Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок.
статья по географии (6 класс) по теме
В статье указаны роль и ответственность учителя на уроке ФГОС. Особенности современного урока и его отличие от урока ГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_na_uroke_fgos_i_sovremennyy_urok.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок
Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла. Ранее, учитель являлся основным «носителем» или «источником» информации для ученика. Сейчас роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как деловое сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем. Исходя из этого, меняются задачи педагогической деятельности учителя:
- рабочая программа по каждому учебному предмету составляется учителем самостоятельно, либо группой учителей, специалистов по предмету на основе примерной или авторской рабочей программы сроком на один учебный год для каждого класса.
- выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, пособий, сборников заданий, отбор системы заданий),
- разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ
- отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, творческие работы, конкурсные выступления, проектные методы обучения и др.,
- разработка для своего класса программы развития и воспитания- «План воспитательной работы на учебный год»;
- внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио) по предмету, внеурочной деятельности и т.п.
Видоизменяется урок и конспект урока, сейчас это «технологическая карта учебного занятия», где для каждого этапа, прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты. Технологическая карта включает в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность учителя, деятельность учащихся, рефлексия. Форма технологической карты разрабатывается предметными методическими объединениями школ, в соответствии с ФГОС ООО. Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС ООО и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Пример технологической карты учебного занятия по географии по теме «Почему нужно изучать географию?» показан в таблице 1.
Таблица 1- Технологическая карта учебного занятия
Этапы урока | Содержание урока, этапы | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I.Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Ребята, наш учебник называется «Наша Земля». Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника? Знакомство с учебником. Работа с текстом «Как работать с учебником». 2. – Раздел I называется «Источники географической информации». Как вы думаете, что это могут быть за источники? Какую информацию мы можем получить с помощью этих источников? Выполните тест на с. 7 учебника. 3. – Считается, что на карте земного шара уже не осталось «белых пятен» – неизвестных морей и земель. – Кто занимался открытием новых земель? – Согласны ли вы с этим утверждением? – Какой вопрос у вас возникает? Зачем нужна география? 4. – Что в переводе на русский язык означает слово «география»? Когда возникла эта наука? Каких великих географов вы знаете? В чём их заслуга перед наукой? 5. – Сформулируйте тему урока. Почему нужно изучать географию? – Какие у вас будут гипотезы? | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). 4. Вычитывать все уровни текстовой информации. 5. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД: 1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. 2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. 4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. РегулятивныеУУД: 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
|
II. Поиск решения. | 1. – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: кого можно считать географами? (Подобрать тексты о различных путешественниках.) Ответ аргументируйте. 2. – Продолжите: география – наука о … Что характерно для науки? (Цель, предмет изучения, методы.) 3. – Используя рис. 4 на с. 10, определите структуру географии и выполните задание к рисунку на с. 11. –Сформулируйте задачи науки географии. 4. – Выполните задание 3 на с. 12 5. – Определите предмет изучения науки географии. Какими методами его можно изучать? Задание к рис. 3 на с. 10. 6. – Что можно считать источником географической информации? Какое значение имеет эта информация для человека? 7. – Как ответите на вопрос урока? | |
III. Самостоя-тельное применение знаний. | 1. Вопросы 1, 2 на с. 12. 2. Дискуссия «Может ли человек, вооружённый географическими знаниями и умениями, благотворно влиять на будущее планеты?» | |
ΙV. Итог урока. Рефлексия. | – Сформулируйте вывод по уроку. – Сравните его с выводом учебника на с. 12. Домашнее задание: §1, задание 4, с. 12. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? |
На современном уроке на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации. Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом. Учителю необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются требования к личностным, предметным, надпредметным результатам, как реализуются условия деятельностного подхода. Пример урока в 5 классе по теме «План и карта». В данном уроке – это реализуется следующим образом:
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели. Отсутствие достаточных умений создаёт необходимость их пополнения; способ мотивации - задание, для выполнения которых недостаёт определенных умений; выделить искусственное и естественное, но для этого отсутствуют определенные умения.
2. Выполнение действий для формирования новых умений. Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в формировании новых умений – предпринимаются шаги для работы с планом местности или топографической картой.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения умений (для формирования осознанных умений) Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий: работа с условными знаками, масштабом.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу. Особую роль в формировании умения проверять написанное, оценить свою работу, работу товарища.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Работа с заданиями ОГЭ и ЕГЭ.
