Роль учителя на уроке ФГОС
статья на тему
Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла.
Ранее, учитель являлся основным «носителем» или «источником» информации для ученика.
Сейчас роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_na_uroke_fgos_.docx | 271.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя на уроке ФГОС
Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла.
Ранее, учитель являлся основным «носителем» или «источником» информации для ученика.
Сейчас роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как деловое сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Исходя из этого, меняются задачи педагогической деятельности учителя:
- рабочая программа по каждому учебному предмету составляется учителем самостоятельно, либо группой учителей, специалистов по предмету на основе примерной или авторской рабочей программы сроком на один учебный год для каждого класса.
- выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, пособий, сборников заданий, отбор системы заданий),
- разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ
- отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, творческие работы, конкурсные выступления, проектные методы обучения и др.,
- разработка для своего класса программы развития и воспитания ;
- внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио) по предмету, внеурочной деятельности и т.п.
Видоизменяется урок и конспект урока, сейчас это «технологическая карта учебного занятия», где для каждого этапа, прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты.
Технологическая карта включает в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность учителя, деятельность учащихся, рефлексия.
Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?"
Технологическая карта учебного занятия
Содержание урока, этапы
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
I.Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. – Ребята, наш учебник называется «Русский язык». Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника? Знакомство с учебником. Работа с текстом «Как работать с учебником».
2. – Раздел I называется «Наш родной язык». Как вы думаете, какую информацию мы можем получить о родном языке, используя это пособие? ( можно обратиться к содержанию)
3. Великий русский писатель И.С. Тургенев ещё в далёком 19 веке писал, что русский язык «развивается с быстротою необыкновенной». Согласны ли вы с этим утверждением?
Итак , тема нашего урока «Русский язык», а значит, чем нам предстоит сегодня заниматься?
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).
4. Вычитывать все уровни текстовой информации.
5. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
РегулятивныеУУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
II. Поиск решения.
1. – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: кого можно считать лингвистом? (Подобрать предложения ) Ответ аргументируйте.
2. – Продолжите: лингвистика – наука о … Что характерно для науки? (Цель, предмет изучения)
III. Самостоятельное применение знаний.
1. Дискуссия «Может ли человек обойтись без изучения русского языка?»
ΙV. Итог урока. Рефлексия.
– Сформулируйте вывод по уроку.
Домашнее задание: §1, задание 4, с. 12.
– Что мы сегодня узнали?
– Чему научились?
– Что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
На современном уроке на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений.
Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации.
Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом.
Роль учителя на уроке ФГОС – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся.
Организатор, консультант, инструктор. Соучастник УП
Требования к уроку
Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (применяется фронтальный метод) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (в группе, индивидуально) |
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции
Осуществляет учитель, в процессе урока. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценка результатов деятельности товарищей) |
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя роль, как учителя, в реализации ФГОС
Размышления о своей роли, как учителя, в реализации ФГОС, о развитии педагогичекого потенциала...
Роль учителя в реализации ФГОС
Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательно...
Роль учителя-логопеда общеобразовательного учреждения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся в рамках ФГОС
Презентация...
ФГОС основного общего образования: роль учителя в инновационной деятельности
статья об опыте работы по внедрению ФГОС ООО...
Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок.
В статье указаны роль и ответственность учителя на уроке ФГОС. Особенности современного урока и его отличие от урока ГОС....
Эссе на тему « Роль учителя в контексте ФГОС»
На педагоге сегодня лежит огромная ответственность. Именно учитель закладывает основы положительных личностных качеств учащихся. Родители, отдавая ребенка в школу, хотят видеть в педагогах искреннюю л...
Роль учителя в реализации ФГОС
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете....