Роль учителя на уроке ФГОС
статья на тему

Микитюк Лариса Геннадьевна

Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла.

        Ранее, учитель являлся основным «носителем» или «источником» информации для ученика.

       Сейчас роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_na_uroke_fgos_.docx271.02 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя на уроке ФГОС

       Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла. 

        Ранее, учитель являлся основным «носителем» или «источником» информации для ученика.

       Сейчас роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

      Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как деловое сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Исходя из этого, меняются задачи педагогической деятельности учителя:

- рабочая программа по каждому учебному предмету составляется учителем самостоятельно, либо группой учителей, специалистов по предмету на основе примерной или авторской рабочей программы сроком на один учебный год для каждого класса.

- выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, пособий, сборников заданий, отбор системы заданий),

- разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ

- отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, творческие работы, конкурсные выступления, проектные методы обучения и др.,

- разработка для своего класса программы развития и воспитания ;

- внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио) по предмету, внеурочной деятельности и т.п.

Видоизменяется урок и конспект урока, сейчас это «технологическая карта учебного занятия», где для каждого этапа, прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты.

Технологическая карта включает в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность учителя, деятельность учащихся, рефлексия.

Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" 

Технологическая карта учебного занятия

Содержание урока, этапы

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

I.Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. – Ребята, наш учебник называется «Русский язык». Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника? Знакомство с учебником. Работа с текстом «Как работать с учебником».

2. – Раздел I называется «Наш родной язык». Как вы думаете, какую информацию мы можем получить о родном языке, используя это пособие? ( можно обратиться к содержанию)

3. Великий русский писатель И.С. Тургенев ещё в далёком 19 веке писал, что русский язык «развивается с быстротою необыкновенной».  Согласны ли вы с этим утверждением?

Итак , тема нашего урока «Русский язык», а значит, чем нам предстоит сегодня заниматься?

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (схему в текст).

4. Вычитывать все уровни текстовой информации.

5. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

РегулятивныеУУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

II. Поиск решения.

1. – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: кого можно считать лингвистом? (Подобрать предложения ) Ответ аргументируйте. 

2. – Продолжите: лингвистика – наука о … Что характерно для науки? (Цель, предмет изучения)

III. Самостоятельное применение знаний.

1. Дискуссия «Может ли человек обойтись без изучения русского языка?»

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

– Сформулируйте вывод по уроку.

Домашнее задание: §1, задание 4, с. 12.

– Что мы сегодня узнали?

– Чему научились?

–  Что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

На современном уроке на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений.

Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации.

Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом.

Роль учителя на уроке ФГОС – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся.

Организатор, консультант, инструктор. Соучастник УП

                                                         Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

                                                           Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

                                                  Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

                                                    Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

                                                       Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (применяется фронтальный метод)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (в группе, индивидуально)

                                                      Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

                                                            Осуществление коррекции

Осуществляет учитель, в процессе урока.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

                                                                       Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценка результатов деятельности товарищей)

                                                                                 Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

                                                                       Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя роль, как учителя, в реализации ФГОС

Размышления о своей роли, как учителя,  в реализации ФГОС, о развитии педагогичекого потенциала...

Роль учителя в реализации ФГОС

Роль учителя  по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы  дети сами добывали знания в процессе познавательно...

Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок.

В статье указаны роль и ответственность учителя на уроке ФГОС. Особенности современного урока и его отличие от урока ГОС....

Эссе на тему « Роль учителя в контексте ФГОС»

На педагоге сегодня лежит огромная ответственность. Именно учитель закладывает основы положительных личностных качеств учащихся. Родители, отдавая ребенка в школу, хотят видеть в педагогах искреннюю л...

Роль учителя в реализации ФГОС

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете....