-IX  классах предполагает объединение многоаспектного содержания вокруг реальных региональных и локальных проблем, то средняя школа далее должна раскрыть глобальный характер экологических проблем, способствовать становлению экогуманистического мировоззрения.

Отличительные черты программы интегрированного курса

Образование является целостным:

- по содержанию эколого-географических знаний;

- по методам обучения, последовательно ориентирующим
познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;

- по формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;

- по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;

- по  комплексному  диагностированию  эффективности учебно-воспитательного процесса;

- по образовательной среде, жизненному миру ученика, его моделям.

Особенностью интегрированного курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нем замыкается и природа, и экономика; они показаны глазами человека во взаимосвязи с ними. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края, преобразования его природы и экономики.

            На изучение учебного предмета «География и экология ХМАО - Югры» отводится в соответствии с учебным планом следующее количество часов:

 8 класс -   17 часов  (1 час  в неделю в первом полугодии);

 9 класс – 17 часов  (1 часа в неделю во втором полугодии).

                                          Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в VIII-1Х классах ученик должен:

Знать\понимать:

- особенности эколого-географического положения, территориально- административного устройства округа, природных условий и населения; основные виды природопользования,        экологические проблемы региона и пути их решения;

- цели выделения родовых угодий;

- обязанности граждан: по сохранению окружающей природной среды от загрязнения: необходимости ресурсосберегающего потребления: сбережению особоохраняемых природных территорий; памятников природы, особо ценных объектов культурного наследия в Югорском крае.

Уметь:

Приводить примеры:

- сокращения видового разнообразия в регионе и его причины:

- районов разной специализации:

- особо охраняемых  природных  территорий,  расположенных в границах автономного округа:

- социальной адаптации человека к жизни в природных условиях Севера;

- экологических традиций коренного населения Югорскою края;

- путей решения экологических ситуаций в практике природользования на территории округа

- применять в рамках учебных ситуаций знания по составлению простейших моделей   решения   экологических проблем своей местности (на локальном уровне);                                               - показать роль ООПТ в устойчивом развитии региона;

- центров производства различных видов продукции; внешних экономических связей, взаимовыгодного сотрудничества;                                                                                                                                  - находить и анализировать в разных источниках, в том числе и Интернете, информацию, необходимую для изучения интегрированного курса;

- составлять краткую экономико-географическую характеристику различных территорий округа на основе разнообразных источников эколого-экономической информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- оценивать влияние факторов окружающей среды на личное здоровье;

- следовать экологическим нормам поведения в окружающей среде и ресурсосберегающего потребления;

- анализировать карты округа различного содержания;

- участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей природной среды своей местности.

Раздел II. Содержание учебного предмета.

VIII   класс.

РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины.

Тема 1. Географическое положение округа

Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-географического, их влияния на природу, население и экономику округа.

Практическая работа: определение по картам эколого-географического положения, сравнение с другими территориями Российской Федерации.

Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

РАЗДЕЛ II. Природа и человек.

Тема 1. Рельеф и недра.

Строение земной коры на территории округа. Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.

|Рельефоо6разующая деятельность древних покровных ледников.        

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Вода - «скульптор лика Земли».

Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы их роль в развитии   экономики. Округ - кладовая нефти и газа, его место, но запасам и добыче в России и в мире. Перс пектины добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлом, горного хрусталя, жильного кварца, россыпного и рудного золота и др.

Участие в реализации национального проекта «Уран промышленный Урал Полярный». Месторождении торфа, сапропеля. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Охрана недр.

Практическая работа. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.

Тема 2. Климат и человек.

Климатические особенности округа. Неблагоприятные природные и опасные явления. Климат и человек. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. Центр «Анти стихия».

Практическая работа. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Богатство водных   ресурсов.   Поверхностные   воды – «кровь Земли». Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш-  главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Важнейшие озера, их происхождение. Роль болот в географическом режиме рек. Болота - «кладовые солнца».

Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод.

Экологическое состояние   и   проблемы использования внутренних вод округа. Проблема сохранения качества воды - одна из важнейших экологических проблем.

Основные направления сохранения водных богатев. Современные методы очистки воды.

Практическая работа. Комплексная характеристики реки округа.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

Почва - «зеркало ландшафта». Почвенные ресурсы округа. Почвы -  показатель состояния окружающей среды.

Земельные ресурсы. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. Мониторинг почв и земель ХМАО    Югры.

Тема 5. Живая природа.

Особенности растительности округа: видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экологические.

Особенности разнообразия животного мира. Приспособленность растений и животных к условиям обитания. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Лесные ресурсы округа: структура, видовое разнообразие. Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранение и восстановление. Государственный контроль использования и охрана лесного фонда. Природные комплексы. Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Очаговое освоение и заселение. Болота: низинные и верховые. Природные

Кормовые угодья. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения и животные.

Тема 6. Природопользование и охрана природы.

Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное.   Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодолении. Рациональное использование    природных   ресурсов.   Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. История охраны природы н округе. От святых мест - до особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Система ООПТ - основа устойчивого развития территории. Проблемы и перспективы развития.

