Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»
материал (6 класс) на тему

Ломакина Оксана Александровна

Основная цель мастер-класса -формирование навыка правильного певческого дыхания посредством дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.Беседа о здоровьесберегающих технологиях.

Одним из условий полноценного развития детей школьного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизческого  и  психологического состояния. Для развития здоровья детей помогает использование здоровьесберегающих технологий. Работа по здоровьесбережению основана на следующих принципах: принцип систематичности и последовательности, непрерывности здоровьесберегающего процесса, системного чередования нагрузок и отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-klass.doc304 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Первомайское муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Мастер-класс

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»

                                                                      Подготовила:

                     педагог дополнительного образования

                                                                               Ломакина О.А.

                                                   

                                             п.Первомайский, 2015 г.

Мастер – класс на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»

Цель: формирование навыка правильного певческого дыхания посредством дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Задачи:

-познакомить с особенной значимостью дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой;

-обучить методике выполнения  упражнений дыхательной гимнастики;

-воспитывать стремление к здоровому образу жизни .

Оборудование:

-фортепиано;

-компьютер;

-проектор;

-методическое пособие – И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова «Лечебная физкультура»,М.2003г.

Ход занятия

Приветствие участников. Беседа о здоровьесберегающих технологиях.

Одним из условий полноценного развития детей школьного возраста является высокий уровень здоровья, его психофизческого  и  психологического состояния. Для развития здоровья детей помогает использование здоровьесберегающих технологий. Работа по здоровьесбережению основана на следующих принципах: принцип систематичности и последовательности, непрерывности здоровьесберегающего процесса, системного чередования нагрузок и отдыха.

 Для сохранения и укрепления здоровья детей работа проводится систематически с использованием разных форм занятий. Ежедневно в свои занятия включаю физкультминутки: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальцевая гимнастика, гимнастика для глаз, которые помогают повысить внимание, умственную работоспособность эмоциональный тонус, снять перегрузки , утомляемость ,развить вокальные навыки.

В настоящее время  особое распространение получила дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний.

Особенностью и  важным преимуществом дыхательной гимнастики является использование форсированного вдоха и  вовлечение самой мощной дыхательной мышцы-диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос или  через рот. Одновременно с вдохом выполняются движения. вызывающие сжатие грудной клетки .

 Рассмотрим  правила методики дыхательной гимнастики Стрельниковой

Правила методики дыхания:

Правило 1. Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично

вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.

Правило 2. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот. Если вдох требует усилий и определенных энергетических затрат, то выдох характеризуется произвольностью. При этом нет необходимости выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно и беспрепятственно. Нередко стремление сделать выдох активным и энергичным приводит к сбою ритма дыхания.

Правило 3. Все упражнения, направленные на отрабатывание техники правильного дыхания, нужно выполнять, производя счет. Это поможет не сбиться с ритма и к тому же последовательно и правильно сделать все требующиеся элементы.

Правило 4. Ритм, который является еще одной важной составляющей комплекса упражнений дыхательной гимнастики, должен соответствовать ритму маршевого шага. Все упражнения следует проводить в определенном темпе. Это важно для сохранения ритма и достижения максимального эффекта. Каждый элемент дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять менее чем за секунду. Это достигается путем упорных и регулярных тренировок.

Правило 5. В методике дыхания по Стрельниковой. вдох и выполняемое движение составляют единое целое. Их нужно проводить одновременно, а не поочередно. -

Правило 6. К занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет повысить эффект, оказываемый гимнастикой.

Приступаем к разучиванию упражнений дыхательной гимнастики

Основной комплекс упражнений

Это те движения, которые необходимо добавлять по одному каждый последующий день после того, как вы освоили начальные упражнения. Основной комплекс разделяется на движения головой и движения корпусом (или главные движения). Сначала обратимся к движениям головой.

Повороты

Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Начинайте поворачивать голову вправо-влево (рис. 4), делая это резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом – вдох носом. Короткий, резкий, шумный. Поворот вправо – шумный вдох, поворот влево – шумный вдох. Выполняйте повороты со вдохами на восемь тактов. Думайте: «Гарью

пахнет! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух. Посередине голову не задерживайте, идут только повороты. Шею напрягать нельзя, наклонять голову нельзя.

 

 

Всего выполните 12 циклов (по 8 вдохов).

Это не только превосходное дыхательное упражнение, оно развивает мускулатуру шеи, предотвращает развитие остеохондроза. Но есть болезни, при которых его выполнение ограничено и запрещено.

