Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя по реализации ФГОС
статья на тему

Ковалько Людмила Васильевна

"Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя

по реализации ФГОС" - одна из проблем современного образования. В соответствии с концепцией ФГОС педагогам отводится определенная роль по модернизации системы оценки уровня и качества освоения обучающимися учебных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modeli_otsenki.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся

как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя

по реализации ФГОС

Не все, что измеряется,

следует измерять,

и не все, что хотелось бы измерить,

измеряется.

                                                                                                                                    А. Энштейн

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта разработана система оценки  образовательных достижений учащихся.

         Особенностями системы оценки являются:

        комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

        оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

        оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

        сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

        использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

        использование накопительной системы оценивания (Портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

        использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

 

Оценка личностных результатов

 

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся

универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

        самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

        смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

        морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

   Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, во-вторых,  с помощью Портфолио.

   Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

 

                                       Оценка метапредметных результатов

   Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

        способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

        умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

        умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

        способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

        умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

   Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

   Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

                                      Оценка предметных результатов

   Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

   Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

   Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

   В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

   Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

                                                     Портфолио ученика

        является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

        реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

        позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся; лучшие достижения Российской школы,  а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

        предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.

   Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе он используется как процессуальный способ фиксирования достижений учащихся, копилка полезной информации,  наглядные доказательства образовательной деятельности ученика,  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя. 

             Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

        сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

        учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

        позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

 

                                   Разделы рабочего Портфолио

1.    Перечень представленных в Портфолио документов

2.    Участие в олимпиадах

3.    Участие в научно-практических конференциях

4.    Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования

5.    Информация о спортивных достижениях

 

                                     Портфолио также включает:

- подборку детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Это: выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку; дневники читателя; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

- систематизированные материалы текущей оценки - отдельные листы наблюдений, оценочные листы и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;

- материалы итогового тестирования,

- результаты выполнения итоговых,  комплексных работ.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

 

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год)

аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

устный опрос

письменная работа

самостоятельная работа

диктанты

контрольное списывание

тестовые задания

графическая работа

изложение

доклад

творческая работа

 

диагностическая контрольная

работа

диктанты

изложение

контроль техники чтения

 

анализ динамики текущей успеваемости

 

участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

активность в проектах и программах внеурочной деятельности

творческий отчет

 Портфолио

 анализ психолого-педагогических исследований

 

 

                                                           Ключевые вопросы,

определяющие технологию оценки

образовательных достижений учащихся

  • 1. С какой целью проводится оценка образовательных достижений?

       Как будут интерпретироваться и использоваться результаты?

  • 2. Что понимается под образовательными  достижениями? Структура образовательных достижений, приоритеты при оценке.
  • 3. Форма проверки и формат инструментария.
  • 4. Степень стандартизации на этапах разработки инструментария, проведения оценочной процедуры, обработки и представления результатов.

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе

от начального  к основному общему образованию

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень владения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемым результатов:

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачёт» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой:

     отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

     определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

     даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:

     о результатах выполнения итоговых работ по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;

     о количестве обучающихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.

Оценка результатов деятельности федеральной, региональных и муниципальных систем образования проводится на основе мониторинга образовательных достижений выпускников с учётом условий деятельности образовательных систем.

В случае если для проведения итоговых работ используется единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой является регулярный мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ: по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Мониторинг может проводиться на основе выборки, представительной для Российской Федерации и для регионов России или на основе генеральной совокупности (для муниципальных систем образования).

                              Основные задачи мониторинга образовательных достижений

  • Получение информации о состоянии образовательных достижений учащихся по основным учебным предметам
  • Выявление тенденций изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся
  • Выявление факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений учащихся.

    При реализации положений ФГОС, особенно системно – деятельностного подхода,

обучающиеся должны показать личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные:

  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
  •  сформированность познавательной мотивации;
  •  сформированность системы социальных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции;
  • социальные компетенции;
  •  правосознание;
  •  способность ставить цели и строить жизненные планы;
  •  способность к осознанию российской идентичности в социуме.

