Рабочая программа ОРКСЭ. ОПК. 4 класс. 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2 на основе программы курса А. В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» / А. В. Бородина. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. — с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._opk._4_klass._rabochaya_programma_2017-2018.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2 на основе программы курса А. В. Бородиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» / А. В. Бородина. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. — с.
Цель и основные задачи изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» вытекают из Федерального государственного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2 (в части духовно-нравственного воспитания), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» — формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного предмета:
- дать обучающимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его обычаях, традициях;
- сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры;
- показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
- воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры;
- развивать представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении в дальнейшем, на уровне основной школы, гуманитарных учебных предметов;
- развивать способности обучающихся к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» характеризуется как культурологический и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности им.
В соответствии с базовой программой учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос о совершенствовании личности обучающегося на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть свою роль в расширении образовательного кругозора обучающегося и в воспитании порядочного, честного и достойного гражданина.
Основным принципом, заложенным в содержании учебного предмета и отражающим культурное, социальное, этническое и религиозное своеобразие нашей страны и современного мира, является общность в многообразии, поликультурность. Названные явления, формулируемые программой в качестве принципов, понимаются как гражданское единство уважающих друг друга этнических образований и религиозных общностей в составе Российского государства, а также их способность к признанию общечеловеческих ценностей, таких как любовь, уважение к личности, уважение к традициям, сострадание, справедливость, равноправие, доброта, приоритет общественного благополучия и безопасности, законопослушание. Эти ценности должны стать основой всей воспитывающей системы образования, в том числе данного учебного предмета, важнейшими ориентирами и инструментами в формировании нравственных установок.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этических чувств как регуляторов поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
- Формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других народов;
- Наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- Воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;
- Приобщение к культурным отечественным традициям;
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- Овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации;
- Воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;
Метапредметные результаты:
- Овладение обучающимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления;
- Освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Формирование умений использования знаково-символических средств информации;
- Формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением, участие в диспутах);
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
- Формирование умения высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;
- Формирование умений определять общие цели и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия и поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- Формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
- Формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;
- Знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости.
- Формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни;
- Овладение основными понятиями религиозной культуры;
- Овладение основными понятиями православной культуры;
- Знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
- Ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства, и историей православия в России;
- Формирования общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;
- Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ;
- Ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
- Формирование представления о Русской Православной Церкви, таинствах Церкви;
- Понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
- Ознакомление с назначением и особенностями православной культуры, церковной живописи, архитектуры, музыки и декоративно-прикладного искусства;
- Формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Содержание учебного предмета, курса
Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69, включает следующие темы:
Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Содержание охватывает 29 тем, 5 уроков отводится в качестве дополнительного времени для изучения учебного материала по темам, 1урок – на итоговое занятие.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Наименование раздела и темы урока | Ко-во часов | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | |||
1-2 | Россия — наша Родина. | 2 | 6.09 13.09 | |
4.09 11.09 | ||||
3-4 | Православная духовная традиция. | 2 | 20.09 27.09 | |
18.09 25.09 | ||||
5 | Что такое христианство? | 1 | 4.10 | |
2.10 | ||||
6 | Особенности восточного христианства. | 1 | 11.10 | |
9.10 | ||||
7 | Культура и религия. | 1 | 18.10 | |
16.10 | ||||
8 | Добро и зло в православной традиции. | 1 | 28.10 | |
23.10 | ||||
9 | Во что верят православные христиане. | 1 | 8.11 | |
6.11 | ||||
10 | Золотое правило нравственности. | 1 | 15.11 | |
13.11 | ||||
11 | Любовь к ближнему. | 1 | 22.11 | |
20.11 | ||||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | 29.11 | |
27.11 | ||||
13 | Отношение к труду. | 1 | 6.12 | |
4.12 | ||||
14 | Долг и ответственность. | 1 | 13.12 | |
11.12 | ||||
15 | Защита Отечества. | 1 | 20.12 | |
18.12 | ||||
16 | Десять заповедей Божиих. | 1 | 27.12 | |
25.12 | ||||
17 | Заповеди блаженства. | 1 | 17.01 | |
15.01 | ||||
18-19 | Православие в России. | 2 | 24.01 31.01 | |
22.01 29.01 | ||||
20-21 | Православный храм и другие святыни. | 2 | 7.02 14.02 | |
5.02 12.02 | ||||
22 | Таинства Православной Церкви. | 1 | 21.02 | |
19.02 | ||||
23 | Древнейшие чудотворные иконы. | 1 | 28.02 | |
26.02 | ||||
24 | Молитва. | 1 | 7.03 | |
5.03 | ||||
25 | Православные монастыри. | 1 | 14.03 | |
12.03 | ||||
26 | Почитание святых в православной культуре. | 1 | 21.03 | |
19.03 | ||||
27 | Символический язык православной культуры: храм. | 1 | 4.04 | |
2.04 | ||||
28 | Икона, фреска, картина. | 1 | 11.04 | |
9.04 | ||||
29 | Колокольные звоны и церковное пение. | 1 | 18.04 | |
16.04 | ||||
30 | Прикладное искусство. | 1 | 25.04 | |
23.04 | ||||
31 | Православные праздники. | 1 | 2.05 | |
30.04 | ||||
32 | Православный календарь. | 1 | 16.05 | |
7.05 | ||||
33-34 | Христианская семья и её ценности. | 2 | 23.05 30.05 | |
14.05 21.05 | ||||
35 | Итоговое повторение | 1 | 30.05 | |
28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС
I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...
Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...
Рабочая программа 5-9 классы 2017-2018 г.
Рабочая программа 5-9 классы.Ритмика третий урок физкультуры....
Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год
Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....
Рабочая программа по математике на 2017-2018 учебный год ( 8 класс, на дому, VIIII вид)
Рабочая программа и КТП по математике 8 класс ( VIII вид)...
Рабочая программа ФГОС 7 класс,2017-2018 гг
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального госуд...
АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида
Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...