Заповедники: «Малая Соеьва», «Юганский» - эталоны дикой природы.   Природные   парки: «Кондинские озера», «Нумто». «Самаровский чугас», «Сибирские увалы» - музеи под открытым небом.

Другие виды ООПТ: заказники, памятники природы, водно-болотные угодья международного значения, лечебно-оздоровительные территории. Красная книга ХМЛО Югры. Современные способы научных исследований в природопользовании: прогнозирование, моделирование, мониторинг. Природная среда. Качество среды обитания, здоровье населения. Участие в международных экологических программах. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО.

Практическая работа. На контурной карте обозначьте объекты природного наследия, имеющие федеральное значение.

Подберите для них условные обозначения. Предложи те объекты природы округа для внесения их в официальный список природного наследия России. На основании материалов СМИ (средств массовой информации) подготовьте сообщение об участии округа в международном сотрудничестве по охране природы.

РАЗДЕЛ III.Население автономного округа.

Тема 1. Население округа.

Люди главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнерство как основа сохранения традиционных культур народов Севера.

Природосообразный образ жизни коренного населения и

Его отражение в народном эпосе. Социальная защита населения.

Практическая работа. Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.

                                                             

IX класс

Раздел IV.Экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы.

Роль округа в экономике России и мира. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики. Его оценка, перспективы и проблемы развития, Участие округа в реализации национального проекта Урал Промышленный - Урал Полярный» Новая экономика» Югры - преобразования сырьевой экономики в экономику высокоэффективных промышленных и информационных технологий. Изменения в структуре экономики   Югры.

Тема 2.  Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития.

Нефтегазодобывающая промышленность. Место округа по запасам и добыче нефти и газа в Российской Федерации. Крупнейшие месторождения. Новые технологии в разведке и освоении нефтегазовых месторождений. Лидеры-предприятия по добыче нефти. Основные специализированные компании по нефтедобыче. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе округа. Округ в единой газотранспортной системе страны. Крупнейшее газотранспортное предприятие страны ОАО «Тюменьтрансгаз». Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле. Перспективы развития.

Нефтеперерабатывающая промышленность. Крупные предприятия по переработке нефти. Газоперерабатывающие предприятия. Перспективы развития.

Электроэнергетика. Факторы размещения. Перспективные направления обеспечения растущих потребностей в электропотреблении, повышении надежности и качества электроснабжения. Последствия воздействия систем производства ТЭК на окружающую среду. Стратегический план развития электроэнергетики.

Тема 3. Лесопромышленный комплекс.

Лесная промышленность - одна из старейших отраслей округа. Основные предприятия производства лесопромышленной продукции. Реализация программы «Развитие и реконструкция лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2010 года». Строительство целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). Международное партнерство в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные направления природоохранной деятельности при промышленном лесопользовании. Перспективы развития лесопромышленного комплекса.

Тема 4. Отрасли промышленности.
Строительный комплекс. Приоритетные направления. Реализация программы по развитию и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2005-2012 гг. Машиностроение.

Химическая промышленность, производство строительных материалов, горнодобывающая промышленность. Экологические проблемы. Перспективы развития отраслей.

Тема 5. Агропромышленный комплекс.

Место сельского хозяйства в экономике округа. Очаговый характер размещения. Типы сельскохозяйственных предприятий, их доля в производстве товарной продукции. Традиционные отрасли сельского хозяйства: оленеводство, рыбный промысел, охотничье промысловое хозяйство, клеточное звероводство. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК, родовые угодья, экологические проблемы.

Тема 6. Транспортный комплекс.

Отличительные особенности транспортной сети округа. Значение для развития экономики. Главные промышленно-транспортные узлы и центры. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям, воздействию на окружающую среду и здоровье людей. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.

Практическая работа. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта.

Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Сфера услуг, ее развитие и проблемы. Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей. Виды рекреационных ресурсов ХМАО - Югры. Оценка рекреационных ресурсов, их влияние на здоровье и самочувствие человека. Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения. Индустрия туризма и гостеприимства в Югре. Перспективы развития.

Практическая работа. Составление картосхемы рекреационных ресурсов своего района.

РАЗДЕЛ V. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа.

Тема 1. Территориальная организация экономики округа.

Различия территорий по условиям и степени экономического развития. Перспективы развития территорий. Формирование территориально-производственных зон.

Тема 2. Внешние экономические связи округа.

Место ХМАО - Югры в стране и Уральском федеральном округе по основным показателям экономического развития. Округ в межрегиональном и международном географическом разделении труда: основные статьи экспорта-импорта, главные внутрироссийские и международные партнеры. Основные формы внешнеэкономических связей.

Примеры взаимовыгодного сотрудничества. Культурные связи. Международная организация «Северный Форум».

Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8 класс

Раздел курса

Количество часов

Количество практических работ

РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины.

1

Тема 1. Географическое положение округа

2

1

РАЗДЕЛ II. Природа и человек.

2

Тема 1. Рельеф и недра

2

1

3

Тема 2. Климат и человек.