Типы уроков ФГОС ООО более расширены и разнообразны по целевому значению и результативности обучения по сравнению с традиционными уроками. Роль учителя на уроке ФГОС – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся. (Таблица 2).
Таблица 2- Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (применяется фронтальный метод) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (в группе, индивидуально) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Осуществляет учитель, в процессе урока. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценка результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Также ФГОС ООО определяет разнообразные типы уроков (Таблица 3).
Таблица 3- Типы урока при введении ФГОС ООО
№ | Тип урока | Целевое назначение | Результативность обучения |
1 | Урок первичного предъявления новых знаний. | Первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков. | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. |
2 | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. | Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий). | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. |
3 | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности. | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. |
4 | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков. | Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач). | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности универсальных учебных действий. |
5 | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. | Закрепление предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий. | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. |
6 | Контрольный урок. | Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи. | Результаты контрольной или самостоятельной работы. |
7 | Коррекционный урок. | Индивидуальная работа над допущенными ошибками. | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. |
8 | Комбинированный урок. | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока. | Запланированный результат. |
9 | Учебная экскурсия. | Непосредственное изучение явлений окружающего мира. | Применение знаний, умений, навыков при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов. |
10 | Урок решения практических, проектных задач. | Практическая направленность изучения теоретических положений. | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира. |
Роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир». Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока. Учащиеся получают знания из любых источников. Могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы. Это способствует обучению детей презентовать способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм.
Меняются так же формы и методы организации учебной деятельности: от игровых – к выполнению работы под непосредственным руководством и помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах или в парах (при помощи учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера. Для современного этапа развития школы работа в паре, групповая форма обучения способствует развитию у школьника умения проявлять инициативу, творчество, контроль, индивидуальность, самостоятельность в учении. Адаптационный период - это работа в паре. Она является комфортной формой организации учебного процесса - это начальная стадия межличностных отношений. Она формирует умения принимать общую цель, согласовывать способы достижения предложенной цели. Работа в группе очень привлекает школьников. В идеале, обучаясь в таком режиме, каждый участник группы знает свое дело. Такая форма способствует развитию необходимых ученику качеств, как умение оценивать результаты своей работы, также взаимодействуя в группе, ребенок учится помогать, сопереживать, соотносить свои действия и поступки с другими. Работая с одноклассниками ребенок учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог. В связи с изменением содержания образования учитель должен создавать условия для введения интегрированных курсов, которые обеспечат целостное восприятие мира, реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуализации обучения. В копилке многих образовательных учреждений имеются разработанные интегрированные модули и уроки с использованием современных образовательных технологий: «Мир вокруг нас», «Осень в гости к нам пришла», «Спешите делать добро», «В здоровом теле - здоровый дух», «Глобальные проблемы и современное общество». Уроки в системе интегрирования помогают учащимся познавать всю красоту окружающего мира. Учащиеся с огромным удовольствием постигают новое. Уроки будят во всех ребятах желание творить. Проводя эти уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий. А самое главное, рождается качественно новое знание, которое и есть целостное представление о мире. Следующее направление - организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся - это портфолио. Для ученика сейчас накопительная оценка – это листы наблюдений, которые показывают развитие ученика, которые учитель составляет самостоятельно. Лист должен обязательно отражать динамику сформированности индивидуального прогресса в развитии учения, в развитии социальных навыков, коммуникативных навыков, развитие навыков поисковой и проектной деятельности. На рисунках 2 и 3 показаны примерные листы наблюдений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на КМО по теме: «Роль учителя математики в условиях реализации современных образовательных технологий»
Некоторые пути решения проблемы ухудшения математической подготовки школьников...
Роль учителя в реализации ФГОС
Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательно...
Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном уроке химии
Выступление на I межмуниципальной научно-практической конференции "ФГОС - инновационный ресурс развития образования" по теме "Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном у...
Эссе на тему « Роль учителя в контексте ФГОС»
На педагоге сегодня лежит огромная ответственность. Именно учитель закладывает основы положительных личностных качеств учащихся. Родители, отдавая ребенка в школу, хотят видеть в педагогах искреннюю л...
Роль учителя в реализации ФГОС
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете....
Доклад - презентация "Современный урок. Требования к современному уроку"
Работа в виде красочной презентации. Доклад, кототрый был сделан на районное методобъединение учителей физики о современном уроке и требовании к современному уроку. Доклад о том, что урок должен...
Семинар учителей русского языка и литературы "Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"
quot;Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"...