Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»
материал (6 класс) на тему
Основная цель мастер-класса -формирование навыка правильного певческого дыхания посредством дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.Беседа о здоровьесберегающих технологиях.
Одним из условий полноценного развития детей школьного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизческого и психологического состояния. Для развития здоровья детей помогает использование здоровьесберегающих технологий. Работа по здоровьесбережению основана на следующих принципах: принцип систематичности и последовательности, непрерывности здоровьесберегающего процесса, системного чередования нагрузок и отдыха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.doc | 304 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Первомайское муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Мастер-класс
«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Ломакина О.А.
п.Первомайский, 2015 г.
Мастер – класс на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»
Цель: формирование навыка правильного певческого дыхания посредством дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.
Задачи:
-познакомить с особенной значимостью дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой;
-обучить методике выполнения упражнений дыхательной гимнастики;
-воспитывать стремление к здоровому образу жизни .
Оборудование:
-фортепиано;
-компьютер;
-проектор;
-методическое пособие – И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова «Лечебная физкультура»,М.2003г.
Ход занятия
Приветствие участников. Беседа о здоровьесберегающих технологиях.
Одним из условий полноценного развития детей школьного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизческого и психологического состояния. Для развития здоровья детей помогает использование здоровьесберегающих технологий. Работа по здоровьесбережению основана на следующих принципах: принцип систематичности и последовательности, непрерывности здоровьесберегающего процесса, системного чередования нагрузок и отдыха.
Для сохранения и укрепления здоровья детей работа проводится систематически с использованием разных форм занятий. Ежедневно в свои занятия включаю физкультминутки: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальцевая гимнастика, гимнастика для глаз, которые помогают повысить внимание, умственную работоспособность эмоциональный тонус, снять перегрузки , утомляемость ,развить вокальные навыки.
В настоящее время особое распространение получила дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний.
Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы-диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос или через рот. Одновременно с вдохом выполняются движения. вызывающие сжатие грудной клетки .
Рассмотрим правила методики дыхательной гимнастики Стрельниковой
Правила методики дыхания:
Правило 1. Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично
вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.
Правило 2. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот. Если вдох требует усилий и определенных энергетических затрат, то выдох характеризуется произвольностью. При этом нет необходимости выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно и беспрепятственно. Нередко стремление сделать выдох активным и энергичным приводит к сбою ритма дыхания.
Правило 3. Все упражнения, направленные на отрабатывание техники правильного дыхания, нужно выполнять, производя счет. Это поможет не сбиться с ритма и к тому же последовательно и правильно сделать все требующиеся элементы.
Правило 4. Ритм, который является еще одной важной составляющей комплекса упражнений дыхательной гимнастики, должен соответствовать ритму маршевого шага. Все упражнения следует проводить в определенном темпе. Это важно для сохранения ритма и достижения максимального эффекта. Каждый элемент дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять менее чем за секунду. Это достигается путем упорных и регулярных тренировок.
Правило 5. В методике дыхания по Стрельниковой. вдох и выполняемое движение составляют единое целое. Их нужно проводить одновременно, а не поочередно. -
Правило 6. К занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет повысить эффект, оказываемый гимнастикой.
Приступаем к разучиванию упражнений дыхательной гимнастики
Это те движения, которые необходимо добавлять по одному каждый последующий день после того, как вы освоили начальные упражнения. Основной комплекс разделяется на движения головой и движения корпусом (или главные движения). Сначала обратимся к движениям головой.
Повороты
Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Начинайте поворачивать голову вправо-влево (рис. 4), делая это резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом – вдох носом. Короткий, резкий, шумный. Поворот вправо – шумный вдох, поворот влево – шумный вдох. Выполняйте повороты со вдохами на восемь тактов. Думайте: «Гарью
пахнет! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух. Посередине голову не задерживайте, идут только повороты. Шею напрягать нельзя, наклонять голову нельзя.
Всего выполните 12 циклов (по 8 вдохов).
Это не только превосходное дыхательное упражнение, оно развивает мускулатуру шеи, предотвращает развитие остеохондроза. Но есть болезни, при которых его выполнение ограничено и запрещено.