2

1

4

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

2

5

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

1

6

Тема 5. Живая природа.

3

7

Тема 6. Природопользование и охрана природы.

2

1

РАЗДЕЛ 111.Население автономного округа.

8

Тема 1. Население округа.

3

1

Итого часов:

17

5

9 класс

Раздел

Количество часов

Количество практических работ

Раздел IV.Экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

1

Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы.

1

2

Тема 2. ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития.

1

3

Тема 3. Лесопромышленный комплекс .

1

4

Тема 4. Отрасли промышленности.

3

5

Тема 5. Агропромышленный комплекс

2

6

Тема 6. Транспортный комплекс

1

1

7

Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

2

1

РАЗДЕЛ V. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа.

8

Тема 1. Территориальная организация экономики округа.

4

9

Тема 2. Внешние экономические связи округа.  

2

Итого часов:

17

2

Лист внесения изменений

Дата

внесения

изменений

Раздел, тема

Содержание

изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора

по УВР

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы учебного предмета.

  1. Учебное пособие издано под редакцией Ким Э.В., Орловой Т.К., Элерт Н.Н. Авторами учебного пособия Бакулин В.В и др.2000 год издания.

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование.  8 класс

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины.

Тема 1. Географическое положение округа

2

1

 Географическое положение округа. Практическая работа № 1 «Определение по картам эколого-географического положения, сравнение с другими территориями Российской Федерации».

2

Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

РАЗДЕЛ II. Природа и человек.

Тема 1. Рельеф и недра

2

3

Особенности рельефа округа.

4

Полезные ископаемые округа. Практическая работа № 2 «Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды».

Тема 2. Климат и человек.

2

5

Климатические условия округа. Особенности метеорологических явлений.

6

Климат и человек. Практическая работа № 3 «Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте».

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

2

7

Внутренние воды

8

Водные ресурсы и человек. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа. Практическая работа №4  «Комплексная характеристики реки округа».

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

1

9

Почвы и почвенные ресурсы.

Тема 5. Живая природа.

3

10

Особенности растительности округа.

11

Особенности разнообразия животного мира.

12

Проблемы рационального использования лесных богатств.

Тема 6. Природопользование и охрана природы.

13

Антропогенные изменения природы ХМАО.

2

14

Заповедники округа и другие ООПТ. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте объектов природного наследия, имеющие федеральное значение».

РАЗДЕЛ 111.Население автономного округа.

Тема 1. Население округа.

3

15

Население округа. Практическая работа №6  Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.

16

Коренные и малочисленные народы Югры.

17

Урок повторения и обобщения  по курсу «География и экология ХМАО-Югры. 8 класс»

Календарно-тематическое планирование.  9 класс

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

Раздел IV.Экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы.

1

1

Экономика округа. Реальность и перспективы.

Тема 2. ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития

1

2

Топливно-энергетический комплекс. Его состав, место и значение в округе.

Тема 3. Лесопромышленный комплекс .

1

3

Лесопромышленный комплекс – одна из старейших отраслей округа.

Тема 4. Отрасли промышленности.

3

4

Химическая промышленность. География. Проблемы и перспективы.

5

Машиностроение. География. Проблемы и перспективы.

6

Строительный комплекс.  География. Проблемы и перспективы.

Тема 5. Агропромышленный комплекс.

2

7

Сельское хозяйство.

8

Пищевая промышленность.

Тема 6. Транспортный комплекс.

1

9

Транспортный комплекс. Отличительные особенности сети округа.

 Практическая работа № 1. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта.

Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

2

10

Сфера услуг, ее развитие и проблемы. Виды рекреационных ресурсов округа. Практическая работа №2. Составление картосхемы рекреационных ресурсов своего района.

11

Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения.

РАЗДЕЛ V. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа.

Тема 1. Территориальная организация экономики округа.

4

12

Территориальная организация экономики округа.

13

Среднеобский экономический район. Перспективы развития территории.

14

Обско-Кондинский экономический район. Перспективы развития территории.

15

Березовский экономический район. Перспективы развития территории.

Тема 2. Внешние экономические связи округа.  

2

16

Внешние экономические связи округа.

17

Повторение и обобщение по курсу «География и экология  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 9 класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" содержит пояснительную записку, требования к подготовке учащихся, контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа "География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Рабочая программа ин­тегрированного курса «География и экология Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах...

Приказ № 642-0 Об участии в вебинаре по обучению использования государственной информационной системы «Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ГИС «Образование Югры»)»

Приказ № 642-0  Об участии  в вебинаре по обучению  использования государственной информационной системы   «Цифровая образовательная платформа   Ханты-Мансийск...

Приказ ДОиМП ХМАО-Югра от 26.12.2022 №10-П-3040 "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры..."

Приказ ДОиМП ХМАО-Югра  от 26.12.2022 №10-П-3040 "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры по результатам за...

Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"

Постановление Правительства ХМАО - Югры от 31.10.2021 N 468-п (ред. от 01.04.2022) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования"...