Рабочая программа ОРКСЭ. ОПК. 4 класс. 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему

Глухова Марина Викторовна

    Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  на основе программы курса А. В. Бородиной  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»  / А. В. Бородина. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. — с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._opk._4_klass._rabochaya_programma_2017-2018.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  на основе программы курса А. В. Бородиной  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»  / А. В. Бородина. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. — с.

Цель и основные задачи изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» вытекают из Федерального государственного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  (в части духовно-нравственного воспитания), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» — формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного предмета:

  • дать обучающимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его обычаях, традициях;
  • сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры;
  • показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
  • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры;
  • развивать представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении в дальнейшем, на уровне основной школы, гуманитарных учебных предметов;
  • развивать способности обучающихся к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» характеризуется как культурологический и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности им.

В соответствии с базовой программой учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос о совершенствовании личности обучающегося на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть свою роль в расширении образовательного кругозора обучающегося и в воспитании порядочного, честного и достойного гражданина.

Основным принципом, заложенным в содержании учебного предмета и отражающим культурное,  социальное, этническое и религиозное своеобразие нашей страны и современного мира,  является общность в многообразии, поликультурность. Названные явления, формулируемые  программой в качестве принципов, понимаются как гражданское единство уважающих друг друга этнических образований и религиозных общностей в составе Российского государства, а также их способность к признанию общечеловеческих ценностей, таких как любовь, уважение к личности, уважение к традициям, сострадание, справедливость, равноправие, доброта, приоритет общественного благополучия и безопасности, законопослушание. Эти ценности должны стать основой всей воспитывающей системы образования, в том числе данного учебного предмета,  важнейшими ориентирами и инструментами в формировании нравственных установок.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования   преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» ориентировано на  получение следующих результатов.

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этических чувств как регуляторов поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
  • Формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других народов;
  • Наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • Воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;
  • Приобщение к культурным отечественным традициям;
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
  • Овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и  культурного потребления информации;
  • Воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;

Метапредметные результаты:

  • Овладение обучающимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления;
  • Освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Формирование умений использования знаково-символических средств информации;
  • Формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением, участие в диспутах);
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
  • Формирование умения высказывать своё мнение, обосновывать  свою позицию;
  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;
  • Формирование умений определять общие цели и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия и поведение и  поведение окружающих;
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • Формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
  • Формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;
  • Знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости.
  • Формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни;
  • Овладение основными понятиями религиозной культуры;
  • Овладение основными понятиями православной культуры;
  • Знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
  • Ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства, и историей православия в России;
  • Формирования общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;
  • Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ;
  • Ознакомление с главными  православными  праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
  • Формирование представления о Русской Православной Церкви, таинствах Церкви;
  • Понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
  • Ознакомление с назначением и особенностями православной культуры, церковной живописи, архитектуры, музыки и декоративно-прикладного искусства;
  • Формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

Содержание учебного предмета, курса

          Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69, включает следующие темы:

Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству.  Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Содержание охватывает 29 тем, 5 уроков отводится в качестве дополнительного времени для  изучения учебного материала по темам, 1урок – на итоговое занятие.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Наименование раздела и темы  урока

Ко-во

часов

Дата проведения урока

по плану

по факту

1-2

Россия — наша Родина.

2

6.09

13.09

4.09

11.09

3-4

Православная духовная традиция.

2

20.09

27.09

18.09

25.09

5

Что такое христианство?

1

4.10

2.10

6

Особенности восточного христианства.

1

11.10

9.10

7

Культура и религия.

1

18.10

16.10

8

Добро и зло в православной традиции.

1

28.10

23.10

9

Во что верят православные христиане.

1

8.11

6.11

10

Золотое правило нравственности.

1

15.11

13.11

11

Любовь к ближнему.

1

22.11

20.11

12

Милосердие и сострадание.

1

29.11

27.11

13

Отношение к труду.

1

6.12

4.12

14

Долг и ответственность.

1

13.12

11.12

15

Защита Отечества.

1

20.12

18.12

16

Десять заповедей Божиих.

1

27.12

25.12

17

Заповеди блаженства.

1

17.01

15.01

18-19

Православие в России.

2

24.01

31.01

22.01

29.01

20-21

Православный храм и другие святыни.

2

7.02

14.02

5.02

12.02

22

Таинства Православной Церкви.

1

21.02

19.02

23

Древнейшие чудотворные иконы.

1

28.02

26.02

24

Молитва.

1

7.03

5.03

25

Православные монастыри.

1

14.03

12.03

26

Почитание святых в православной культуре.

1

21.03

19.03

27

Символический язык православной культуры: храм.

1

4.04

2.04

28

Икона, фреска, картина.

1

11.04

9.04

29

Колокольные звоны и церковное пение.

1

18.04

16.04

30

Прикладное искусство.

1

25.04

23.04

31

Православные праздники.

1

2.05

30.04

32

Православный календарь.

1

16.05

7.05

33-34

Христианская семья и её ценности.

2

23.05

30.05

14.05

21.05

35

Итоговое повторение

1

30.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа 5-9 классы 2017-2018 г.

Рабочая программа 5-9 классы.Ритмика третий урок физкультуры....

Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год

Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....

Рабочая программа по математике на 2017-2018 учебный год ( 8 класс, на дому, VIIII вид)

Рабочая программа и КТП по математике 8 класс ( VIII вид)...

Рабочая программа ФГОС 7 класс,2017-2018 гг

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального госуд...

АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида

Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...