Роль учителя в реализации ФГОС
статья на тему

Стукалова Светлана Викторовна

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_uchitelya_v_realizatsii_fgos.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Роль  учителя  в реализации  ФГОС

        Ответственность учителя  всегда была  исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Роль учителя  по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы  дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской  деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с  проблемами реальной жизни. Учение   не рассматривается как простая  трансляция знаний,  от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество -  совместная работа учителя и учеников,  в ходе овладения знаниями и решения  проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:     

  • -  разработка (корректировка) рабочих программ по учебным  предметам
  • -  выявление и отбор  способов и средств  формирования УУД у обучающихся  (анализ учебников, отбор системы  заданий)
  • -  разработка (отбор)  контрольных материалов,  обработка результатов  диагностических и комплексных работ
  • -  отбор и освоение  образовательных технологий  типа:  обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные  методы обучения и др.
  • - разработка для своего класса программы  развития и воспитания
  • -  внедрение новой  формы накопительной оценки  (портфолио)

Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и  компетенций, составляющих инструментальную основу учебной  деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия  духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому  наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать,  "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали  собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому  научиться?"  Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного  подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего  необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические  теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.  

На первый план выходит развитие личности учащегося на основе  освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью,  выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение  работать в проектном режиме, инициативность в  принятии решений. Эти  способности востребованы в современном обществе. Они и становятся  одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной  стандартизации.  Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к  результатам обучающихся.    

 Роль учителя  заключается в том, что бы научить  ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир».  Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных  ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую  целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников. При этом  могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная  работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения  учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и  практические работы, это способствует научить детей презентовать способы  рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или  самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из  таблиц, диаграмм.

  Меняются так же формы и методы организации учебной деятельности: от  игровых  – к выполнению работы под непосредственным руководством и  помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при помощи  учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах  и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера. Для  современного этапа развития  школы работа в паре, групповая форма  обучения в наибольшей степени способствует развитию у  школьника  умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.  Адаптационный период - это работа в паре. Она является комфортной формой  организации учебного процесса - это начальная стадия межличностных  отношений, формирует умения принимать общую цель, согласовывать способы  достижения предложенной цели. Работа в группе очень привлекает     школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать   совместно),  и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого  обучения. Данная работа в группе  показывает, что такая  форма способствует развитию необходимых ученику качеств, как умение  оценивать результаты своей работы, также взаимодействуя в группе, ребенок  учится помогать, сопереживать, соотносить свои действия и поступки с  другими. Работая с одноклассниками над решением общей проблемы, ребенок  учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог.           Проектирование  образовательного пространства, реализация и достижение планируемых   результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически – требуется  серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию  учебного процесса, отвечающего положениям стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя роль, как учителя, в реализации ФГОС

Размышления о своей роли, как учителя,  в реализации ФГОС, о развитии педагогичекого потенциала...

Роль учителя в реализации ФГОС

Роль учителя  по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы  дети сами добывали знания в процессе познавательно...

«Система работы методического объединения по подготовке учителей к реализации ФГОС.».

Введение.Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.  Постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результ...

Статья по теме "Роль учителя в реализации образовательных стандартов."

Введение стандарта второго поколения направлено на изменение школьной жизни не только ребенка, но и учителя. В данной статье я попыталась найти отличия роли учителя "до..." и "после.."  Своими вы...

Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя по реализации ФГОС

"Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителяпо реализации ФГОС" - одна из проблем современного образования. В со...

Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок.

В статье указаны роль и ответственность учителя на уроке ФГОС. Особенности современного урока и его отличие от урока ГОС....

Роль учителя на уроке ФГОС

Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла.         Ранее, учитель являл...