Метапредметные:

  • освоенные межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, учебное сотрудничество;
  • построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные:

  • умения, специфические для данной предметной области;
  •  виды деятельности по получению и применению нового знания в проектных ситуациях;
  • сформированность научного типа мышления;
  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

                        Современное понимание образовательных достижений

1.Освоение предметных знаний и умений

2.Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)

3.Овладение междисциплинарными умениями:

- коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);

- умениями работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др.);

- овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера);

- умения сотрудничать и работать в группе;

- умения учиться и самосовершенствоваться;

 - умения решать проблемы.

                        Показатели образовательных достижений

 -Интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету)

-Динамика образовательных достижений

-Сформированность общеучебных умений

-Сформированность коммуникативных умений

-Сформированность познавательных интересов

-Установки и ценностные ориентации

-Профессиональное самоопределение

            Направления совершенствования образовательных достижений учащихся:

1. Разработка КИМ нового поколения:

Изменение акцентов в оценке с воспроизведения знаний и умений на их применение в незнакомых ситуациях.

Разработка заданий, оценивающих межпредметные и общеучебные умения.

Введение компьютерных форм КИМ.

Разработка прогностических КИМ на межпредметной основе.

2. Введение интегральной оценки образовательных достижений, учитывающей результаты независимой объективной и накопительной системы оценки образовательных достижений (Портфолио).

             Современные педагогические технологии для реализации  ФГОС:

Технология развития критического мышления учащихся.

Технология проектного обучения.

Технология проблемного обучения.

Технология формирования универсальных учебных действий.

Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.

Технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения.

Технология организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.

Технология

оценки качества образовательных достижений  обучающегося.

                     Процедура оценки качества образовательных достижений

Процедура

Инструмент

Оценка предметных результатов

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.

Промежуточная аттестация

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования.

Административная аттестация

Различные виды административных контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.

Итоговая аттестация

ГИА, ЕГЭ

Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие  конкурсы и т.д.

 

Мониторинг, Портфолио

 

Метапредметные результаты

Тестирование

Метапредметная диагностическая работа

Комплексная интегрированная письменная контрольная работа

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио

Личностные результаты

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

 Портфолио, анкетирование, тренинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Организация разработки, апробации и внедрения разнообразных форм оценки образовательных достижений обучающихся по математике и информатике

Мировой опыт использования тестов как метода оценки качества образования показал необходимость и перспективность проведения компьютерного тестирования. Тесты позволяют получить объективные оценки уров...

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»

Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»...

АИС "Сетевой город" Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся.

АИС "Сетевой город. Образование." Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему  оценки образовательных достижений обучающихся....

"Система оценки образовательных достижений обучающихся 5-9 классов в соответствии с ФГОС ООО"

Система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в нашем лицее. В данной статье подробно рассмотрена структура системы о...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

Формирование системы оценки образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС

В данном эссе предпринята попытка анализа изменений требований к педагогической деятельности учителя в связи с введением новых образовательных стандартов. Важным составляющим происходящих изменений яв...


 

Комментарии

Жужнева Маргарита Сергеевна

Уважаемая Людмила Васильевна. Спасибо за публикацию очень содержательного материала. «Педагогические работники пользуются следующими правами и свободами: …свобода преподавания...; …выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;…право на творческую инициативу…; …на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания…», - говорится в п. 3 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Действительно, эта статья дает нам, педагогическим работником, огромную возможность в осуществлении своих должностных обязанностей по организации образовательного процесса. Но какие бы мы ни выбирали учебно-методические комплекты, педагогические технологии, методы и приемы обучения, вся наша деятельность должна быть направлена на формирование у детей ключевых компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Цели и задачи изучения истории и обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Вся моя педагогическая деятельность направлена на достижение целей, определенных ФГОС в изучении истории и обществознания.