Статья по теме "Роль учителя в реализации образовательных стандартов."
статья по алгебре по теме
Введение стандарта второго поколения направлено на изменение школьной жизни не только ребенка, но и учителя. В данной статье я попыталась найти отличия роли учителя "до..." и "после.." Своими выводами хочу поделиться с Вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_v_realizatsii_obrazovatelnykh_standartov.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя в реализации образовательных стандартов.
«Система образования должна строиться вокруг
сильного, одаренного учителя…»
В.Путин
Введение стандарта второго поколения направлено на изменение школьной жизни ребенка. И, конечно, здесь речь идет о новых формах организации обучения, о новых образовательных технологиях, новой информационнообразовательной среде, которая выходит далеко за пределы школы. И это очень серьезная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы.
Во всем этом, на мой взгляд, велика роль учителя. Ведь принцип его деятельности заключается в том, что формирование личности ученика осуществляется не тогда, когда ребенок воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Становится очевидным, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод обучения не достаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению и самореализации.
Теперь задача педагога- организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они сами могли додуматься до решения ключевой проблемы урока. Учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Дети быстро включаются в учебную деятельность, осознают необходимость получения новых знаний и , что не мало важно- говорят. Ученик постепенно становится исследователем, творцом, деятелем под ненавязчивым руководством педагога. Но при этом роль учителя не преуменьшается. Напротив, он должен помогать ученику ориентироваться в новых знаниях и направлять, указывать, где можно найти дополнительную информацию, какими ресурсами воспользоваться, что является главным, а что второстепенным.
ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.
Педагог должен выполнять несколько ролей в образовательном процессе. Он должен выступать и в роли режиссера, ведь жесткий план урока уходит в прошлое, освобождая место «технологической карте», которая по сути своей напоминает сценарий. Это позволит учителю добавлять, убирать или изменять какой- либо элемент урока.
Одна из важнейших составляющих образовательного процесса - проектная деятельность. И в ней роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет педагогу осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Поэтому учитель должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека. Это позволяет им быть интересными ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле интересов самого ученика.
Непрерывное образование самого учителя становится реальной необходимостью современного общества, которое характеризуются стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. С развитием различных информационных полей (в том числе и появление в жизни ученика сети Интернет) привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний и информации. И задача учителя состоит в том, что бы не "отстать от ученика", идти в ногу со временем, поэтому ИКТ компетенции современного педагога очень важны. И к тому же использование новых информационных технологий, на мой взгляд, существенно облегчает деятельность учителя. Это и ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты), это использование компьютера для подготовки разнообразных дидактических материалов, тестов; использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов.
Компьютер коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Таким образом, с введением новых образовательных стандартов,мы видим что для того тобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении , он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам.
Вчитываясь в Федеральные образовательные Стандарты второго поколения ставишь перед собой определенные цели, определяешь пути их реализации, ищешь вопросы на поставленные задачи (хотя вопросов пока больше чем ответом) и понимаешь одно- для реализации ФГОС во многом меняется роль учителя, но не изменным остается одно- любовь к своей профессии, предмету, а самое , на мой взгляд, главное- это любовь к детям.
Используемая литература:
- Балашова, Ю.Д. Формирование профессиональной компетентности учителя на базе ОУ в условиях реализации президентского проекта «Наша новая школа» / Ю.Д. Балашова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 5. – С. 41-43.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. URL: http// www/mruo.ru/ downloard/001 (дата обращения 19.02.10).
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019046-6.
- Медведев Д. А. Национальная инициатива «Наша новая школа»: [ Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. regnum.ru/news/819231.htmL
- Учитель вместо урокодателя: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. rg.ru/2009/10/08/kondakov.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной статье раскрывается актуальная проблема самостоятельного развития студента во вне аудиторных занятиях, способы ее решения и механизмы развития....
Статья "Роль педагога в реализации образовательных стандартов"
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю, который должен развивать у учащихся способность самостоятельно ставить учебные цели, проектирова...
Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения в лицее - интернате № 5.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В систем...
статья "Современный учитель и новые образовательные стандарты"
Статья о роли учителя в современной школе в условиях введения ФГОС. Какие требования предъявляет современная школа к учителю...
Исследовательская деятельность в реализации образовательных стандартов второго поколения
Приоритетной задачей школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Высш...
Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта и их формирование в урочной деятельности.
Доклад о формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)...
Педагогический совет "Комфортная образовательная среда как фактор обеспечения реализации образовательных стандартов"
материал содержит разработку педагогического совета...