«Ушки»
Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Начинаем покачивания головой. Сначала слегка наклоните голову вправо (рис. 5а), правое ухо направлено к правому плечу – одновременно шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево (рис. 5б), левое ухо направлено к левому плечу – одновременно сделайте вдох. Покачивайте головой, как будто вы кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Обратите внимание, что корпус и плечи должны быть неподвижны. Нельзя поднимать или опускать плечи, нельзя подтягивать плечо к уху. Работает только голова. Одновременно с каждым покачиванием выполняется вдох. Всего движений в цикле 8. Затем отдых 3-4 с и новый цикл. Выполните 12 циклов.
«Малый маятник»
Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Опустили голову вниз, посмотрели на пол – сделали шумный, активный вдох (рис. 6а). Подняли голову вверх, посмотрели на потолок – сделали шумный короткий вдох (рис. 6б). Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?» Смотрите вниз – вдох «с пола», смотрите вверх – вдох «с потолка». Каждый цикл включает 8 движений головой вверх-вниз. Не задерживайте выдохи, дайте им автоматически происходить после вдохов, но и не выбрасывайте воздух мощно. Выдохи идут бесшумно, через приоткрытый рот, свободно.
Если не получается выдыхать через рот, можно в крайнем случае выдыхать и через нос (но не рекомендуется). Всего выполните 12 циклов.
«Кошка»
Исходная позиция – стоя, ноги расставлены чуть больше ширины плеч, руки расположены на уровне пояса (рис. 7). Особое замечание: ступни от пола не отрывать!
Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево (рис. 8). Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – в зависимости от того, в какую сторону вы повернулись. Вы уже пробовали так делать в начальных упражнениях.
Сначала легко, играючи приседаете и слегка поворачиваетесь всем туловищем вправо – делаете резкий короткий вдох. Затем легко приседаете и поворачиваете туловище влево – делаете резкий короткий вдох.
Так и продолжайте: поворот влево, поворот вправо, вдох справа – вдох слева. Шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов. Выдохи должны происходить между вдохами автоматически, непроизвольно.
«Обними плечи»
Встаньте прямо. Поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи (рис. 9а). Теперь «бросайте» руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку (рис. 9б). Обратите внимание, чтобы руки шли параллельно друг другу, а не крест-накрест (то есть плечо – подмышка, а не плечо – плечо). Ни в коем случае не меняйте расположение рук (все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводите и не напрягайте. Локти тоже нельзя разгибать. Выполняйте упражнение в темпе шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, выполняйте короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Когда освоите это упражнение, можете в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (брать вдох «с потолка»). Выполните 12 циклов по 8 движений в каждом. Упражнение разрешается делать в положении сидя и лежа.
Итог.
На занятии мы познакомились с упражнениями дыхательной гимнастики, которые помогают развивать певческий голос, укреплять здоровье.
Вывод.
Здоровый образ жизни занимает важное место в главных ценностях человека в нашем обществе. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Литература:
1. Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учеб. пособие / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова. -Краснодар, 1999. 70 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для каждого / В.К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988 - 208 с.
3. Бальсевич В.К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. М.: Советский спорт, 1988.-48 с.
4.Богина Т.JI. Охрана здоровья детей : метод, пособие / T.JI. Богина. М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 112 с.
5. Бреслав И.С. Произвольная регуляция дыхания / И.С. Бреслав. Л.: Наука, 1975.- 179 с.
6. Бреслав И.С. Особенности регуляции дыхания человека / И.С. Бреслав // Физиология дыхания: учебник / под ред. И.С. Бреслава, Г.Г. Исаева. СПб.: Наука, 1994.-С. 473-499.
7. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э.С. Вильчковский. Киев: Здоровье, 1983. - С. 24-29.
8. Волкова С.С. Как воспитать здорового ребенка / С.С. Волкова. Киев: Рад. школа, 1981.-93 с.
9. Дыхательная гимнастика по профессору B.C. Чугунову // Наука и жизнь.- 1996. № 1.-С.38.
10. Ермолаев О.Ю. Правильное дыхание: практическое пособие / О.Ю. Ермолаев. М.: Флинта: наука, 2001. - 192 с.
11. Информационно-справочный материал Городского медико-педагогического совета «Здоровье сберегающее пространство в ДОУ: состояние, проблемы, современные подходы». Волгоград, 2003. - 12 с.
12.Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура // Москва,2003.-С.2-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
Использование здоровьесберегающих технологий...
Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»
Структура мастер-класса: 1. Вступление.2. Основная часть.а) сообщение темы, задач мастер –класса;б) методы здоровьесберегающих технологий:-артикуля...
"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"...
Презентация.Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....
Консультация для педагогов (из опыта работы) "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития реб...
Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности. Представление системы ...