«Ушки»

Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Начинаем покачивания головой. Сначала слегка наклоните голову вправо (рис. 5а), правое ухо направлено к правому плечу – одновременно шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево (рис. 5б), левое ухо направлено к левому плечу – одновременно сделайте вдох. Покачивайте головой, как будто вы кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Обратите внимание, что корпус и плечи должны быть неподвижны. Нельзя поднимать или опускать плечи, нельзя подтягивать плечо к уху. Работает только голова. Одновременно с каждым покачиванием выполняется вдох. Всего движений в цикле 8. Затем отдых 3-4 с и новый цикл. Выполните 12 циклов.

 

 

«Малый маятник»

Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Опустили голову вниз, посмотрели на пол – сделали шумный, активный вдох (рис. 6а). Подняли голову вверх, посмотрели на потолок – сделали шумный короткий вдох (рис. 6б). Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?» Смотрите вниз – вдох «с пола», смотрите вверх – вдох «с потолка». Каждый цикл включает 8 движений головой вверх-вниз. Не задерживайте выдохи, дайте им автоматически происходить после вдохов, но и не выбрасывайте воздух мощно. Выдохи идут бесшумно, через приоткрытый рот, свободно.

 

 

Если не получается выдыхать через рот, можно в крайнем случае выдыхать и через нос (но не рекомендуется). Всего выполните 12 циклов.

«Кошка»

Исходная позиция – стоя, ноги расставлены чуть больше ширины плеч, руки расположены на уровне пояса (рис. 7). Особое замечание: ступни от пола не отрывать!

 

 

Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево (рис. 8). Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – в зависимости от того, в какую сторону вы повернулись. Вы уже пробовали так делать в начальных упражнениях.

 

 

Сначала легко, играючи приседаете и слегка поворачиваетесь всем туловищем вправо – делаете резкий короткий вдох. Затем легко приседаете и поворачиваете туловище влево – делаете резкий короткий вдох.

Так и продолжайте: поворот влево, поворот вправо, вдох справа – вдох слева. Шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов. Выдохи должны происходить между вдохами автоматически, непроизвольно.

«Обними плечи»

Встаньте прямо. Поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи (рис. 9а). Теперь «бросайте» руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку (рис. 9б). Обратите внимание, чтобы руки шли параллельно друг другу, а не крест-накрест (то есть плечо – подмышка, а не плечо – плечо). Ни в коем случае не меняйте расположение рук (все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводите и не напрягайте. Локти тоже нельзя разгибать. Выполняйте упражнение в темпе шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, выполняйте короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Когда освоите это упражнение, можете в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (брать вдох «с потолка»). Выполните 12 циклов по 8 движений в каждом. Упражнение разрешается делать в положении сидя и лежа.

 

Итог.

На занятии мы познакомились с упражнениями дыхательной гимнастики, которые помогают развивать певческий голос, укреплять здоровье.

Вывод.

Здоровый образ жизни занимает важное место в главных ценностях человека в нашем обществе. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Литература:

 1. Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учеб. пособие / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова. -Краснодар, 1999. 70 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для каждого / В.К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988 - 208 с.

3. Бальсевич В.К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. М.: Советский спорт, 1988.-48 с.

4.Богина Т.JI. Охрана здоровья детей : метод, пособие / T.JI. Богина. М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 112 с.

 5. Бреслав И.С. Произвольная регуляция дыхания / И.С. Бреслав. Л.: Наука, 1975.- 179 с.

6. Бреслав И.С. Особенности регуляции дыхания человека / И.С. Бреслав // Физиология дыхания: учебник / под ред. И.С. Бреслава, Г.Г. Исаева. СПб.: Наука, 1994.-С. 473-499.

7. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э.С. Вильчковский. Киев: Здоровье, 1983. - С. 24-29.

8. Волкова С.С. Как воспитать здорового ребенка / С.С. Волкова. Киев: Рад. школа, 1981.-93 с.

 

9. Дыхательная гимнастика по профессору B.C. Чугунову // Наука и жизнь.- 1996. № 1.-С.38.

10. Ермолаев О.Ю. Правильное дыхание: практическое пособие / О.Ю. Ермолаев. М.: Флинта: наука, 2001. - 192 с.

11. Информационно-справочный материал Городского медико-педагогического совета «Здоровье сберегающее пространство в ДОУ: состояние, проблемы, современные подходы». Волгоград, 2003. - 12 с.

12.Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура //      Москва,2003.-С.2-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Использование    здоровьесберегающих   технологий...

Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

Структура мастер-класса: 1.     Вступление.2.     Основная часть.а) сообщение темы, задач мастер –класса;б) методы здоровьесберегающих технологий:-артикуля...

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"...

Презентация.Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Консультация для педагогов (из опыта работы) "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития реб...

Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности. Представление системы ...